Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ

концепция, исходящая из тезиса, согласно к-рому содержание и структура познават. деятельности имеют своим источником свойства физиологич. субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе. Гносеологически "Ф. и." основывается на том, что отражение реальности человеком опосредовано сложившимися в ходе биологич. эволюции спец. нервными устройствами. Сторонники "Ф. и." полагают, что ощущения, восприятия, представления, будучи продуктами раздражения этих устройств, не воспроизводят характеристик объективного источника. Тем самым познават. эффект нервной активности оказывается независимым от представленного в этом эффекте внешнего предмета, знание о к-ром выступает как производное от субъекта. Поэтому, несмотря на рассмотрение организма как физиологич. реальности, сторонники "Ф. и." являются идеалистами в теории познания: качества ощущений, представлений и т.д. для них первичны (по своему информативному составу) по отношению к объективной реальности. Ленин характеризует "Ф. и." как тенденцию к "...идеалистическому толкованию известных результатов физиологии..." (Соч., т. 14, с. 290). Концепция "Ф. и." возникла в 19 в. в связи с экспериментальным обнаружением того, что сенсорная реакция органов чувств является специфической и может вызываться не только адекватным стимулом (напр., зрит, ощущение светом), но и неадекватным (напр., зрит, ощущение электрич. или механич. раздражителем). И. Мюллер и Ч. Белл сформулировали на этой основе принцип "специфической энергии органов чувств", к-рый составил теоретич. фундамент "Ф. и.", построенного тем же Мюллером. В дальнейшем "Ф. и." был подвергнут критике как "справа" (Лотце, Чольбе и др.), так и "слева" (Фейербах, Сеченов, Ленин). Последоват. идеалисты утверждали, что специфика чувственных качеств зависит от свойств души, а не нервного субстрата; материалисты же, признавая факт специфичности органов чувств, трактовали его как показатель приспособления нервной системы к наиболее расчлененному и адекватному отображению свойств объектов. Новые варианты "Ф. и.", возникшие в 20 в., связаны с попытками утвердить в качестве конечного источника объективно-значимой информации о мире либо структурные и функцион. свойства мозга (Шеррингтон), либо особенности нервно-мышечного приспособления (Холт). Лит.: Ярошевский М. Г., Критика В. И. Лениным Ф. и. и ее значение для истории психофизиологии, "Вопр. психологии", 1960, No 2; его же, История психологии, 1966, гл. 7 и 12; ??llеr J., Handbuch der Physiologie des Menschen, 4 Aufl., Bd 1–2, Coblenz, 1840–44; Holt E. В., The concept of consciousness, L., 1914. M. Ярошевский. Москва.

  1. физиологический идеализмистор. субъективноидеалистическое учение согласно которому ощущения рассматривались не как образ объективного мира а лишь как его символы всецело зависящие от нейрофизиол...Большой медицинский словарь
  2. физиологический идеализмистор.субъективноидеалистическое учение согласно которому ощущения рассматривались не как образ объективного мира а лишь как его символы всецело зависящие от нейрофизиоло...Медицинская энциклопедия
  3. физиологический идеализмфизиологиялы идеализм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  4. физиологический идеализмфизиологический идеализм истор. субъективноидеалистическое учение согласно которому ощущения рассматривались не как образ объективного мира а лишь как его символы всецел...Словарь медицинских терминов
  5. "физиологический идеализм"ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ концепция исходящая из тезиса согласно крому содержание и структура познават. деятельности имеют своим источником свойства физиологич. субстрата ...Философская энциклопедия
  6. физиологический идеализмсубъективноидеалистическая концепция относительно источника и механизма процесса познания основанная на абсолютизации структурнофункциональных характеристик физиологическ...Философский энциклопедический словарь