Философская энциклопедия

АНАРХИЗМ

АНАРХИЗМ
(от греч. anarchia — безвластие, безначалие) — учение, пытающееся обосновать необходимость освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности. Хотя отдельные идеи А. встречаются уже в теориях Платона, Зенона, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и ряда др. мыслителей, а А. как определенное психологическое состояние или умонастроение существовал практически всегда, целостная анархистская идеология сформировалась в Европе только в 1840—1860-х гг. Примерно в 1860—1870-х гг. А. стал уже довольно заметным общественно-политическим движением.
Основной вклад в теоретическую разработку этого учения внесли П.Ж. Прудон, М. Штирнер, М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. О приверженности А. заявляли В. Годвин, В. Тэккер, Л.Н. Толстой и др. Анархистские концепции каждого из этих мыслителей построены на разных филос. и нравственных основаниях и по-разному представляют цели и смысл общественного развития, способы и средства достижения общества анархии. Однако все они главную причину эксплуатации и несправедливости в обществе видят в гос-ве независимо от его формы (монархия, парламентская демократия или к.-л. иная форма правления). Они призывают упразднить все его ин-ты власти, ибо полностью не принимают саму идею организации общества «сверху вниз».
Прудон по праву может рассматриваться как один из основоположников учения А.Именно Прудону принадлежит заслуга введения в научный оборот самого термина «А.». В своей работе «Что такое собственность, или Исследование о принципе права и власти» (1840) он доказывает, что ин-том общества, из которого все исходит в нем, является частная собственность. Объявляя крупную частную собственность кражей, он дает резкую критику современного ему общественного строя и призывает прежде всего сокрушить такую собственность. Однако, отвергая крупную частную собственность, Прудон вместе с тем надеялся сохранить в неприкосновенности мелкую собственность, индивидуальную свободу производителя и одновременно избавить рабочего от власти предпринимателя. Свобода для Прудона — это не только равенство и бесконечное разнообразие в выражении индивидуальной воли, но еще и безвластие. Вот почему Прудон считает гос-во врагом свободы, главным орудием раскола общества и угнетения трудящихся и выдвигает идею ликвидации гос-ва. Позднее, правда, он предлагал раздробить современное централизованное гос-во на мелкие автономные области, в которых промышленные предприятия будут переданы в руки свободных ассоциаций рабочих и служащих. Прудон полагал, что переход к свободным ассоциациям трудящихся возможен через экономические реформы в сфере обращения: безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. Он считал, что такого рода реформы и есть социальная революция, осуществляемая мирным путем, и именно она даст возможность превратить всех трудящихся, при сохранении их собственности на средства производства, в самостоятельных производителей, эквивалентно обменивающихся товарами и услугами на началах взаимопомощи и сотрудничества. Учение Прудона уже при его жизни подвергалось резкой критике за субъективизм, волюнтаризм и эклектику. Так, К. Маркс считал Прудона одним из создателей системы «буржуазного социализма». Вместе с тем прудонистские анархистские идеи (отрицательное отношение к гос-ву, политической борьбе, крупной собственности и др.) использовались и продолжают использоваться различными течениями «мирного» А. и анархо-синдикализма.
Теорию индивидуалистического А. создал Штирнер. Его знаменитая кн. «Единственный и его собственность» (1844) ниспровергает все авторитеты: религию, право, собственность, семью и безоговорочно провозглашает свободу всякого конкретного индивида, т.е. Я. Согласно Штирнеру, «Я — единственный. Для Меня нет ничего выше Меня». Соответственно, Штирнер считает, что Я — критерий истины, а это значит, что личность не должна признавать никаких обязательных для себя общественных установлений. Индивиду надо поэтому искать не социальную, а свою собственную свободу. Утверждая свободу индивида, а по существу его полный произвол, Штирнер отрицает всякие нормы поведения, все общественные ин-ты. Однако найти такую форму общественного устройства, при которой каждый человек обретал бы наивысшую свободу, т.е. был бы независим от общества и его установлений, невозможно. Вот почему идеи совершенного эгоизма Штирнера хотя и оказали влияние на Бакунина и Кропоткина, но стали основой уже иного, не индивидуалистического направления в А.
Бакунин — один из самых выдающихся и влиятельных теоретиков и практиков А. В своих работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Государственность и анархия» (1873) и др. он доказывал, что гос-во — это главное зло, но зло исторически оправданное, в прошлом необходимое, ибо оно есть лишь временная общественная форма, которая должна полностью исчезнуть, став простой «канцелярией» общества, «центральной конторой». Идеал Бакунина — общество, организованное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин и наций, на основе свободы, равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации. Этим самым он в отличие от Штирнера подчеркивал не индивидуалистическую, а общественную сторону анархического идеала. Ратуя за социализм, Бакунин в то же время считал, что свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — это рабство. Бакунин полагал, что идеал безгосударственного общества следует осуществить немедленно, сразу же после социальной революции. При этом он призывал во имя этого подняться над узко национальными, локальными задачами освободительного движения. Именно Бакунину принадлежит лозунг: «У нас нет отечества. Наше отечество — всемирная революция». Бакунин был активным участником революционного европейского движения. В 1868 он основал тайный анархистский союз «Международный альянс социалистической демократии», вел открытую борьбу против Маркса и его единомышленников в Международном товариществе рабочих (I Интернационале). Антиэтатистские идеи Бакунина, в частности его теоретические положения, направленные против государственного социализма, против авторитарных и бюрократических методов управления, его размышления об общественном самоуправлении, о федерализме и интернационализме и сегодня сохраняют свое значение.
Выдающимся теоретиком анархизма был известный рус. ученый и революционер Кропоткин. В сочинениях «Наука и анархия» (1892), «Анархия, ее философия, ее идеал» (1896) и многих др. он обосновывал и пропагандировал идеи А., отстаивая неизбежность их претворения через насильственную анархическую революцию. Считая, как и Бакунин, что только анархия является высшей ступенью общественной эволюции, он в отличие от него не призывал к тотальному отрицанию всех и вся. Кропоткин обосновывал возможность создания идеального анархо-коммунистического строя, т.е. такого безгосударственного общественного устройства, в котором все люди будут чувствовать себя счастливыми и свободными. По его мнению, именно такое общество будет «довольством всех», поскольку оно будет основано на совместном владении всеми богатствами, при неукоснительном соблюдении принципов свободы и равенства. В то же время Кропоткин являлся активным противником марксизма, он не соглашался с ним не только в вопросе о роли и месте гос-ва и насилия в истории, но и расходился по вопросу о невозможности в ходе революции постепенно и гуманно реформировать социальные ин-ты старого общества.
