Философская энциклопедия

АРИСТИПП

АРИСТИПП
из Кирены(ум.после 366 дон. э.), др.-греч. философ, основатель киренской школы. Привлечённый славой Сократа, явился в Афины и стал его учеником(Ксенофонт, Воспоминания о Сократе II 1; III 8). К концу жизни вернулся на родину и основалфилос.школу(Диоген Лаэртий II 65—85). А. считал, что всё существующее действует радик.-л.блага или зла и единственным достойным внимания предметом являются ценности — хорошее и плохое. Поэтому А. отвергал, в частности, математику, для которой эти различия не существуют(Аристотель, Метафизика 996а 32 слл.), и изучение природы как дело невозможное и бесполезное. Уже Сократ делал акцент на недостаточности человеч. знания, а А. утверждал, что мы можем постигнуть только наши ощущения, вызвавший же их предмет непознаваем(Секст Эмпирик, Против учёных VII 191—193). Неизвестно в точности, что из гедонистич. учения киренской школы посходит к А. Биографич. традиция утверждает, что А. считал наслаждение целью жизни и сам следовал этому принципу(так, некоторое время он жил при дворе сиракузского тирана Дионисия I). Вместе с тем он учил, что нужно сохранять самообладание и не делаться рабом наслаждений.А. высоко ценил личную свободу и не желал быть гражданиномк.-л.государства, стремясь везде жить в качестве чужестранца(Ксенофонт, Воспоминания о Сократе II 1, 11 — 13). Имущество может обременять того, кто к нему привязан, так что А. советовал друзьям иметь столько, сколько можно спасти при кораблекрушении. Платон, критикуя в «Теэтете» скептич. взгляды в теории познания и разбирая в «Филебе» вопрос о наслаждениях, возможно, полемизирует с А., не называя его по имени.
Фрагмент ы: Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta, ed. E. Mannebach, Leiden — Koln, 1961.
С l a s s e n C. J., Aristippos, «Hermes»,1958, Bd 86, S. 182— 192.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

АРИСТИПП
АРИСТИПП(Aristippos) (род. ок. 435 ум. ок. 355 до Р. X.) – древнегреч. философ из Кирены в Северной Африке, основатель киренской, или гедонической, школы, ученик и друг Сократа, с софистическим уклоном. Согласно ему, познание основывается на одних только восприятиях, причины которых, однако, непознаваемы. Восприятия др. людей для нас также недоступны, мы можем основываться только на их высказываниях (см.БИХЕВИОРИЗМ).Эвдемонияу Аристиппа – это не сопутствующее явление при обнаружении способности (см.ARETE), как это понимал Сократ, а сознание самообладания в удовольствии: мудрец наслаждается удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им. Не стоит сетовать на прошлое или страшиться будущего. В мышлении, как и в действиях, следует придавать значение только настоящему. Только им мы можем свободно распоряжаться.

Философский энциклопедический словарь.2010.

АРИСТИПП
(Ἀρίστιππος) из Кирены [ок. 435–360(?) до н.э.] – древнегреч. философ-идеалист, идеолог рабовладельцев в период кризиса греч. городов-государств; ученик Сократа, после смерти к-рого основал в Кирене филос. школу, получившую назв. киренской, или гедонической (см. Киренская школа).
А. признавал единств. источником знания и критерием блага ощущения, считая, что помимо их человек ничего познать не может. Цель жизни – удовольствие, но человек не должен становиться рабом наслаждения; высшее благо А. трактовал как разумное наслаждение. Удовольствие и страдание – мерило добра и зла, истины и лжи. Соч. А. до нас не дошли.
Лит.:История философии, т. 1, [М.], 1940, с 150–51; Гомперц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911; Gigоn О., Sokrates. Sein Bild in Dichtung und Geschichte, Bern, [1947].

