Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ

(17 сент. 1857 – 19 сент. 1935) – рус. мыслитель и ученый, основатель отечеств. космонавтики и ракетоплавания. В 1880 экстерном получает диплом учителя математики и по 1920 работает в школах гг. Боровска и Калуги. Ц. научно обосновал применение реактивного принципа для полетов в мировом пространстве и возможность достижения космич. скоростей, создал теорию прямолинейного движения ракет (см. его классич. труд "Исследование мировых пространств реактивными приборами", опубл. в 1903 и многократно дополняемый впоследствии), дал математич. разработку идеи многоступенчатых ракет ("Космические ракетные поезда", Калуга, 1929). В конце 20-х гг. Ц. приобретает мировую известность и становится признанным главой нового науч. направления – ракетодинамики и астронавтики. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Наряду с науч.-технич. аспектами освоения космоса Ц. в философско-худож. эссе, часть к-рых была издана в Калуге самим автором, а большинство хранится в архиве ученого (Моск. отдел. Архива АН СССР, ф. 555, оп. 1, ед. хр. 369–557), разрабатывал "космическую философию" – собств. вариант натурфилософии. Центр. ее доктрину Ц. назвал "монизмом", противопоставляя ее как религ. дуализму с его разделением бытия на "посюстороннее" и "потустороннее", так и "пессимистическому" материализму, не отвечающему, по мнению мыслителя, на вопрос о вселенском смысле и целях жизни. Хотя Ц. представлялось, что его мысль не выходит за рамки позитивных наук, его учение является своеобразным сплавом естеств.-науч. эволюционизма и, с др. стороны, буддистских идей и элементов теософии. Исходя из посылки панпсихизма: абсолютно неживой и бесчувств. материи не существует, можно говорить лишь о разных степенях жизн. чувствительности неорганической и органич. материи, – Ц. выдвигает идею "атома" как элементарного существа, перекликающуюся скорее с монадологией А. Козлова, а также Н. Бугаева (и вообще воззрениями моск. физико-математич. школы, 1880–1917), чем с представлением о физич. атомах, подверженных естеств. распаду. "Атомы" Ц. бессмертны и претерпевают различ. судьбы, путешествуя от одного конгломерата или организма к другому (ср. также с учением о переселении душ). В т.ч. и человеч. организм Ц. считал гос-вом атомов и, поскольку распадаются не сами атомы, а лишь временные их ассоциации, настаивал на том, что смерть есть иллюзия эгоистической человеч. эмоциональности. Как раз в этом пункте Ц. видел превосходство своей научно фундированной оптимистич. доктрины над "обычным" материализмом и над неосновательными религ. утешениями. Из этого имперсоналистич. "монизма" вытекает этич. построение Ц. (детально разработанное им под названием "космической этики" на случай контакта с инопланетянами, см., напр., "Научная этика", Калуга, 1930). Ц. – эвдемонист и апеллирует к разумному эгоизму: "истинное себялюбие" состоит в заботе о будущности своих атомов и, значит, – обо всем мировом целом, в к-ром они рассеются после исчезновения их обладателя. Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравств. круговой поруке. Добром является все то, что гарантирует блаженство атомов во вселенной и пресекает возможности их неблагоприятных "переселений". Такие условия в космосе создаются сложными благоустроенными организмами с высокоразвитым разумом; поэтому процессы стратификации и усложнения во вселенной являются, по Ц., благом, а процессы нивелировки и упрощения – злом. Т.о., представления о добре и зле получают у Ц. онтологич. обоснование. Представляя эволюцию космоса циклически, Ц. выступал против выводов о тепловой смерти вселенной из энтропийного постулата Клаузиуса (см. труд Ц. "Второе начало термодинамики", Калуга, 1914). Он высказал предположение об обратимости физич. явлений, родственное мифо-филос. концепции "вечного возвращения", известной еще со времен Гераклита, и вместе с тем предвосхищающее совр. научно-космологич. теорию "пульсирующей вселенной". Смысл каждого эволюц. цикла заключен в процессе образования все более совершенных ассоциаций, от химич. элементов до разнообразных разумных существ на многочисл. планетных системах. Творч. потенции Ц. чаще всего приписывает самой материи (жизни и "игре" атомов), но иногда в духе теизма постулирует "Причину космоса" (Калуга, 1925), стоящую над миром и созидающую его. Наличное состояние космоса свидетельствует, по мнению Ц., о торжестве творческих "антиэнтропийных" сил жизни и разума над уравнительными энтропийными тенденциями и над тягой космич. материи