Теоретики А. внесли существенный вклад в развитие общественной мысли. Их критика государственно-бюрократического централизма, отчуждения административного аппарата от гражданского общества, отрицательных последствий огосударствления всех сторон общественной жизни оказала значительное влияние на становление многих филос. социологических и культурологических учений, выходящих далеко за рамки А.
Анархистские идеи и сегодня продолжают жить и распространяться, хотя они и не имеют той силы массовой привлекательности, на которую рассчитывают их адепты. Большинством людей А. вполне справедливо оценивается как утопия. Малочисленные анархические партии и группы, которые в основном можно встретить в некоторых странах Европы и Лат. Америки стремятся если не пересмотреть, то хотя бы несколько модифицировать основные положения своей политической теории. Основное внимание при этом обращается на те основания, которые в наибольшей степени диссонируют с современными процессами общественного развития. Естественно, это прежде всего вопрос о необходимости насильственной социальной революции. По-видимому, А. в будущем сохранится как одна из форм идейного поиска адекватного пути человечества к свободе и справедливости. Для этого имеются как объективные, так и субъективные причины и условия, которые с разной степенью значимости будут побуждать людей к такому поиску, а значит, следованию идеалам общества анархии.
Подчеркивая утопизм идеала А., неэффективность стратегических и тактических приемов практики анархистского движения, нельзя вместе с тем не видеть, что анархисты своей критикой существующего общества и пропагандой идеалов свободы внесли и продолжают вносить заметный вклад в современный общественный процесс и современное обществознание:
анархистская теория побуждает обращать самое пристальное внимание на необходимость глубокого изучения и совершенствования всех отношений общественной власти, политики ее осуществления. В связи с этим характерно то, что в отличие от др. общественно-политических движений и партий анархисты всегда открыто выступали против любых недемократических режимов организации общественной жизни, даже если последние вызывали энтузиазм и восторг большинства людей;
анархистский идеал создания свободных взаимоотношений людей в различных сферах их деятельности служит моделью и для сегодняшнего формирования общественных отношений. Этот идеал заставляет людей задуматься над тем, как не растерять, а, наоборот, сохранить и приумножить важнейшие ценности человеческого общежития: свободу, равенство прав, справедливость;
анархистская идея федерализма и интернационализма позволяет критически посмотреть на сегодняшние процессы активизации сил национализма и национальной ограниченности, предостеречь людей от безумия национальной вражды;
А. и его идеалы заставляют людей размышлять о том образе и строе жизни, который они имеют и которого они достойны.
Непреходящее значение А. и его идеологии выразил П.И. Новгородцев, который отметил, что, после того как человеческая мысль исследует все формы идеального устройства власти и все их найдет недостаточными, она неизбежно обратится к А., к мысли об устроении общественной жизни без власти и без закона, на чистом принципе свободы: «Если от социализма остается еще возможность перехода к анархизму как к более радикальному направлению, то за анархизмом открываются бездна и пустота, перед которыми кончаются и смолкают социально-философские вопрошания».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

АНАРХИЗМ
(отгреч.— безначалие, безвластие), мелкобурж. общественнополитич. течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политич., экономич. и духовной власти. Основой анархистского мировоззрения являетсябурж.индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм. «Анархизм,— писал В. И. Ленин,— вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анархизма»(ПСС,т.5,с.377). Характерным для А. является: враждебное отношение ко всем разновидностямгос.власти(в том числе пролетарской), защита мелкой частной собственности, мелкого землепользования, непонимание роли крупного производства, отказ от всех легальных форм политич. борьбы и проповедь тактики «прямого действия», «пропаганды фактом», требование немедленной социальной революции и установления без-гос. коммунистич. строя, отрицание всемирно-историч. роли пролетариата и его политич. власти, его государства в построении социализма. Будущий строй А. представляет в виде федерации производств, ассоциаций, коммун, края якобы только одна может гарантировать политич. и экономич. свободу личности.
А. никогда не существовал как единая идеология. Идея А. высказана Платоном в «Республике». Отд. фрагменты А. содержатся в философии Зенона и стоиков, вхрист.движении 9в.(Армения), в идеологии гуситских движений 15в., в утопиях Ф. Рабле и Ф.Фе-нелона, в трудах философовпросветителей Руссо и Дидро, в идеологии «бешеных» эпохи Великойфранц.революции. Впервые сделал попытку изложить политич. и экономич. формы А. вкон.18в.англ, писатель У. Годвин.
Как общественно-политич. течение А. сложился в 40—70-хгг.19в.в Зап. Европе. Теоретич. обоснование А. связано с именами М. Штирнера, П. Ж. Прудона, М. А. Бакунина, утопич. мелкобурж. теории которых были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 19в.А. распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Большую роль в пропаганде идей А. сыграл П. А. Кропоткин, который для обоснования доктрины А. использовал позитивистскую философию и данные естествознания. После короткого подъёма в 1872—79 А. входит в полосу кризиса, который выразился в переходе многих его сторонников на позиции террора илибурж.республиканизма. В эпоху империализма недовольство рабочих оппорту-нистич. тактикой вождей 2го Интернационала вызвало оживление деятельности анархия, групп. В годы 1-й мировой войны анархич. лидеры окончательно себя дискредитировали, заняв шовинистич. позиции(Кропоткин, Г. Эрве, Ж. Грав идр.).
В России в 19в.А. пользовался определ. влиянием среди части народников. Однако «хождение в народ» обнаружило неподготовленность крестьянства к рево-люц. выступлениям. Ленин писал, что в 70-хгг.А. смог «...развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою неверность, свою непригодность, как руководящей теории для революционного класса»(ПСС,т.41,с.15). Некоторое оживление А. наблюдалось в годырус.Революции 1905—07. Большое значение в идейном разгроме А. имели работы Ленина, вскрывшего порочность анархистских теоретич. положений и практики. . революция1917показала всю несостоятельность А., который выродился в антисоциалистич., контрреволюц. течение, нередко — в прямой бандитизм(«махновщина»).
