Философская энциклопедия

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ
(от греч. askesis — упражнение, подвиг, asketes — подвижник) — пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах А. предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п.; в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Понятый широко, А. имеет онтологические основания, поскольку опирается на реально существующее мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях. Возвеличение идеального мира, входящее в суть А., предполагает предельно широкое утверждение основных ценностей этого мира в реальном мире.
А. представляет собой одну из основных характеристик коллективистических обществ (средневековое общество, коммунистическое общество и т.п.) и коллективистических общностей (армия, церковь, тоталитарная религиозная секта или политическая партия и т.п.) (см.Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). В коллективистических обществах А. считается одним из важных средств, обеспечивающих переход от существующего социального строя к гораздо более совершенному обществу, своего рода «раю на небесах» или «раю на земле».
В А. можно выделить его материальную и духовную составляющие.Материальный А. обычно предполагает отрицание или хотя бы порицание собственности, отрицание семьи или по меньшей мере резкое умаление ее роли в обществе, подразделение потребностей человека на естественные и искусственные и принижение последних и т.п. Духовный аскетизм может включать отказ от многих духовных и интеллектуальных потребностей или даже превознесение нищеты духа, ограничение участия в духовной или интеллектуальной жизни своего времени, отказ от осуществления своих гражданских и политических прав и т.п. Граница между материальным и духовным А. является относительной.
Платон, создавший первую последовательную и хорошо аргументированную концепцию коллективистического общества (диалоги «Государство», «Законы»), выдвигал умеренность, удовлетворенность своим положением, каким бы оно ни было, в качестве общей добродетели для всех трех классов своего идеального общества. Умеренность, сущность которой в самоограничении, Платон понимал настолько широко, что включал в нее также политическое самоограничение — признание гражданами права государственного органа требовать законопослушания и повиновения управляемых. Самоограничение преследовало цель задержать все перемены и обеспечить простирающуюся неограниченно стабильность общества и тем самым, как думал Платон, справедливость.
Средневековый А. предполагал принесение в жертву земного ради небесного, сдержанность всех проявлений земной жизни, сведение к минимуму всех земных целей и забот, уменьшение роли человеческой плоти в жизни человека, сдержанность при изображении земной жизни, ее богатства и многообразия в искусстве; постоянное выявление и культивирование того, что является свидетельством иной, более возвышенной духовной жизни. Влечения к наслаждению пищей и вином, запахами, звуками, красками и формами («похоти плоти») опасны, говорил Августин, однако не вообще, а лишь когда они становятся самоцелью и превращаются в самостоятельный источник наслаждения. Произведения человеческих рук прекрасны, но только в той мере, в какой в них присутствуют следы идеальной красоты, заключенной в Боге. Искушение суетным знанием даже более опасно, чем плотские вожделения. Страсть к исследованию окружающего мира («похоть очей»), жадное любопытство, рядящееся в одежду познания и науки, не может быть одобрено, если оно не служит религиозным целям и не сочетается с верой в Бога.
Презрение к земному миру, предполагаемое А., не означает тотальной неприязни и тем более ненависти к нему. «Человек может и должен любить свое тело, но не ради него самого, а ради здоровья; но и заботиться о своем здоровье он должен не ради самого здоровья, а ради того, чтобы телесные недуги не мешали ему совершенствовать свою душу и делать добрые дела; и душу свою он должен любить не ради нее самой, а ради блага, в ней заключенного, которое, по Августину, есть Бог» (Г.Г. Майоров).
Средневековый А., требовавший направленности всех помыслов к высшему благу и презрения ко всему, что мешает такой направленности, вовсе не был мрачной, отсекающей все земные радости доктриной, как это иногда представляется (Г. Эйкен, Л. Шестов и др.). Другое дело, что в крайних своих проявлениях, у особенно ревностных своих последователей А. мог доходить до умерщвления плоти и отрицания всякой ценности земной красоты. Но и «нормальный» А., требовавший презрения к земной жизни ради жизни небесной, распространялся не только на искушения плоти или неумеренную любознательность, но и на благие дела. Сдержанность, диктовавшаяся им, касалась всех сторон земной жизни, всех видов человеческой деятельности.
Коммунистический А. основывался на убеждении в приоритете будущего, совершенного общества над существующим обществом, призванным служить лишь ступенькой на пути к коммунизму. А. этого типа требовал, прежде всего, полного отказа от собственности и отведения на второй план роли семьи. «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности»; «коммунистов можно упрекнуть разве лишь в том, что они хотят поставить официальную, открытую общность жен на место лицемерно скрываемой» (К. Маркс, Ф. Энгельс). Идейному обоснованию коммунистического А. служило разделение потребностей человека на естественные и искусствен н ые. Предполагалось, что только первые должны удовлетворяться, поскольку вторые навязаны человеку несовершенным обществом и должны быть отброшены. Важным доводом в поддержку А. являлось и различение низшей ступени коммунизма (социализма) и высшей его ступени (полного коммунизма). А.А. Зиновьев называет это разграничение чисто умозрительным и вместе с тем очень удобным для коммунистической идеологии: «Все дефекты реальной жизни в коммунистических странах можно отнести за счет того, что еще не достигли полного коммунизма».
