Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ШАНКАРА

по преданию, 788–820) – инд. философ, основоположник учения адвайта-веданты (недуалистич. веданты), религ. реформатор. Источником воссоздания биографии Ш. являются ср.-век. трактаты, в к-рых факты жизни Ш. даются, однако, в весьма мифологизированном виде. Ш. род. близ г. Тричура (ныне штат Керала) в брахманской семье; получил классическое брахманское образование и уже в ранней юности пожелал стать отшельником. Ш. вел бродячую жизнь, во время странствий выступая в диспутах с буддистами, чарваками, сторонниками мимансы. Время, когда жил Ш., явилось кризисным для индуистского мировоззрения. Сектантские филос. теории индуизма, связанные с конкретным культом или способом богопочитания, не могли удовлетворять возрастающие потребности теоретич. освоения мира. Ш. явился выразителем тенденции к религ.-филос. всеобщности, к-рая проявлялась во все возрастающем значении таких неопределенных в отношении культа текстов, как "Бхагавад Гита", Веданта-сутра и ранние Упанишады, и в сближении по ряду важнейших теоретич. моментов таких спорящих систем, как индуистская веданта и буддийская мадхьямика. Ш. выступил реформатором индуистского культа: он отверг архаич. ритуал мимансы, грубые формы поклонения Шакти, жертвоприношения и натуралистич. обряды, принятые в тантризме. Ш. – создатель филос. основ индуизма: он дал недуалистич. интерпретацию веданты. Согласно Ш., высшее духовное начало (брахман) и дух индивида составляют одно целое, весь же видимый мир есть некая иллюзия (майя), т.е. впечатление нашей души, произведенное высшим духом. Отношение Ш. к миру лишь как к иллюзии представляет внешнюю параллель с таким феноменом зап.-европ. мышления, как солипсизм. По своей внутр. установке Ш. был прежде всего приверженцем "пути знания" (джияна-марга), к-рый и полагался им как наиболее эффективный в отношении освобождения (мокша) от мирского, профанического существования. "Путь любви и преданности богу" (бхакти), "путь действия" (карма-марга), так же как и практика йогов, полагались им весьма полезными, но играющими решающую роль на более низких уровнях духовного развития человека. "Неведение" же (авидью) Ш. считал не только свойством или недостатком психики данного человека, но объективным космич. фактором, скрывающим высшую духовную реальность. В этом, объективном, аспекте неведение и есть майя – вселенская иллюзия, феноменальное проявление высшей творч. энергии духовного начала. Т.о., окружающий человека мир существует лишь относительно того или иного уровня психич. состояния (стхити); то, что истинно относительно одного уровня, ложно относительно другого. Этот принцип относительности "учения о майе" (майявада) Ш. применяет и к учению об освобождении, к-рое также выступает в двух аспектах: как феноменальное, негативное, рассматриваемое как "освобождение от" (в частности "от" неумолимого закона о переселении душ), и как абсолютное, обладающее самостоят. ценностью, имеющее высший смысл (парамартха). Майявада Ш. близка к концепции шуньявады буддийского философа Нагарджуны. В целом филос. учение Ш. способствовало вытеснению из Индии буддизма и распространению индуистич. мировоззрения. Традиция Ш. продолжается и поныне в основанных им монастырях, где сам Ш. почитается как индуистское божество. Все филос. труды, а также ряд восхвалений богам (стотра) Ш. написал на санскрите; нек-рые гимны Шиве и Вишну – на тамильском яз. или на одном из его диалектов. На осн. произведения Ш. уже при его жизни были написаны комментарии его учениками Падмападой и Сурешварой. Соч.: The crest jewel of wisdom. (Vivekachudamani), transl. [from Sanskrit], L., 1964; в рус. пер. – Атмабодха [Шанкары. Вступ. ст. и примеч. А. Я. Сыркина], в сб.: Идеологич. течения совр. Индии, ?., 1965. Лит.: Джонстон В., Очерк Бхагавадгиты, "Вопр. филос. и психологии", 1899, кн. 47–48 (2–3); ?адхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, ?., 1957; Krsnasv?m? ?у?r С. ?., Sitanath Tattvabhusan ?., Sri Sankaracharya, v. 1–2, Madras, [1903]; Eliot Сh., Hinduism and Buddhism, v. 1–3, L., [1957]; Menon J. К., Allen R. F., The pure principle. An introduction to the philosophy of Shankara, East Lansing, [1960]. А. Пятигорский. Москва.

