Философская энциклопедия

АГНОСТИЦИЗМ

АГНОСТИЦИЗМ
(от греч. а — отрицательная приставка, gnosis — знание, agnostos — недоступный познанию) — филос. учение, утверждающее непознаваемость мира. Термин «А.» был введен в 1869 англ. естествоиспытателем Т. Гексли, однако сомнения в способности человека познать окружающие его вещи были выражены уже антич. софистами и скептиками. Крупнейшими представителями А. в философии Нового времени считаются Д. Юм и И. Кант. Кант признает, что вне и независимо от нас существует внешний мир, который, воздействуя на наши органы чувств, порождает в нас ощущения. Этот мир Кант называет «вещью в себе». «Вещь в себе» — источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения упорядочиваются и составляют с помощью категорий рассудка те или иные представления о предметах — «вещи для нас», как называет их Кант. Но вопрос о том, похожи ли «вещи для нас» на «вещь в себе», или, иначе говоря, наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы ощущаем алый цвет вишни, ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все это наши субъективные переживания, которые наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня».Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на реальный предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его только через призму своей чувственности. Грубо говоря, решить этот вопрос мог бы лишь наблюдатель, способный видеть образы вещей в нашем сознании и сами вещи. Но человек не является таким наблюдателем, поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе.
Это рассуждение Канта подвергалось критике многими философами. В частности, К. Маркс указал на то, что сравнение нашего представления о мире с самим миром осуществляется в практической деятельности и успех нашей практики как раз и свидетельствует о том, что мы, в общем, имеем правильное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Вместе с тем А. Юма и Канта оказал громадное влияние на философию 19—20 столетий. После Канта каждый философ уже четко проводит грань между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей А. в философии 20 в. был К. Поппер, полагавший, что в своем познании окружающего мира человек способен лишь обнаружить ложь в своих воззрениях и отбросить ее, но обнаружить истину он не способен. Прогресс познания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании иллюзий и заблуждений.
Как филос. учение А. внутренне противоречив и непоследователен, однако его важная заслуга перед философией состоит в том, что он нанес сокрушительный удар по «наивному реализму» — вере в то, что внешний мир таков, каким мы его себе представляем.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

АГНОСТИЦИЗМ
(отгреч.— недоступный познанию),филос.учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Диалек-тич. материализм, признавая объективность мира, признаёт и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины(см.Основной вопрос философии). Термин «А.» введён англ, естествоиспытателем Т. Гексли в1869, однако выражение позиции А. можно обнаружить уже вантич.философии, в частности у Протагора, софистов, вантич.скептицизме. Лервонач. формы А. возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания.
Наиболее последовательно в истории философии А. проведён в системе Юма, который полагал, что всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Положив в основание своей теоретико-познават. концепции резкое разграничение «вещи в себе»(которая недоступна познанию как таковая)и «вещи для нас»,т. е.фактически приняв позицию А., Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализавнутр.активности познающего мышления. Показав, что чисто логич. путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта безспец.анализа познават. возможностей субъекта, Кант — и именно в силу свойственного ему А.— фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.
В некоторых направлениях и школах послекантовскойбурж.философии элементы А. оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма. Ещё внач.20в.В. И. Ленин подверг критике А. махизма и эмпириокритицизма. В наст, время одним из характерных выражений А. является гносеологич. позицият. н.конвенционализма, согласно которой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием — чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Другой характерной для неопозитивизма формой А. является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания к действительности под тем предлогом, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «строгого» решения.
Позицию А. защищает и критический реализм. Один изгл.представителей этого направления Дж. Сантаяна утверждает,напр., что познание носит принципиально символич. характер, а убеждение в истинности познания коренится в конечном счёте в свойств, человеку животной вере. Эта форма А. основывается на преувеличенииотд.сторон процесса познания, на игнорировании органич. взаимосвязи мышления и предметно-практич. деятельности.
Диалектич. материализм, развивая проблему активной природы познания, подверг последоват. критике кантовский А. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность мышления нельзя установить, оставаясь нат. зр.созерцат. подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувств. деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный обществ, субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и действительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если обществ.историч. практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать обществ, отношения, развивать методы и средства мыслит, деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность.
Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,т.3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич.нем.философии, там же,т.21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм,ПСС,т.18,гл.2; X и л л Т. И., Совр . теории познания,пер.сангл., М.,1965; Ойзерман Т. П., Гл.филос.направления, М.,1971; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805.
Э. Г. Юдин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

АГНОСТИЦИЗМ
(от греч. agnostos неизвестный)
учение о непознаваемости истинного бытия, т.е. о трансцендентности божественного (см.Deus absconditus),в более широком смысле – о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку и поэтому характерен для кантовского критицизма и позитивизма.

Философский энциклопедический словарь.2010.

АГНОСТИЦИЗМ
(от греч. ἄγνωστος -непознаваемый, от α - частица отрицания и γνωστός - доступный познанию) - учение, к-рое отрицает познаваемость объективного мира, отрицает абс. истину, ограничивает роль науки познанием явлений, считая невозможным познание сущности предметов и закономерностей развития действительности.
Термин "А." введен англ. естествоиспытателем Гексли в 1869 (L. Huxley, Life and letters of Th. H. Huxley, 1900), к-рый противопоставлял А. ре-лиг. убеждению в существовании бога - гностицизму и, с другой стороны, - материалистич. утверждению о существовании бесконечного объективного мира и его познаваемости. Энгельс и Ленин называли таких мыслителей "стыдливыми материалистами", боящимися открыто признать существование объективного мира. "Агностик говорит: не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая, отображаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 115). Ленин дал критику А. как учения, к-рое "н е и д е т д а л ь ш е ни к материалистическому признанию реальности внешнего мира, ни к идеалистическому признанию мира за наше ощущение" (там же, с. 99). Эта компромиссная позиция А. приводит к идеалистич. отрицанию объективности внешнего мира и объективности законов его развития, что особенно характерно для представителей современной буржуазной философии.
Наиболее видными сторонниками А. в домарксистской философии были Юм и Кант, хотя элементы А. (сомнение в существовании объективного мира и в его познаваемости) присущи еще древним скептикам. Кант пытался систематически обосновать А. с помощью учения об априорном характере времени, пространства и всех категорий науки.
В эпоху империализма А. стал широко распространенным учением. А. оказывал и оказывает влияние на естеств. и обществ. науки. Т. н. физич. идеализм, "иероглифов теория" связаны с А. Неокантианство, неопозитивизм, экзистенциализм и др. течения совр. реакц. бурж. философии также проповедуют А. В своей современной форме А. рассматривает действительность как иррациональную.
Гносеологич. причиной живучести А. является относительность и историч. обусловленность знаний на каждой ступени их развития; социальной причиной в совр. капиталистич. обществе, в конце концов, – классовый интерес буржуазии, стремящейся удержать массы от познания действительности, от понимания сути вещей, законов развития общества.
Лит.:Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955, с. 17–18; его же, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 89–92: его же, Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 2; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 2, М., 1956 (см. Материализм или кантианизм); Хасхачих Ф. И., О познаваемости мира, 2 изд., [М.], 1950; Вардапетян К. Б., Критика агностицизма и скептицизма, Ереван, 1956 (на армянском языке); Шафф Α., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польск., М., 1953; Юм Д., Исследование о человеческом уме, пер. с англ., 2 изд., П., 1916; Кант И., Критика чистого разума, пер. [с нем.], 2 изд., П., 1915; Геккель Э., Мировые загадки, пер. с нем., М., 1937; Рассел Б., Человеческое познание..., пер. [с англ.], М., 1957; Flint R., Agnosticism, Ν. Υ., 1903; Du Bois-Rеymond E., Über die Grenzen des Naturerkennens, Lpz., 1903; Ward J., Naturalism and agnosticism, 3 ed., v. l–2, L., 1906; Wentscher E., Englische Wege zu Kant, Lpz.. 1931; Jaspers K., Von der Wahrheit, Münch., [1947]; The age of analysis. 20 century philosophers selected, [2 ed., N. Y.], 1956.
Т. Ойзерман. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

АГНОСТИЦИЗМ
АГНОСТИЦИЗМ (от греч. άγνωστος—непознаваемый) — философская концепция, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и вообще о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки. Идеи агностицизма получили широкое распространение в 19 в. среди английских естествоиспытателей.
