Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ЭРИУГЕНА ИОАНН СКОТ

Johannes Scotus Eriugena), или Э р и г е н a (Erigena) (p. ок. 810 – ум. ок. 877), – ср.-век. философ, создатель первой в средние века цельной объективно-идеалистич. и пантеистич. филос. системы. По происхождению ирландец, однако его филос. деятельность протекала в Париже, куда И. С. Э. был приглашен франц. королем Карлом Лысым для перевода с древнегреч. на лат. яз. произведений Дионисия Ареопагита, a также Максима Исповедника и Григория Нисского. И. С. Э. – автор ряда комментариев к их произведениям, а также к произведениям Августина и Боэция. Однако И. С. Э. вошел в историю ср.-век. философии не столько как переводчик, сколько как автор соч. "О разделении природы" ("De divisione naturae", 867, впервые напечатано в Оксфорде, 1681; напечатано также вместе с нек-рыми др. соч. И. С. Э. в кн.: J. P. Migne, Patrologiae cursus complеtas, ser. latina, t. 122, P., 1865; нем. пер. Eintheilung der Natur, Abtl. 1–2, 1870-74). Филос. система И. С. Э. – неоплатонизм со значительными элементами рационализма. Решая проблему отношения веры (откровения) и знания (разума), И. С. Э. утверждал, что между истинной философией и религией не может быть никакого противоречия, причем "авторитет происходит из правдивого разума, правдивый же разум никогда не происходит из авторитета" ("De divisione naturae", I, 69, 513 В). Формально придерживаясь христианско-католич. догматики и пытаясь сочетать неоплатонизм с христианством, И. С. Э. фактически разработал первую в истории ср.-век. западноевроп. философии пантеистич. систему, отождествлявшую бога с природой и пришедшую на этой основе в непримиримое противоречие с католич. вероучением. В решении основного вопроса философии И. С. Э. – идеалист, считающий материальность чувств. вещей только видимостью (см. тамже, I, 34, 479 В), а их сущностью – творческую силу божества. Сторонник крайнего реализма, И. С. Э. утверждал, что общее и единое существует вне и до индивидуального и конкретного; чем более общим является понятие (универсалия), тем реальнее его существование в качестве особой сущности. Индивид существует лишь в силу своего приобщения к виду, а вид – к роду. В соответствии с этим под диалектикой И. С. Э. понимал учение о сущем, – "искусство", "которое делит роды на виды и сводит виды к родам"; она – не результат человеч. изобретения, "но установлена в природе всех вещей самим виновником всех искусств... и мудрецами открыта" (там же, I, 44, 486 В). Познающему уму бог открывается как четвероякая "природа". Христ. догмат о творении мира богом истолковывался И. С. Э. на основе неоплатоновского принципа эманации как последовательное порождение более абстрактной природой природы более конкретной, путем нисхождения (processio) от бога как наивысшей реальности, единства и общности – к множественности и единичности, к небытию, а также обратном восхождении (reversio, deificatio) через посредство обобщающих идей к богу. Этот процесс осуществляется по четырем ступеням: 1) природа творящая, но нетворимая – бог как высшее бытие, не познаваемое и не определяемое никакими категориями; "бог-отец" христ. вероучения; 2) природа творящая и творимая – совокупность идей в божеств. уме, логос; "сын божий" христ. вероучения; 3) природа не творящая и творимая – реальный мир единичных предметов, порожденных идеями; 4) природа не творящая и не творимая – бог как конечная цель всего мирового процесса, тождественная с его началом (см. тамже, I, 1, 441 В). В этом процессе самопорождения бог выступает как "начало, середина и конец" (там же, I, 11, 451 Д). Он есть "все во всем" (там же, I, 62, 506 Д; III, 20, 683 В). Пантеистич. единство бога как самотождественной мировой субстанции с порожденными им "богоявлениями" (см. тамже, 1, 7 ff; 445 ff) – природой и человеком – находилось в противоречии с христ. монотеистич. противопоставлением бога и природы. Рационалистич. и пантеистич. элементы учения И. С. Э. еще в эпоху средневековья были неоднократно использованы передовыми мыслителями и поэтому не раз осуждались римско-католич. церковью. Так, учение И. С. Э. осудили поместный Париж, собор в 1210, папа Гонорий III, к-рый в 1225 в связи с осуждением "ереси" Амори Шартрского, находившейся в зависимости от учения И. С. Э., предписал сжечь все экземпляры "Разделения природы", внесенного рим. церковью в индекс запрещенных книг (1685). Соч.: Opera quae supersunt omnia, P., 1865 (Patrologiae cursus completus, ser. latina, t 122. Accur. J.P. Migne). Лит.: Татарский И., Сущность и происхождение философии Иоанна Скота Эригены, X., 1885; Бриллиантов А., Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898; История философии, т. 1, [М.], 1940 (по Указателю); Трахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, M., 1957 (по Указателю); Сhristlieb T., Leben und Lehre des Johannes Scotus Erigena, Gotha, 1860; Schneider A., Die Erkenntnislehre des Johannes Eriugena im Rahmen ihrer metaphysischen und anthropologischen Voraussetzungen, Tl 1–2, B., 1921–23; D?rries H., Zur Geschichte der Mystik Erigena und der Neuplatonismus, T?bingen, 1925; Grabmann M., Mittelalterisches Geistesleben. Abhandlungen zur Geschichte der Scholastik und Mystik, M?nch., 1926; Кletler P., Johannes Eriugena, Lpz., 1931; Samstag К., Die Dialektik des Johannes Skottus Eriugena, Wertheim am Main, [1930] (Diss.); Сappuyns M., Jean Scot Erig?ne. Sa vie, son oeuvre, sa pens?e, Louvain – P., 1933; Dal ?ra M., Scoto Eriugena ed il neoplatonismo medievale, Milano, 1941. В. Соколов. Москва.

  1. эриугена иоанн скоток. ок Философ ирландец по происхождению с начала х годов жил во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм перевел на лати...100 великих мыслителей
  2. эриугена иоанн скотнеоплатоник сторонник рационализации теологии. Обосновывал необходимость разумного истолкования св. писания считал что непостижимый бог открывается для познания в своих т...Атеистический словарь II
  3. эриугена иоанн скотДаже на фоне некоторого оживления культуры свойственного Каролингскому возрождению резко выделяется фигура Иоанна Скота Эриугены ок. ок. . Ирландец по происхождению он пр...История философии. Книга первая. Философия древности и средневековья
  4. эриугена иоанн скотErigena John Scot . Ирландский философ сыгравший значительную роль в усвоении Западом греческой мысли. Принимал участие в двух важных теологических дискуссиях о предопред...Теологический энциклопедический словарь
  5. эриугена иоанн скотJohannes Scotus Eriugena род. ок. Ирландия ум. после Франция или Англия средневековый философ. Создал систематизированное учение о мире привлекая частично переведенны...Философский энциклопедический словарь
  6. эриугена, иоанн скотЭРИУГЕНА ИОАНН СКОТок. ок. христианский философ один из выдающихся умов Европы в. Родился в Ирландии возможно в шотландской семье отсюда прозвище Скот Шотландец. Бол...Энциклопедия Кольера II