Можно отметить, что рус. революционная интеллигенция втор. пол. 19 в., имевшая очевидный коллективистический уклон, также была проникнута духом А. Это нашло, в частности, отражение в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и во многом способствовало успеху романа. «Прежде всего, это книга аскетическая, — говорит Н.А. Бердяев. — Герой романа Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовить себя к перенесению пытки, он готов во всем себе отказать... Мораль «Что делать» очень чистая и отрешенная».
А., пронизывающий жизнь коллективистических обществ, не имеет социальных корней в индивидуалистических обществах. Социолог В. Парето характеризовал проявления А. в капиталистическом обществе как патологическую форму дисциплины желаний, гипертрофию чувства социальности. «У людей наблюдается особый род чувств, не имеющий подобия у животных. Они побуждают индивидов налагать на себя лишения, воздерживаться от удовольствий без какой-либо личной пользы, поступать наперекор инстинкту, подталкивающему живые существа стремиться к приятному и избегать неприятного. Такова сущность феномена, известного под именем А.». Люди вынуждены подавлять многие свои желания, будучи не в состоянии удовлетворить их все. Природа вложила в человека столько желаний, что средства для их удовлетворения всегда недостаточны. Чувства, подчиняющие желания дисциплине, подобные склонности к самоотверженности и самопожертвованию, общественно полезны. Но когда эти чувства получают чрезмерное развитие, они приводят к А. Согласно Парето, последний уже не полезен человеку, а вреден.
Иногда А. понимается как стиль не социальной, а индивидуальной жизни, предполагающий существенное ограничение чувственных желаний ради достижения более высоких, как кажется, духовных ценностей. А. в этом смысле был присущ практике некоторых философских школ (напр., киников) и особенно различных религиозных течений (отшельничество, монашество и т.п.). Освобождение от чувственных потребностей может быть средством для достижения сосредоточенности духа, подготовки к экстатическим состояниям, обретения «сверхъестественных» способностей.
В условиях социального неравенства мотивом А. может являться нежелание пользоваться кажущимися неоправданными привилегиями (нищенствующие религиозные ордена, толстовство и др.).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

АСКЕТИЗМ
(отгреч.— упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств. желаний, добровольное перенесение физич. боли, одиночества ит.п., присущие практике некоторыхфилос.школ(напр., киников)и особенно различных религий(монашество ит.п.). Целью А. может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатич. состояниям, обретение «сверхъестеств. способностей»(йога), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа вт.д. Нередкий мотив А.— отказ от пользования привилегиями в условиях обществ. неравенства(толстовство идр.). А. представляет собой одну из характерных черт раннихкрест.движений, грубоуравнитель-ного неразвитого коммунизма и «казарменного коммунизма».

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

АСКЕТИЗМ
(от греч. aske – упражняющийся в чем-либо)
первоначально подготовка атлетов к состязаниям (тренировка); затем – стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками. Аскетизм был характерен для философии стоиков, позднее его проповедовал апостол Павел. Христ. аскетизм монахов и «аскетов» имел своей целью подавление и умерщвление чувственной природы человека: не только половое воздержание, но и отказ от удовольствий, доставляемых созерцанием, слуховыми, вкусовыми ощущениями и т. д. Аскетизмом внутреннего мира Макс Вебер называет применение высвобожденной религиозным аскетизмом энергии в профессиональном труде, что особенно поощряется кальвинизмом.

Философский энциклопедический словарь.2010.

АСКЕТИЗМ
(нем. Asketismus, от греч. ἀσκέω – упражняюсь, стремлюсь). В религии – подавление чувств. влечений, "умерщвление плоти" как средство достижения "нравственного совершенства" и "приближения к божеству". Кроме того, А. является также и нормой нравственности, означая подавление жизн. стремлений и отказ от материальных благ во имя определ. социальных целей.
Корни р е л и г. А. уходят в древность. При первобытнообщинном строе они обнаруживаются в обряде "инициаций" для подростков, переходящих в группу взрослых мужчин, – длит, изоляция, пост, физич. испытания (выбивание зуба, обрезание и пр.). У сев.-амер. индейцев подобные испытания связывались с религ. целями: юноша должен был добиться, чтобы ему явилось "видение", к-рое должно было бы стать его личным "духом-покровителем". Особым физич. и духовным испытаниям, характерным для А., подвергались колдуны, знахари и шаманы. Как норма нравств. поведения А. в первобытном обществе обусловливался суровыми условиями существования первобытной общины и являлся средством воспитания мужества, выносливости, строгого подчинения традиции.
Значительного развития А. достиг в вост. религиях, особенно в Индии. Первые сведения о нем содержатся в ведах и ведич. лит-ре. В религ. системе ранних Упанишад понятие "А." возникает одновременно с понятием об атмане (душе), противопоставленном телу и материальным объектам: тело – это преграда, к-рую надо устранить, чтобы достигнуть слияния с мировой душой. Отсюда вытекало требование полного и окончат. ухода верующего из коллектива и разрыва с образом жизни его членов. В 1-м тысячелетии до н.э. в Индии А. был доведен до крайних пределов изуверства. По "Законам Ману" каждый брахман должен был последнюю часть своей жизни провести в лесу, подвергать свое тело истязаниям. Как средство достижения религ. целей (напр., достижение нирваны, соблюдение принципа ахимсы) А. входит в джайнизм, брахманизм, буддизм.