Термин “агностицизм” был предложен в 1869 Т. Гексли в одном из его публичных выступлений для обозначения позиции ученого-естествоиспытателя в религиозно-философских дискуссиях того времени. Гексли рассматривал агностицизм в качестве альтернативы тем, кто полагал, что в объективную истинность ряда утверждений следует верить даже в отсутствии логически удовлетворительных свидетельств опыта. Сам Гексли всегда акцентировал гносеологический смысл агностицизма, подчеркивая, что речь идет не о доктрине, а о методе, позволяющем ограничить претензии на знание со стороны тех, кто желает знать о мире больше, чем в принципе могут подтвердить свидетельства опыта. Однако мировоззренческий аспект агностицизма неизменно выступал на передний план практически во всех реальных контекстах обсуждения этой концепции. И именно в качестве мировоззренческой концепции агностицизм становился объектом резкой и далеко не всегда корректной критики со стороны как религиозных кругов (до сих пор ему приписывают атеизм), так и наиболее последовательных материалистических направлений (отождествляющих агностицизм с субъективным идеализмом).
В своей аргументации агностицизм в целом следует гносеологическим идеям Д. Юма и И. Канта, но выстраивает эти идеи особым образом. Заметную роль в формировании агностических взглядов среди английских философов и ученых сыграл критический разбор У. Гамильтоном (1829) рассуждений В. Кузена о познаваемости природы Бога (аргументацию Гамильтона, напр., практически полностью воспроизвел Г. Спенсер). Гамильтон, исходя из идей Канта, утверждал, что наш опыт, лежащий в основании знания, ограничивается лишь причинно обусловленными сущностями, знание же, выходящее за пределы опыта, становится антиномичным. При этом он придавал этим идеям конкретную методологическую направленность: он утверждал, напр., что при попытке получить знание об абсолютных и безусловных, т. е. ничем не обусловленных, конечных основаниях реальности возникают альтернативные, несовместимые описания и пр. Благодаря таким формулировкам представление о границах познания оказывалось соотносимым с повседневной практикой естествоиспытателей и Приобретало вид конкретной, интуитивно очевидной для них констатации пределов познания как пределов эффективности опытной науки. Эта конкретная констатация собственно и выражает гносеологическую суть агностицизма—с помощью доступных опытной науке средств мы ничего не можем утверждать о том, что полагается абсолютным и безусловным.
Т. о., агностицизм лишь в самом общем смысле принадлежит к традиции философского скептицизма, критически оценивавшего возможности познания на основании анализа внутренних несообразностей познавательной деятельности. Специфика агностицизма связана как раз с более или менее четкой идентификацией сферы вполне успешной познавательной деятельности. Такая идентификация, конечно, ограничивает познание, но зато гарантирует, как казалось, внутреннюю гармонизацию познавательного процесса и обоснованность его результатов. Несообразности в познании возникают лишь тогда, когда познание выходит за границы вполне определенной, вызывающей бесспорное доверие сферы познавательной деятельности, и лишь в этом пункте агностицизм кладет границы познанию. Границы Знания постоянно расширяются, подчеркивал Гексли, хотя за Пределами человеческих познавательных способностей всегда остаются вопросы, относительно которых наука в принципе не может доставить надежных свидетельств опыта—это вопросы, касающиеся Бога и всякого рода метафизических реалий. Специфика агностицизма, стало быть, состоит в том, что он пытается использовать скептицизм лишь для того, чтобы ограничить неуемные претензии на знание и таким образом обеспечить своеобразную демаркацию интересов. Агностицизм, напр., отказывает религиозным представлениям в статусе опытного знания и соответственно призывает ученых именно в качестве ученых не участвовать в решении религиозных проблем. Однако в основе такого баланса лежит очевидная концептуальная непоследовательность, ставшая в дальнейшем основным пунктом жесткой критики агностицизма.