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

АРИСТИПП
АРИСТИПП ('Αρίστιππος) из Кирены (ок. 435-ок. 355 до н. э.) —греческий философ, ученик Сократа, считается основателем Киренской школы. Основные источники о жизни и учении: Диоген Лаэртий (II 65—85; 86—93—0 киренаиках) и Ксенофонт (Mem. II, 1; III, 8); восходящий к Аристиппу агностический сенсуализм киренаиков излагается у Секста Эмпирика (Adv. Math. VII 190—200). Считается (П. Наторп, Э. Целлер и др.), что критика Протагоровой теории познания у Платона (Theaet. 152с, 155d ел.) и некоторых аспектов гедонизма (Phileb. 42e, 53c-54d) имеет в виду учение Аристиппа. У Аристиппа есть общие черты с софистами (у Аристотеля он даже назван “софистом” — Met. 99ба37) как в жизненной практике (взимание платы с учеников, постоянные путешествия и жизнь при дворах, в т. ч. при дворе сиракузского тирана Дионисия 1), так и в теории (близость к сенсуализму и релятивизму). Но как сократик Аристипп, подобно киникам, сосредоточен на демонстрируемой в поступках практической этике, хотя в отличие от них ориентируется не на ригористическое противостояние условиям, а на гибкую к ним адаптацию — легкую перемену ролей, легкое отношение к превратностям судьбы, позволяющее в конечном счете подчинить себе обстоятельства. Современники говорили об Аристиппе, что лишь ему дано одинаково носить и мантию и лохмотья (Diog. L. II 67, ср. Ног. Epist. I, 17, 23).
Как и у киников, этика Аристиппа индивидуалистична и асоциальна (Xen. Mem. II, 1, 13), но если киники избирали роль нищего космополита, то Аристипп — космополита придворного. Этика Аристиппа гедонистична, однако стремление к удовольствию не должно порабощать: знание в этом меры и есть искомая добродетель. Достигается она своеобразной аскезой не в воздержании от удовольствий, а в пользовании ими: кораблем владеет не тот, кто на нем не плавает, а тот, кто умеет вести его в нужную сторону, и воздержен не тот, кто избегает удовольствий (Мах. Туг. 1, 9; Stob. III, 17, 17). В описанной Клеанфом аллегорической картине, на которой Добродетели прислуживают Наслаждению (Cic. De fin. II 21/69), можно видеть полемику с Аристиппом. Осуждая невежество (Diog. L. II 69—70, 72), Аристипп вместе с тем не признавал наук, безразличных к определению хорошего и дурного (Arist. Met. 996а37сл.). Единственной теоретической основой этики Аристиппа служило психологизированное учение о знании, в котором критерий истины совпадал с критерием блага: человек знает как истину только свои индивидуальные ощущения, если ощущение протекает как плавное, мягкое движение, это приятно; такое ощущение и есть “конечное”, или “целевое”, благо (τέλος) (Diog. L. II 85); при таком взгляде изнутри все блага существуют ради этой цели, т. е. удовольствия, а на удовольствии в возможности основано и счастье (Eus. Pr. Eu. XIV, 18, 31); стремиться следует лишь к актуальному переживанию удовольствия. Вслед за Аристиппом удовольствие как движение (κίνησις) рассматривали Платон и Спевсипп, отказываясь, однако, видеть в нем благо: удовольствие—это становление (γένεσις), но становление всегда “для чего-то”, а благо безотносительно; Аристотель признавал удовольствие благом, но отрицал, что это процесс (как движение, так и становление, Eth. Nie. 1173а30, 1152b25).
Школа Аристиппа процветала еще в 3 в. до н. э., слава его была сравнима с Платоновой (Diog. L. II 62), но сочинения не сохранились, надежных фрагментов мало (в основном изречения, собранные поздними авторами). В древности существовало даже мнение, что Аристипп ничего не писал (Diog. L. II 84), а приписываемые ему сочинения принадлежат его внуку—Аристиппу Младшему. Кроме “Истории Ливии” (откуда Аристипп был родом) ему приписывается еще около 30 произведений—диалоги, диатрибы и протрептики (Diog. L. II 83—85). Заведомо ложно приписано ему сочинение “О древней роскоши” и несколько сохранившихся писем. “Аристипповой” называлась манера изложения, противопоставленная и сократическому диалогу, и наставлению и состоящая в осуждающей констатации (Dem. Eloc. 296). С Аристиппом полемизировали Ксенофонт, Платон, Аристотель; Спевсипп и Стильпон писали о нем и против него (Diog. L. IV 5, II, 120), его порицал и киренаик Феодор (II 65). В истории культуры Аристипп остался образцом изнеженности, находчивости и беспринципности.
Соч.: Aristippi et Cyrenaicomm fragmenta, ed. E. Mannebach. Leiden, 1961; Giannanloni G. (ed.). Socratis et Socraticorum Reliquiae, vol. 2. Napoli, 1990.
Лит.: Wiring K. Der Sokratesschüler Aristipp und die Kyrenaiker. Stuttg., 1988; Mann W.-R. The Lift of Aristippus.— “Archiv für Geschichte der Philosophie”, Bd. 78, 1996, S. 97-119.
H. В. Брагинская

