Философская энциклопедия

АЮРВЕДА

АЮРВЕДА
АЮРВЕДА (от санскр. âyus —долголетие и veda — знание, букв. — знание [о том, как поддержать] жизнь, или долголетие) — система традиционной медицины, включающая основные антропологические идеи индийской мысли. Сформировалась в рамках брахманизма. Систематизирована Сушрутой в известном собрании медицинских текстов “Сушрута самхита”, датируемом 2—3 вв., а также придворным врачом царя Канишки Чаракой (1 в.) в “Чарака самхите”, окончательно отредактированной Дридхабалой ок. 5 в. Медицинская теория аюрведы опиралась на философские схемы устройства мира и человека, развитые гл. о. в двух школах — вайшешике и санкхье, хотя в ней встечаются термины и понятия других систем, таких, как ньяя, веданта, йога, буддизм и джайнизм. У вайшешики аюрведа заимствует идею атомистического строения вселенной и тела человека, у санкхьи—идею эволюции Пракрити и взаимодействия гун. Однако, хотя механистические взгляды вайшешики и эволюционистские представления санкхьи во многом исключают друг друга, авторы аюрведических текстов, игнорируя возможные противоречия; используют те и другие для решения задач медицинской науки. По словам индолога Дж. Ларсона, “философия для медицины выступает как служанка естественного наблюдения и эксперимента”.
Главным предметом аюрведы является жизнедеятельность человеческого организма в контексте жизнедеятельности природы.Поэтому из пяти первоэлементов (см. Бхуты), которыми занималась индийская натурфилософия, на первый план выступают те, которые составляют основу жизненной активности—ветер, огонь и вода. Все вместе они образуют питательную жидкость—расу. Ветер проявляет себя в моторной деятельности организма—дыхании, глотании, говорении, пищеварении, выведении экскрементов, воды, кровообращении и двигательной активности вообще. Все это составляет вату (соответствует гумору ветра у Гиппократа). Огонь, соответствующий гумору питта, или желчи,—это энергетическая система, которая поддерживает температуру тела и способствует перевариванию пищи (пака, букв. — подогревание на огне), окрашиванию крови в красный цвет, цвету лица, является предпосылкой зрения, чувственной активности. Вода представляет собой соединительную ткань организма, капху, или флегму, проявляющуюся в поте, плазме и всех других жидкостях, которые поддерживают ткани и части тела в состоянии единого целого. К трем основным флюидам добавляется еще семь элементов: питательная жидкость, кровь, плоть, жир, кости, желчь и семя. Все они происходят из питательной жидкости путем “варения”, все твердые части тела являются результатом “варки” жидких. Физиология тела, по аюрведе, отражает действие стихий в природе, где все вегетативные процессы протекают под воздействием жара Солнца, которое также “варит” все жидкости.
Дыхательная, пищеварительная и интегративная функции биологической системы исчерпывают формы жизнедеятельности организма. В состоянии сбалансированности они выступают как “три дхату” (“три элемента”), что соответствует здоровью. Нарушение их баланса соответствует болезни. Все люди, животные и растения, а также природные и психологические явления (времена года, стихии, пищевые продукты, климатические условия, темпераменты, типы поведения, запахи, вкусы, ощущения и т. п.), включая их нормальное и анормальное функционирование (болезни), делятся в аюрведе на три класса по преобладанию в них вата, питта или капха. На индивидуальном уровне воссоздание равновесия трех классов элементов достигается за счет “подавления” избыточного элемента. Напр., болезни, вызванные желчью, рекомендуется лечить водяной пищей, остужающей огонь, в условиях прохладного дождливого климата или прохладного времени года, соответствующими остужающими средствами гигиены, запахами и ощущениями, успокаивающим общением и т. п. Болезни, вызванные флегмой, напротив—огненной пищей, жарким климатом и т. п. Кроме нарушения баланса гуморов причиной болезни могут стать нарушения элементов тела (дхату), а также внешние факторы, не имеющие' отношения к теории гуморов: повреждение частей тела, отравление и происки сверхъестественных сил (духов предков, демонов и т. п.). Признается и влияние кармы— проступков человека в прошлых существованиях (кармавипака).
Т. о., здоровье и болезнь с т. зр. аюрведы являются сложными многофакторными явлениями, связанными не только с физиологией и экологией, но и с моральным состояние как индивида, так и вселенной в целом. Это очевидно и из следующей распространенной классификации основных причин болезней: 1) неправильное соединение органов чувств с их объектами, являющееся сферой действия врача и устраняемое с помощью диеты, хирургического вмешательства, специальных лекарств; 2) недостаток мудрости, представляющий собой субъективную причину заболевания, связанную с аффективной, мыслительной, речевой и моторной деятельностью индивида или, иными словами, с одержимостью страстями. Поддается лечению с помощью йоги и медитации; 3) время или смена времен года, включающие окружение человека, его среду. Стратегия устранения каждой из трех причин заключается в поисках того, что больше всего подходит (сатмья, букв.— совпадающее с сутью, душой) данному конкретному человеку, начиная с питания и кончая климатом и средой.
Аюрведу часто называют холистической медициной, поскольку она предполагает взгляд на природу, человека, общество и культуру как единое целое, или же экологической медициной, т. к. она подразумевает создание некой гармоничной экосистемы.
В. Г. Лысенко АЯТАН Ы — см. Дхармы.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. аюрведаПриложение к священным книгам индусов ведам относящимся к IIIII тысячелетиям до н. э. В А. содержатся элементы рациональной медицины опирающиеся на многовековой опыт нар...Адаптивная физическая культура
  2. аюрведаодна из священных индийских книгвед содержащая жертвенныеформулы и толкования....Большой энциклопедический словарь II
  3. аюрведаАЮРВЕДА одна из священных индийских книгвед содержащая жертвенные формулы и толкования....Большой энциклопедический словарь III
  4. аюрведаАЮРВЕДА одна из священных индийских книгвед содержащая жертвенные формулы и толкования....Большой Энциклопедический словарь V
  5. аюрведанаука долголетия традиционная медицина согласно преданию воспринятая людьми от бога врачевания Дханвантари крый получил ее от Брахмы через посредство Ашвинов и Индры. Со...Индуизм
  6. аюрведаНачальная форма Аюрведа единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. аюрведаСанскр. Букв. Веда Жизни.Источник Теософский словарь...Религиозные термины
  8. аюрведаИскусство врачевания в Индии основанное на равновесии трех элементов газов вата желчи питта и флегмы капха. Соотношение их пропорций определяет состояние организма. В зав...Словарь религий, обрядов и верований
  9. аюрведааюрведа сущ. колво синонимов медицина Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ....Словарь синонимов II
  10. аюрведаАЮРВЕДА одна из священных индийских книгвед содержащая жертвенные формулы и толкования....Современный энциклопедический словарь
  11. аюрведаАЮРВЕДА санскр. наука життя або знання життя давньондйська система медичних знань яка сну розвиваться вже деклька тисячолть. Складання А. вдносять за рзними даними до I...Фармацевтична енциклопедія
  12. аюрведаЕда Ева Дер Ера Рада Рев Ревю Дева Вред Ваер Вад Аюрведа Ада Авар Юар Вар Вард Веда Вера Верд Дар Едва Евр...Электронный словарь анаграмм русского языка
  13. аюрведаАЮРВЕДА одна из священных индийских книгвед содержащая жертвенные формулы и толкования....Энциклопедический словарь естествознания