А. был свойствен и др.-греч. религиям. Орфики и пифагорейцы проповедовали воздержание от мяса и бобов, отказывались от половой жизни, признавали учение о периодич. перевоплощении души, о теле как гробнице души (Пифагор, Филолай). С расколом общества на антагонистич. классы проповедь А. приобретает классовый смысл. Эксплуатация человека человеком лишает угнетенные классы возможности равного участия в пользовании благами цивилизации. Этич. учение о презрении к материальным благам, выдвинутое пифагорейцами, киниками, стоиками, служило оправданием тяжких условий жизни рабов. Господств, класс прибегал к А. и для формирования особой касты воинов, осуществлявшей функцию насильств. поддержания господства рабовладельцев (напр., в Спарте). В мистич. учении гностицизма аскетич. образ жизни рассматривался как средство достижения осн. нравств. цели: освобождения от источника зла – материи. В христианстве А. связан с осн. догмой о греховности плоти: ее надо умерщвлять, чтобы спасти душу, подготовить ее к "вечной жизни". Социальной предпосылкой возникновения А. в христианстве явился упадок рабовладельческого строя. "Умерщвление плоти", ставшее девизом А., прежде чем оно стало прославляемым идеалом в христианстве, осуществлялось на практике как неизбежное последствие массового обнищания населения Римской империи и ее провинций. Вместе с тем идея А. была выражением индивидуализма, основанного на филос. идеях стоицизма с его призывом к уходу в самого себя и с его пренебрежением к жизн. потребностям. А. был связан с первонач. монашеством, к-рое проявлялось в форме отшельничества, уединения и т.д. Христ. А. не мог стать реально действующей нормой не только для массы верующих, но и для самой церкви как хозяйств.-экономич. и социальной организации и поэтому служил лишь идеологич. знаменем, прикрывающим ее подлинную корыстную сущность. Идеология христ. А. получает разработку впервые в соч. Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, видевших в А. средство очищения души от грехов.
Дальнейшее развитие А. получает в средние века, когда он принимает особенно уродливые формы – массового бичевания и самобичевания (флагелланство). Церковь по-прежнему превозносила и обычные формы А. – посты, безбрачие, ношение власяницы, вериг и т.д. Возведение церковью А. в принцип добродетели служило целям отвлечения нар. масс от борьбы за улучшение своих материальных условий жизни, а ореол "мученичества", к-рым окружало себя при помощи А. духовенство, использовался церковью для проведения своего влияния среди масс верующих. Идеологи нарождающейся буржуазии выступили с критикой феод. аскетич. морали. Гуманисты эпохи Возрождения противопоставили христианскому А. земное благополучие человека, полное и разумное наслаждение радостями жизни. В период Реформации, противопоставившей ср.-век. идее "отрешения от мира" идею "светского призвания",согласно к-рой, по учению Кальвина, христианин обязан участвовать в жизни общества и даже стремиться к обогащению, А. был принципиально отвергнут. Протестантизм давал религ. санкцию новым отношениям бурж. общества с их предпринимат. духом и поэтому не мог поддерживать идею ухода от мира. Наряду с этим в протестантизме формируется т.н. мирской А., "весь секрет которого состоит в буржуазной бережливост и" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Лютеранская мораль и английский пуританизм возводят А. в нравств. добродетель, объявляя нравств. благами скопидомство, скряжничество, скаредность. Этот А. выражался также в запрещении танцев, театр. представлений, в строгой регламентации одежды и т.п.
С дальнейшим развитием капитализма, особенно в период империализма, А. приобретает форму подавления в человеке гуманных общественных, коллективистских чувств. В ряде сект (методисты, иеговисты, бухманизм и др.) А. принимает изощренно изуверские формы, являясь средством воздействия на нравств. мир верующих.
В ранних революц. выступлениях крестьянских и плебейских масс принцип м о р а л ь н о г о А., связанный с требованиями имуществ. равенства, выдвигался против роскоши и аморализма господств. классов. Аскетич. строгость нравов, выдвижение принципа спартанского равенства были необходимы низшему слою для того, чтобы объединиться как классу, чтобы развить свою революц. энергию и осознать свое враждебное положение к существующему обществ. строю. С развитием производит. сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от грубоуравнительного А. "Масса пролетариата менее всего нуждается в проповеди отречения от земных благ, хотя бы уже потому, что у нее не осталось почти ничего, от чего бы она могла еще отречься" (там же, с. 378). Отдавая должное революц. самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отбрасывает попытки принижения ценности земной жизни, игнорирования задачи достижения всей полноты счастья личности на базе социализма и коммунизма. Всестороннее и гармонич. развитие человеч. личности возможно лишь с ликвидацией капитализма, на основе свободного от эксплуатации творч. труда всего народа и осуществления принципа "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Такие условия впервые в истории человечества создаются коммунизмом.
