Философская Энциклопедия (в 5 томах)

УИЛЬЯМ ДЖЕМС

(11 янв. 1842 – 26 авг. 1910) – амер. философ и психолог, один из основоположников субъективно- идеалистич. течения – прагматизма и т.н. эмпирической философии 20 в., противопоставляющей себя спекулятивной метафизике. Д. изучал медицину, физиологию и естеств. науки в Гарвардском ун-те и в Германии, где занимался под руководством Гельмгольца, Вирхова и др. С 1889 – проф. психологии, а затем и философии Гарвардского ун-та; читал лекции по психологии, религии и философии также и в др. ун-тах США и Англии. Учение Д. – реакция на распространение естеств.-науч. материализма во 2-й пол. 19 в. Д. широко использовал данные естеств. наук (преим. физиологии и психологии) и дал им субъективно-идеалистич. толкование. Большое влияние на формирование взглядов Д. оказали Ренувье и Бергсон. Исходным пунктом учения Д. является понимание сознания как слитного, недифференцированного потока непосредств. ощущений и впечатлений, возникающего на основе непрерывных нервных возбуждений. Человек преобразует этот поток при помощи наследственной "органической психической структуры", гл. роль в к-рой играют врожд. инстинкты и эмоции, отражающие, по мнению Д., физиологич. процессы и телесные движения. На основе инстинктов формируются "привычки", к-рым Д. придавал решающее значение не только в поведении индивида, но и в социальной жизни. В своих рассуждениях Д. шел от психологии к философии и теологии, от гносеологии к онтологии. В зависимости от "внимания" и "интереса" человек разрывает исходный "поток" сознания на отд. части и строит из них свой "опыт" – материал для создания "реальности" (т.н. "радикальный эмпиризм" Д.). Д. понимал опыт всецело субъективно-идеалистически. Он отвергал существование объективной реальности и рассматривал реальность как извлеченные из опыта и произвольно скомбинированные "группы чувственных элементов", которые и образуют вещи, причины, действия, субстанции и т.п., выделяемые на основе "воли к вере" и в целях удобства. Стремясь встать "выше" материализма и идеализма, Д. рассматривал изначальный материал опыта как "нейтральное" вещество, к-рое лишь в процессе познания и поведения расчленяется на познающий субъект и объект познания. "Мысли создаются практически из того же самого вещества, что и вещи" ("Essays in radical empiricism", 1912, p. 37, см. также"Существует ли сознание?"). При этом в зависимости от контекста одна и та же часть опыта может, по Д., выступать и как физич., и как психич. мир, и как мысль, и как вещь. Идея Д. о строении мира из единого "нейтрального" вещества, не материального и не идеального, легла в основу неореалистич. концепции "нейтрального данного" как первичного элемента опыта, имеющего особое логич. бытие (см. Неореализм). Специфически прагматистская сторона учения Д. раскрывается в его понимании истины и науч. познания. Д. отвергал мысль о том, что интеллект способен проникнуть в сущность, познать объективную истину. Наши понятия, науч. законы, гипотезы, категории и т.п. являются, по Д., лишь полезными инструментами в борьбе за существование и не отражают закономерностей действительности. Они вызываются лишь соображениями удобства и "волей к вере", поэтому полезность – их высший критерий и оправдание. "...Мысль "истинна" постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни"– писал он ("Прагматизм", СПБ, 1910, с. 52, см. также125). Учение Д., отвергающее какие бы то ни было закономерности мира и само познание как таковое, пронизанное идеями иррационализма и агностицизма, ведет по существу к ликвидации науки. Значит. место в работах Д. занимали проблемы религии. Д. защищал религию как психологич. функцию людей, коренящуюся в подсознательном, иррациональном опыте индивида. Религ. опыт, по мнению Д., столь же реален и полезен, как и любой др. жизненный или науч. опыт, а поэтому религ. догматы истинны в меру своей полезности (см. "Многообразие религиозного опыта", М., 1910). Д. защищал мистич. идею