к абс. организации, что означало бы "конец мира". Здесь Ц. выступает как предшественник нек-рых идей кибернетики (созвучных и др. рус. мыслителю Флоренскому). Разумные существа, к-рыми населен космос, по гипотезе Ц., давно уже взяли на себя ответственность за ход эволюции. Руководствуясь императивом космич. этики, они почти повсеместно колонизировали космос, искоренили неперспективные формы жизни и насадили совершенные. В космосе положительно преобладает счастье. Земля с ее муками биологич. и социального развития является одним из немногочисл. исключений, своего рода генетич. заповедником для естеств. обновления жизн. форм, так что участь нашей Земли хоть и трудна, но особо почетна. Ц. был первым идеологом и теоретиком космич. экспансии человечества. Когда человечество, к-рое пока недалеко ушло от животных, осознает свое скромное место на эволюц. лестнице и отставание от разумной жизни в космосе, оно преобразует Землю и самого себя. Параллельно с огромным числ. возрастанием человечества будет земледельчески освоена вся земная и океанская территория, истреблены дикорастущие растения и (из сострадания, а также из опасения дурных переселений атомов) высшие животные, использована в индустриальных целях толща земной атмосферы, а в дальнейшем земное вещество обратится в пром. сырье для космич. колоний с более благоприятными, чем на Земле, условиями для разумного творчества. Т.о., выйдя из своей колыбели – Земли, зрелое человечество истратит ее по кускам. В виде отдаленной цели перед Ц. маячила полная перестройка биохимич. природы порожденных Землей мыслящих существ – образование разумного животно-растения, парящего в эфирном околосолнечном пространстве и питающегося непосредственно солнечными лучами (путем фотосинтеза, т.е. максимально независимого от среды обитания). Здесь, кроме научно-философского, нужно указать на жизн. источник радик. устремлений Ц.: катастрофичность эпохи и крайне неблагоприятные условия личного существования в провинц. Калуге, длившиеся вплоть до нач. 20-х гг., рождали напряженную мечту об избавлении от ужасов земного бытия и быта. К этой же цели избавления от страданий направлено раннее учение Ц. о "деятельной нирване" ("Нирвана", Калуга, 1914). Свои социальные проекты Ц. ставит в зависимость от намеченных им планетарных преобразований. Он создает проекты консолидации и новой административно-хоз. организации человечества – централизов. управления, трудовых армий, строжайшей нравств. дисциплины и регламентации, евгенич. мероприятий, общечеловеч. азбуки. После него остались планы общежитий типа фаланстера социалистов-утопистов, но вместе с тем он считал обладание земельным наделом непременным условием личной независимости. В целом, в его социальных утопиях причудливо смешались черты платоновского "Государства", идеальной крест. общины народников, "философии общего дела" Федорова. Руководителем людей в этих преобразованиях должен, по Ц., стать разум, воплощенный в великих учителях человечества – "гениях" (эмоции для Ц. являются, в противовес разуму, досадной отвлекающей помехой на пути к совершенству; отсюда его неприязнь к расслабляющему и анархич. влиянию музыки). В числе "гениев" Ц. называл Будду, Сократа, Христа, мн. мыслителей и творцов нового времени. Несмотря на противоречивость своих истоков, "космич. философия" Ц. остается в истории человеч. мысли как первая попытка систематич. изложения проблем, характерных для начала "космической эры": выяснение места разума и творчества в мировом целом, их связи с представлениями о смысле жизни. Соч.: Собр. соч., т. 1–4, М., 1951–64; Избр. тр., М., 1962 (имеется библ.); Горе и гений, Калуга, 1916; Будущее Земли и человечества, Калуга, 1928; Любовь к самому себе, или истинное себялюбие, Калуга, 1928; Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы, Калуга, 1928; Обществ. организация человечества, Калуга, 1928; Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение, Калуга, 1929; Ум и страсти, Калуга, 1928; Рукописные материалы К. Э. Ц., М., 1966 (Тр. Архива АН СССР, вып. 22). Лит.: Брюханов В. ?., Мировоззрение К. Э. Ц. и его научно-технич. творчество, М., 1959; Гвай И. И., О малоизвестной гипотезе Ц., Калуга, 1959; Кольченко И. А. и Платонов К. К., Ц. как мыслитель, в кн.: Труды 2-х чтений, посвящ. развитию идей и изучению творч. наследия Ц., М., 1968; Кольченко И. А., Ц. о судьбе человечества в Космосе, в кн.: Труды 3-х чтений..., М., 1969; Голованов Л. В., Ц. и Федоров, там же. И. Роднянская. Москва. (В статье использованы материалы И. Кольченко.)

