Философская энциклопедия

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ
(Alain de Lille, Alanus de Insulis) (ок. 1120/1130—1202/1203) — фр. теолог, философ и поэт; «универсальный доктор» (doctor universalis). Преподавал в Париже (ок. 1157—1170) и Монпелье (ок. 1171-1185); боролся с ересью катаров. В старости, став цистерцианцем, удалился в Сито.
Согласно А.Л., поскольку в борьбе с религиозными воззрениями, отрицающими доводы Откровения, бессмысленно обращаться к авторитету Писания и святых Отцов, для защиты католического учения следует прибегать к доводам разума. Теология поэтому должна по возможности строиться как совокупность высказываний, дедуктивно выводимых из самоочевидных посылок, т.е. приближаясь к модели, представленной в геометрии. «У авторитета, — писал А.Л., — нос из воска, и его можно повернуть в любом направлении, а потому следует подкрепить его разумными доводами». Так, «Правила священной теологии» А.Л. представляют собой цепь из 134 аксиом с комментариями, которые, начинаясь с определения понятия «единица», описывают процесс перехода от единичности Бога к множественности мира и логически приводят к постулатам, относящимся к богословской проблематике. Среди них определение: «Бог есть умопостигаемая сфера, центр которой везде, а окружность нигде».
Перу А.Л. принадлежат также две аллегорические поэмы, сквозной темой которых является тема Природы как посредницы между Творцом и творением, поддерживающей установленный в мире порядок.Это «Плач Природы», диалог, осуждающий тех, кто, греша, нарушает и извращает естественные законы; и «Анти-клавдиан», эпопея, рассказывающая о победе добродетелей над пороками путем сотворения Богом и Природой (с помощью богословия и свободных искусств) совершенного человека, после чего в мире воцаряется новый золотой век.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ
(Alain de Lille, латинизиров. Alanus de Insulis)(?, Лилль,—1202, Сито, нынедеп.Кот-д'Ор),франц.философ, теолог и поэт. Из филос.-теологич.соч.с именем А. Л. связаны: 134 «правила»(«теологич. максимы»), сумма «Различения»(Quot modis)— энциклопедич. словарь с разбором библейских понятий по трём уровням смысла; первый налат.Западе комментарий к псевдоаристотелевой «Книге о причинах»; трактат «Против еретиков» идр.Наибольшую известность получили «светские»соч.А. Л.: «Плач природы», филос.-моралистич. видение в художеств, прозе и стихах, аллегорич. эпопея в гекзаметрах «Ан-тиклавдиан»(написана в 1183—84), где создание в небесах идеального человека и его бой с пороками позволяют автору подробно описать построенную из «свободных наук» и способностей колесницу для небесного путешествия посланца природы, общее мироустройство, истечение ума(нуса)и души от бога ит.п.
В целом мысль А. Л. можно представить как развёрнутый комментарий к Платону, Аристотелю, Боэцию, Псевдо-Дионисию Ареопагиту(через Иоанна Скота Эриугену). С шартрской школой его сближает космизм(теория мировой души, природы как «заместительницы» бога), платонич. пифагорейство, любовь к классич. античности. Природа разума закономерна, мышление подвластно логике, отсюда тезис: «поскольку у авторитета нос из воска,т. е.его можно повернуть в разном смысле, он должен подкрепляться разумными основаниями»(«Против ересей»). Однако «природа не знает природы своего порождения», которая в боге, а мысль для познаниясобств.истоков нуждается в вере и ми-стич. теологии: природное познание «познаёт, чтобы верить», мистич. познание «верит, чтобы познавать». Наибольшую популярность А. Л. имел в 15в., когда приобрел легендарные черты как всезнающий doctor universalis; моралистич. пафос А. Л. имел продолжение в философии Возрождения.