Лит.:Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, Μ , 1956; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т 31; Эйкеи Г., История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Зарин С. [М.], Аскетизм по православно-христианскому учению, [т.] 1, [ч.] 1–2, СПБ, 1907; Zöckler О., Askese und Mönchtum, 2 Aufl., Bd 1–2, Frankf./M., 1897; его же, Asceticism (christian), в кн.: Encyclopaedia of Religion and Ethics, ed. by J. Hastings, v. 2, Edinburgh – N Y., 1909; Mutz F. Х., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn. 1909.
Е. Панфилов. Москва. Б. Рамм. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

АСКЕТИЗМ
АСКЕТИЗМ (от греч. ?σκητής—σпражняющийся, подвижник) — метод нравственного совершенствования и духовного возвышения человека посредством регуляции им своих телесных и душевных побуждений, а также соответствующая практика, т. е. собственно аскеза. Как нравственный принцип аскетизм противоположен гедонизму. Слово “аскетизм” восходит к греческому ασκήσω, означавшему искусную обработку грубых материалов, их украшение; производное от него άσκήσις означало упражнение, первоначально атлетическое, приготовление к определенной деятельности. Соответственно “аскетами” называли атлетов. Специфически духовный смысл этому слову придали стоики, понимавшие под аскезой гл. о. ритуальное воздержание и духовное упражнение в добродетели. В этом же смысле слово употреблялось раннехристианскими мыслителями. Не только в обычной речи, но и в богословской литературе под аскетизмом нередко понимается весь комплекс религиозно-ритуальных самоограничений, предпринимаемых человеком с целью отречения от мирского в себе.
Все религиозные учения так или иначе предполагают аскетическую практику как средство духовно-нравственного очищения, а также преображения повседневной деятельности. Идеология и технические детали этой практики могут быть различными. Напр., в одной из древнеиндийских традиций, отраженных в “Схагавадгите”, мироотречение осуществляется посредством ритуального повторения заученных текстов поэмы, в процессе которого, как предполагается, формируется особое душевное состояние—постоянная обращенность мыслящей и созерцающей личности на самое себя, ее самоконцентрация во имя Бога-Бхагавана, сохранение в уме соответствующего божественного образа. Хранимый в душе образ постоянно “включается” человеком в совершаемые им повседневные дела и наполняет их божественным смыслом, благодаря чему мирское действие становится незаинтересованным, бескорыстным: его практический смысл отвлекается от мирского контекста, оно посвящается, приносится в жертву Божеству. Особенности христианского аскетизма определялись учением о природе человеческих страстей, преодолении искушений и необходимом самоотвержении человека в его преданности Христу. Как и в индуизме, в христианстве сами по себе аскетические подвиги без соответствующего умонастроения, внутренней обращенности к высшему (Божеству) не имеют духовного и этического значения.
В социальной практике требование аскетизма нередко выдвигается с целью пропагандистского манипулирования людьми, их экономической или политической эксплуатации. Этим была обусловлена критика аскетизма Гольбахом, Марксом, Ницше. Интересная как анализ и обличение определенных общественных нравов критика подобного рода по существу не имеет отношения к аскетизму как именно практике духовного упражнения и преображения. Как нравственный принцип аскетизм предписывает самоограничение, воздержание от чувственных наслаждений и укрепление воли к совершенному исполнению долга. В аскетическом усилии—воздержании в пище, питье, в чувственных влечениях, преодолении своих слабостей (напр., сластолюбия или сладострастия), овладении физическими и душевными состояниями—человек должен отрешиться от плотского в себе и добиться самообладания. Важным средством аскетизма являются медитация, молитва. В этом духе понимали аскетизм В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, А. Швейцер. Нравственная ценность аскетической практики определяется тем, от аего отрешается человек. При одной и той же положительной программе эта практика может варьироваться в своей отрицательной части. Напр., в рамках христианской традиции отрицательная программа аскетизма может касаться как земногобренного вообще, так и только принудительных форм общественных нравов, “материального” в повседневной жизни или лишь индивидуальной чувственности человека. Меру отрешения в отношении себя и “своей” среды человек устанавливает сам. Презрение к плоти не следует смешивать с пренебрежением к телу, а самообладание—с бесстрастностью. Отрешение же от “плотского” и рутинноповседневного в чужой жизни, даже будучи нравственно обоснованным, может быть допустимо лишь на основе сострадательного, участливого отношения к другому. Также и бесстрастие, понятое как пренебрежение к страданиям, нравственно допустимо лишь в отношении собственных, но не чужих, лишений и болезней. Требования духовного возвышения и нравственного совершенствования личности приоритетны по отношению к идеалу аскетизма.
Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия.— Соч. в 2 т., т. 1. M., 1988, с. 135—152; Ницше Φ. К генеалогии морали.—Соч. в 2 т., т. 2. M., 1990, с. 472—524; Зарин С. M. Аскетиэм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М., 1996; Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М.,1998.