Совр. А. не прибавил ничего нового к «традиционному» А. Он лишь ревизовалосн.положения его творцов: Прудона, Бакунина, Кропоткина, сосредоточивосн.внимание на проблемах личной свободы и насилия как единственной форме перехода к либертарному(свободному, вольному)обществу. Идеологиюсовр.А. характеризует враждебное отношение как кбурж., так и к социалистич. формам государства, частично воспринимаемое некоторыми левоэкстремистскими группами. Но попытки преодолеть перманентное противоречие между теорией и приложением её к формам человеческого общежития, а также выработать организац. основы либер-тарного движения не увенчались успехом. А. сохраняется в ряде стран Зап. Европы и Америки(федерации, группы и иные формы организации анархистов существуют в США, Франции, Италии, Великобритании и некоторыхдр.странах), но влияние его все более утрачивается.
Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч.,т.3; Маркс К., Нищета философии, там же,т.4; его же, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же,т.18; Энгельс Ф., Бакунлсты за работой, там же; Ленин В.И., А. и социализм,ПСС,т.5; его же, Социализм и А., там же,т.12; его же, Государство и революция, там же,т.33; ? л е х а н о в Г. В., Наши разногласия, в егокн.: Избр.филос.произв.,т.1, М.,1956; его ж е, А. исоциализм, Соч.,т.4, М.— Л.,1923; К о м и н В. В., А. в России, Калинин,1969; К а н е в С. Н., Окт. революция и крах А., М.,1974; Корноухов ?. ?., Борьба партии большевиков против А. в России, М.,1981; С о-m i n С о l o m е г Е., Historia del anarquismo espanol, v. 1—2, Barcelona, [1956]; M a i t r o n J., Le mouvement anarchiste en France, t. 1—2, P.,1975; The anarchist reader, ed. by G. Woodcock, N. ?.,1977; A r v o n H., L'anarchisme au XX siede, P1979; Reinventing anarchy: what are anarchists thinking these days?, L., 1979.
Е. В. Старостин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

АНАРХИЗМ
(от греч. ἀναρχία – безначалие, безвластие) – мелкобурж. обществ.-политич. течение, для к-рого характерны: индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм; отрицательное отношение ко всякой государств. власти, в т.ч. к диктатуре пролетариата, и любой др. политич. организации; непонимание роли крупного производства, защита мелкой частной собственности и мелкого х-ва на земле; авантюристич. тактика "прямого действия" и требование немедленной социальной революции, немедленного уничтожения всякого гос-ва. Переход к обществу будущего анархисты предполагают осуществить без организованной политич. борьбы пролетариата с буржуазией, без создания пролетарской партии; под видом отрицания политики они подчиняют пролетариат бурж. политике (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 5, с. 303).
А. зародился в 40-х гг. 19 в. в странах с значительным удельным весом мелкотоварного производства. Мелкий собственник, разоряемый в процессе развития капиталистич. произ-ва, выступает за его уничтожение, требуя в то же время сохранения мелкой частной собственности. Стремление анархистов положить мелкую частную собственность в основу новой социальной организации по своему существу крайне консервативно, ибо оно выражает не будущее бурж. строя, идущего ко все большему обобществлению труда, а "настоящее и даже прошлое этого строя, господство слепого случая над разрозненным, одиноким, мелким производителем" (Ленин В. И., там же, т. 10, с. 55).
Непосредств. воздействие на представителей раннего А. оказали: философия Гегеля, истолкованная в духе субъективизма и волюнтаризма, субъективно-идеалистич. философия Фихте, естественно-правовая теория гос-ва Гоббса, Локка и особенно Ж. Ж. Руссо, нек-рые идеи утопич. социалистов (в частности, несомненна связь идеи А. об уравнении классов путем отмены права наследования с соответствующими моментами учения Сен-Симона). Большое влияние на А. оказали и утопич. взгляды Годвина, к-рого можно считать предтечей А.
Первый этап в развитии А. хронологически совпадает с эпохой пром. капитализма. Основоположниками А. были М. Штирнер ("Единственный и его собственность", 1845, рус. пер. 1906), Прудон, к-рому принадлежит термин "А." ("Что такое собственность?", 1840–1841, рус. пер. 1907), и Бакунин. Штирнер и Прудон в своих работах выдвинули осн. теоретич. положения А. Превращением в политич. течение А. обязан Бакунину.
Основываясь на своей волюнтаристской политэкономич. теории, согласно к-рой стоимость создается якобы в сфере обращения, Прудон рисует утопич. картину будущего социального строя, основанного на т.н. "системе взаимности", предполагающей равноправный и равноценный обмен услугами между членами общества, состоящего из мелких и самостоят. производителей-хозяйчиков. Такие отношения, складывающиеся между производителями в результате добровольного их согласия, "социального договора", по мнению Прудона, уничтожают всякую необходимость в гос-ве, ведут к немедленной ликвидации гос-ва. Учение Прудона является утопией, оторванной от реального историч. процесса, основанной на отвлеченных представлениях о раз навсегда данной и неизменной справедливости, соответствующей абстрактно понимаемой природе человека.
Бакунин, так же как и Прудон, отрицает необходимость гос-ва и политич. борьбы. Процесс обществ, развития он рассматривает как движение от "животного начала" к "человеческому началу", как борьбу власти и анархии, а осн. причиной этого движения он считает идейные мотивы. Первобытный человек-животное был одарен "в большой степени, чем животные других пород, двумя драгоценными способностями – способностью мыслить и склонностью к протесту, к бунту, к революции. Многообразные комбинации этих двух способностей и составляют движущую силу исторического процесса, ведущего к полному торжеству человеческого начала над животным" (Бакунин М., Бог и государство, 1918, с. 5). Из животного состояния и невежества анархисты выводили появление религии (первое заблуждение) и появление гос-ва (второе заблуждение). Гос-во, будучи порождением животного начала, противоречит "человеческой справедливости" и является, т.о., источником всех социальных зол – экономич. неравенства, эксплуатации, капитала. Отсюда – борьба анархистов против всех форм авторитета и призыв к немедленной ликвидации гос-ва.
Критикуя утопич. представления Бакунина о будущем "свободном" обществе, Энгельс писал: "В этом обществе, прежде всего, не существует никакого а в т о р и т е т а , так как авторитет – государство – абсолютное зло. (Каким образом эти господа собираются пустить в ход фабрики и железные дороги, управлять кораблем без воли, решающей в последней инстанции, без единого руководства, – этого они нам, конечно, не говорят.) Прекращается также и власть большинства над меньшинством. Каждая личность, каждая община автономны, но каким образом общество, состоящее хотя бы из двух человек, возможно без того, чтобы каждый из них не поступился чем-нибудь из своей автономии, – об этом Бакунин снова умалчивает" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 278).
Отрицая необходимость политич. борьбы пролетариата, анархисты на деле превращают подпавших под их влияние трудящихся в пассивных участников бурж. политики. Вступив в 1-й Интернационал, бакунисты своей борьбой против марксизма стремились дезорганизовать междунар. рабочее движение. Полем их деятельности были страны с многочисленной мелкобурж. прослойкой (Испания, Италии, Швейцария, юг Франции).
Маркс и Энгельс решительно выступили против А., вскрыв (в работах "Святое семейство", "Немецкая идеология", "Нищета философии" и др.) классовую природу, теоретич. беспомощность и политич. вредность его идеологии. Генсовет 1-го Интернационала отказался принять в междунар. товарищество рабочих. "Альянс социалистической демократии" – первую междунар. орг-цию анархистов, созданную Бакуниным. Когда Бакунин пошел на фиктивный роспуск "Альянса" и члены его, войдя в Интернационал, начали вести подрывную работу, Маркс и Энгельс разоблачили анархистов, а Гаагский конгресс (1872) исключил Бакунина и его сподвижников из Интернационала. В работах Маркса и Энгельса, относящихся к этому периоду, – "Мнимые расколы в Интернационале", "Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих", "Бакунисты за работой" и др. – дана глубокая критика теоретич. и тактич. взглядов анархистов того периода. Разоблачение бакунистов привело к разброду среди анархистов и распаду их орг-ций на длит. срок.
В эпоху империализма наблюдается заметное оживление А., вызванное, с одной стороны, усилением процесса экспроприации широких слоев мелких и средних собственников и, с другой стороны, разочарованием рабочих масс оппортунистич. политикой 2-го Интернационала и его партий. Часть рабочих примкнула к анархистскому движению, увлеченная его внешней революционностью. "Анархизм нередко являлся своего рода наказанием, за оппортунистические грехи рабочего движения", – писал Ленин (Соч., 4 изд., т. 31, с. 16). Возрождение А. происходило в новых формах. Распространение идей марксизма вширь после Парижской Коммуны 1871 заставило А. перестраиваться. В борьбе за место в рабочем движении А. не мог открыто развивать свои индивидуалистич. теории. Как главенствующее течение внутри А. оформляется т.н. коммунистический A. (П. Кропоткин, Э. Реклю, Ж. Грав, Э. Малатеста, B. Черкезишвили и др.).
Претерпевают соответственно нек-рые изменения филос. и социологич. построения А. Если в произведениях ранних анархистов были элементы диалектики, то теперь А. полностью переходит на позиции плоского эволюционизма и вульгарного механицизма. Для А. этого периода характерно увлечение позитивизмом Спенсера и Конта, значение к-рого в качестве "всемирной науки", по словам Бакунина, "безмерно" (см. "Федерализм, Социализм и Антителеологизм", Избр. соч., т. 3, 1920, с. 153–58). Это увлечение сказалось на обществ.-политич. взглядах анархистов кропоткинского толка.
Кропоткин, к-рый, в отличие от Бакунина, обращал гл. внимание не на разрушит., а на "созидат." сторону А., не пошел дальше умозрит. конструкций будущего "справедливого" строя, рисуя его в виде различных союзов: территориальных, сельских и гор. общин, профессиональных и интеллектуальных союзов, основанных на частной собственности отдельных тружеников.
После смерти Маркса и Энгельса лидеры 2-го Интернационала не вели серьезной идейной борьбы с новыми формами А. Выступления Бернштейна, Каутского и др. против А. в 90-х гг. сводились больше к критике провокаторской деятельности анархистов; они не затрагивали их идеологии. Серьезный удар по А. нанесла работа Плеханова "Анархизм и социализм" (1894), хотя и она не вскрыла коренного расхождения между марксизмом и А. по вопросу о диктатуре пролетариата.
Ленин в тезисах "Анархизм и социализм" (1901) показал противоположность между марксизмом и А. В ряде работ, написанных в период революции 1905–1907 ("Третий шаг назад", "Две тактики", "Партийная организация и партийная литература", "Социализм и анархизм" и др.), Ленин дал анализ классовой сущности А., его философии и политики. "Анархизм за 35–40 лет... своего существования (а со Штирнера много больше лет) не дал ничего, кроме общих фраз против э к с п л у а т а ц и и .... Недостает (α) понимания причин эксплуатации; (β) понимания р а з в и т и я общества, ведущего к социализму; (γ) понимания к л а с с о в о й б о р ь б ы, как творческой силы осуществления социализма" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 300). Ленин показал, что кажущиеся противоположными взгляды А. и реформизма на деле представляют собой две стороны одной медали – оппортунизма. С особенной очевидностью это проявилось в годы 1-й мировой войны, когда виднейшие лидеры А. (Кропоткин, Грав, Эрве и др.), как и лидеры 2-го Интернационала, заняли шовинистич. позицию. Ленин еще в 1905 призывал употребить "все средства идейной борьбы, чтобы влияние анархистов на русских рабочих осталось столь же ничтожным, каким оно было и до сих пор" (Соч., 4 изд., т. 10, с. 56). В 1906–07 в Грузии вышла работа Сталина "Анархизм или социализм?", непосредственно направленная против груз. анархистов, содержащая филос. критику А. В Москве вышла брошюра И. Лузина "Анархизм и рабочий класс" и др.
