Философская Энциклопедия (в 5 томах)

УСЛОВНОСТЬ

в и с к у с с т в е – реализация в художеств. творчестве способности знаковых систем выражать одно и то же содержание разными структурными средствами. Говорить об У. в произв. иск-ва следует лишь постольку, поскольку вообще можно говорить о семантике употребляемых в них знаковых систем (см. Семиотика). Там же, где речь может идти преим. о синтактике (напр., абстрактная живопись), более уместен термин "формализация". Принятая в произв. иск-ва система отображения, характеризующаяся семантикой, обладает известной произвольностью по отношению к отображаемому объекту, что и позволяет говорить о ее У. Она с неизбежностью накладывает ограничения на передаваемое содержание, к-рые не воспринимаются человеком, для к-рого предназначено произв., а принимаются им как нечто данное и приобретают видимость "естественных", безусловных норм. Так, мы не замечаем У. границ художеств. пространства (рампа в театре, рамка картины), У. привычных форм той или иной перспективной системы в живописи. Точно так же нам не кажутся "странными" запрещения актеру в ряде случаев видеть и слышать происходящее на сцене (ср. реплики "в сторону"), различие реального и сценич. времени, передача синхронного действия, происходящего в разных местах, как хронологич. последовательности сцен, глав или кадров. Кит. зритель не замечает "странности" включения каллиграфич. текста (надписи, печати) в живописный, а первобытный художник, нанося рисунок на рисунок, видел только верхний слой изображения. В японском кукольном театре актер, управляющий куклами, доступен взору зрителя, но не воспринимается последним, поскольку выводится им за пределы художеств. пространства. Между тем любая подобная У. будет "странной" для аудитории, находящейся вне данной системы (не знающей или не принимающей ее). Так, кит. зрителю 17 в. европейский полутеневой портрет представлялся странным сочетанием размытых красок; ребенок часто не может понять, почему прямоугольная комната в системе линейной перспективы изображается на одном конце узкой, а на другом – широкой. Наряду с приведенными примерами невведенности в систему как результата незнания ее можно отметить и случаи принципиального неприятия той или иной системы изображения, также связанные с подчеркиванием У. (как "неправильности", "неправдоподобности" и т.д.). Нормативная эстетика разных эпох исходила из представления о нек-рой единственно возможной норме "правильного" иск-ва, субъективно ощущаемой как норма здравого смысла. Классицизм видел ее заложенной в разуме, Просвещение 18 в. – в природе человека. "Правильное" с этой т. зр. не может иметь специфики: по Канту, красота "...не может содержать в себе ничего специфически характерного; ведь иначе она не была бы и д е е й н о р м ы..." (Соч., т. 5, М., 1966, с. 239). Как специфическое, т.е. условное воспринимается только иск-во чуждой этнической или культурной сферы, структурные принципы к-рого расходятся с общепринятой в данном коллективе нормой, или изображение "ненормальной" действительности (сатира, гротеск – ср. Гегель о сатире, Соч., т. 13, М., 1940, с. 82–86). При этом У. чуждого иск-ва заставляет воспринимать его как зашифрованный текст, осмысляемый посредством "перевода" его на привычную систему. Т.