Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ЭВДЕМОНИЗМ

от греч. ?????????? – счастье, блаженство) – антич. принцип жизнепонимания, позднее в этике – методологич. принцип истолкования природы морали и обоснования ее требований. Предпосылкой антич. Э. является сократовская идея внутр. свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и ее независимости от внешнего мира. Хотя Э. возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления к чувств. наслаждениям путем самоограничения, упражнения, аскезы, отрешения от привязанностей к внешнему миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели. Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, порабощающими человека. Антисфен отождествляет стремление к удовольствиям с сумасшествием; счастье не зависит от чего-либо внешнего – богатства, славы, образа жизни; для блаженства достаточно добродетели. "Только благодаря неразумию становишься ты несчастным", – говорит Диоген (Diog. L. VI, 71). "Судьбе противопоставляю я мужество, условности – природу, страсти – разум" (там же, VI, 38). Блаженство достигается не от владения вещами, а от преодоления в себе влечения к ним. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. По Гегесию, удовольствие и боль проистекают от тяготения к внешним вещам; нужно же "обнаруживать безразличие по отношению к тому, что доставляет нам удовольствие" (там же, II, 96). Стоики еще более конкретно описывают эту внутр. свободу, характеризуя ее как радостную покорность судьбе, ибо значение для человека имеет только то, что зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей судьбы. По Эпиктету, счастье зависит не от вещей, а от наших взглядов на вещи, поэтому "не стремись к тому, чтобы события происходили так, как ты хочешь этого, но желай их, как они происходят; так будешь ты чувствовать себя хорошо" (Enchirid, 48,1). Отсюда жизненный принцип апатии – свободы от ложных, тщетных страстей, включаемый в более широкую установку "жить в согласии с природой" (Зенон, см. Diog. L. VII, 87). Т.о., в антич. Э. прослеживается внутр. дилемма: с одной стороны, счастье выставляется как естеств. предназначение человека, вытекающее из его единства с природой, с другой – оно есть преодоление непосредств. природности обыденных страстей и аффектов. В новое время этот идеал внутр. свободы развивали мн. философы, в особенности Спиноза, к-рый с исключит. остротой поставил антитезу разумного познания и чувств, страстей (см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 149) и выдвинул чисто интеллектуальное понимание блаженства (amor dei intellectualis). "... Именно познание вызывает любовь... В этом... единственно состоит наше блаженство" (там же, с. 154). Аналогичные мотивы обнаруживаются у Гассенди:" "...Достаточное условие указанного абсолютного блага человека – это покой тела и духа" (Соч., т. 1, М., 1966, с. 317). Блаженство зависит от умения довольствоваться тем, что есть. "... Даже подвергнутый ужасной пытке, мудрец останется счастливым" (там же, с. 306). Гассенди уже не противопоставляет счастье удовольствиям, понимая их как умение наслаждаться тем, что дано в силу внешних обстоятельств. Франц. материалисты (Гельвеций, Гольбах и др.) придают понятию счастья откровенно гедоннстич. характер; отныне в Э. явно преобладают натуралистич. мотивы. Стремление к счастью трактуется как данное человеку от природы и вместе с тем как нравств. принцип, конечная цель всякого общества и полезной деятельности человека. По этому пути идет и англ. утилитаризм с его принципом максимального счастья для наибольшего числа людей (Бентам). Эта линия в развитии Э. наталкивается на характерное затруднение: в обществе частных интересов стремление к счастью так или иначе ведет к эгоизму. Отсюда попытки определить "подлинное", "разумное" счастье, достижение к-рого не противоречило бы общему благу. Здесь принцип Э. приводит в конце концов к логич. кругу: счастье – основание морали, но само оно обосновывается с помощью моральных критериев, с т. зр. того, что следует признать должным; провозглашенное "естественным", человеч. стремление оказывается, т.