Во время Октябрьской революции 1917 анархисты пытались вносить дезорганизацию в ряды восставшего народа, активно выступая против борьбы большевиков за установление революц. дисциплины.
После 1917 А. в России окончательно превратился в контрреволюционное течение, зачастую принимавшее форму массового бандитизма (махновщина, "Всероссийская организация анархистов подполья" и т.д.). В первые годы Советской власти, в период иностранной военной интервенции и гражд. войны, в обстановке хоз. и воен. трудностей имело место проявление анархистских шатаний среди нек-рых членов Коммунистич. партии ("левые коммунисты", "рабочая оппозиция" и др.), поддавшихся влиянию мелкобурж. стихии. Успехи социалистич. строительства, ликвидация социальной базы А. и решительная борьба КПСС против анархистских идеек и шатаний привели к тому, что А. перестал существовать как обществ.-политич. течение в СССР. В нач. 20 в. А. начинает терять свои позиции и во франц., итал. и швейц. рабочем движении. Только в Испании и ряде латиноамер. стран он сохраняет свое влияние в широких слоях мелкой буржуазии и в рабочей среде. Возникает особая разновидность А. – анархо-синдикализм (конец 19 – нач. 20 вв.).
После 2-й мировой войны бакунизм и прудонизм по-прежнему остаются осн. оружием филос. и социологич. спекуляций А. Эклектич. смесь различных метафизич. и идеалистич. взглядов составляет существ. черту философии совр. А., все более смыкающегося с реакц. бурж. филос. течениями – экзистенциализмом и персонализмом.
Возросший авторитет марксистских партий, а также дальнейший рост и укрепление прогрессивных профессиональных объединений во Франции, Италии, в Лат. Америке, Индонезии и др. странах ведет к изоляции анархистов. Отд. анархистские организации постепенно отходят от принципов А., иногда сближаясь с марксизмом (унитарное течение в исп. А.).
В совр. условиях анархич. тенденции проявляются в теоретич. и практич. деятельности ревизионистских элементов внутри междунар. коммунистич. и рабочего движения. Они проявились, напр., у югославских ревизионистов, к-рые в своих выступлениях и программных документах (1958) ревизуют ленинское учение о партии как руководящей силе в борьбе за социализм, за построение коммунистич. общества и пытаются в анархистском духе истолковать марксистско-ленинское учение об отмирании социалистич. гос-ва (см. Государство, Ревизионизм).
Марксисты, – писал Ленин, – "ставя своей целью полное уничтожение государства, признают эту цель осуществимой лишь после уничтожения классов социалистической революцией, как результат установления социализма", анархисты же "хотят полного уничтожения государства с сегодня на завтра, не понимая условий осуществимости такого уничтожения" (Соч., 4 изд., т. 25, с. 455).
Лит.:Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Маркс К., Нищета философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, М., 1955; его же, Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Ярославский Ем., Анархизм в России, [М.], 1939; Ревизионизм – главная опасность, М., 1958; Против современного ревизионизма. Сб. переводов, М., 1958; Ibáruri D., Α los trabajadores anarquistas, [s. 1.], 1953. Материалы по А.: Годвин В., О собственности, пер. с англ., М., 1958; Кропоткин П. А., Завоевание хлеба, пер. с франц., СПБ, 1906; Реклю Э., Эволюция, революция и идеал анархизма, М., 1906; Эльцбахер П., Анархизм, пер. с нем., СПБ, 1906; Маккей Дж. Г., Макс Штирнер, его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, 1907; Курчинский Μ. Α., Апостол эгоизма. Макс Штирнер и его философия анархии, М., 1920; Стеклов Ю.М., Борцы за социализм. Очерки из истории общественных и революционных движений в России, М., 1918; его же, Интернационал (1864–1914 гг.), ч. 2 – Анархический интернационал (1872–1881 гг.), Курск, 1923; Диль К., Социализм. Коммунизм. Анархизм, пер. с нем., [3 изд.], 1923; Рамус П., Вильям Годвин, как теоретик коммунистического анархизма, М., 1925; Gоdwin W., An Enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness, v. 1–2, L., 1793; Mackay J. H., Die Anarchisten, 5 Aufl., В., 1924; Stammler R., Die Theorie des Anarchismus, В., 1894; Borgius W., Die Ideenwelt des Anarchismus, Lpz., 1904; Nettlau M., Der Vorfrühling der Anarchie, ihre historische Entwicklung von den Anfängen bis zum Jahre 1864, В., 1925; его же, Der Anarchismus von Proudhon zu Kropotkin, B. – Lpz., 1927; Russell В., Proposed roads to freedom: socialism, anarchism and syndicalism, N. Y., [1931]; Guy-Grand G., La pensée de Proudhon, Р., 1948; Sаrnо G., L'anаrchiа criticamente dedotta dal sistema hegeliano, Bari, 1947; Sergent Α., Harmеl С., Histoire de l'anarchie, t. 1, Р., 1949; Cоle G. D. H., Α history of socialist thought, v. 2 – Socialist thought, marxism and anarchism 1850–1890, L. – N. Y., 1954; Соmin Соlоmеr Е., Historia del anarquismo español, [2 ed.], t. 1–2, Barcelona, [1956].
Э. Баллер, Р. Мартинес. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

АНАРХИЗМ
АНАРХИЗМ (от греч. ανοφχία—безвластие)—социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государства и политической борьбы и проповедующее освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Анархизм зародился в 40-х гг.
19 в. в Европе. Основоположниками этого учения принято считать M Штирнера, П. Прудона (последнему принадлежит термин) и M A. Бакунина. Согласно Прудону, общественные отношения между людьми основаны на “системе взаимности”, предполагающей равновесие собственности, равноценный обмен товаров и услуг, беспроцентный кредит, федеративное устройство общества, которое заменит государство. Бакунин рассматривал анархизм как закономерный этап эволюционного социального развития. По его мнению, религия и государство являются величайшими заблуждениями пребывающего в невежестве человечества, источниками всех зол. Но человека отличает от животного способность мыслить и протестовать. Протест в определенный момент принимает форму стихийного “самопроизвольного” бунта масс против государства. В кон. 19—нач.
