Философская энциклопедия

«БХАГАВАДГИТА»

«БХАГАВАДГИТА»
(санскр., букв.— песнь Бхагава-та,т. е.бога Кришны), одна из наиболее известных частей «Махабхараты», входящая в состав её 6-йкн.(18 глав); посвящена религ.-филос. проблемам. Время создания «Б.» обычно определяется 2-йпол.1-готыс.дон. э.«Б.» представляет собой диалог между эпич.героем Арджуной и богом Кришной, сюжетно выступающим как возница и наставник Арджуны, а по существу воплощающим высшее божеств. начало индуизма На-раяну. Для Арджуны потребность в уяснении своего места в нравств. миропорядке и стремление к обретению правил поведения вырастают из осознанного противоречия между практич. долгом и нравств. требованиями более высокого уровня. Продолжая во многом линию умозрения, намеченную в упанишадах, «Б.» выступает как религ.-филос. основа индуизма. В отличие от упа-нишад, «Б.» актуализирует нравств. аспект проблемы, отличается эмоциональным характером и подчёркивает особую роль такого пути освобождения и спасения(мокши), как бхакти(наряду с путём знания — джня-на-маргой и путём деяния — карма-маргой). В «Б.» подчёркивается важность обретениявнутр.свободы от деяния,т. к.сам путь деяния ведёт к насилию и греху; поэтому деяние, реализующее развитие, должно всегда уравновешиваться аскетич. отказом от деяния. В «Б.» развивается учение о йоге как средстве, имеющем целью достижение особого состояния психич. равновесия. Усвоив элементы различных умозрит. систем и оформив их в единую систему, «Б.» оказала влияние намн.школыинд.философии(ср. связь санкхьи и йоги с идеями «Б.»). Идеи «Б.» имели особое значение дляинд.возрождения 19—20вв.(ср. их влияние на философию Гхоша),
Радхакришнан С., Инд. философия,пер.сангл.,т.1, М.,1956,с.442—97; Махабхарата, [т.] 2— Бхагавадгита.пер., введение нприм.Б. Л. Смирнова, Ашхабад, I9602,кн.6,гл.25—42; The Bhagavad-GIta. With a coram. based on the original sources, by R. C. Zaehner, O.xf., 1969.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.