Р. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
воздержание, воздержанность, подвижничество, умерщвление плоти


  1. аскетизмот греч. askesis упражнение подвиг учение об ограничении воздержании подавлении органических потребностей питание сон и др. и чувственных желаний для достижения нравств...Большая психологическая энциклопедия
  2. аскетизмАСКЕТИЗМ от греч. asketes упражняющийся в чмлибо отшельник монах ограничение и подавление чувственных влечений желаний умерщвление плоти как средство достижения религиоз...Большая советская энциклопедия
  3. аскетизмот греч. asketes упражняющийся в чмлибо отшельник монах ограничение и подавление чувственных влечений желаний умерщвление плоти как средство достижения религиозных или э...Большая Советская энциклопедия II
  4. аскетизмгреч. asketes упражняющийся подвижник . крайняя нередко патологическая степень воздержания отказа от жизненных благ склонность к самопожертвованию ради неких идеалов и сч...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. аскетизмм. ascetismo Итальянорусский словарь. Синонимы воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. аскетизмаскетизмAskese fСинонимы воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. аскетизмаскетизм м Askese fСинонимы воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. аскетизммAskese f воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. аскетизмАСКЕТИЗМ от греч. askesis упражнение подвиг учение об ограничении воздержании подавлении органических потребностей питание сон и др. и чувственных желаний для достижени...Большой психологический словарь
  10. аскетизмм.ascetismo m...Большой русско-испанский словарь
  11. аскетизмсущ. муж. родааскетизм уem...Большой русско-украинский словарь
  12. аскетизмм. asctisme m...Большой русско-французский словарь
  13. аскетизмasceticism доктрина и практика самоотречения путем воздержания от мирских благ и удовольствий. Аскетизм был присущ многим мировым религиям и для некоторых приверженцев н...Большой толковый социологический словарь
  14. аскетизмот греч. asketes упражняющийся в ч.л. англ. asceticism нем. Askese. Отречение от жизненных удовольствий ограничение или подавление чувственных желаний добровольное пере...Большой толковый социологический словарь II
  15. аскетизмм.asctisme m воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. аскетизмот греч. asketes упражняющийся в чемлибо ограничение илиподавление чувственных желаний добровольное перенесение физической болиодиночества и т. п. присущие практике фил...Большой энциклопедический словарь II
  17. аскетизмАСКЕТИЗМ от греч. asketes упражняющийся в чемлибо ограничение или подавление чувственных желаний добровольное перенесение физической боли одиночества и т. п. присущие п...Большой Энциклопедический словарь V
  18. аскетизмпрактика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала или религ. цели. В Индии появляется еще в поздневедийский период ок. до н. э. Практика А. была внедр...Буддизм
  19. аскетизму ч.i Релгйноетичне вчення що поляга в проповд зречення радощв життя вдлюдництва умертвння плот для досягнення морально досконалост. перен. Надзвичайна стримансть вдмов...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  20. аскетизмаскетизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  21. аскетизмстал известен в древности как воздерж. полное или частич. от удовлетвор. некрых потребн. человека в пище одежде сне половой жизни отказ от развлеч. опьяняющих напитков и...Древний мир. Энциклопедический словарь
  22. аскетизмстал известен в древности как воздерж. полное или частич. от удовлетвор. некрых потребн. человека в пище одежде сне половой жизни отказ от развлеч. опьяняющих напитков и...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  23. аскетизмгреч.упражняться нравственный принцип утверждающий превосходство человеческого духа над плотью и требующий ограничения чувственных наслаждений или отказа от земных радост...Евразийская мудрость от А до Я
  24. аскетизмот греческого asketes упражняющийся в чемлибо ограничение или подавление чувственных желаний добровольное перенесение физической боли одиночества и т.п. Характерен для п...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  25. аскетизмАСКЕТИЗМ а м. asctisme m. strong. Религиозный принцип характеризующийся ограничением и подавлением чувственных влечений и желаний отказом от благ в целях достижения нравс...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  26. аскетизмот греч. askein упражняться сознательное воздержание от жизненных благ ведение строгой воздержной жизни. И отшельники и монахи жили в воздержании вкушали пищу лишь после...Краткий психолого-филологический словарь
  27. аскетизмот греч. askesis упражнение термин стоиков и др. древних философов для обозначения системы практических мер направленных на обуздание порока и укрепления добродетели. Это...Краткий религиозно-философский словарь
  28. аскетизмрелигиозное воззрение проповедующее различного рода самоограничения и отказ от обычных жизненных благ ради мнимого нравственного самосовершенствования и достижения вечног...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  29. аскетизма м.em Религиозноэтическое учение проповедующее подавление потребностей человека и умерщвление плоти для достижения нравственного совершенства.Крайнее воздержание отказ о...Малый академический словарь
  30. аскетизмкорень АСКЕТ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова АСКЕТИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный АСКЕТ ИЗМ Слово Аскетизм содержит следующие морфемы...Морфемный разбор слова по составу