Агностицизм выражает позицию ученого как ученого, но при этом вне сферы его критики оказывается сама наука. Агностицизм просто не обсуждает соответствующую проблематику, ссылаясь иногда на практическую эффективность опытного естествознания, иногда на здравый смысл. С близких позиций, но более последовательно эта тема была позднее представлена в позитивистской философии: метафизическим, т. е. не имеющим эмпирически осмысленного решения, в ней объявляется и сам общий вопрос о познаваемости чего-либо (А. Айер), при этом позитивизм сместил внимание с вопроса “Что мы не можем знать?” на вопрос “Что есть научное знание?”, решаемый средствами специального исследования науки. Но тем самым позитивизм фактически проблематизирует деятельность ученых, и агностицизм, лишенный очевидных оснований, перестает существовать как особая философская позиция, он как бы растворился в позитивистских программах реконструкции науки, демаркации науки и метафизики и т. д. Эти программы оказались нереализуемыми и позднее—в рамках постпозитивизма соответствующая тематика вообще свелась к традиционному скептицизму.
Самым решительным оппонентом агностицизма является марксистская гносеология. Однако в марксистской критике агностицизма следует различать два плана. Прежде всего это весьма эффективная критика узости концептуальных оснований агностицизма, связанная с марксистской трактовкой познания как момента общественно-исторической практики. Марксизм предполагает развернутую оценку возможностей познания, основания которой выходят за рамки внутринаучной деятельности, и критикует агностицизм за узость его мировоззренческих горизонтов, за отсутствие историзма в оценке возможностей научного познания, за сведение познания только к научному познанию, а науки—к опытному естествознанию и пр. При всей своей жесткости такого рода критика не исключает элемент конструктивности, “позитивного снятия” агностицизма. Иным образом развертывается марксистская критика агностицизма, когда речь фактически идет не о познаваемости мира как таковой, не о том, в каких формах познание реализуется в конкретных познавательных практиках, а о признании материальности мира, агностицизм упрекают в том, что он, ограничивая познание сферой опыта (миром явлений) и отрицая познаваемость того, что лежит в основе опыта (материи, вещи в себе), встает на позиции субъективного идеализма. Но этот упрек предполагает столь расширительное понимание познания, что оно во всяком случае теряет из виду конкретные познавательные практики, и в частности те, на которых фактически основывается агностицизм. Для такого рода критики нет различий между Юмом и Кантом, между Кантом и Гексли, важно лишь, что все они принципиально отгораживают “явление” от того, что является, ощущение от ощущаемого. При этом объектом жесткой, идеологизированной критики оказывается не исторический агностицизм, а скептицизм вообще (как это имеет место в работах В. И. Ленина).
Элементы агностицизма присутствовали во многих сциентистски ориентированных философских доктринах 1-й пол. 20 в.—от прагматизма до критического реализма. В новейших течениях философии науки термин “агностицизм” употребляется, как правило, в историко-философских контекстах.
Лит.: Хим Т. И. Современные теории познания. М., 1965; Huxley Th. H. Collected Essays, vol. V. L., 1909.
Б. И. Дружинин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. агностицизмот греческого gnstos недоступный познанию философское учение согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познанияem получена объективная хара...Большая Советская энциклопедия II
  2. агностицизмм. филос. agnosticismo Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. агностицизмм. филос.agnosticismo m...Большой русско-испанский словарь
  4. агностицизмсущ. муж. рода только ед. ч.агностицизм уem...Большой русско-украинский словарь
  5. агностицизмм. филос. agnosticisme agn m...Большой русско-французский словарь
  6. агностицизмм. филос.agnosticisme m...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  7. агностицизмот греч. agnostos недоступный познанию философскоеучение отрицающее возможность познания объективного мира и достижимостьистины ограничивает роль науки лишь познанием я...Большой энциклопедический словарь II
  8. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ от греч. agnostos недоступный познанию философское учение отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины ограничивает роль науки ли...Большой Энциклопедический словарь V
  9. агностицизму ч.i деалстичне флософське вчення що заперечу можливсть пзнання обктивного свту його законв....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  10. агностицизмот греч. agnostos недоступный познанию философское учение отрицающее возможности познания объективного мира его сущности и закономерностей. В процессе познания правомоч...География населения мира
  11. агностицизмфилософское учение отрицающее возможности человека истинно познавать мир....Глоссарий философских терминов