о., на деле нравств. императивом. В совр. бурж. этике чаще всего можно встретить лишь отд. элементы Э. (Дрейк, Сантаяна, поздний Рассел, Дж. Маккей, М. Шлик). Знаменательна судьба принципа Э. в "фелицитологии" (от лат. felicitas – счастье) Нейрата. Счастье трактуется здесь как естеств. стремление человека, а этика – как наука о путях его достижения. Нейрат лишает понятие счастья к.-л. нормативного смысла, в результате чего оно обнаруживает свою бессодержательность: не важно, какие конкретно цели преследуют люди и каких результатов они достигают, важно лишь ощущение счастья. Это ощущение можно поэтому просто внушить людям, а этика и оказывается учением о методах такого внушения. Осн. проблема Э. – проблема счастья – сводится тем самым к вопросу о нахождении путей психологич. манипулирования массовым сознанием, что вполне отвечает одной из идеологич. тенденций позднебурж. общества. Материалистич. этика считает невозможным исходить в теории нравственности из к.-л. изначальных стремлений отд. индивида. Она рассматривает все определения человека (в т.ч. и его побудит. мотивы, напр. стремление к счастью) как продукт историч. развития, момент, обусловленный всей системой обществ. практики, с анализа к-рой и следует начинать исследование оснований нравственности. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 418–21; Аристотель, Этика, СПБ, 1908, кн. 1, § 3–6; Гельвеций К. ?., О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938, с. 75–78, 93–99, 274–336; Гольбах П. ?., Избр. произв., т. 1, М., 1963, С. 308–50; Кант И., Соч., т. 4, М., 1965, с. 230–57, 340–483; Левитов П., Мораль Э. перед судом общечеловеч. нравств. сознания, X., 1903; Материалисты Древней Греции, М., 1955, с. 153–87, 233–36; ?f1еidеrеr Е., Eud?monismus und Egoismus, Lpz., 1880; ?einze M., Der Eud?monismus in der griechischen Philosophie, Lpz., 1883; Neurath O., Foundations of the social sciences, Chi., [1944]. Т. Кузьмина. Москва.

  1. эвдемонизмэтич. принцип основанный на представлении что поведение человека определяется . стремлением к счастью как высш. цели жизни. Э. возникает в античном мире находит отражение...Атеистический словарь II
  2. эвдемонизмот греч. eudaimonia счастье блаженство античный принцип жизнепонимания позднее в этике принцип истолкования и обоснования морали согласно которому Счастье блаженство яв...Большая Советская энциклопедия II
  3. эвдемонизмгреч. счастье блаженство . направление в этике утверждающее приоритет стремления к счастью в поведении человека. В развившегося на основе античного мироощущения эвдемони...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. эвдемонизмот греч. eudaimonia счастье блаженство англ. eudemonism нем. Eudamonismus. Возникшее в античной философии направление этики крое признает основой нравственности и пове...Большой толковый социологический словарь II
  5. эвдемонизмэтическое направление считающее счастье блаженство греч.eudaimonia высшей целью человеческой жизни один из основных принциповдревнегреческой этики тесно связанный с сокра...Большой энциклопедический словарь II
  6. эвдемонизмЭВДЕМОНИЗМ этическое направление считающее счастье блаженство греч. eudaimonia высшей целью человеческой жизни один из основных принципов древнегреческой этики тесно связ...Большой энциклопедический словарь III
  7. эвдемонизмЭВДЕМОНИЗМ этическое направление считающее счастье блаженство греч. eudaimonia высшей целью человеческой жизни один из основных принципов древнегреческой этики тесно свя...Большой Энциклопедический словарь V
  8. эвдемонизмот гр.счастливый и благо теория по которой счастье должно быть высшей целью человека. Отличается от гедонизма рассматривающего счастье лишь как непосредственное удовольст...Евразийская мудрость от А до Я