20 в. на почве социалистического движения в борьбе с марксизмом оформился коммунистический анархизм (П. А. Кропоткин), ориентированный, в отличие от раннего анархизма, на созидательную сторону социального развития в форме организации разного рода добровольных коммунистических общин, действующих на основе солидарности и взаимной помощи. Особое место среди анархических .систем занимает учение Л. И. Толстою, которое может быть охарактеризовано как христианский анархизм. В нач. 20 в. под влиянием анархизма получил распространение анархо-синдикализм — одно из направлений в рабочем движении.
Лит.; Бакунин М. А. Государственность и анархия. 1873; Кропоткин П. А. Завоевание хлеба. СПб., 1906; Proudhon P. 1. Système des contradictions économiques, ou Philosophie de la misère, t. 1—2, 1846.
Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. анархизмАнархизм буквально означает безвластие и представляет собой общественно политическое течение которым отвергаются традиционные формы государственного правления на том осн...101 ключевая идея политика
  2. анархизмполитическое и этическое учение сочетающее идеи социального равенства и абсолютной личной свободы.Парадоксальным образом анархисты отрицающие всякую приверженность к трад...Альтернативная культура. Энциклопедия
  3. анархизмтеория пропагандирующая идеи о неограниченной свободе и равенстве людей. Основателем теории считается П.Ж.Прудон хотя до него эти идеи высказывал Ж.Ж.Руссо. Главными пост...Бизнес-словарь
  4. анархизмот греч. anarhia безначалие общественнополитическое течение представители которого считали что права и свободы индивидуума являются главной ценностью выступали за немед...Большая актуальная политическая энциклопедия
  5. анархизмот греч. anarcha безвластие мелкобуржуазное общественнополитическое течение враждебное пролетарскому научному социализму. Основная идея А. состоит в отрицании всякой гос...Большая Советская энциклопедия II
  6. анархизмм. anarchismo Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. анархизманархизм м Anarchismus m неизм....Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. анархизманархизмAnarchismus m...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. анархизммAnarchismus m неизм....Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. анархизмм.anarquismo mem acracia f...Большой русско-испанский словарь
  11. анархизмсущ. муж. рода только ед. ч.анархзм уem...Большой русско-украинский словарь
  12. анархизмм. anarchisme m...Большой русско-французский словарь
  13. анархизмanarchism доктрина защищающая достоинства существования общества без правительственных учреждений. См. также Анархосиндикализм....Большой толковый социологический словарь
  14. анархизмот греч. anarchia безначалие безвластие англ. anarchism нем. Anarchismus. Обществ.полит. течение выступающее с требованием немедленного уничтожения государственной влас...Большой толковый социологический словарь II
  15. анархизмм.anarchisme m...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. анархизмтеория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом данной теории называют П.Ж.Прудона хотя зарождение она получила у Ж.Ж.Руссо. В России М.Д.Бакунин и П.А.Кропоткин...Большой экономический словарь
  17. анархизмот греч. anarhia безвластие общественнополитическоетечение которое выступало за немедленное уничтожение всякойгосударственной власти в результате самопроизвольного стих...Большой энциклопедический словарь II
  18. анархизмАНАРХИЗМ от греч. anarhia безвластие общественнополитическое течение которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате самопроизво...Большой Энциклопедический словарь V
  19. анархизмот гр. anarchia безвластие англ. anarchism фр. anarchie нем. Anarchie политическое течение провозглашающее своей целью уничтожение государства и безгосударственное соци...Большой юридический словарь
  20. анархизмanarchy anarchia безналичие безвластие социальнополитическое течение обосновывающее целесообразность и необходимость реализации анархии то есть освобождения личности о...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  21. анархизмлеворадикальное политическое учение отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности....Государство и право
  22. анархизмот греческого anarhia безвластие общественнополитическое течение которое выступает за немедленное уничтожение государственной власти и утверждение добровольных ассоциаци...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. анархизмАНАРХИЗМ а м. anarchisme m. ampLTгр. anarchia безначалие. Общественнополитическое течение проповедующее анархию отрицающее всякую государственную власть организованную по...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  24. анархизмгреч. anarhia безначалие безвластие общественнополитическое течение усматривающее в государственной власти основную причину всех видов социального угнетения. Анархисты ...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  25. анархизманархизм....Киргизско-русский словарь
  26. анархизмтеория и политическое течение ориентированное на достижение безгосударственной организации общества....Краткий глоссарий политологических терминов
  27. анархизмучение об обществе в основу которого положена идея безвластия безгосударственного устройства. В качестве руководящего начала эта теория признает только волю отдельной лич...Краткий исторический словарь II
  28. анархизмсистема общественного устройства при котором каждый человек закон для себя система безналичия безвластия....Краткий словарь лесоводственно-экономических терминов
  29. анархизмреакционное враждебное марксизмуленинизму мелкобуржуазное политическое течение сложившееся в х годах прошлого века в Европе. Его главные идеологи Макс Штирнер Прудон Бак...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  30. анархизмСуществует мнение что анархия это возможный и даже превосходный социальный строй. Анархия греческий термин обозначающий строй а скорее расстройство в котором отсутствует...Краткий философский словарь предрассудков
  31. анархизма м.em Враждебное марксизму мелкобуржуазное течение проповедующее анархию отрицающее всякую государственную власть в том числе и диктатуру пролетариата организованную пол...Малый академический словарь
  32. анархизмкорень АНАРХ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова АНАРХИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный АНАРХ ИЗМ Слово Анархизм содержит следующие морфемы...Морфемный разбор слова по составу
  33. анархизмНачальная форма Анархизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  34. анархизмanarchism течение представители крого выступают за уничтожение всякой гос. власти в резте стихийного бунта с последующей волюнтаристской оргцией обва. Госво с т.зр. анарх...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  35. анархизмАНАРХИЗМ от греч . anarhia безвластие общественнополитическое течение которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате самопроизво...Новый большой англо-русский словарь II