о., существ. стороной понимания иск-ва является владение мерой его У. Нарушения в этой сфере приводят к эффекту непонимания, двоякого по своим возможностям: условное воспринимается как безусловное (произв. иск-ва отождествляется с жизнью) или же, напротив, безусловное (внутри данной системы) воспринимается как условное (произв. иск-ва кажется или намеренно изображается "странным" до нелепости). Примерами первого типа невладения мерой У. могут считаться все попытки зрителя "войти" в текст произведения, насильственно изменив его. Таков, напр., известный эпизод "покушения" на картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г. " (вероятно, субъективно идентичный акту цареубийства); ср. эпизод убийства портрета в "Портрете Дориана Грея" О. Уайльда, а также хорошо знакомые этнографам случаи использования изображения для наведения "порчи" (отсюда – соответствующие табу); так же может быть интерпретирован и историч. анекдот о покушении зрителей в Новом Орлеане на жизнь актера, игравшего роль Отелло. Примеры, связанные с неприятием тех или иных систем как условных, также многочисленны. Ср. высказывания M. E. Салтыкова-Щедрина о поэзии, критику Л. Толстым Шекспира и театра вообще, иронич. отношение шестидесятников к балету, критику теоретиками Возрождения способов моделирования пространства в ср.-век. живописи и др. Сама антитеза "естественность – У." возникает в эпоху культурных кризисов, резких сдвигов, когда на систему смотрят извне – глазами др. системы. Отсюда культурно-типологич. обусловленность перио- дически возникающего стремления обратиться к ненормализованному (и "странному" с т. зр. привычных норм У.) иск-ву (напр., детскому, архаическому, экзотическому), к-рое воспринимается как "естественное", а привычные системы коммуникативных связей предстают как "ненормальные", "неестественные". Ср. борьбу "низкого" (народного) и "высокого" (ученого) иск-ва в эпоху Ренессанса, споры о "цивилизации" и "природе" в 18 в., обращение к фольклору в 19 в., роль прозаизмов в поэзии Пушкина и Некрасова, различные типы примитива в иск-ве 20 в. и т.д. При этом "странное", или чужое, иск-во, играя революционизирующую роль в становлении новой художеств. нормы, с т. зр. канонической может восприниматься либо как более примитивное, либо как усложненное. Очень часто в функции этого рода средств выступает расширение культурного ареала: напр., втягивание европ. иск-ва в культурный мир Азии или азиатской культуры в мир европ. цивилизации. Наряду с пространств. вторжениями культуры может осуществляться и однонаправленное временн?е вторжение культур прошедших эпох, равно как и разного типа "смешанные" вторжения. Важный случай – вторжение нар. иск-ва в эстетику "культурного" верха. В отличие от нехудожественных коммуникативных систем, где структура языка строго задана и информативным является лишь сообщение, но не язык, художеств. системы могут включать в себя информацию и о самом языке. Роль сигналов о том, что сообщение передается на особом языке, играют при этом "странные" (и в этом смысле наиболее "условные") знаки. Знаки, употребляемые в иск-ве, характеризуются различной степенью У. с т. зр. произвольности связи между обычным их употреблением вне иск-ва и тем значением, к-рое они приобретают внутри художеств. системы. Иск-во может использовать в готовом виде уже выработанные в данном обществе знаки (мифологич. символы, имеющиеся лит. образы и т.п.), но может и специально создавать их. В знак могут вводиться первичные по отношению к нему элементы (напр., документ – в лит-ре или кино). Разные иск-ва отличаются между собой по характеру присущей им У. Изобразительные (зрительные) иск-ва больше тяготеют к иконич. знакам (знакам-копиям, см. Знак), тогда как иск-ва звуковые более широко используют конвенциональные символы. Степень обусловленности иконических и конвенцион. знаков определенной кодирующей системой различна. Если для иконич. знаков в качестве кода выступают непосредственные зрительные, слуховые и т.п. впечатления, жизненные и бытовые навыки, У. к-рых внутри данного коллектива не сознается, то конвенцион. знаки с их отчетливо разделенными планами содержания и выражения предполагают явное осознание У. их кодов. При этом иконическое может становиться конвенциональным, и наоборот – ср., напр., изображение рождения царицы Хатшепсут в др.-егип. иск-ве, где царица представлена фигурой мальчика, а то, что речь идет о женщине, пояснено словесной надписью. Эпохи т.