Философская энциклопедия

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР
(Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500—428 до н.э.) — др.-греч. философ и ученый. Около 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской филос. школы. Был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, слагавшуюся из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом — умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перводвигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. А. описывал ум как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, и утверждал, что он «содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу».Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации Космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.
Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение «семена» стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к «семенам» качественно однородных веществ (получившим у перипатетиков наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Др. особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.
А. был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

АНАКСАГОР
из К л а з о м е н(ок.500—428 дон. э.), др.-греч. философ и учёный. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основоположником афинскойфилос.школы. Вкон.30-хгг.был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в Лампсаке. Отсоч.А. до нас дошли 20 фрагментов —гл. обр.благодаря Симпликию.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы(прежде всего Апаксимена)и учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в виде космогония, гипотезы, согласно крой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к ней агентом — умом(нусом). Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитиефилос.мысли(«вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. А. наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же, утверждая, что он «содержит полное знание обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.
Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остаётся неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется».
Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ(получивший в перипатетической школе наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям тёплого и холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физич. величин.
А. был первым учёным, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.
Фрагменты: DK II, 5—44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.
T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки,СПБ,1902,гл.12; Рожанский И. Д., А. У истоковантич.науки, М.,1972; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

АНАКСАГОР
АНАКСАГОРиз Клазомен (ок. 500-428 до Р. X.) – древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (греч.«нус») – тончайшее и легчайшее вещество – приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются – так возникают вещи. При этом ум заключен в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч.amykton,лат.immissibile). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Философский энциклопедический словарь.2010.

АНАКСАГО́Р
(Ἀναξαγόρας) из К л а з о м е н в М. Азии (ок. 500–428 до н.э.) – древнегреч. натурфилософ материалистич. направления (хотя и непоследовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакц. противников рабовладельч. демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою филос. школу.
А. принадлежит ряд глубоких для своего времени идей, сделавших его одним из ведущих натурфилософов 5 в. до н.э. А. вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул учение о неразрушимых элементах, к-рых он признавал, вопреки Эмпедоклу, бесконечное количество и, вопреки атомистам, считал бесконечно делимыми. А. предвосхищал современное математич. учение о бесконечных множествах, в к-рых часть может быть не только конечной, но и бесконечной, и понятие о бесконечно малом и бесконечно большом. А. признавал все части равными целому (А 46, Diels). Кроме того, А. отвергал наличие наименьшего и наибольшего элементов в бесконечности, а также считал все вещи одинаково большими и малыми, что тоже указывает на развивающееся у пего понимание математич. бесконечности.
Разделяя все чувств, качества на элементы, бесконечные по качеству и количеству (он их назвал "семенами" или "вещами", позже они были названы гомеомериями), А. представлял себе каждый такой элемент тоже состоящим из бесконечного количества более мелких частиц, части к-рых эквивалентны целому. А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением одинаковых качеств, рассыпанных по всем элементам (там же, В 17), проповедуя, т.о., в своей натурфилософии принцип "всё во всём" (там же, В 5–6).
Состоящую из элементов материю А. мыслил инертной массой; ее приводит в движение ум (νοῦς), в к-ром философы-идеалисты не замедлили увидеть духовное и личное начало (см. Гегель, Соч., т. 9, 1932, с. 288 и сл.; С. Н. Трубецкой, История древней философии, ч. 1, М., 1906, с. 141 и сл.). На самом деле А. понимал ум в виде некой тонкой и легкой материи и вводил это понятие лишь в качестве движущей причины, да и то проявившей себя, по-видимому, только в самом начале в виде единовременного толчка и затем предоставившей материи двигаться по собств. законам. В древности сомневались даже и в том, что ум, согласно А., есть действенная причина (А 57, Diels); Аристотель (там же, А 61) считал этот ум просто потенцией сущего; нек-рые историки философии трактовали его как телесный (В. Виндельбанд, История древней философии, М., 1911, с. 86 и сл.; Г. Гомперц, Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1911, гл. 4).
В занятиях астрономией и метеорологией А. стремился объяснить материальную действительность из нее же самой.
Соч.:[Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 104–61, и в кн.: Античные философы [Свидетельства, фрагменты и тексты], сост. А. А. Аветисьян, Киев, 1955; [Фрагменты], в кн.: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 2, В., 1935, S. 5–44.
Лит.:Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 107–18; Лурье С. Я., Теория бесконечно малых у древних атомистов, М.–Л., 1935; его же, Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 92–94; Bröcker W., Die Lehre des Anaxagores, "Kantstudien", В., 1942–43, Bd 42, S. 176–89.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