  36. анархизманархизм . м. Общественнополитическое течение отрицающее необходимость государственной и любой иной власти проповедующее неограниченную свободу. . м. разг. Отказ от соблю...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  37. анархизмАнархизм anarchism полит течение выступающее за отмену любой гос. власти и законов. Франц. социолог и экономист Пьер Жозеф Прудон первым выдвинул концепцию упразднения го...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  38. анархизманархизм анархизм а...Орфографический словарь
  39. анархизмu м...Орфографический словарь русского языка
  40. анархизмист. анархизм...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  41. анархизманархизм....Осетинско-русский словарь
  42. анархизмгр. безвластие течение политической мысли утверждающее идеи отмирания государства и государственной власти идеи борьбы с любым государственным устройством и его уничтож...Основы духовной культуры
  43. анархизмгреч. безвластие политическое течение выступающее за уничтожение государства как принудительной формы власти и замену его свободным добровольным объединением граждан....Отечественная история в терминах и понятиях
  44. анархизмсоциальнополитическое учение основная идея которого заключается в том что общество может и должно быть организовано без принудительной власти государства а личность освоб...Политико-терминологический словарь
  45. анархизмот греч. anarhia безвластие общественнополитическое и социальноэкономическое учение отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества пр...Политическая наука - Словарь-справочник
  46. анархизмот греч. unarchiа безначалие безвластие как течение выступает в роли особого политического идеала представляющего собой направление общественного мировоззрения отрицающе...Политическая психология. Словарь-справочник
  47. анархизмгреч. anarchia безвластие политическое течение провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ас...Политический глоссарий conflicts.org
  48. анархизмот греч. анархия безвластие политическая идеология провозглашающая целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего государства....Политический глоссарий проекта Uvauga
  49. анархизмгреч. anarchia безвластие идейнотеоретическая и общественнополитическая теория в основу которой положены идея отрицания политического принуждения стремление к уничтожен...Политологический словарь-справочник
  50. анархизмидеологическое течение ставящее своей целью уничтожение государства и характеризующееся неприятием политической власти во всех ее проявлениях в основе анархизма безграни...Политология - глоссарий по книге
  51. анархизмгр. anarchia безначалие безвластие теория и политическое течение ориентированные на безгосударственную организацию общества. Государство отождествляется анархизмом с нас...Политология - краткий словарь политологических терминов
  52. анархизмот греч. anarсhia безначалие безвластие политическое течение провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм власти свободной и добровольной асс...Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
  53. анархизмАНАРХИЗМ anarchism Общественнополитическое течение согласно которому общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения. Существующи...Политология. Словарь.
  54. анархизманархизм анархизмы анархизма анархизмов анархизму анархизмам анархизм анархизмы анархизмом анархизмами анархизме анархизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  55. анархизмОрфографическая запись слова анархизм Ударение в слове анархизм Деление слова на слоги перенос слова анархизм Фонетическая транскрипция слова анархизм [нрхизм] Характери...Полный фонетический разбор слов
  56. анархизмАНАРХИЗМ от греч. безначалие безвластие идейнополит. течение осн. на доктрине отрицания всякой гос. полит. власти рассматриваемой как источник всех соц. зол и провозгл...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  57. анархизмАНАРХИЗМ от греческого anarhia безвластие общественнополитическое течение выступающее за немедленное уничтожение всякой государственной власти сложилось в х гг. в. в Зап...Русская энциклопедия
  58. анархизманархизм а...Русский орфографический словарь
  59. анархизмanargisme eo anariismo...Русский-африкаанс словарь
  60. анархизмМ мн. нет anarxizm . frdin he n il mhdudlamayan azadln tbli edn hr cr dvlt hakimiyytini v mtkkil siyasi mbarizni inkar edn ictimaisiyasi cryan . mc. balbanalq hrcmrclik....Русско-азербайджанский словарь
  61. анархизманархизм м.ianarchism...Русско-английский словарь
  62. анархизманархизм м. anarchism анархист м. anarchist анархистский anarchist attr. анархический anarchic анархичный chaotic disorderly....Русско-английский словарь II
  63. анархизмanarchism...Русско-английский словарь политической терминологии
  64. анархизмАнархзм...Русско-белорусский словарь
  65. анархизманархзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  66. анархизманархи...Русско-ивритский словарь
  67. анархизманархизм...Русско-казахский словарь
  68. анархизманархизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  69. анархизманархизм...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  70. анархизмм. анархизм . полит. майда буржуазиялык реакциялык агым бул агым мамлекттин кандайынын болсо да ошонун ичинде пролетариат диктатурасынын да зарылдыгын пролетардык партиян...Русско-киргизский словарь
  71. анархизмwzhngfzhy...Русско-китайский словарь
  72. анархизмanarhisms...Русско-латышский словарь
  73. анархизмм. Anarchismus m....Русско-немецкий словарь
  74. анархизманархизмм ....Русско-новогреческий словарь
  75. анархизмanarkisme...Русско-норвежский словарь
  76. анархизммanarquismo m...Русско-португальский словарь
  77. анархизмАнархизмnadharia ya kubatilisha utawala wa serikali mafunzo ya kuleta fujo na kuondosha utawala wa serikali...Русско-суахили словарь
  78. анархизманархизм анархизм бенизом хару мар...Русско-таджикский словарь
  79. анархизмanarizm anarizm anaristlik...Русско-турецкий словарь
  80. анархизмanarchismus...Русско-чешский словарь
  81. анархизмAnarhism...Русско-эстонский словарь
  82. анархизмот греч. anarchia безначалие безвластие общественнополитическое учение или идеология провозглашающее своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразд...Сводный словарь по политологии
  83. анархизмтеория пропагандирующая идеи о неограниченной свободе и равенстве людей. Основателем теории считается П.Ж.Прудон хотя до него эти идеи высказывал Ж.Ж.Руссо. Главными пост...Словарь бизнес терминов
  84. анархизмАНАРХИЗМ греч. Утопическая теория общественного строя исключающего всякую государственность какую бы то ни было правительственную власть законы и даже заработную плату. Д...Словарь иностранных слов русского языка
  85. анархизмот греч. anarchia безначалие безвластие философскополитическое течение призывающее к противодействию институциональности общества полному отказу от всех форм государств...Словарь конфликтолога