н. "условного" иск-ва связаны с подчеркиванием конвенциональности кода. Характерной для иск-ва является также тенденция к семантизации формальных элементов знаковых систем. Напр., в стихотворении Гейне "Сосна" принадлежность нем. существительных "пальма" и "сосна" к различным грамматич. родам получает содержат. истолкование, характеризуя пол (ср. различное решение этого вопроса рус. переводчиками – М. Ю. Лермонтовым, Ф. И. Тютчевым, А. Н. Майковым). Степень У. различных знаков, употребляемых в иск-ве, зависит и от того, связывается ли знак непосредственно с референтом (минимум У.) или же связь эта является опосредствованной др. знаками, причем количество ступеней в ряду "знак знака знака..." может использоваться для определения степени У. Особым случаем такой опосредствованной связи является использование кода в качестве посредника между знаком и значением (ср. введение персонажей или эпизодов, "закодированных" иным, чем остальной текст, кодом – Ганс Вурст в ср.-век. театре, "новелла в новелле", клоунада в отношении к цирк. представлению, иллюстрации в отношении к словесному иск-ву и т.п.). Итак, У. не может быть ограничена теми или иными произв. иск-ва. Противопоставление условного иск-ва реалистическому (имеющее известный смысл в конкретных историко-лит. контекстах) теоретически неправомерно. Пушкин, обосновывая реалистич. теорию иск-ва, писал: "Почему же статуи раскрашенные нравятся наименее чисто мраморных или медных? ... Почему поэт предпочитает выражать мысли свои стихами? ... Правдоподобие все еще полагается главным условием и основанием драм. иск. ... Читая поэму, роман, мы часто можем забыться и полагать, что описываемое происшествие не есть вымысел, но истина. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувствования, в настоящих обстоятельствах. Но где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями, которые условились etc. etc.?" (Полн. собр. соч., т. 11, 1949, с. 177). Лит.: Мейерхольд В. Э., О театре, СПБ, 1913; Поэтика, П., 1919; Якобсон Р., Новейшая рус. поэзия, М., 1921; Флоренский П., Символическое описание, в сб.: Феникс, кн. 1, М., 1922; Богатырев П. Г., Чешский кукольный и русский нар. театр, Берлин–П., 1923; Зунделович Я., Поэтика гротеска, в сб.: Проблемы поэтики, под ред. В. Я. Брюсова, М.–Л., 1925; Поэтика, т. 1–5, Л., 1926–29; Поэтика кино, М.–Л., 1927; Ars poetlca, [т.] 1–2, M., 1927–28; Шкловский В., О теории прозы, М., 1929; Тынянов Ю., Архаисты и новаторы. Л., 1929; его же, Проблемы стихотворного языка, М., 1965; Дживелегов ?., Итал. нар. комедия, М., 1954; Брехт Б., О театре. Сб. ст., М., 1960; Симпозиум по структурному изучению знаковых систем, М., 1962; Структурно-типологич. исследования, М., 1962; Труды по знаковым системам, т. 1–3, Тарту, 1964–67 (Уч. зап. Тартуского ун-та, вып. 160, 181, 198); Бахтин М. М., Творчество Ф. Рабле и нар. культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Гиппиус В. В., Люди и куклы в сатире Салтыкова, в его кн.: От Пушкина до Блока, М.–Л., 1966; Sand M., Masques et bouffons, t. 1–2, P., 1860; Jakobson R., О realismu v um?ni, "?erven", 1921, rok 4, cislo 22; Mic C., La com?dia dell´arte, P., 1927; Panofsky E., Die Perspektive als symbolische Form, в кн.: Vortr?ge der Bibliothek Warburg, 1924–1925, Lpz., 1927; его же, Studies in iconology, N. Y., 1962; Кеrnоdlе G. R., From art to theatre. Form and convention in the Renaissance, Chi., 1945; Schapiro M., Style, в кн.: Anthropology today. An encyclopedic inventory, Chi., 1953; A Prague school reader on esthetics, literary structure and style, Wash., [1958]; Poetics (Poetyka, Поэтика), t. 1–2, Warsz., 1964–66; "Communications", 1946–66, v. 4, 7, 8; Struktura a smysl liter?rniho d?la, Praha, 1966; Teige К., V?bor z d?la, [sv.], 1–2, Praha, 1966–67; Muka?ovsk? J., Studie z estetiky, Praha, 1966.

