Философская энциклопедия

БАЛЛА

БАЛЛА
БАЛЛА (Valla) Лоренцо (ок. 1407, Рим—1 августа 1457, Рим) — итальянский гуманист эпохи Возрождения, философ, филолог, историк. Происходил из семьи римского юриста, служившего в папской курии. Уже в юности в совершенстве овладел латинским языком, изучал греческий, с увлечением читал античных авторов, проявляя особый интерес к проблемам этики, филологии, риторики. В 1431—33 преподавал риторику в университете Павии. В эти годы закончил 2-ю редакцию этико-философского сочинения “Об истинном и ложном благе” (De ver falsoque bono), написанного в форме диалога (в 1-й редакции — “О наслаждении как истинном благе”, “De voluptate ас de vero bono”, 1431, рус. пер. 1989). В нем дискуссию о высшем благе ведут три собеседника — стоик, эпикуреец и христианин. Стоик говорит о враждебности природы человеку, наделившей его склонностью к порокам, а не к добродетели, эпикуреец — о возможности достичь блага, данного людям от природы и состоящего в наслаждении; христианин не согласен со стоиком и, как и эпикуреец, отождествляет высшее благо с наслаждением, но осуждает тягу человека к земным радостям. Однако апология последних в речи эпикурейца столь выразительна, что не оставляет сомнений в симпатиях Валлы: наслаждение полезно человеку, тогда как страдания пагубны, важна лишь разумная мера в стремлении к удовольствиям.
В 1435—47 Балла служил секретарем у Альфонса Арагонского, правителя Неаполитанского королевства.В 1439—40 им было написано философско-теологическое сочинение “Освободе воли” (De libero arbitrio, рус. пер. 1989), где он утверждал, что первородный грех не исказил волю человека, сохранившую способность самостоятельного выбора между добром и злом. В “Диалектических диспутах” (Dialecticae disputationes contra Aristotelikos, 1439, изд. 1499) он поставил под сомнение непререкаемый для схоластов авторитет Аристотеля в вопросах логики. К неаполитанскому периоду относятся и остро антицерковные сочинения Баллы, создание которых стало возможным в обстановке противоборства Альфонса Арагонского и палы Евгения IV. В диалоге “О монашеском обете” (1439—43, рус. пер. 1963) объявлялся противоестественным сам институт монашества с его аскетизмом и отречением от мирской жизни. В “Рассуждении о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина” (De falso crédita et emendita Constantini donatione Declamatio, 1440, изд. 1517, рус. пер. 1963) Балла, опираясь на свои познания в истории, лингвистике, археологии, географии, нумизматике, доказал подложность документа, в течение многих веков служившего основанием для притязаний папства на светскую власть. “Рассуждение” стало образцом новаторской исторической критики текста. В Неаполе Валла работал над 3-й, расширенной редакцией диалога “Об истинном и ложном благе”. В 1444 Балла был привлечен к инквизиционному суду, от которого его спасло заступничество короля Альфонса Арагонского; он выступил с защитой своих взглядов в “Апологии против клеветников” (1444). При новом папе, Николае V, Балла в 1448 вернулся в Рим, став секретарем курии; в 1450 начал преподавать риторику в Римском университете. В теории ораторского искусства он отдавал предпочтение не Цицерону, как большинство гуманистов, а Квинтилйану. Валла продолжил в Риме редактирование диалога “Об истинном и ложном благе”, создав четвертый вариант этого сочинения, а также написал 2-ю и 3-ю редакции “Диалектических диспутов”. Главным трудом последних лет стали “Примечания к Новому Завету”, где различные кодексы греческого текста Нового Завета сопоставлялись с его латинским переводом,—пример исторической критики текста. Напечатанные в 1505 “Примечания” способствовали формированию идей Реформации.
Соч.: Opéra omnia, a cura di E. Garin, v. 1—2. Torino, 1962; в рус. пер.— В кн.: Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963; Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989. Лит.: Ревякина Н. Б. Творческий путь Лоренцо Баллы и его философское наследие.—В кн.: Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989; Gaeta F. Lorenzo Valla. Filosofa e storia nell' umanesimo italiano. Napoli, 1955; Camporeale S. I. Lorenzo Valla. Umanesimo e teologia. Firenze, 1972; Lorenzo Valla e umanesimo italiano. Padova, 1966; Fubini A Umanesim e secolarizzazione da Petrarca a Valla. Roma, 1990.
Л. М. Брагина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. баллаВаlla Джакомо итальянский художник мастерфутуризма. В зрелом творчестве х гг. перешел от фигурных композиций кабстракциям выражающим динамику чистых энергий свободнорас...Большой энциклопедический словарь II
  2. баллаДжакомо Balla Giacomo Турин Рим. Итальянский живописец скульптор дизайнер. Представитель футуризма. Учился в Академии Альбертина в Турине. В переехал в Рим где регуля...Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  3. баллакорень БАЛ суффикс Л окончание А Основа слова БАЛЛВычисленный способ образования слова Суффиксальный БАЛ Л А Слово Балла содержит следующие морфемы или части при...Морфемный разбор слова по составу
  4. баллаБАЛЛА Ваlla Джакомо итальянский художник мастер футуризма. В зрелом творчестве х гг. перешел от фигурных композиций к абстракциям выражающим динамику чистых энергий своб...Современный энциклопедический словарь
  5. баллаBalla тал. маляр футуристичн картини часто близьк до абстракц псля повернувся до реалзму....Універсальний словник-енциклопедія
  6. баллаBalla Джакомо тал. маляр футуристичн картини часто близьк до абстракц псля повернувся до реалзму....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)