Философская энциклопедия

«ВЕХИ»

«ВЕХИ»
«Сборник статей о русской интеллигенции», выпущен в Москве в1909группойрус.религ.философов и публицистов(?. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. В. Струве, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский). Сборник содержал либерально-бурж. оценку мировоззрения и практикирус.освободит. движения и знаменовал полный разрыврус.либерализма с этим движением после революции 1905—07. Ядро сборника составили статьи первых четырёх из названных авторов, в 1890-хгг.считавших себя сторонниками К. Маркса, но вскоре выступивших с призывом к возрождению идеалистич. философии(сб.«Проблемы идеализма», 1902).
Исходной предпосылкой «веховской» критики воззрений вождейрус.освободит. движения была мысль, чтовнутр.духовно-религ. жизнь личности является «единств. творч. силой человеч. бытия», единств. «прочным базисом», на котором можно построить здание обществ. отношений(см.«Вехи»,с.11). По мнению авторов «В.», социальная революция катастрофична и гибельна для общества. Атеистич. материализм, политич. радикализм и насилие, нигилистич. отношение кабс.ценностям, вера в земной рай и идеализация народа(в марксизме — пролетариата), подчинениефилос.истины утилитарно-политич.целям(«интеллигентской правде»), максимализм социальных и этич. требований, а вместе с тем пренебрежение к интересамотд.человека и отчуждение от государства — таковы, но мнению авторов «В.», характерные, хотя и не всегда совместимые друг с другом, черты демократия, и социалистич. идеологии, которая завеларус.общество в тупик. Призвав к отказу от этой идеологии, «В.» выдвинули в качестве позитивной «программы» самосовершенствование личности на основе религ.-культурных традиций, покаяние и признание личной вины и ответственности за происходящее, постепенное(под влиянием духовных факторов)изменение социальных и экономич. условий ит.д. Вся левая печать резко выступила против «В.» и «веховства». Всестороннюю оценку сборнику с марксистских позиций дал В. И. Ленин в ст. «О вехах». Назвав книгу «энциклопедией либерального ренегатства», он отмечал, что «В.» охватывают «...три основные темы: 1) борьба с идейными основами всего миросозерцания русской(и международной)демократии; 2) отречение от освободительного движения недавних лет и обливание его помоями; 3) открытое провозглашение своих „ливрейных чувств"(и соответствующей „ливрейной" политики)по отношению к октябрьской буржуазии, по отношению к старой власти, по отношению ко всей старой России вообще»(ПСС,т.19,с.168). Несмотря на отречение от «В.»отд.кадетов, «В.», по словам Ленина, «...выразили несомненную суть... каде-тизма»(там же,с.167).
После . революции1917Бердяев, Булгаков, Струве, Франк стали инициаторами создания антиреволюц.сб.«Из глубины»(1918), в которомсовр.бурж.идеологи видят логич. продолжение «Вех».

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.