АНАКСАГОР
АНАКСАГОР (Αναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500428 до н. э.)—греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов—главным образом благодаря Симпликию. Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием Милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или “семян”, всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь Приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ним агентом—умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли (“вечный перводвигатель” Аристотеля, идея “первичного толчка” в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. Анаксагор наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как “легчайшую” из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же стороны, утверждая, что он “содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу”. Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного круговращения, вызванного умом.
Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под воздействием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо “во всем имеется часть всего”, каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо “никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется”. Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование “гомеомерий”), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.
Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.
Фрагм.: DK II, 5—44; Lanw D. Anassagora. Testimonianze e franunenti. Firenze. 1966.
Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972; Он же. Анаксагор. М., 1983; Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, Гл. 12; Schoßeid M. An Essay on Anaxagoras. Cambr.—N. Y., 1980; Guthrie W. K. C. History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1971; Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981; Furth М. A. “Philosophical Hero”? Anaxagoras and the Eleatics.— “Oxford Studies in Ancient Philosophy”, 9, 1991, p. 95—129; Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial.—“Mnemosyne”, 32, 1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.
И. Д. Рожанский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. анаксагорок. до н. э. Древнегреческий философ математик и астроном основоположник афинской философской школ. Был обвинен в безбожии и изгнан . Автор учения о неразрушимых элемент...100 великих мыслителей
  2. анаксагорАнаксагор ок. ок. до н. э.Греческий философ из Клазомен Малая Азия. Распространял свое учение в Афинах пользовался расположением Перикла и Еврипида. Сохранились только...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. анаксагорАНАКСАГОР strongиз Клазомен до н. э. др.греч. философ и ученый систематизатор основных проблем философии досократовского периода см. Досократики strongпервый крупный мы...Античная философия
  4. анаксагоргреческий философ. Работал в Афинах приблизительно с г. был другом Перикла и Еврипида. Обвиненный в безбожии покинул Афины. Умер в Лампсаке. Сочинение О природе Peri phy...Античные писатели. Словарь
  5. анаксагоргреч.u Anaxagorasок. до н.э. греческий философ из Клазомен Малая Азия. После окончания Грекоперсидских войн обучался в Афинах где сблизился с Периклом и Еврипидом. В с...Античный мир. Словарь-справочник
  6. анаксагорок. до н. э. др.греч. философ. За оскорбление богов был изгнан из Афин. Небесные светила крые раньше признавались божеств существами он объявил материальными массами об...Атеистический словарь
  7. анаксагорок. до н. э. др.греч. философ. За оскорбление богов был изгнан из Афин. Небесные светила крые раньше признавались божеств существами он объявил материальными массами об...Атеистический словарь II
  8. анаксагорAnaxagras из Клазомен в Малой Азии около до н. э. древнегреческий философ. Впервые профессионально преподавал философию в Афинах обвиннный в безбожии переехал в Лампса...Большая Советская энциклопедия II
  9. анаксагориз Клазомен в М. Азии ок. до н. э. древнегреческийфилософ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах семенах вещей позженазванных гомеомериями. Движущий принцип мировог...Большой энциклопедический словарь II
  10. анаксагорАнаксагор около до н. э. древнегреческий философ из Клазомен в Малой Азии. Выдвинул учение о неразрушимых элементах семенах вещей позже названы гомеомериями. Движущим...Большой Энциклопедический словарь V
  11. анаксагорок. до н.э. древнегреческий философ происходил из Клазомен почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ деятельность которого протекала собственно в Гре...Великие философы
  12. анаксагориз Клазомен ок. до н.э. др.греч. философ непоследов. материалист. Поселивш. в Афинах А. положил там нач. развитию философской мысли. После летнего пребыв. в Афинах А....Древний мир. Энциклопедический словарь
  13. анаксагориз Клазомен в Малой Азии около до нашей эры древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах семенах вещей позже название гомеомериями. Движущий прин...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. анаксагорАНАКСАГОР до н.э. древнегреческий из Клазомен философ математик и астроном около лет прожил в Афинах фактический основоположник афинской философской школы. Ученик Анак...История философии II