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. аристиппАРИСТИПП strongКиренский strongок. ок. до н. э. др.греч. философ ученик Сократа strongсчитается основателем Киренской школы. strongОсновные источники о жизни и учении...Античная философия
  2. аристиппиз Кирены ок. после гг. до н. э. греческий философ. В Афинах был учеником Сократа. Позднее как софисты учил за деньги. Некоторое время вел бродячую жизнь побывал помимо...Античные писатели. Словарь
  3. аристиппя пол. в. нач. в. до н. э. древнегреческий философ изКирены в Сев. Африке ученик Сократа основатель киренской школы один изродоначальников гедонизма....Большой энциклопедический словарь II
  4. аристиппАРИСТИПП я пол. в. нач. в. до н. э. древнегреческий философ из Кирены в Сев. Африке ученик Сократа основатель киренской школы один из родоначальников гедонизма....Большой Энциклопедический словарь V
  5. аристиппок. до н.э. греч. философ ученик Сократа основатель школы киренаиков разработал ее осн. этич. и гносеологич. принципы....Древний мир. Энциклопедический словарь
  6. аристиппок. гг. до н. э. философ родом из Кирены основатель философской школы киренаиков. Он был учеником Сократа. В своей философии Аристипп отводил особое место принципу на...Краткий словарь античности
  7. аристиппгреческий философ Кирена ок. гг. до Р.Х. Основатель школы киренаиков где считалось что основа счастья удовольствие. Ученик Сократа Аристипп свел доктрину учителя к мысл...Новый философский словарь
  8. аристиппAristippus из Кирены основатель школы киренаиков или гедоников получившей и свое название от имени его родного города провел свою юность в Афинах в обществе Сократа ...Реальный словарь классических древностей
  9. аристиппгреческий философ Кирена ок. гг. до Р.Х. Основатель школы киренаиков где считалось что основа счастья удовольствие. Ученик Сократа Аристипп свел доктрину учителя к мысл...Сверхкраткий философский словарь
  10. аристиппСтарший из Кирены ок. до н. э. греч. философ ученик Сократа основатель школы киренаиков разработал ее осн. этич. гедонистич. эвдемонистич. и гносеологич. сенсуалистич...Словарь античности
  11. аристиппгреческий философ до Р. X. Уп. Мой толстый А. Давыдову А. Л. приветливый потомок А. К вельможе ....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  12. аристиппАРИСТИПП я пол . в. нач. в. до н. э. древнегреческий философ из Кирены в Сев. Африке ученик Сократа основатель киренской школы один из родоначальников гедонизма....Современный энциклопедический словарь
  13. аристиппиз Кирены [ок. до н.э.] древнегреч. философидеалист идеолог рабовладельцев в период кризиса греч. городовгосударств ученик Сократа после смерти крого основал в Кирене ф...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  14. аристиппAristippos род. ок. ум. ок. до Р. X. древнегреч. философ из Кирены в Северной Африке основатель киренской или гедонической школы ученик и друг Сократа с софистическим у...Философский энциклопедический словарь II
  15. аристиппдревнегреч. философ ученик Сократа основатель т. наз. киренской гедонической школы Киренанки. Его произведения не сохранились. А. сочетал сенсуализм в теории познания с г...Философский энциклопедический словарь
  16. аристиппАристипп греч. философ род. около до Р. Х. в африканском городе Кирене знаменитом роскошью и богатством что вероятно и не осталось без влияния на учение А. Громкая молв...Энциклопедический словарь
  17. аристиппгреч. философ род. около до Р. Х. в африканском городе Кирене знаменитом роскошью и богатством что вероятно и не осталось без влияния на учение А. Громкая молва о мудрос...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  18. аристиппАристипп Aristippos из Кирены ок. после гг. до н. э. греческий философ. В Афинах был учеником Сократа. Позднее как софисты . учил за деньги. Некоторое время вел бродячу...Энциклопедия античных писателей
  19. аристиппАристиппAristippus . Родом из Кирены основатель философской школы киренаиков. Он жил около г. до Р.Х. и был учеником Сократа. В своей философии Аристипп отводит особенно...Энциклопедия мифологии