  1. циолковский, константин эдуардович[ сент. ceнт. ] рус. ученый и изобретатель сделавший ряд крупных открытий в аэродинамике ракетной технике и теории межпланетных сообщений.Род. в с. Ижевском Рязанской ...Большая биографическая энциклопедия
  2. циолковский константин эдуардовичЦиолковскийstrong Константин Эдуардович [. с. Ижевское ныне Рязанской области . Калуга] русский советский учный и изобретатель в области аэродинамики ракетодинамики теор...Большая Советская энциклопедия II
  3. циолковский константин эдуардовичЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович российский ученый и изобретатель основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро и ракетодинамики теории самолета и дири...Большой Энциклопедический словарь V
  4. циолковский константин эдуардовичрос. и сов. учный и изобретатель в области аэро и ракетодинамики теории самолта и дирижабля основоположник совр. космонавтики. В детстве почти полностью потерял слух и с ...Военный энциклопедический словарь
  5. циолковский константин эдуардович. с. Ижевское Рязанской губ. . г. Калуга похоронен в центре Городского Парка который ныне носит его имя ученый и изобретатель в области аэродинамики ракетодинамики теори...Военный энциклопедический словарь
  6. циолковский, константин эдуардовичКонстантин Эдуардович российский ученый и изобретатель основоположник космонавтики. Труды в области аэро и ракетодинамики теории самолета и дирижабля. Впервые обоснова...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. циолковский константин эдуардовичроссийский и советский ученый и изобретатель в области аэро и ракетодинамики теории самолета и дирижабля. В детстве почти полностью потерял слух и с лет учился самостоят...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  8. циолковский константин эдуардович. . русский ученый и изобретатель в области аэродинамики ракетодинамики теории воздухоплавания основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. Перене...Святая Русь - энциклопедический словарь
  9. циолковский константин эдуардовичизобретатель ученый в области воздухоплавания и авиации отец космонавтики положивший начало научной разработке о межпланетных путешествиях. Родился в Рязанской губернии в...Философия науки и техники
  10. циолковский константин эдуардовичЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович род. сент. с. Ижевское Рязанской губ. ум. сент. Калугарус. мыслитель и ученый разработавший космическую философию. Это своеобразный...Философская энциклопедия
  11. циолковский константин эдуардовичрод. сент. с. Ижевское Рязанской губ. ум. сент. Калуга рус. мыслитель и ученый разработавший космическую философию. Это своеобразный монизм противополагавшийся им как...Философский энциклопедический словарь II
  12. циолковский константин эдуардовичрод. сент. с. Ижевское Рязанской губ. ум. сент. Калуга рус. мыслитель и ученый разработавший космическую философию. Это своеобразный монизм противополагавшийся им к...Философский энциклопедический словарь
  13. циолковский константин эдуардовичК. Э. ЦиолковскийЦиолковский Константин Эдуардович русский учный и изобретатель в области воздухоплавания авиации и ракетной техники основоположник современной космонав...Энциклопедия «Авиация» (1998)
  14. циолковский, константин эдуардовичЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ российский ученый пионер космонавтики и ракетной техники. Родился сентября в селе Ижевском под Рязанью. После перенесенной в детстве с...Энциклопедия Кольера II
  15. циолковский константин эдуардовичЦиолковский Константин Эдуардович русский учный и изобретатель в области воздухоплавания авиации и ракетной техники основоположник современной космонавтики. Основные ра...Энциклопедия техники