Migne, PL, t. 210. Г а с n a p о в М. Л., Алан Л., вкн.: Памятникиср.-век.лат.литературы 10—12вв., М.,1972,с.330—47; H u i z i n g a J., Uber die Verknupfung des Poetischen mit dem Theologischen bei Alanus de Insulis, «Mededeelingen der k. Akad. Afd. Letterkunde Ser. B»,1932, dl 74, № 6; R а у n a u d d e L a g e G., Alain de Lilie. Poete du XII siede, P., 1952.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, Alanus de Insulis) (OK. 1128, Лилль—1203, Сито, департамент Кот-д'0р)— философ-богослов и поэт “французского Возрождения” 12 в. Из записей хронистов известно, что он был “знаменитым учителем”, “блистал” к 1194, “много писал” и умер, как и его друг Лерри Шартрский, цистерцианским монахом. Из его сочинений видно, что он мог учиться у Бернарда Сильвестра в Шартрской школе, преподавал богословие в Париже и проповедовал против катаров в Провансе. Судя по сохранившимся рукописям и инкунабулам, наиболее широкого читателя Алан имел в 15 в., когда приобрел легендарные черты; он “знал все, что человек может знать”, назывался “doctor universalis”; готовясь к проповеди о Троице, увидел мальчика, вычерпывавшего Сену ракушкой и сказавшего, что, хотя это и долгое дело, он успеет раньше, чем Алан, объяснить тайну св. Троицы; устыдившись, Алан ушел к цистерцианцам и был у них пастухом, пока, сопровождая своего аббата в Рим как служка, не выдал там себя, решив важный спор с еретиками; с тех пор за ним всегда ходили два писца, которым он диктовал свои сочинения.
С именем Алана связывают толкования на пророчества Мерлина и на “Песнь песней”, расхожий в 15 в. сборник пословиц (Liber parabolarum), комментарий на “Риторику к Гереннию” псевдо-Цицерона, трактат “О шести крыльях херувимов”. Бесспорно, ему принадлежат 134 “Правила”, “теологические максимы” как первоосновы богословской науки; сумма “Quot modis” (“Различения”) в форме энциклопедического словаря с разбором библейских понятий по трем уровням смысла; частично сохранившаяся богословская сумма Quondam homines о добродетели, грехах и законах “небесного права”; первый на латинском Западе комментарий к псевдо-аристотелевой “Книге о причинах”; трактат на злобу дня “О католической вере” (“Против альбигойцев, вальденсов, иудеев и сарацин”, 1185—1200); “Книга покаяния, сиречь Исправитель и врач для всякого возраста и обоего пола”; краткое “Искусство проповеди” (Summa de arte predicatoria) с приложением 44 гомилий. Проповедь “Об умопостигаемой сфере” в духе христианского платонизма Боэция описывает четыре области бытия и вида познания: чувство, воображение, разум, ум (интеллект).
Всего известнее “светские” сочинения Алана: “Плач природы” (De planctu naturae, 1160—70), философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах, восславление девственной души мира, оскорбляемой противоестественными пороками; аллегорическая эпопея в 4300 гекзаметрах “Антиклавдиан” (как бы нечто обратное очернению героя в одной инвективе поэта 4 в. Клавдиана) — поэтическая сумма, космическая панорама, где сотворение в небесах совершенного юноши, призванного возродить пошатнувшееся человеческое достоинство, и его бой с пороками дают автору повод подробно описать построенную из “свободных наук” и способностей колесницу для небесного путешествия посланца Природы, общее мироустройство, истечение ума и души от Бога. “Поэма о воплощении и семи искусствах” (Rhythmus de incamatione et de septem artibus) описывает неспособность благородных искусств описать таинство вочеловечения божества.
В платоническом миропонимании Алана человек призван выйти из отчуждения (alienatio), в котором его сковывает мрак невежества, и, преодолевая бессильное изумление перед величием Вселенной (mundana machina), открыть свое физическое и психическое родство с ней. Вооруженный своими добродетелями и способностями, опираясь на семь благородных наук (искусств) и теологическую мудрость, человек проникает в тайны творения, у предела которых “колеблется рассудок”, но, не замыкаясь в созерцании, черпает в них силу для просветления и устроения земного бытия. Символология Алана призвана явить космическое и вечное значение всего телесного и душевного состава человека; хотя плоть слаба, начало ее божественно. Возводя в образец философского метода математику, Алан стремится построить самоочевидную систему исходных терминов И правил, откуда последовательно развертывается весь корпус человеческого знания. Аналогичные принципы Алан предлагает для полемической теологии и гомилетики.