  31. аскетизмНачальная форма Аскетизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  32. аскетизмasceticism др.греч. askeo упражняться совершенствоваться поведение при кром человек подавляет в себе естественные желания и чувственные влечения ради религ. целей. Терми...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  33. аскетизмтермин обозначающий признание и исполнение аскезу от греч. аскэсис упражнение предписаний имеющих целью достижение духовнонравственного совершенства при помощи подавления...Новая философская энциклопедия
  34. аскетизмАСКЕТИЗМ греч. aske упражнение в чем либо техника телесных и ментальных практик служащих средством к достижению сверхчувственных целей этического идеала мистического со...Новейший философский словарь
  35. аскетизмгреч. aske упражнение в чем либо техника телесных и ментальных практик служащих средством к достижению сверхчувственных целей этического идеала мистического совершенств...Новейший философский словарь II
  36. аскетизмаскетизм . м. Религиозное учение проповедующее крайнее воздержание умерщвление плоти как путь к достижению нравственного совершенства путь к общению с Богом. . м. Отказ ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  37. аскетизмморальный метод суть которого в минимальном потакании животным инстинктам в управлении своими желаниями и в подавлении ощущений удовольствия и боли. Наиболее утонченная т...Новый философский словарь
  38. аскетизмСтиль жизни основанный на добровольном воздержании от чувственных физических удовольствий и превознесении простоты и самодисциплины. Аскет обычно проповедует сосредоточен...Оксфордский толковый словарь по психологии
  39. аскетизмСтиль жизни основанный на добровольном воздержании от чувственных физических удовольствий и превознесении простоты и самодисциплины. Аскет обычно проповедует сосредоточен...Оксфордский толковый словарь по психологии
  40. аскетизмаскетизм аскетизм а...Орфографический словарь
  41. аскетизмu м воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Орфографический словарь русского языка
  42. аскетизмаскетизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  43. аскетизмк.и. тауалы аскетткф.п. тауалы аскетизмист. аскетизм сопылып.п. тауашылды...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  44. аскетизмаскетизм....Осетинско-русский словарь
  45. аскетизмгр. подвижничество учение о сознательном выключении тела и физических потребностей из системы человеческих переживаний и отношений. Это учение о победе духа над телом. ...Основы духовной культуры
  46. аскетизмСамоограничение в еде и удовольствиях воздержанность в желаниях упражнение в добродетели. Понимается не как цель а как средство необходимое для христианской жизни. Аскеза...Основы православной культуры
  47. аскетизмгреч. подвижничество религиозный принцип основанный на ограничении или подавлении естественных желаний основанных на чувствах человека отказ от жизненных благ. Добровол...Отечественная история в терминах и понятиях
  48. аскетизмот греч.u asketes упражняющийся в чмлибо а также отшельник монах практический метод нравственного самосовершенствования выражающийся в ограничении или подавлении своих ...Педагогический терминологический словарь
  49. аскетизмаскетизм аскетизмы аскетизма аскетизмов аскетизму аскетизмам аскетизм аскетизмы аскетизмом аскетизмами аскетизме аскетизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  50. аскетизмОрфографическая запись слова аскетизм Ударение в слове аскетизм Деление слова на слоги перенос слова аскетизм Фонетическая транскрипция слова аскетизм [скитизм] Характер...Полный фонетический разбор слов
  51. аскетизмАскетизм му мов...Правописний словник Голоскевича
  52. аскетизмгреч. упражнение подготовка к борьбе древнейший элемент религиозной жизни свойственный почти всем мировым религиям. В христианстве это путь духовного приготовления к сп...Православный энциклопедический словарь
  53. аскетизмот греч. asketes упражняющийся в чемлибо первоначально подготовка атлетов к состязанию тренировка затем стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными...Профессиональное образование
  54. аскетизмаскетизм аскетство....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  55. аскетизмгреч. asketes упражняющийся подвижник практич. метод достижения нравств. самосовершенства посредством регуляции человеком своих телесных потребностей. Возник в глубокой ...Российская педагогическая энциклопедия
  56. аскетизмаскеза от греч. ackesis упражнение подвижничество принцип поведения основанный на ограничении пользования земными благами для достижения христианского нравственнорелигиоз...Русская философия
  57. аскетизмв Православии упражнение воли и помыслов через пост молитву уединение бдение и другие подвиги и лишения. Истинное Православное христианство есть самоотвержение. Русская Ц...Русская энциклопедия
  58. аскетизмаскетизм аСинонимы воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Русский орфографический словарь
  59. аскетизмМ мн. нет asketizm . zahidlik trkidnya . mc. dnya lzztlrindn l km....Русско-азербайджанский словарь
  60. аскетизмм.asceticism austerity...Русско-английский психологический словарь
  61. аскетизмаскетизм м.iasceticism...Русско-английский словарь
  62. аскетизмausterity...Русско-английский экономический словарь
  63. аскетизмN...Русско-армянский словарь
  64. аскетизмАскетызм...Русско-белорусский словарь
  65. аскетизмаскетызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  66. аскетизмаскети Синонимы воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Русско-ивритский словарь
  67. аскетизм. рел. тауалы сопылы нпсден тыйылушылы. перен.тауалы б дниеден безушлк...Русско-казахский словарь