  12. агностицизмагностицизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  13. агностицизмдоктрина или философское положение провозглашающее недостижимость абсолюта для человеческого духа и потому отрицающее возможность достоверного познания бытия выявления ег...Евразийская мудрость от А до Я
  14. агностицизмот греч. agnostos недоступный познанию филос. учение отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины ограничивает роль науки лишь познанием явлен...Естествознание. Энциклопедический словарь
  15. агностицизмот греческого agnostos недоступный познанию философское учение отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины ограничивает роль науки лишь позна...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. агностицизмот греч. gnosis знание a отрицание направление филос. теории познания отрицающее возможность объективного познания субъектом окружающей действительности посредством с...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  17. агностицизмгреч. а отрицание gnosis знание философская установка согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности а следовательно выстроить ист...История философии
  18. агностицизмАГНОСТИЦИЗМstrongгреч. а отрицание gnosis знание философская установка согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности а следова...История философии II
  19. агностицизмот греч.em неизвестный термин введенный в англ.em естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения позиции выражающейся словами Я не знаю и не могу знать истину и Высшее ...Католическая энциклопедия
  20. агностицизмот греч. agnosia незнание неизвестность вид скептицизма позиция согласно которой я не знаю и не могу знать истину и Высшее бытие. Нередко агностики заявляют что только на...Краткий религиозно-философский словарь
  21. агностицизма м.em Идеалистическое философское учение отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей.[От греч. неизвестный]...Малый академический словарь
  22. агностицизмфилософское учение утверждающее что кроме наблюдаемых явлений имеется сущность и она непознаваема составляет полную систему с учениями полагающими что мир в принципе позн...Мир Лема - словарь и путеводитель
  23. агностицизмкорень АГНОСТИЦ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова АГНОСТИЦИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный АГНОСТИЦ ИЗМ Слово Агностицизм содержит следу...Морфемный разбор слова по составу
  24. агностицизмНачальная форма Агностицизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  25. агностицизмagnosticism греч. agnostos недоступный познанию термин впервые употребленный в г. Т.Г. Гексли англ биологом сторонником эволюционной теории Дарвина в крой нашла отраже...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  26. агностицизмот греч. agnostos недоступный познанию неизвестный учение о непознаваемости истинного бытия объективного мира его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метаф...Начала современного естествознания
  27. агностицизмот греч. недоступный познанию одна из вечных тенденций мировоззренческого характера а также философское учение сопряженные с сомнением в возможности человека истинно позн...Новая философская энциклопедия
  28. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ греч. а отрицание gnosis знание философская установка согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности а следовательн...Новейший философский словарь
  29. агностицизмгреч. а отрицание gnosis знание философская установка согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности а следовательно выстроить...Новейший философский словарь II
  30. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ от греч . agnostos недоступный познанию философское учение отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины ограничивает роль науки ли...Новый большой англо-русский словарь II
  31. агностицизмагностицизм м. Философское учение отрицающее возможность познания объективного мира его сущности и закономерностей ограничивающее роль науки познанием лишь явлений доступ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. агностицизмдоктрина или философское положение провозглашающее недостижимость абсолюта для человеческого духа. Общее выражение позитивного отношения к сфере опыта скептического к ре...Новый философский словарь
  33. агностицизмагностицизм агностицизм а...Орфографический словарь
  34. агностицизмu м...Орфографический словарь русского языка
  35. агностицизмагностицизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  36. агностицизмф.п. агностицизммед. танымсызды...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  37. агностицизмагностицизм агностицизмы агностицизма агностицизмов агностицизму агностицизмам агностицизм агностицизмы агностицизмом агностицизмами агностицизме агностицизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  38. агностицизмОрфографическая запись слова агностицизм Ударение в слове агностицизм Деление слова на слоги перенос слова агностицизм Фонетическая транскрипция слова агностицизм [гнаст...Полный фонетический разбор слов
  39. агностицизмАгностицизм му мов гр....Правописний словник Голоскевича