  15. анаксагоргг. до н. э. знаменитый греческий философ родился в Клазоменах в Ионии. В сорок пять лет он переселился в Афины и сделался близким другом Эврипида и Перикла. За свои фило...Краткий словарь античности
  16. анаксагорАНАКСАГОР до н.э. древнегреческий из Клазомен философ математик и астроном около лет прожил в Афинах фактический основоположник афинской философской школы. Ученик Анак...Новейший философский словарь
  17. анаксагордо н.э. древнегреческий из Клазомен философ математик и астроном около лет прожил в Афинах фактический основоположник афинской философской школы. Ученик Анаксимена. Был...Новейший философский словарь II
  18. анаксагорАНАКСАГОР из Клазомен в М . Азии ок. до н. э. древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах семенах вещей позже названных гомеомериями. Движущий при...Новый большой англо-русский словарь II
  19. анаксагоргреческий философ Клазомен г. Лампсак г. до Р.Х. Автор одного трактата О природе где он развивает теорию атомов гомеомерик как семян вещей. Сократ в Федоне Платона счит...Новый философский словарь
  20. анаксагорAnaxagoras философ с которого начинается новое направление в истории греческой философии обыкновенно А. причисляли к древнейшей ионийской школе и потому называли ученико...Реальный словарь классических древностей
  21. анаксагорГреч. Знаменитый ионийский философ живший за лет до Р.Х. изучал философию под руководством Анаксимена из Милета и при Перикле поселился в Афинах. Среди его последователе...Религиозные термины
  22. анаксагоргреческий философ Клазомен г. Лампсак г. до Р.Х. Автор одного трактата О природе где он развивает теорию атомов гомеомерик как семян вещей. Сократ в Федоне Платона счит...Сверхкраткий философский словарь
  23. анаксагорАнаксагор Anaxagoras Анаксагор Anaxagoras из Клазомен ок. до н.э.strong Древнегреческий философ. Родился в местечке Клазомен в Малой Азии в семье богатых и знатных род...Сводная энциклопедия афоризмов
  24. анаксагориз КлазоменМ. Азия ок. до н. э. греч. материалистич. натурфилософ происходивший из богатой и знатной семьи. Распространял свое философское учение в Афинах и снискал др...Словарь античности
  25. анаксагорок. гг. до н.э. древнегреческий философ и ученый. Его воззрения сформировались под воздействием милетской школы прежде всего Анаксимена и учения о бытии Парменида. Пр...Словарь-справочник по философии
  26. анаксагорАНАКСАГОР из Клазомен в Малой Азии около до нашей эры древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах семенах вещей позже название гомеомериями. Дви...Современная энциклопедия
  27. анаксагорАНАКСАГОР из Клазомен в М . Азии ок. до н. э. древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах семенах вещей позже названных гомеомериями. Движущий при...Современный энциклопедический словарь
  28. анаксагоргг. до н. э. им завершается натурфилософия. Плюралист элементов столько сколько окружающих нас вещей. Каждая частица гомеомерия подобочастная подобная частице от целого ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  29. анаксагориз К л а з о м е н в М. Азии ок. до н.э. древнегреч. натурфилософ материалистич. направления хотя и непоследовательный впервые профессионально преподавал философию в Аф...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  30. анаксагордревгреч. философматериалист идеолог рабовладельческой демократии. По обвинению в безбожии был приговорен к смертной казни и спасся покинув Афины. Признавал бесконечное к...Философский энциклопедический словарь
  31. анаксагордив. Анаксагор з Клазомен...Філософський енциклопедичний словник
  32. анаксагорАнаксагор один из самых выдающихся ионийских философов сын богатых и знатных родителей род. в Клазомене около до Р. Х. С ранних лет он отказался от удовольствий на кото...Энциклопедический словарь
  33. анаксагородин из самых выдающихся ионийских философов сын богатых и знатных родителей род. в Клазомене около до Р. Х. С ранних лет он отказался от удовольствий на которые мог рас...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  34. анаксагорАнаксагор Anaksagoras из Клазомен ок. ок. гг. до н. э. греческий философ. Работал в Афинах приблизительно с г. был другом Перикла и Еврипида. Обвиненный в безбожии пок...Энциклопедия античных писателей
  35. анаксагорАНАКСАГОР до н.э. древнегреческий из Клазомен философ математик и астроном около лет прожил в Афинах фактический основоположник афинской философской школы. Ученик Анак...Энциклопедия История философии
  36. анаксагорАНАКСАГОРок. ок. до н.э. древнегреческий философдосократик родился в Клазоменах в Малой Азии. В молодости в до н.э. возможно с войском Ксеркса прибыл в Афины. Анаксаг...Энциклопедия Кольера II
  37. анаксагорАнаксагорAnaxagoras . Знаменитый греческий философ родился в Клазоменах в Ионии в г. до Р. X. На м году жизни он прибыл в Афины и сделался близким другом Эврипида и Пери...Энциклопедия мифологии