  86. анархизмполитическое течение провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Анархизм ...Словарь основных политологических понятий и терминов
  87. анархизмот греч. anarhia безвластие общественнополитическое течение которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате самопроизвольного сти...Словарь по истории психологии
  88. анархизмбывает двух видов . анархизм вытекающий из стремления человека к возможно большей свободе . анархизм вытекающий из вражды к тому общественному строю который создает нерав...Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com
  89. анархизмтеория и политическое течение ориентированное на достижение безгосударственной организации общества...Словарь-справочник по философии
  90. анархизмот греч. anarxia безвластие мелкобурж. общественнополитич. течение основная идея крого состоит в отрицании всякой гос. власти и проповеди т. н. абсолютной свободы лично...Советская историческая энциклопедия
  91. анархизммелкобурж. общественнополитич. течение провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политич. экономич. и духовной власти. Основой анархистског...Советский философский словарь
  92. анархизмАНАРХИЗМ от греческого anarhia безвластие общественнополитическое течение которое выступает за немедленное уничтожение государственной власти и утверждение добровольных ...Современная энциклопедия
  93. анархизмтеория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом данной теории называют П.Ж. Прудона хотя зарождение она получила у Ж.Ж. Руссо. В России М.А. Бакунин и П.А. Кропо...Современный экономический словарь. 2-е изд
  94. анархизмАНАРХИЗМ от греч . anarhia безвластие общественнополитическое течение которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате самопроизво...Современный энциклопедический словарь
  95. анархизмкрупное самостоятельное течение общественнополитической мысли имеющее антиавторитарную и антигосударственную направленность. Его представители П.Ж. Прудон М. Штирнер М.А....Теория государства и права
  96. анархизманархизм гр. anarchia безначалие безвластие] враждебное научному социализму мелкобуржуазное общественнополитическое течение характерной чертой которого является отрицан...Толковый словарь иностранных слов
  97. анархизмАНАРХИЗМ а м. Общественнополитическое течение проповедующееанархию отрицающее всякую государственную власть организованнуюполитическую борьбу. II прил. анархический ая ое...Толковый словарь Ожегова
  98. анархизмАНАРХИЗМ анархизма мн. нет м. . Мелкобуржуазное политическое течение проповедующее анархию враждебное марксистсколенинскому учению о пролетарской революции и диктатуре пр...Толковый словарь русского языка II
  99. анархизманархизм анархизм а м. Общественнополитическое течение проповедующее анархию отрицающее всякую государственную власть организованную политическую борьбу.прил. анархически...Толковый словарь русского языка II
  100. анархизмАНАРХИЗМ а м. Общественнополитическое течение проповедующее анархию отрицающее всякую государственную власть организованную политическую борьбу. прилагательное анархичес...Толковый словарь русского языка
  101. анархизмУдарение в слове анархизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове анархизм...Ударение и правописание
  102. анархизмRzeczownik анархизм m anarchizm m...Универсальный русско-польский словарь
  103. анархизмобществ.полит. течение проповедующее полное безвластие и абсолютную свободу личности. Под сильным влиянием А. в х находилась часть ур. рев. народников. Они пропагандирова...Уральская историческая энциклопедия
  104. анархизмобщественнополитическое учение усматривающее коренную причину всех видов социального угнетения в государственной власти. Провозглашая в качестве безусловной ценности своб...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  105. анархизмгреч. a an отрицание не и arce начало власть политическое учение из разряда левых идеологий возникшее в XIX веке параллельно с социализмом и марксизмом. Главные теоретик...Философия политики
  106. анархизмот греч. безначалие безвластие мелкобурж. обществ.политич. течение для крого характерны индивидуализм субъективизм и волюнтаризм отрицательное отношение ко всякой госу...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  107. анархизмот греч. anarchia безначалие безвластие философское и социальнополитическое течение призывающее к полному отказу от всех форм государственного правового и институционал...Философский энциклопедический словарь
  108. анархизманархизм анархизмы анархизма анархизмов анархизму анархизмам анархизм анархизмы анархизмом анархизмами анархизме анархизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  109. анархизмот греч. anarchia безначалие безвластие теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом этой теории называют П.Ж. Прудона хотя зарождение она получила у Ж.Ж. Рус...Экономика и право
  110. анархизмАНАРХИЗМ от греч.em anarchia безначалие безвластие теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом данной теории называют П.Ж. Прудона хотя зарождение она получ...Экономический словарь
  111. анархизмРиман Рим Риза Риа Рана Рами Рам Раина Размах Разин Раз Низ Намаз Назар Наз Мраз Мних Мирза Мир Минах Мина Миаз Махра Махина Мах Марна Марин Марзан Мара Мана Ман Мазар Ма...Электронный словарь анаграмм русского языка
  112. анархизмАнархизм см. Социалистические партии и Штирнер. июля г. убит анархистом король итальянский Гумберт сент. г. президент Соед. Шт. МакКинлей. Это последнее убийство да...Энциклопедический словарь
  113. анархизмсм. Социалистические партии и Штирнер. июля г. убит анархистом король итальянский Гумберт сент. г. президент Соед. Шт. МакКинлей. Это последнее убийство дало повод к...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  114. анархизмот греч. anarchia безначалие безвластие теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом этой теории называют П.Ж. Прудона хотя зарождение она получила у Ж.Ж. Р...Энциклопедический словарь экономики и права
  115. анархизмот греческого anarhia безвластие общественнополитическое течение выступающее за немедленное уничтожение всякой государственной власти сложилось в х гг. в. в Западной Евр...Энциклопедия История отечества
  116. анархизмот греческого anarhia безвластие общественнополитическое течение выступающее за немедленное уничтожение всякой государственной власти сложилось в х гг. в. в Западной Ев...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  117. анархизмот греч. anarchia безначалие безвластие англ. anarchism нем. Anarchismus. Обществ.полит. течение выступающее с требованием немедленного уничтожения государственной влас...Энциклопедия социологии
  118. анархизмидейное течение и общественное движение в принципе отрицающее политикоюридическую форму организации социальной жизни и признающее безгосударственное состояние нормой суще...Юридическая энциклопедия