  9. эвдемонизмэтическое направление считающее счастье блаженство греческое eudaimonia высшей целью человеческой жизни один из основных принципов древнегреческой этики тесно связанный с...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. эвдемонизмЭВДЕМОНИЗМ а м. eudmonisme ampLTгр. eudaimonismos ampLT eudaimon счастливый. Моральная теория основанная на идее счастья как высшей ценности.em Лексис. Направление в этик...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  11. эвдемонизмкорень ЭВДЕМОН суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ЭВДЕМОНИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЭВДЕМОН ИЗМ Слово Эвдемонизм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  12. эвдемонизмНачальная форма Эвдемонизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  13. эвдемонизмэвдемонизм м. Направление в этике признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  14. эвдемонизмот гр. eudaimon г счастливый от ей благо и daimon гений теория по которой счастье должно быть высшей целью человека. Отличается от гедонизма рассматривающего счастье ли...Новый философский словарь
  15. эвдемонизмэвдемонизм эвдемонизм а...Орфографический словарь
  16. эвдемонизмu м...Орфографический словарь русского языка
  17. эвдемонизмфилософскоэтическая традиция и жизненная установка согласно которой единственным или высшим человеческим благом является счастье. Э. возвышает счастье до нравственного пр...Педагогический терминологический словарь
  18. эвдемонизмгреч. еudaimonia счастье блаженство этическое направление считающее счастье блаженство высшей целью человеческой жизни один из основных принципов древнегреческой этики те...Политическая наука - Словарь-справочник
  19. эвдемонизмЭвдемонизм греч.em еudaimonia счастье блаженство этическое направление считающее счастье блаженство высшей целью человеческой жизни один из основных принципов древнегрече...Политология. Словарь.
  20. эвдемонизмэвдемонизм эвдемонизмы эвдемонизма эвдемонизмов эвдемонизму эвдемонизмам эвдемонизм эвдемонизмы эвдемонизмом эвдемонизмами эвдемонизме эвдемонизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  21. эвдемонизмОрфографическая запись слова эвдемонизм Ударение в слове эвдемонизм Деление слова на слоги перенос слова эвдемонизм Фонетическая транскрипция слова эвдемонизм [вдиманизм...Полный фонетический разбор слов
  22. эвдемонизмЭтическое направление считающее блаженство высшей целью человеческой жизни. Эвдемонизм является одним из основных принципов древнегреческой этики.Источник Религиозный сло...Религиозные термины
  23. эвдемонизмэвдемонизм а...Русский орфографический словарь
  24. эвдемонизмМ мн. нет fls. evdemonizm idealist etikada xlaqn mnbyi insann xsi rifah v sadti n almasndan ibart olduunu iddia edn v xlaqn ictimai qanuniyytini inkar edn cryan....Русско-азербайджанский словарь
  25. эвдемонизмм. филос. учение признающее критерием нравственности стремление человека к счастьюem eudaemonism eudaemonia...Русско-английский психологический словарь
  26. эвдемонизмфилос.i эдэманзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  27. эвдемонизмэвдемонизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  28. эвдемонизмэвдемонизм [дэ\]...Русское словесное ударение
  29. эвдемонизмот гр. eudaimon г счастливый от ей благо и daimon гений теория по которой счастье должно быть высшей целью человека. Отличается от гедонизма рассматривающего счастье ли...Сверхкраткий философский словарь
  30. эвдемонизмЭВДЕМОНИЗМ стремление к счастью которым определяются все наши поступки и цель всей жизни каждого из нас нравственно философское учение о счастье как о конечном смысле наш...Словарь иностранных слов русского языка
  31. эвдемонизмблаженство счастье этический принцип основанный на представлении что поведение человека определяется стремлением к счастью как высшей цепи жизни. Возникает Э. в античном...Словарь исторических терминов
  32. эвдемонизмгреч. eudaimonia счастье часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей Э. во мн. подобен гедонизму часто ему сопутствова...Словарь по этике