  40. агностицизмот греч. agnostos непознаваемый философское учение отрицающее познаваемость объективного мира и объективных значений истины ограничивающее роль науки познанием лишь явл...Профессиональное образование
  41. агностицизмИдеалистическое философское учение утверждающее что для человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного так и объективного мира и его закономерностей достиж...Религиозные термины
  42. агностицизмагностицизм а...Русский орфографический словарь
  43. агностицизмМ fls. aqnostisizm obyektiv almin drk edil bilmsini inkar edn idealist flsfi nzriyy....Русско-азербайджанский словарь
  44. агностицизмм. филос.u учение отрицающее возможность познания объективного мираem agnosticism nescience...Русско-английский психологический словарь
  45. агностицизмагностицизм м. филос.iagnosticism...Русско-английский словарь
  46. агностицизмагностицизм м. фил. agnosticism....Русско-английский словарь II
  47. агностицизмagnosticism филос....Русско-английский словарь политической терминологии
  48. агностицизмN...Русско-армянский словарь
  49. агностицизмАгнастыцызм...Русско-белорусский словарь
  50. агностицизмфилос.i агнастыцызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  51. агностицизмагностици...Русско-ивритский словарь
  52. агностицизмм филос. агностицизм...Русско-казахский словарь
  53. агностицизмтанымсызды...Русско-казахский терминологический словарь «Медицина»
  54. агностицизмагностицизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  55. агностицизмм. филос. агностицизм объективд дйнн жана анын закон ченемдлгн бил ммкндгн тануучу идеалисттик философиялык окуу....Русско-киргизский словарь
  56. агностицизмм филос. bkzhln...Русско-китайский словарь
  57. агностицизмagnosticisms...Русско-латышский словарь
  58. агностицизмагностицизмм филос. ....Русско-новогреческий словарь
  59. агностицизмм флсu agnosticismo m...Русско-португальский словарь
  60. агностицизмАгностицизмnadharia ya kutoamini uwezekano wa kufahamu dunia...Русско-суахили словарь
  61. агностицизмагностицизм агностицизм...Русско-таджикский словарь
  62. агностицизмagnostisizm м филос....Русско-турецкий словарь
  63. агностицизмagnosticismus...Русско-чешский словарь
  64. агностицизмAgnostitsism...Русско-эстонский словарь
  65. агностицизмагностицизм...Русское словесное ударение
  66. агностицизмдоктрина или философское положение провозглашающее недостижимость абсолюта для человеческого духа. Общее выражение позитивного отношения к сфере опыта скептического к ре...Сверхкраткий философский словарь
  67. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ греч. Философское учение утверждающее что мы не можем ничего знать о действительной сущности вещей вследствие относительности наших знаний введен Гекели. Слов...Словарь иностранных слов русского языка
  68. агностицизмот греческого agnostos недоступный познанию философское учение отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей ограничивает роль науки лишь позна...Словарь по истории психологии
  69. агностицизмгреч. а отрицание и gnosis знание учение отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Термин введен английским естествоиспытателем Гексли. Возникнув в ...Словарь-справочник по философии
  70. агностицизмагностицизм ч. гр. незнаний флософське вчення що джерелом пзнання вважа досвд але водночас заперечу можливсть пзнання обктивного свту та його законв....Словник іншомовних слів
  71. агностицизмагностицизм вд грц незнаний флософське вчення що заперечу можливсть пзнання сутност речей закономрностей розвитку дйсност. Позицю А. подляли в стор флософ представники...Словник іншомовних слів Мельничука
  72. агностици́змАГНОСТИЦИЗМ у ч. деалстичне флософське вчення що заперечу можливсть пзнання об ективного свту його законв. Радищев ворог агностицизму. Його свтогляд просякнутий врою в ...Словник української мови в 11 томах
  73. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ у ч. книжн.Флософське вчення що заперечу можливсть пзнання обктивного свту його законв.Згдно з агностицизмом неможливо однозначно довести вдповднсть знання д...Словник української мови у 20 томах
  74. агностицизмфилос. учение согласно крому не может быть окончательно решн вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Диалектич. материализм признавая объектив...Советский философский словарь
  75. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ от греческого agnostos недоступный познанию философское учение отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины ограничивает роль наук...Современная энциклопедия
  76. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ от греч . agnostos недоступный познанию философское учение отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины ограничивает роль науки ли...Современный энциклопедический словарь
  77. агностицизмот греч. недоступный познанию учение отрицающее полностью или частично возможность познания объективного мира и доступность объективного мира ограничивает роль науки лишь...Тематический философский словарь