Мысль Алана можно представить как развернутый комментарий к Платону, Аристотелю, “герметическим” книгам, Боэцию, Псевдо-Дионисию Ареопагиту (через Эриугену). С Шартрской школой его сближает космизм, теория мировой души, природы как заместительницы Бога, платоническое пифагорейство с влечением к математизму и научной строгости, любовь к классической античности. Природа разумна и закономерна, мышление подвластно логике (отсюда тезис: поскольку “у авторитета нос из воска”, т. е. его можно повернуть в разном смысле, его надо подкреплять разумными основаниями — “Против ересей”); вместе с тем “природа не знает природы своего порождения”, а мысль для познания собственных истоков нуждается в вере и таинственной теологии (поднявшись к небу, кони человеческих способностей и умений начинают спотыкаться). Природное и мистическое познание “не различны, а отличны”, первое “разумением готовит веру” (intelligo ut credam), второе “верой готовит разумение” (credo ut intelligam).
Латынь Алана поражает блеском и энергией, речь кипит контрастами, парадоксами и “этимологическими фигурами”. Его аллегоризм имел продолжение в литературе (“Роман о розе”), аксиоматический метод—в комбинаторике Р. Луллш и далее Николая Кузанского, его антропология, космизм, моралистический и риторический пафос — в философии Возрождения.
Соч.: Opera omnia, MPL 210. Р., 1855; Liber poenitentialis, ed. J. Longere, 2 vol. Namur, 1965.
Лит.: Гаспарм M. Л. Алан Лилльский.—В кн.: Памятники средневековой латинской литературы 10—12 вв. M., 1972, с. 330—347; Huiwsa ί. Über die Verknüpfung des Poetischen mit dem Theologischen bei Alanus de Insulis.—“Mededeel. der. k. Akad.”, At'd. Letterkunde, LXXIV, B. 6. Anist., 1932; Raynaud de Loge G. Alain de Lille. Poète du XII siècle. Montreal-P., 1951.
В. В. Бибихин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. алан лилльскийAlain de Lille латинизированная форма Alanus ab Insulisум. французский философсхоласт богослов и поэтмонахцистерцианец. Автор Плача природы философскоморалистическогов...Большой энциклопедический словарь II
  2. алан лилльскийАЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ Alain de Lille латинизированная форма Alanus ab Insulis ум. французский философсхоласт богослов и поэт монахцистерцианец. Автор Плача природы философско...Большой Энциклопедический словарь V
  3. алан лилльскийАЛАН ЛИЛЛЬСКИЙstrongAlain de Lille латинизированный аналог Alanus ab Insulius французский схоласт философ теолог поэт удостоенный титула Doctor Universalis. Особо поп...История философии II
  4. алан лилльскийAlanus ab Insulis Alain de Lille монахцистерцианец OCist богослов философ и поэт Doctor universalis Доктор универсальный род. ок. Лилль ныне Франция ум. ок. аббатство ...Католическая энциклопедия
  5. алан лилльскийАЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ Alain de Lille Alanus ab Insulis прозвище Doctor universalis ок. французский латинский писатель. Аллегорич. поэма Антиклавдиан ок. . Дидактич. поэма Пла...Литературный энциклопедический словарь
  6. алан лилльскийАЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ Alain de Lille латинизированный аналог Alanus ab Insulius французский схоласт философ теолог поэт удостоенный титула Doctor Universalis. Особо популярен...Новейший философский словарь
  7. алан лилльскийАЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ Alain de Lille латинизированная форма Alanus ab Insulis ум. французский философсхоласт богослов и поэт монахцистерцианец. Автор Плача природы философском...Новый большой англо-русский словарь II
  8. алан лилльскийИз филос.теологич. соч. с именем А. Л. связаны правила теологич. максимы сумма Различения Quot modis энциклопедич. словарь с разбором библейских понятий по трм уровням с...Советский философский словарь
  9. алан лилльскийАЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ Alain de Lille латинизированная форма Alanus ab Insulis ум. французский философсхоласт богослов и поэт монахцистерцианец. Автор Плача природы философском...Современный энциклопедический словарь
  10. алан лилльскийок. фр. богослов и философ монахцисцерцианец участвовал в работе III Латеранского собора автор тезиса У авторитета нос из воска т.е. высказывание авторитета можно трак...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  11. алан лилльскийАЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ Alain de Lille латинизированный аналог Alanus ab Insulius французский схоласт философ теолог поэт удостоенный титула Doctor Universalis. Особо популяре...Энциклопедия История философии