  1. шанкараок. Индийский религиозный философ реформатор индуизма. Синтезировав все предшествующие ортодоксальные то есть признающие авторитет вед системы развил учение адвайта веда...100 великих мыслителей
  2. шанкарапредположительно инд. релит мыслитель. Создал множество трактатов отстаивая в них вечность и непогрешимость вед крые считал единственным источником познания. Учение Ш. п...Атеистический словарь
  3. шанкарапредположительно инд. релит мыслитель. Создал множество трактатов отстаивая в них вечность и непогрешимость вед крые считал единственным источником познания. Учение Ш. ...Атеистический словарь II
  4. шанкарапредположительно индийский религиозный философ и поэт реформатор Индуизма создатель последовательно монистической системы адвайтаведанты недуалистической веданты См. Ве...Большая Советская энциклопедия II
  5. шанкараШАНКАРА кон. вв. традиционные даты религиозный философ средневековой Индии реформатор индуизма синтезировал все предшествующие ортодоксальные т. е. признающие авторите...Большой Энциклопедический словарь V
  6. шанкарамуж. создающий удачу...Древние индийские имена
  7. шанкараконец вв. традиционные даты индийский религиозный философ реформатор индуизма. Синтезировал все предшествующие ортодоксальные т.е. признающие авторитет вед системы ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. шанкараstrong также АДИШ. т. е. Изначальный Ш. в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов или Шанкарачаръя гг. н. э. величайший индуистский философ крупнейший ...Индуизм
  9. шанкараСанскр. Имя Шивы. Также великий ведантийский философ.Источник Теософский словарь...Религиозные термины
  10. шанкараШанкара предп. гг. религиозный философ средневековой Индии реформатор индуизма крупнейший представитель философии ВедантыДействие не может устранить незнания лишь зна...Сводная энциклопедия афоризмов
  11. шанкараШанкара муж. создающий удачу Древние индийские имена. Словарь значений....Словарь личных имен
  12. шанкараИндуистский религиозный наставник из южной Индии VIII в. н.э. комментатор классических текстов и создатель недвойственной веданты адвайтаведанта....Словарь религий, обрядов и верований
  13. шанкаракон. вв. традиц. даты маловероятны инд. мыслитель ведущий представитель веданты создатель системы религ.филос. умозрения индуизма религ. реформатор и полемист мистик и ...Советский философский словарь
  14. шанкараШАНКАРА конец вв. традиционные даты индийский религиозный философ реформатор индуизма. Синтезировал все предшествующие ортодоксальные т.е. признающие авторитет вед ...Современная энциклопедия
  15. шанкараШАНКАРА кон . вв. традиционные даты религиозный философ средневековой Индии реформатор индуизма синтезировал все предшествующие ортодоксальные т. е. признающие авторите...Современный энциклопедический словарь
  16. шанкарандйський флософ теоретик веданти одн з ортодоксальних систем ндйсько флософ прихильник абсолютного спритуалстичного монзму....Універсальний словник-енциклопедія
  17. шанкарандйський флософ теоретик веданти одн з ортодоксальних систем ндйсько флософ прихильник абсолютного спритуалстичного монзму....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  18. шанкараШАНКАРА санскр. Sarnkara философ проповедник и реформатор индуизма общепризнанный основатель адвайтаведанты недуалистическая веданта как филос. системы творивший по совр...Философская энциклопедия
  19. шанкарарод. ок. Малабара ум. инд. религиозный философ реформатор индуизма. В своих комментариях к Брахмасутре дал новую интерпретацию учения веданты о всеединстве абсолют брах...Философский энциклопедический словарь II
  20. шанкараШанкара санскрит. ankara спасительный благодетельный эпитет Шивы в его творческом характере или как повелителя Рудр см. философ и религиозный учитель Шанкарачарьи см....Энциклопедический словарь
  21. шанкарасанскрит. ankara спасительный благодетельный эпитет Шивы в его творческом характере или как повелителя Рудр см. философ и религиозный учитель Шанкарачарьи см. индийс...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона