Философская энциклопедия

«ПОЭТИКА»

«ПОЭТИКА»
«О поэтическом(искусстве)» [ ,лат.De(arte)poetica], не полностью сохранившийся(в александрийском каталогесоч.Аристотеля под № 83 значатся «две книги», сохранилась одна)трактат Аристотеля. Первонач. текст(впоследствии интерполированный многочисл. вставками автора)датируется, по И. Дюрингу, 360—355 дон. э., отсюда постоянное отталкивание от проблематики Платона [возможно, «П.» — исполнение пожелания Платона(«Государство» 607 d), чтобы кто-нибудь написал прозаич. апологию осуждённой им поэзии].
Тема «П.» — «поэтич. искусство само по себе»(1447 а b): история игл. обр.морфология поэтич. жанров, поэтич. норма(«правильность»)и вытекающие отсюда практич. рекомендации поэту. Сохранившаяся часть посвящена трагедии(в которой Аристотель видит вершину поэзии; вершина же трагич. искусства — «Царь Эдип» Софокла)и эпосу, но содержит также теоретич. положения о сущности и функции искусства.
Вслед за Платоном Аристотель видит родовую сущность всех видов поэтич. искусства в «подражании», «отображении»(мимесис), но если у Платона поэтич. миме-сис дублировал «подражание» чувств. вещей идеям(так что художник снимал копии с копий ит.о.оказывался «третьим от истины» — «Государство» 599 d), то у Аристотеля реабилитация чувств.мира(который в терминах акта и потенции и есть «действительность», энергия)приводит к переоценке поэзии в глазах философа: поэтич. «техне»(ср. также теорию «техне» вкн.А «Метафизики»)«философичнее истории» и обладает ценностным приматом над ней,т. к.«поэзия больше говорит об общем, а история — о единичном»(1451 b 5; ср. для контраста слова Платона о «старой распре между философи-ей и поэзией» — «Государство» 607 b); поэт говорит не о том, что было, но о том, что могло бы быть в соответствии с «вероятностью»(«правдоподобием», ?? )и «необходимостью»(1451 а 36), историк же(греч.«история» как эмпирич. фиксация голого факта)говорит о том, что,напр., сказал и сделал Алкивиад.
По Платону, поэзия социально бесполезна(«Государство» 600 b)и даже тлетворна,т. к.через наше «сопереживание» она «питает» и усиливает неблагородные влечения и эмоции души(605 d, 606 d). Аристотель ответил на это учением о трагич. катарсисе(«очищении»)как психотерапевтич. функции поэзии и музыки, которое, судя по ссылке в «Политике»(1341 b З6 слл.), было развито в утрач. части «П.» и дошло до нас только в определении сущности трагедии(1449 b 24 слл.), породившем обширную герменевтич. литературу: «трагедия есть подражание(мимесис)... через сострадание и страх приводящее к очищению(души)от таких эмоций». Основа для филологически наиболее корректного и согласующегося как с самим Аристотелем(«Политика»1342а 14), так и со всейантич.герменевтич. традицией толкования была заложена в 19в.в работах Я. Бернайса и А. Вейля. При всей неясности некоторых деталей и независимо от общетеоретич. аспектов интерпретации(нравств.воспитат., эстетико-гедонистич. ит.д.), несомненно, что: 1) означает «очище-ние от аффектов», а не «очищение(просветление самих)аффектов»(как думал Лессинг), 2) термин «катарсис» в таком употреблении заимствован Аристотелем изпроф.языка врачей(в качестве метафоры для «медицины духа»), отсюда его постоянные ассоциации с «терапией», «облегчением» ит.д. Недостоверна связь срелиг.катарсисом — «очищением от скверны», «искуплением вины»(Гаупт, Вяч. Иванов). Ещё менее достоверна теория Отте—Илса(принятая И. Дюрингом), согласно которой не относится к зрителю, но означает искупление(героем на сцене)вызывающих сострадание и страх событий.
Почти неизвестная в древности и вср. века, «П.» начиная с эпохи Ренессанса(1-еизд.Венеция, 1508)издавалась, комментировалась и изучалась как никакойдр.трактат Аристотеля. В 17в.(вместе с «Поэтич. искусством» Горация и превратно истолкованная)стала художеств. кредо классицизма и ещё в 19в.оставалась живым оппонентом романтиков.
Рус.пер.Б. Ордынского(1854), В. И. Захарова(1885), В. Г. Аппельрота(1893, 1957), П. И. Новосадского(1927), М. Л. Гаспарова(1978, вкн.: Аристотель иантич.литература).
Изданиягреч.текста: J. Bywater,1911; R. Kassel,1965; с комм.: A. Gudeman,1934; A. Rostagni, 19452; H. House,1956; D. W. Lucas, 1968.
Лосев А. Ф., Историяантич.эстетики, [т. 4], М.,1975(лит.); Montmollin D. de, La Poetique d'Aristote. Texte primltif et additions ulterieures, Neuchatel,1951; Eise G. F., Aristotle's Poetics. The argument, Camb.,1967; Golden L., The clarification theory of katharsis, «Hermes»,1976, Bd 104, H. 4, S. 437—52.
А. В. Лебедев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.


  1. «поэтика»Potica первый лат. пер. с греч. оригинала издан в соч. Аристотеля....Философская Энциклопедия (в 5 томах)