Философская энциклопедия

«АНТИДЮРИНГ»

«АНТИ-ДЮРИНГ»
название, под которым вошло в историю классич.произв.Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». Эта полемич. работа, направленная противнем.мелкобурж. идеолога Дюринга, содержит всестороннее изложение трёх составных частей марксизма — диалектич. и историч. материализма, политич. экономии, теориинауч.коммунизма. «Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга»(Ленин В. И.,ПСС,т.2,с.И,прим.).
Создание «А.-Д.» было обусловлено не только теоре-тич., но и прямой политич. необходимостью. В1875Дюринг, взгляды которого в философии представляли собой эклектич. смесь вульгарного материализма, позитивизма и идеализма, выступил ссобств.разновидностью мелкобурж. социализма. Нападки Дюринга на марксизм нашли отклик среди части членов только что объединившейсяс.-д.партии Германии. При таких обстоятельствах В. Либкнехт обратился к Энгельсу с настойчивой просьбой выступить против этого нового течения. Энгельс счёл своим парт, долгом дать бой новоявленному учению и тем самым уберечь партию от наметившейся ревизии марксизма. Разнообразие вопросов, о которых рассуждал в своих сочинениях Дюринг, дало Энгельсу возможность, наряду с обстоят, критикой взглядов Дюринга, развить в положит, форме марксистские взгляды в самых различных областях. Так возникло произведение страстно-полемич. по форме и энциклопедически-универсальное по содержанию.Энгельс начал работать над ним всер.1876. В рукописи он прочитал его К. Марксу, а главу, касающуюся истории политич. экономии, написал Маркс. Сянв.1877по июль1878«А.-Д.» был опубликован в виде большой серии статей в центр, органес.-д.партии газ. «Vorwarts». После введения в1878исключит, закона против социалистов книга в Германии была запрещена.
Соответственно трём составным частям марксизма «А.-Д.» состоит из трёхосн.отделов: «Философия», «Политич. экономия», «Социализм». Осн. содержанием книги является борьба за последоват. диалектич. материализм. «Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница философского идеализма,— вот та постановка вопроса, которая дана в к а ж д о м параграфе "Анти-Дюринга"...»(Ленин В. И., там же,т.18,с.359).
Во введении Энгельс даёт очерк развития философии и обосновывает историч. неизбежность возникновениянауч.коммунизма, марксизма. Он доказывает закономерность сменыосн.периодов в истории философии: наивная диалектика древности — метафизика 17—18 вв.— идеалистич. диалектика классич.нем.философии — материалистич. диалектика марксизма. Энгельс показывает, что распространение материализма на понимание истории общества создалонауч.основу для изучения капиталистич. способа производства, для выработки таким путём учения о прибавочной стоимости, что благодаря двум великим открытиям Маркса — материалистич. пониманию истории и теории прибавочной стоимости — социализм превратился из утопии в науку. Вместе с тем здесь показано, как развитие естествознания и развитие классовой борьбы обусловливают развитие философии(гл.1).
В 1-м отделе Энгельс излагаетосн.проблемы материализма и диалектики, а также материалистич. понимания истории. С самого начала он формулирует по-следовательноматериалистич. и диалектич. решениеосн.вопроса философии. Сознание — продукт чело-веч, мозга, а сам человек — продукт природы. Поэтому законы мышления и законы природы согласуются между собой. Мышление есть отражение бытия. Даже аксиомы и понятия математики абстрагированы из действит. мира(гл.3). Возможности познания безграничны, но и сам процесс познания бесконечен;абс.истина осуществляется в бесконечном ряде относит, истин(гл.3 и 9). Единство мира состоит в его материальности(гл.4). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство и время сутьосн.формы бытия(гл.5). Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение есть способ существования материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя(гл.6). Различные формы движения(механическое, физическое, химическое, биологическое)являются предметом изучения различных наук(гл.6—7). Все науки можно разделить на три группы: науки о неживой природе; науки, изучающие живые организмы; историч. науки; особо выделяются наука, исследующие законы человеческого мышления — формальная логика и диалектика(гл.9). Энгельс определяет соотношение этих двух наук, проводит глубокую аналогию между соотношением формальной логики и диалектики и соотношением элементарной и высшей математики. Но диалектика — это не только наука о мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления(гл.13). Осн. законы диалектики: противоречие как сущность движения, переход количества в качество, отрицание отрицания(гл.12—13). С точки зрения материалистич. диалектики Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ, наук: значение космогонич. гипотезы Канта(гл.1 и 6)и эволюц. теории Дарвина(гл.7), роль органич. клетки и сущность жизни(гл.8), классовый характер морали(гл.9), социальное равенство(гл.10), соотношение свободы и необходимости(гл.11).
Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономич. учение Маркса, определяет предмет политич. экономии(гл.1), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего фактора обществ, развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и политич. власти, рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич. революции иреволюц.роль насилия при смене старого общества новым(гл.2—4). Энгельс излагает марксистское понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной стоимости, земельной ренты(гл.5—9). В написанной Марксом 10-й главе рассматриваются некоторые проблемы истории политэкономии.
В 3-м отделе Энгельс даёт очерк истории и теориинауч.социализма, показывает, чтонауч.социализм является теоретич. выражениемпролет.движения и характеризует будущее, коммунистич. общество. Науч. социализм, опираясь на материалистич. понимание истории, вскрываетосн.противоречие капитализма — противоречие между производит. силами и производств. отношениями, между обществ. характером производства и частным характером присвоения. Это противоречие проявляется как противоположность между организацией производства на каждом предприятии и анархией производства во всём обществе, как антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Оно находит своё разрешение впролет.революции. Пролетариат берёт власть в свои руки и превращает средства производства в обществ. собственность. Анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества. Начинается беспрерывное, постоянно ускоряющееся, безграничное развитие производит. сил. На этой основе исчезает калечащее человека разделение труда. Все члены общества принимают участие в производит. труде. Труд превращается из тяжёлого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает противоположность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются классовые различия и отмирает государство. Изменяется форма семьи. Воспитание соединяется с трудом. Исчезает религия. Люди становятся действительно и сознательно господами общества, а вследствие этого и господами природы. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы.
«А.-Д.» явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги получили дальнейшее развитие в работах Энгельса «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классич.нем.философии» и в работах В. И. Ленина. «А.-Д.» стал «...настольной книгой всякого сознательного рабочего»(Ленин В. И.,ПСС,т.23,с.43). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3отд.издания(Лейпциг,1878; Цюрих,1886; Штутгарт, 1894).
В1880по просьбе П. Лафарга Энгельс переработал 3 главы «А.-Д.» в популярную брошюру «Развитие социализма от утопии к науке», которая стала одним из самых распространённыхпроизв.марксизма. По словам
Маркса, она представляет собой «...введение в научный социализм»(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,т.19,с.245). В1892Энгельс написал введение кангл.изданию брошюры,нем.текст введения он опубликовал подназв.«Об историч. материализме».
Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч.,т.20;т.19,с.185—230, 241—45, 321—23;т.22,с.213, 294—320;т.36,с.118-19; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?,ПСС,т.1; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же,т.18; его же, Государство и революция, там же,т.33,гл.1, § 4; Справочный том кПССВ. И. Ленина, ч. 2,с.349; Ильичев Л. Ф., О произведении Ф. Энгельса «А.-Д.», [M.],1953; H a p с к и й И. С., Развитие марксистской философии в «А.-Д.» Ф. Энгельса, М.,1958; Энгельс-теоретик, М.,1970; Багатурия Г. А., Контуры грядущего, М.,1972,гл.5; Фридрих Энгельс. Биография, ?., 19772; «А.-Д.» Ф. Энгельса и современность, М.,1978; В о л о д и н А. И., «А.-Д.» Ф. Энгельса и обществ, мысль России 19в., М.,1978; Марксистская философия в 19 веке,кн.2, М.,1979,гл.12; 100 Jahre «Anti-Duhring», В., 1978.
Г. А. Багатурия.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.