общения с потусторонним миром, был основателем (1884) и первым президентом спиритич. "Амер. об-ва психич. исследований". Именно в связи с учением Джемса Ленин оценил прагматизм как разновидность махизма, показал его идеалистич. и фидеистич. сущность. "Прагматизм высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику..., и... преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта" (Ленин В. И ., Соч., 4 изд., т. 14, с. 327). В понимании общества Д. придерживался субъективно-идеалистич. взглядов, отвергал объективные закономерности обществ. развития, защищал теорию "героев и толпы". Ход истории, по его мнению, целиком зависит от воли и инициативы "великих людей", "высших умов", к-рые руководят народом – косной и инертной массой, неспособной к самостоят. историч. творчеству. По соц.-политич. взглядам Д. был типичным идеологом либеральной буржуазии, ревностно защищал незыблемость основ капиталистич. строя и вместе с тем выступал против крайней милитаристской политики США (напр., против амер.-исп. войны 1898). Взгляды Д. оказали решающее влияние на развитие прагматизма и во многом стимулировали возникновение неореализма, бихевиоризма, критического реализма и совр. феноменологизма. Взгляды Д. на религию разделяются многими совр. бурж. теологами. Соч.: The principles of psychology, v. 1–2, N. Y., [1931]; The will to believe..., L.–N. Y., 1937; Human immortality, Boston–N. Y., 1898; The varieties of religious experience, N. Y.–L., 1902; Pragmatism, L., 1907; A pluralistic universe, N. Y., 1909; Talks to teachers on psychology..., N. Y., [1938]; The meaning of truth..., N. Y., 1909; Memories and studies, N. Y., 1911; Some problems of philosophy, N. Y., 1911; Essays in radical empirism, N. Y., 1912; Letters, ed. by his son Henry James, v. 1–2, Boston, [1920]. Соч. в рус. пер. – Научные основы психологии, СПБ, 1902; Зависимость веры от воли, СПБ, 1904; О человеческом бессмертии, М., 1901; Многообразие религиозного опыта, М., 1910; Прагматизм, СПБ, 1910; Вселенная с плюралистической точки зрения, М., 1911; Существует ли сознание?, в сб.: Новые идеи в философии, М., 1913, кн. 4; Возможно ли сообщаться с умершими?, М., 1911; Ответ В. Джемса, в кн.: Эбер М., Прагматизм, СПБ, 1911. Лит.: Асмус В., Алогизм Уильяма Джемса, "Под знаменем марксизма", 1927, No 7–8; Уэллс Г., Прагматизм – философия империализма, ?., 1955; Мельвиль Ю. К., Американский прагматизм, М., 1957, с. 26–60; Котляревский П. С., Джемс как религиозный мыслитель М., 1940; Бутру Э., Вильям Джемс и религиозный опыт М., 1908; Knox H. V., The philosophy of William James, N. Y., 1914; [Kallen ?. ?.], Philosophy of William James, drawn from his own works. With an introduction by H. M. Kallen, N. Y., 1925; ?errу R. В., The thought and character of William James, v. 1–2, Camb., 1948; In Commemoration of William James, 1842–1942, N. Y., 1942; Morris L., William James. The message of modern mind, N. Y.–L., 1950; Roback ?. ?., William James, Camb. (Mass.), 1942. См. также лит. к ст. Прагматизм. Л. Митрохин. Москва.

  1. уильям джемсамер. философидеалист и психолог. Один из гл. представителей прагматизма. По Д. гипотеза о боге истинна если она служит удовлетворительно. Традиц. теизм с его дуализмом т...Атеистический словарь II
  2. уильям джемсамер. философ и психолог один из осн. представителей прагматизма. В гг. обучался на мед. фте Гарвардского унта с г. преподавал там анатомию и физиологию а с г. психол...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  3. уильям джемсУильям Джемс начинал учиться живописи в Ньюпорте потом поступил в Научную школу Гарвардского университета которую два года спустя покинул став студентом Гарвардской меди...История философии. Книга третья. Философия XIX — XX вв.
  4. уильям джемсамер. психолог и философидеалист крупнейший представитель прагматизма. Проф. Гарвардского унта США . Сознавая несостоятельность метафизического метода свойственного рацио...Философский энциклопедический словарь