  78. агностицизмAgnosticism. Этот термин обычно служит для обозначения того что мы и на практике и в принципе не можем знать есть ли Бог. Хотя по своей этимологии он применим к любому ви...Теологический энциклопедический словарь
  79. агностицизмфилософское учение отрицающее возможность познания объективного мира его сущности и закономерностей....Теория государства и права
  80. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ а м. Идеалистическое философское учение отрицающеевозможность познания объективного мира и его закономерностей. II прил.агностический ая ое....Толковый словарь Ожегова
  81. агностицизмагностицизм агностицизм а м. Идеалистическое философское учение отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей.прил. агностический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  82. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ а м. Идеалистическое философское учение отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей. прилагательное агностический ая ое....Толковый словарь русского языка
  83. агностицизму ч. деалстичне флософське вчення що заперечу можливсть пзнання обктивного свту його законв....Толковый словарь украинского языка
  84. агностицизмУдарение в слове агностицизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове агностицизм...Ударение и правописание
  85. агностицизмфлос....Українсько-англійський словник
  86. агностицизм[ahnostycyzm]agnostycyzm релг.em флос....Українсько-польський словник
  87. агностицизмRzeczownik агностицизм m agnostycyzm m...Универсальный русско-польский словарь
  88. агностицизмФлософська позиця яка заперечу чи обмежу можливсть пзнання дйсност зокрема коли йдеться про виникнення причинних звязкв закономрност й закони розвитку....Універсальний словник-енциклопедія
  89. агностицизмфлософська позиця яка заперечу чи обмежу можливсть пзнання дйсност зокрема коли йдеться про виникнення причинних звязкв закономрност й закони розвитку....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  90. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ греч. а отрицание и gnosis знание учение отрицающее полностью или частично возможность познания мира термин введен англ. естествоиспытателем Гексли. В совр...Уфологический словарь-справочник
  91. агностицизмконцепция в гносеологии теории познания выражающая крайний пессимизм на познавательные возможности человека на достижение истинного знания. Отрицает достижение абсолютной...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  92. агностицизмучение отрицающее познаваемость мира то есть отрицающее возможность постижения сущности материальных и духовных явлений. В истории философии агностицизм существовал в сле...Философия науки и техники
  93. агностицизмDAgnostizismus EAgnosticism FAgnosticisme Esp Agnosticismo Философское течение основанное на тезисе об изначальной слабости неспособности человека познать мир или существ...Философия, практическое руководство
  94. агностицизмот греч. agnostos недоступный познанию термин использовавшийся Ф. Энгельсом и принятый в отечественной философской традиции для характеристики философского воззрения от...Философия. Словарь по обществознанию
  95. агностицизмот греч. непознаваемый от частица отрицания и доступный познанию учение крое отрицает познаваемость объективного мира отрицает абс. истину ограничивает роль науки п...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  96. агностицизмот греч. agnostos неизвестный учение о непознаваемости истинного бытия т.е. о трансцендентности божественного см. Deus absconditus в более широком смысле о непознаваемос...Философский энциклопедический словарь II
  97. агностицизмот греч. agnostos неизвестный учение о непознаваемости истинного бытия т.е. о трансцендентности божественного см. Deus absconditus в более широком смысле о непознаваемо...Философский энциклопедический словарь
  98. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ вд грецьк. непзнаваний недоступний пзнанню флософське вчення яке заперечу можливсть пзнання обктивного свту обмежуючи пзнання сферою явищ. Термн А. введени...Філософський енциклопедичний словник
  99. агностицизмагностицизм агностицизмы агностицизма агностицизмов агностицизму агностицизмам агностицизм агностицизмы агностицизмом агностицизмами агностицизме агностицизмах Источник П...Формы слова
  100. агностицизмОсман Осгит Оса Онисим Оним Оман Оазис Нтц Нто Нотис Нота Нос Ном Нога Ниц Нит Нистагм Нии Низом Низ Нацист Нацизм Наци Нато Наст Наос Намост Наз Мтс Мотин Мот Мостина Мо...Электронный словарь анаграмм русского языка
  101. агностицизмАгностицизм философское учение утверждающее что мы не можем ничего знать о действительной сущности вещей. Этот термин был введен Гексли в философию он применяется к Спен...Энциклопедический словарь
  102. агностицизмфилософское учение утверждающее что мы не можем ничего знать о действительной сущности вещей. Этот термин был введен Гексли в философию он применяется к Спенсеру агностич...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  103. агностицизмАГНОСТИЦИЗМ греч. а отрицание gnosis знание философская установка согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности а следовательн...Энциклопедия История философии