  1. условностьж. свойство convenzionalit convenzionalismo m convenzione общепринятая норма convenzionale m convenzione f convenienza f общепринятые условности i convenevoli рабы усл...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  2. условностьжBedingtheit f Annahme f Konvention f на сценеem Formalitt f Frmlichkeit f формальностьem иск. Verfremdung f Symbolhaftigkeit f stilisierende Darstellung виртуальность до...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  3. условностьусловность ж Bedingtheit f Annahme f Konvention v E n ] f c на сцене Formalitt f c Frmlichkeit f c формальность иск. Verfremdung f Symbolhaftigkeit f stilisierende Dar...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  4. условностьж. condicionalidad f общепринятый порядокem convencionalismo mem convencionalidad f...Большой русско-испанский словарь
  5. условностьсущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. условностьж. convention f nature f conventionnelle caractre m conventionnel...Большой русско-французский словарь
  7. условностьангл. conventionality нем. Relativitat. . Общий признак отражения указывающий на нетождественность образа и его объекта . . Одно из сущностных свойств искусства подчеркив...Большой толковый социологический словарь II
  8. условностьж.convention f nature f conventionnelle caractre m conventionnel виртуальность допущение относительность правило релятивность символичность условленность церемония...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  9. условностьУСЛОВНОСТЬ художественная многоплановое и многозначное понятие принцип художественной изобразительности в целом обозначающий нетождественность художественного образа объе...Литературный энциклопедический словарь
  10. условностьи ж.em Свойство по прил.em условный во всех знач. кроме и .Условность адреса. Условность приговора. Условность декорации.Общепринятая хотя и ненужная бесполезная система...Малый академический словарь
  11. условностькорень УСЛОВ суффикс Н суффикс ОСТЬ нулевое окончаниеОснова слова УСЛОВНОСТЬВычисленный способ образования слова Суффиксальный УСЛОВ Н ОСТЬ Слово Условность содер...Морфемный разбор слова по составу
  12. условностьНачальная форма Условность винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  13. условностьусловность . ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил. условный . . ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил. условный . Общепринятый но лишенный реальной действительной ценности обычай поря...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  14. условность. Действие согласно стандартной социальной практике. . Характеристика личности выражающаяся в тенденции строго придерживаться социальных устоев. Условность рассматриваетс...Оксфордский толковый словарь по психологии
  15. условность. Действие согласно стандартной социальной практике. . Характеристика личности выражающаяся в тенденции строго придерживаться социальных устоев. Условность рассматриваетс...Оксфордский толковый словарь по психологии
  16. условностьЗнак звуковой графический мимический световой предметный и др. содержащий заранее обусловленную информацию. У. в ОРД служит для скрытого от окружающих обмена информацией ...Оперативно-розыскная энциклопедия
  17. условностьусловность условность и...Орфографический словарь
  18. условностьu жu Р.u Д.u Пр.u условности мн.u условности Р.u условностей виртуальность допущение относительность правило релятивность символичность условленность церемония...Орфографический словарь русского языка
  19. условностьусловность условности условности условностей условности условностям условность условности условностью условностями условности условностях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  20. условностьОрфографическая запись слова условность Ударение в слове условность Деление слова на слоги перенос слова условность Фонетическая транскрипция слова условность [зловнаст]...Полный фонетический разбор слов
  21. условностьусловность иСинонимы виртуальность допущение относительность правило релятивность символичность условленность церемония...Русский орфографический словарь
  22. условностьЖ rtilik mrutluq...Русско-азербайджанский словарь
  23. условностьж. общественная условность...Русско-английский психологический словарь
  24. условностьусловность ж.i. conditional character . общепринятый порядокi convention conventionality...Русско-английский словарь
  25. условностьf.conditionally conventionСинонимы виртуальность допущение относительность правило релятивность символичность условленность церемония...Русско-английский словарь математических терминов
  26. условностьconditionality виртуальность допущение относительность правило релятивность символичность условленность церемония...Русско-английский словарь по машиностроению
  27. условностьconvention виртуальность допущение относительность правило релятивность символичность условленность церемония...Русско-английский технический словарь
  28. условностьconvention...Русско-английский экономический словарь
  29. условностьN...Русско-армянский словарь
  30. условностьУмонасць...Русско-белорусский словарь