  68. аскетизмсопылы...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  69. аскетизмаскетизм сопылы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  70. аскетизмтауалы аскетизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  71. аскетизмм. аскетизм . элден дйндн турмуштун жыргалынан безип жалгыз тиричилик кылуучулук такыбалык . перен. турмуш жыргалчылыктарынан баш тартып тнт жашоочулук....Русско-киргизский словарь
  72. аскетизмjnyzhyСинонимы воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Русско-китайский словарь
  73. аскетизмaskze asktisms...Русско-латышский словарь
  74. аскетизмХатуужил даяан...Русско-монгольский словарь
  75. аскетизмм. Askese f....Русско-немецкий словарь
  76. аскетизмaskese воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Русско-норвежский словарь
  77. аскетизммascetismo mu asceticismo m воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Русско-португальский словарь
  78. аскетизмм аскетлык...Русско-татарский словарь
  79. аскетизммilecilik riyazet воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Русско-турецкий словарь
  80. аскетизмaskese askeze...Русско-чешский словарь
  81. аскетизмаскетизмСинонимы воздержание воздержанность подвижничество умерщвление плоти...Русское словесное ударение
  82. аскетизмморальный метод суть которого в минимальном потакании животным инстинктам в управлении своими желаниями и в подавлении ощущений удовольствия и боли. Наиболее утонченная т...Сверхкраткий философский словарь
  83. аскетизмв Православии упражнение воли и помыслов через пост молитву уединение бдение и другие подвиги и лишения. Истинное Православное христианство есть самоотвержение. Русская Ц...Святая Русь - энциклопедический словарь
  84. аскетизмограничение или подавление чувственных желаний добровольное перенесение физической боли одиночества лишений и др. присущее религиозному и философскому мировоззрению. На п...Сексологическая энциклопедия
  85. аскетизмАСКЕТИЗМ этим. см. аскет. Учение о необходимости умерщвлять плоть для того чтобы спастись. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АСКЕТИ...Словарь иностранных слов русского языка
  86. аскетизмAusterity См. Санньяса Тапас Умерщвление Плоти Умеренность ....Словарь йоги
  87. аскетизмот греч. asketes упражняющийся в чемлибо отшельник монах ограничение и подавление чувственных влечений желаний умерщвление плоти как средство достижения религиозных или...Словарь конфликтолога
  88. аскетизмот греч. asketes упражняющийся в чемлибо присущие практике некоторых философских школ напр. киников религий монашество и т.п. социальных движений отречение от жизненных у...Словарь по истории психологии
  89. аскетизмотгреч. askts упражняющийся ограничение или подавление чувственных желаний добровольное перенесение физической боли одиночества и т.п. присущее практике некоторых филос...Словарь по педагогической психологии
  90. аскетизмгреч. askeoупражняться моральный принцип предписывающий людям самоотречение отказ от мирских благ и наслаждении подавление чувственных стремлений ради достяжения к.л соци...Словарь по этике
  91. аскетизмаскетизм воздержанность умерщвление плоти подвижничество воздержание Словарь русских синонимов. аскетизм см. воздержание Словарь синонимов русского языка. Практический сп...Словарь синонимов II
  92. аскетизмаскетизм воздержанность умерщвление плоти подвижничество воздержание...Словарь синонимов
  93. аскетизмограничение подавление чувств и желаний добровольное перенесение боли одиночества лишений присуще практике некоторых философских школ. Целью аскетизма было достижение сво...Словарь-справочник по философии
  94. аскетизмгреч. упражнение подвиг добровольное подвижничество основанное на следовании евангельским заповедям и советам. Одно из основополагающих но не исключительное понятий религ...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  95. аскетизмаскетизм ч. гр. . Релгйноетичне вчення що поляга у проповд зречення радощв життя вдлюдництва й умертвння плот. . перен. Надзвичайна стримансть вдмова вд життвих благ....Словник іншомовних слів
  96. аскетизмаскетизм вд аскет . Моральний принцип що поляга в крайньому обмеженн потреб людини самозреченн у вдмов вд життвих благ насолод з метою самовдосконалення або досягнення ...Словник іншомовних слів Мельничука
  97. аскетизмвдлюдництво схима вдповдна система вправ аскеза у побут здержливсть обмеження потреб пуританство сил. спартанство....Словник синонімів Караванського
  98. аскети́змАСКЕТИЗМ у ч. . Релгйноетичне вчення що поляга в проповд зречення радощв життя вдлюдництва умертвння плот для досягнення морально досконалост. Йому абсолютно чуж релгйни...Словник української мови в 11 томах
  99. аскетизмАСКЕТИЗМ у ч. Релгйноетичне вчення що поляга в проповд зречення радощв життя вдлюдництва й умертвння плот для досягнення морально досконалост.Йому абсолютно чуж релгйний ...Словник української мови у 20 томах
  100. аскетизмот греч. askntns приобретший навыки. Стал известен в древности как воздержание полное или частичное от удовлетворения некрых потребностей человека в пище одежде сне пол...Советская историческая энциклопедия
  101. аскетизмограничение или подавление чувств. желаний добровольное перенесение физич. боли одиночества и т. п. присущие практике некрых филос. школ напр. киников и особенно различны...Советский философский словарь
  102. аскетизмАСКЕТИЗМ от греческого asketes упражняющийся в чемлибо ограничение или подавление чувственных желаний добровольное перенесение физической боли одиночества и т.п. Характе...Современная энциклопедия
  103. аскетизмАскетические мотивы во сне сулят вам перемену в ваших принципах и взглядах. Обновленный вы будете казаться весьма интересным для незнакомых вам людей однако друзей можете...Современный сонник
