Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ЧЭН И

1033–1108) – кит. философ-неоконфуцианец, брат Чэн Хао и племянник Чжан Цзая. Согласно традиции, взгляды Ч. И и Чэн Хао отождествлялись, однако совр. исследователи обнаружили существ. различия в учениях обоих братьев, позволяющие считать Ч. И предшественником Чжу Си – гл. представителя рационалистич. школы объективного идеализма лисюэ (школа изучения принципа), а от Чэн Хао вести линию преемственности к Лу Цзю-юаню и к Ван Ян-мину – представителям интуитивистской школы синьсюэ (школы изучения сознания). Осн. вклад братьев Чэн в развитие неоконфуцианской мысли заключается в том, что выдвинутое Чжан Цзаем понятие ци (материальная сила) было дополнено понятием ли (принцип). Эти термины имеют множество толкований (см. ст. Ци). В системе Ч. И "ли" является всепроникающим и всеобъемлющим началом, подобным дереву, корень, ствол и ветви к-рого образуют единую последовательность. В то же время у каждого вида живых существ и у каждого предмета имеется, согласно Ч. И, собств. принцип, определяющий их структуру и ритм их развития. "Ли" в системе Ч. И занимает первенствующее место, а ци, бывшее всеобъемлющим началом в системе Чжан Цзая, отодвигается на второй план и выступает как материал для воплощения "ли". Дихотомия "ли" и ци определяет и подход Ч. И к человеку. Положение Мэн-цзы, о том, что человек по своей природе добр, интерпретируется Ч. И в том смысле, что человеческому "ли" – принципу, свойственна доброта, но ци, к-рое различно у всех людей, может мешать проявлению изначальной доброты. Ч. И выступал с критикой буддизма, исходя из того, что учение, призывающее к бегству от страданий, к уходу от основных человеч. обязанностей в семье и обществе, оказывается проповедью эгоизма. Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966; Xоу Вай-Лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история кит. философии), Пекин, 1963; Graham А. С., Two Chinese philosophers, L., 1958; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; Sources of Chinese tradition, comp. by de W. T. Ваrу et al., v. 1, ?. ?., 1964. В. Рубин. Москва.

  1. чэн икитайский философ один из основоположников неоконфуцианства См. Неоконфуцианство брат Чэн Хао. По сравнению с Чэн Хао Ч. И сильнее акцентировал гармонию единства и многоо...Большая Советская энциклопедия II
  2. чэн иЧэн Чжэншу Чэн Ичуань Ичуань сяньшэн учитель из Ичуаня. Лоян в совр. пров. Хэнань . Философ педагог один из основоположников неоконфуцианства учения о принципе ли сюэ....Китайская философия. Энциклопедический словарь
  3. чэн иЧэн Чжэншу Чэн Ичуань Ичуань сяньшэн учитель из Ичуаня. Лоян в совр. пров. Хэнань Философ педагог один из основоположников неоконфуцианства учения о принципе ли сюэ.Вме...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  4. чэн иЧЭН И кит. философнеоконфуцианец брат Чэн Хао и племянник Чжан Цзая. Согласно традиции взгляды Ч. И и Чэн Хао отождествлялись однако совр. исследователи обнаружили суще...Философская энциклопедия