  33. эвдемонизмот греч. счастье блаженство антич. принцип жизнепонимания позднее в этике принцип истолкования и обоснования морали согласно крому счастье блаженство является высшей цель...Советский философский словарь
  34. эвдемонизмЭВДЕМОНИЗМ этическое направление считающее счастье блаженство греческое eudaimonia высшей целью человеческой жизни один из основных принципов древнегреческой этики тесно ...Современная энциклопедия
  35. эвдемонизмЭВДЕМОНИЗМ этическое направление считающее счастье блаженство греч. eudaimonia высшей целью человеческой жизни один из основных принципов древнегреческой этики тесно связ...Современный энциклопедический словарь
  36. эвдемонизмэвдемонизм [...Толковый словарь иностранных слов
  37. эвдемонизмЭВДЕМОНИЗМ эвдемонизма мн. нет м. от греч. eudaimonia блаженство филос. Идеалистическое этическое учение считающее целью жизни стремление человека к личному счастью благ...Толковый словарь русского языка II
  38. эвдемонизмЭВДЕМОНИЗМ м. Направление в этике признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью....Толковый словарь русского языка
  39. эвдемонизмУдарение в слове эвдемонизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове эвдемонизм...Ударение и правописание
  40. эвдемонизммировоззренческая позиция согласно которой ориентиром нравственности является счастье и благо отдельного человека....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  41. эвдемонизмЭВДЕМОНИЗМ от греч. eudaimonia счастье философскоэтическая традиция и жизненная установка согласно которым единственным или высшим более предпочтительным чем все осталь...Философская энциклопедия
  42. эвдемонизмот греч. eudamonia блаженство этическое направление рассматривающее блаженство счастье как мотив и цель всех стремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то...Философский энциклопедический словарь II
  43. эвдемонизмrpeч.eudaimonia блаженство счастье методологический принцип этики близкий гедонизму. Наиболее полно проявился еще в этических теориях античного мира Демокрит Сократ Арис...Философский энциклопедический словарь
  44. эвдемонизмэвдемонизм эвдемонизмы эвдемонизма эвдемонизмов эвдемонизму эвдемонизмам эвдемонизм эвдемонизмы эвдемонизмом эвдемонизмами эвдемонизме эвдемонизмах Источник Полная акцент...Формы слова
  45. эвдемонизмНеизм Нед Невод Мэн Монизм Модем Миоз Мио Мимо Мим Мид Менд Мезон Мезим Медио Мед Мвд Ион Иомен Иов Инд Изм Изд Извод Извне Идо Зонд Зов Змиев Зенд Земно Зево Зев Звон Зв...Электронный словарь анаграмм русского языка
  46. эвдемонизмЭвдемонизм или эвдаймонизм iот счастье этическое направление полагающее своим принципом или целью жизни счастье. Греческое слово подобно русскому счастье обозначает в...Энциклопедический словарь
  47. эвдемонизмЭВДЕМОНИЗМ этическое направление считающее счастье блаженство греч. eudaimonia высшей целью человеческой жизни один из основных принципов древнегреческой этики тесно свя...Энциклопедический словарь естествознания
  48. эвдемонизмили эвдаймонизм от счастье этическое направление полагающее своим принципом или целью жизни счастье. Греческое слово подобно русскому счастье обозначает вопервых субъ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  49. эвдемонизмили эвдаймонизм от счастье этическое направление полагающее своим принципом или целью жизни счастье. Греческое слово подобно русскому счастье обозначает вопервых субъ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  50. эвдемонизмЭвдемонизм этическое направление считающее счастье блаженство высшей целью человеческой жизни один из основных принципов древнегреческой этики связанный с идеей внутренне...Энциклопедия культурологии
  51. эвдемонизмот греч. eudaimonia счастье блаженство англ. eudemonism нем. Eudamonismus. Возникшее в античной философии направление этики крое признает основой нравственности и повед...Энциклопедия социологии