  104. аскетизмАСКЕТИЗМ от греч . asketes упражняющийся в чемлибо ограничение или подавление чувственных желаний добровольное перенесение физической боли одиночества и т. п. присущие п...Современный энциклопедический словарь
  105. аскетизмСон в котором вы видите себя аскетом предвещает изменение ваших взглядов что приведет к тому что вы будете очаровывать представителей противоположного пола однако рискует...Сонник для влюбленных
  106. аскетизмСон об аскетизме сулит Вам перемену Ваших принципов и взглядов исповедуя их. Вы станете очаровывать незнакомых Вам людей но друзей оттолкнете от себя....Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  107. аскетизмASCETICISM Доктрина или практика отказа от чувственных удовольствий ради возвышения духовного Я. Это понятие соотносится с определенными направлениями основных религий. С...Социологический словарь
  108. аскетизмот греч.u asketes упражняющийся в чемлибо религиозноэтич. учение проповедующее подавление естественных желаний и влечений. А. основан на противопоставлении греховного т...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  109. аскетизмаскетизм [lt гр. см. аскет] религиозный принцип характеризующийся ограничением и подавлением чувственных влечении и желаний отказом от благ в целях достижения нравствен...Толковый словарь иностранных слов
  110. аскетизмАСКЕТИЗМ а м. Строгай образ жизни с отказом от жизненных благ иудовольствий. II прил. аскетический ая ое....Толковый словарь Ожегова
  111. аскетизмАСКЕТИЗМ аскетизма мн. нет м. книжн. Крайняя степень воздержания отречение от жизненных удовольствий свойственное аскету. Следует воздерживаться от излишеств но нет необх...Толковый словарь русского языка II
  112. аскетизмаскетизм аскетизм а м. Строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.прил. аскетический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  113. аскетизмАСКЕТИЗМ а м. Строгай образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий. прилагательное аскетический ая ое....Толковый словарь русского языка
  114. аскетизму ч. Релгйноетичне вчення що поляга в проповд зречення радощв життя вдлюдництва умертвння плот для досягнення морально досконалост. перен. Надзвичайна стримансть вдмов...Толковый словарь украинского языка
  115. аскетизмУдарение в слове аскетизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове аскетизм...Ударение и правописание
  116. аскетизмAsceticism...Українсько-англійський словник
  117. аскетизм[asketyzm]...Українсько-польський словник
  118. аскетизмRzeczownik аскетизм m asceza f...Универсальный русско-польский словарь
  119. аскетизммировоззренческая позиция и практика ограничения чувственных и материальных желаний с целью достижения духовного возвышения просветления....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  120. аскетизмГреч. аskeo упражняюсь понятие обозначающее особый способ поведения и образ жизни заключающийся в максимальном воздержании от земных благ соблазнов сведения индивидуаль...Философия, практическое руководство
  121. аскетизмнем. Asketismus от греч. упражняюсь стремлюсь. В религии подавление чувств. влечений умерщвление плоти как средство достижения нравственного совершенства и приближения...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  122. аскетизмот греч. aske упражняющийся в чемлибо первоначально подготовка атлетов к состязаниям тренировка затем стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными прив...Философский энциклопедический словарь II
  123. аскетизмот греч. aske упражняющийся в чемлибо первоначально подготовка атлетов к состязаниям тренировка затем стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными п...Философский энциклопедический словарь
  124. аскетизмАСКЕТИЗМ вд грецьк. вправляюсь прагну життвий принцип вдповдний спосб життя що передбача добровльне обмеження життвих потреб вдмову вд чуттвих насолод створення умов ...Філософський енциклопедичний словник
  125. аскетизмаскетизм аскетизмы аскетизма аскетизмов аскетизму аскетизмам аскетизм аскетизмы аскетизмом аскетизмами аскетизме аскетизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  126. аскетизмпервоначально в Древней Греции означало спортивное упражнение. В некоторых философских направлениях античности означало воздержание. В средние века аскетом считался челов...Человек и общество
  127. аскетизмСмит Сми Сметка Смета Смак Сма Скит Скета Скат Сказ Ска Симка Сим Сетка Сет Семитка Семит Семик Сема Секта Сек Сезам Сати Сакм Сак Саз Мтс Мкс Мка Миска Мис Микст Мик Миа...Электронный словарь анаграмм русского языка
  128. аскетизмАСКЕТИЗМпринципы или образ жизни аскета. Термин восходит к греческому слову ascesis что означает собственно тренировку атлетов стоики применили его к нравственному самосо...Энциклопедия Кольера II
  129. аскетизмпринципы или образ жизни аскета. Термин восходит к греческому слову ascesis что означает собственно тренировку атлетов стоики применили его к нравственному самосовершенст...Энциклопедия Кольера
  130. аскетизмАскетизм от гр.em asketes упражняющийся подвижник strong учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции человеком своих телес...Энциклопедия культурологии
  131. аскетизмот греч. asketes упражняющийся в ч.л. англ. asceticism нем. Askese. Отречение от жизненных удовольствий ограничение или подавление чувственных желаний добровольное пере...Энциклопедия социологии
  132. аскетизмот греч. aske askesis упражняющийся в чемлибо первоначально подготовка атлетов к состязаниям затем стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными прив...Энциклопедия трезвого образа жизни