Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ШИВАИЗМ

инд. религия послеведийского периода, сложившаяся на почве культа бога Шивы – одного из двух осн. божеств (см. Индуизм). Ш. возник, вероятно, одновременно с вишнуизмом, в нач. 1-го тысячелетия до н.э. Ранние религ.-филос. представления Ш. отразились в нек-рых частях Махабхараты, нек-рых Упанишадах и позднее в т.н. шиваитских пуранах. Историч. корни Ш. неясны. В ранних своих формах Ш. представляется связанным с примитивно-гор. формами оседлости древнейших местных племен. До периода создания "Махабхараты" и "Рамаяны" Ш. дошел уже в сильно брахманизированном виде, однако в ряде своих черт он принципиально отличается от культов осн. ведийских божеств. Это проявляется как в чертах зримого облика Шивы и связанных с ним символов, так и в мифология, интерпретации этих черт в культе и в обрядах последователей Ш. Атрибуты Шивы относились большей частью к почвенной стихии (в отличие, напр., от водной и солнечной стихии Вишну или атмосферной стихии Индры). В раннесредневековых шиваитских пуранах и агамах Шива определенно противопоставляется Брахме и Вишну как бог разрушения (изображаемого как самое священное), конца Вселенной – богам ее сотворения и сохранения. Одним из популярнейших образов Шивы был образ танцора, основным местом пляски была поляна, где сжигали трупы, и танцор представлялся измазанным в пепле, символизировавшем магич. порождение Шивой манифестации (vibhuti) мира и всех существ и вещей. В глубокой древности осн. веществ, символом Шивы было изображение (чаще всего скульптурное) линги (lingam), мужского полового члена Шивы, символизирующего прежде всего творческую мощь Шивы и воплощающего позитивный аспект мифа о нем как об активном, одухотворяющем начале вселенной (противопоставленном позднее пассивному, материальному женскому началу – природе, к-рое олицетворялось в образе супруги Шивы – Кали, Парвати (или Умы), и с развитием индуизма стало самостоят. элементом культа; с этим связано, по-видимому, возникновение тантризма). Др. аспект этого символа заключается в том, что, будучи чувственно-конкретным образом, линга воплощала в себе вместе с тем полный отрыв изображения от изображаемого, поскольку символизировала собой все (позднейшие значения слова "линга" – "знак", "абстракция", "тонкое", "не-материальное"). Этот символ использовался прежде всего не в обрядовых, а в медитационных целях как гл. объект йогического сосредоточения сознания (самадхи). Йогический и сексуальный моменты Ш. позднее получили развитие в сектах шиваитского тантризма – шакте, лингаяте и т.д. Йогич. практика и осн. концепция Ш. – учение о манифестации, майе, были обобщены в соч. Шанкары. Чисто шиваитские священные тексты, агамы, выделяются в особый неведийский комплекс. На базе их с 10 в. н.э. вырастает философия шайва-сиддханты, формальными основателями к-рой считаются жившие в 12 в. тамильские отшельники Мейкандар, автор сутр "Сива-ньяка-подам", и Арунаидитевф, написавший комментарий на эти сутры. В основе шайва-сиддханты лежит идея о том, что в мире существуют три сущности (падартхи): "хозяин душ" (Пашупати) – Шива, выступающий как все женское, мужское и не имеющее рода (соответственно его имя имеет в санскрите 3 родовых окончания), пашу – "скот", т.е. пасомые им души живых существ, и паша – "путы", т.е. связывающие душу оковы материального существования. Согласно агамам, закон кармы не действует автоматически. Всякое освобождение души возможно лишь по воле и милости Шивы, поэтому поведение адепта не играет особенной роли и главное для него – это его личная преданность и любовь к Шиве, стоящая неизмеримо выше всех правил поведения и законов природы. Традиция шайвы-сиддханты продолжается в наст. время в шиваитских монастырях, а также в ряде учебных центров южной Индии (штат Тамилнад) и сев. Цейлона. Лит.: Барт ?., Религия Индии, пер. под ред. С. Трубецкого, М., 1897: Радхакришиан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Пятигорский А. М., Материалы по истории инд. философии, М., 1962; Whitеhead ?., The village gods of South India, 2 ed., Calc, 1921 (The religious life of India); The cultural heritage of India, v. 4, Calc, [1956]; Mahadevan T. M. P., The idea of god in Saiva-Siddhanta, Annamalai, 1955; God in Saiva-Siddhanta, Annamalai, 1955. А. Пятигорский. Москва.

