Философская энциклопедия

ВАН ДАО

ВАН ДАО
ВАН ДАО (кит. “путь совершенного правителя”, “путь истинного царя”) — понятие традиционной китайской, гл. о. конфуцианской, политической мысли, выражающее идеал государственного управления. Впервые упоминается в “Шу изиде”. Входящий в бином ван дао иероглиф “ван” обозначает титул верховного правителя в древнем Китае (до кон.3 в. до н. э.). Начертание иероглифа—три горизонтальные черты, соединенные вертикальной,—может интерпретироваться и как иероглиф “ту” (“земля”, “почва”), вверху ограниченный горизонтальной линией, и несет идею соединения Неба и Земли, т. е. высшего божественного и (или) природного начала и его противоположности, а также идею медиации между ними. В традиционной историографии закрепилось толкование ван дао как “правильного пути прежних ванов”. Конфуцианская трактовка ван дао противостояла легистской (см. Дегизм), выраженной в “Шин цзюнь шу>, где “путь правителя” подразумевал “путь к господству в Поднебесной” с помощью мер, направленных на укрепление единоличной власти монарха и усиление т. о. государства. В “Мэн-цзы” (4—3 вв. до н. э.) “[совершенному] правителю”(вану) противопоставлен “деспот/гегемон” (ба)— так титуловался самый сильный из правителей древнекитайских царств в 8—5 вв. до н. э. Если ван “использует благую силу (дз) и осуществляет гуманность (жэт)”, то ба “использует силу и пренебрегает гуманностью”. В “Сюнь-цзы” ван и ба выступают как выразители разных, но одинаково необходимых принципов управления: ван “возвышает ли—благопристойность, почитает таланты”, “утверждает долг/справедливость^)”, тем самым “овладевая людьми”; ба “делает упор на закон, любит народ” и “утверждает благонадежность”, т. о. “овладевая [отношениями] между (людьми], увеличивая мощь [своей] земли и [полностью] овладевая [ею]”. В легистском трактате “Хань Фзй-цуы” предложен единый “путь правителя—деспота/гегемона” (ван ба чжи дао), отвергающий конфуцианские принципы управления, основанные на культивировании морали: “просветленный государь использует (главным образом] силу”, “[следует] не использовать благодать/добродетель, но использовать закон”. В средневековой политической мысли понятие “ба дао” (“путь деспота”) употреблялось гл. о. как антоним ван да(>1 но само понятие ван дао включало интегрированные конфуцианством легистские идеи.
Лит.: Мартынов А. С. Представление о природе и мироустроительных функциях власти китайских императоров в официальной традиции.—”Народы Азии и Африки”, 1972, № 5; Лапина 3. Г. Функционирование механизма традиции и проблема идеалов в политической мысли средневековья (на материалах трактата Ли Fqy, 1039).—В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.
А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. ван даоПуть [совершенного] правителя путь [истинного] царя. Понятие традиц. кит. гл. обр. конф. политич. мысли выражающее идеал гос. управления. Впервые упоминается в Шу цзине ...Китайская философия. Энциклопедический словарь