  31. условностьумонасць жен.i...Русско-белорусский словарь II
  32. условностьkonvenci виртуальность допущение относительность правило релятивность символичность условленность церемония...Русско-венгерский словарь
  33. условностьусло Синонимы виртуальность допущение относительность правило релятивность символичность условленность церемония...Русско-ивритский словарь
  34. условность. шарттылы условность приговора сот кесмн шарттылыы. общепринятый обычай детрып дстр он враг всех условностьей ол детрып атаулыны брне арсы...Русско-казахский словарь
  35. условностьшарттылы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  36. условностьж. . шарттуулук злкесил эместик условность приговора юр. кмдн шарттуулугу . общепринятый обычай жалпы каадага айланган адат шарттуу адат он враг всяких условностей ал ар ...Русско-киргизский словарь
  37. условностьchngu xlсветские условности виртуальность допущение относительность правило релятивность символичность условленность церемония...Русско-китайский словарь
  38. условностьartllq...Русско-крымскотатарский словарь
  39. условностьшартлылыкъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  40. условностьkonvencionalitte nosactba...Русско-латышский словарь
  41. условностьlygtinumas slyginumas...Русско-литовский словарь
  42. условностьVereinbarung вчт.u матем....Русско-немецкий политехнический словарь
  43. условностьж. условный характер чегол. Bedingtheit f Relativitt f относительность формальность Formalitt f мн. ч. условности система правил поведения Konvention f....Русско-немецкий словарь
  44. условностьRelativitt...Русско-немецкий экономический словарь
  45. условностьусловностьж . тж. в литературе в искусстве ость приговора . общепринятый порядок ....Русско-новогреческий словарь
  46. условность. umowno. konwencjonalnoblockquote...Русско-польский словарь
  47. условностьжcondicionalidade fu общепринятая норма поведенияem conveno fu convencionalismo m виртуальность допущение относительность правило релятивность символичность условленность...Русско-португальский словарь
  48. условностьусловность шарт будан тахмин будан...Русско-таджикский словарь
  49. условностьж шартлылык он враг всяких условностей ул ртрле шартлылыкларны дошманы...Русско-татарский словарь
  50. условностьkonvence podmnenost podmnnost...Русско-чешский словарь
  51. условность.strong konditsionaalsus.strong konventsionaalsus kord relatiivsus suhtelisus tava tingimuslikkus tinglikkus...Русско-эстонский словарь
  52. условностьусловность иСинонимы виртуальность допущение относительность правило релятивность символичность условленность церемония...Русское словесное ударение
  53. условностьусловность договор соглашение обычай относительность допущение релятивность символичность виртуальность церемония правило условленность Словарь русских синонимов. условно...Словарь синонимов II
  54. условностьусловность договор соглашение обычай относительность допущение релятивность символичность виртуальность церемония правило условленность...Словарь синонимов
  55. условностьУСЛОВНОСТЬ и ж. . ом. условный. . Закрепившееся в общественномповедении чисто внешнее правило. В плену условностей. Враг всякихусловностей....Толковый словарь Ожегова
  56. условностьУСЛОВНОСТЬ условности ж. . только ед. Отвлеч. сущ к условный в и знач. Условность приговора. Условность театральной постановки. Синтаксическая конструкция со значением...Толковый словарь русского языка II
  57. условностьусловность условность и ж. см. условный. Закрепившееся в общественном поведении чисто внешнее правило. В плену условностей. Враг всяких условностей....Толковый словарь русского языка II
  58. условностьУСЛОВНОСТЬ и ж. . ом. условный. . Закрепившееся в общественном поведении чисто внешнее правило. В плену условностей. Враг всяких условностей....Толковый словарь русского языка
  59. условностьУдарение в слове условностьУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове условность...Ударение и правописание
  60. условностьRzeczownik условность f umowno f konwencja f warunkowo f konwencjonalno f wzgldno f...Универсальный русско-польский словарь
  61. условностьУСЛОВНОСТЬ в и с к у с с т в е реализация в художеств. творчестве способности знаковых систем выражать одно и то же содержание разными структурными средствами. Говорить ...Философская энциклопедия
  62. условностьусловность условности условности условностей условности условностям условность условности условностью условностями условности условностях Источник Полная акцентуированная...Формы слова
  63. условностьТулон Тулово Тоо Тонус Тон Толь Тол Суть Сут Суслон Сусло Стул Стон Столь Столон Стол Ствол Соус Соул Сосун Сосуль Сост Сонуль Сон Сольно Соль Соло Снулость Снос Снов Сло...Электронный словарь анаграмм русского языка
  64. условностьангл. conventionality нем. Relativitat. . Общий признак отражения указывающий на нетождественность образа и его объекта. . Одно из сущностных свойств искусства подчеркива...Энциклопедия социологии
  65. условностьодно из сущностных свойств исква подчеркивающее отличие худож. произв. от воспроизводимой в них реальности. В гносеологическом плане У. рассматривается как общий признак ...Эстетика