  1. шиваизмодна из двух основных ветвей Индуизма. Названа по главному божеству Шиве См. Шива. Истоки Ш. коренятся в верованиях автохтонного доарийского населения Индии. Выделение Ш...Большая Советская энциклопедия II
  2. шиваизмШИВАИЗМ одно из двух главных наряду с вишнуизмом течений в индуизме распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего Бога....Большой энциклопедический словарь III
  3. шиваизмШИВАИЗМ одно из двух главных наряду с вишнуизмом течений в индуизме распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего Бога....Большой Энциклопедический словарь V
  4. шиваизмодна из двух основных ветвей индуизма. Наз. по гл. божеству Шиве. индуизм...Древний мир. Энциклопедический словарь
  5. шиваизмодно из двух главных наряду с вишнуизмом течений в индуизме распространенное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего бога....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. шиваизмусловное обозначение системы реальных культов объединенных именами Шивы и связанного с ним пантеона божеств и легендарномифологич. персонажей это его супругашякти Парват...Индуизм
  7. шиваизмнаправление индуизма в котором в качестве абсолютного Бога почитается Шива. Многие современные ученые и сами шиваиты прослеживают истоки Ш. до Протоиндийской цивилизации ...Индуизм - йога, тантризм, кришнаизм
  8. шиваизмШиваизм одно из двух главных наряду с вишнуизмом течений в индуизме распространнное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего б...Исторический словарь
  9. шиваизмНачальная форма Шиваизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  10. шиваизмшиваизм шиваизм а...Орфографический словарь
  11. шиваизмОрфографическая запись слова шиваизм Ударение в слове шиваизм Деление слова на слоги перенос слова шиваизм Фонетическая транскрипция слова шиваизм [шывизм] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  12. шиваизмшиваизм аСинонимы индуизм...Русский орфографический словарь
  13. шиваизмшиваизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  14. шиваизмодно из двух главных наряду с вишнуизмом течений в индуизме распространенное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего бога....Словарь исторических терминов
  15. шиваизмИндуистский культ в основе которого лежит поклонение Шиве иили его Шакти супруге. Включает многочисленные секты как тантрические так и нетантрические....Словарь религий, обрядов и верований
  16. шиваизмшиваизм сущ. колво синонимов индуизм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы индуизм...Словарь синонимов II
  17. шиваизмодна из двух основных ветвей индуизма. Наз. по гл. божеству Шиве. Истоки Ш. коренятся в верованиях автохтонного доарийского населения Индии. Выделение Ш. как самостоят. ...Советская историческая энциклопедия
  18. шиваизмШИВАИЗМ одно из двух главных наряду с вишнуизмом течений в индуизме распространенное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего б...Современная энциклопедия
  19. шиваизмШИВАИЗМ одно из двух главных наряду с вишнуизмом течений в индуизме распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего Бога....Современный энциклопедический словарь
  20. шиваизмУдарение в слове шиваизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове шиваизм...Ударение и правописание
  21. шиваизмШИВАИЗМ инд. религия послеведийского периода сложившаяся на почве культа бога Шивы одного из двух осн. божеств см. Индуизм. Ш. возник вероятно одновременно с вишнуизмом ...Философская энциклопедия
  22. шиваизмШиваизм Шив Миша Маш Маз Ишим Изм Зима Зам Зав Виши Виза Шиизм Миаз Шиз...Электронный словарь анаграмм русского языка
  23. шиваизмШиваизм см. Шиваиты....Энциклопедический словарь
  24. шиваизмШИВАИЗМ одно из двух главных наряду с вишнуизмом течений в индуизме распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего Бога....Энциклопедический словарь естествознания
  25. шиваизмсм. Шиваиты....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  26. шиваизмШиваизм одно из двух главных наряду с вишнуизмом течений в индуизме распространенное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваисты почитают Шиву как высшего всемогущего ...Энциклопедия культурологии