Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ТРЕЛЬЧ ЭРНСТ

(17 февр. 1865 – 1 февр. 1923) – нем. протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. Проф. в Бонне (с 1892), Гейдельберге (с 1894) и Берлине (с 1917). Религ.-филос. взгляды Т. сложились в русле идей либерального протестантизма. Вслед за Ричлем он стремился выработать историч. метод в теологии и заменить им чисто догматич. метод, ставя задачей рассмотреть "общую историю развития религиозного духа с т. зр. его укорененности в жизни" и анализируя в этом плане развитие христианства (особенно протестантизма) в его связи с общим развитием европ. культуры ("Значение протестантизма для возникновения совр. мира" – "Die Bedeutung des Protestantismus f?r die Entstehung der modernen Welt", M?nch., 1906). Историч. подход к религии сочетается у Т. с обоснованием априорного характера религ. чувств и переживаний (в духе идей Канта и Шлейермахера). Превосходство христианства перед др. религиями Т. связывает (подобно Ричлю) с фактич. (содержат.) его значимостью. Под влиянием М. Вебера Т. все большее внимание начинает уделять социологич. проблемам религии, значению экономич. и институцион. моментов в истории христ. церкви. В "Социальных учениях христ. церквей и групп" ("Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen", H?lfte 1–2, T?bingen, 1912) – наиб. значит. соч. Т. по социологии религии, делающем его одним из основателей этой дисциплины, Т. дает типологию религ. групп, выделяя церковь – массовый ин-т, притязающий на абсолютность, требующий подчинения и основанный на безличных отношениях, секту – добровольное соединение избранных, основанное на непосредств. личных отношениях, и мистику – как тип духовного индивидуализма. Рассматривая взаимовлияния христ. церквей и социально-политич. образований в различные историч. периоды, Т. останавливается, в частности, на роли кальвинизма в становлении капитализма. К концу жизни Т. выступил с рядом спец. соч. по философии истории ("Историзм и его проблемы" – "Der Historismus und seine Probleme", В., 1922; "Историзм, и его преодоление" – "Der Historismus und seine ?berwindung", В., 1924, опубл. посм.). Филос.-историч. воззрения Т. испытали определ. влияние Дильтея, позднее Риккерта, Виндельбанда, а также Шпенглера. Подчеркивая однократность и необратимость историч. процесса, Т. развивает представление о культуре как непрерывном становлении и "индивидуальной целостности". Осмысление истории возможно, по Т., путем "культурного синтеза", исходящего из личного выбора определ. системы ценностей, основывающегося на вере. Свой "культурный синтез" Т. обозначил как "европеизм", имея в виду систему ценностей, значимых для зап.-европ. круга культуры. Характерно, что этим кругом Т. в конечном итоге ограничил и значимость христианства, опять-таки выдвигая на первый план историч. индивидуальность культуры. Отводя религ. ценности центр. место в системе культуры, Т. надеется таким путем преодолеть "опасности" историзма, т.е. релятивизма в оценке культуры и ее истории. В этике Т. остался верен идеалам классич. гуманизма, считая высшим этич. принципом европ. культуры развитие отд. человека. Поэтому естествен переход Т. в последние годы его жизни от неокантианства к персоналистич. монадологии, для к-рой индивидуальное сознание – это суверенная монада, причастная, однако, абсолюту. Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1–4, T?bingen, 1912–25; Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, 2 Aufl., Bd 2, Lpz., 1923, S. 161 – 73. Лит.: Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.–Л., 1933; Vermeil ?., La pens?e religieuse de Troeltsch..., Stras.–P., 1922; Spiess E., Die Religionstheorie von ?. Troeltsch, Paderborn, 1927; K?hler W., ?. Troeltsch, T?bingen, 1941; Bodenstein W., Neige des Historismus. E. Troeltschs Entwicklungsgang, [G?tersloh, 1959] (имеется библ.); Кasch W. F., Die Sozialphilosophie von E. Troeltsch, T?bingen, 1963. Я. Иориш, А. Огурцов. Москва.

  1. трёльч эрнстнем. теолог и философ. Стремился закрепить позиции христианства обосновать его интегрирующую функцию в обществ жизни приспосабливая его в этих целях к изменившимся соц. у...Атеистический словарь
  2. трельч эрнстнем. теолог и философ. Стремился закрепить позиции христианства обосновать его интегрирующую функцию в обществ жизни приспосабливая его в этих целях к изменившимся соц. у...Атеистический словарь II
  3. трёльч эрнстТрльчstrong Troeltsch Эрнст . Хаунштеттен близ Аугсоурга . Берлин немецкий протестантский теолог философ социолог и историк религии. Профессор в Бонне Гейдельберге и Бер...Большая Советская энциклопедия II
  4. трёльч эрнст. Хаунштеттен близ Аугсбурга . Берлин нем. протестантский теолог философ социолог и историк религии. Религ.филос. взгляды Т. сложились в русле идей либерального протестан...Советский философский словарь
  5. трельч эрнстTVoeltsch Ernst . Немецкий теолог ученый занимавшийся философией истории и социальных теорий. Родился в Аугсбурге в семье врача. Изучал теологию в Эрлангене Берлине и Ге...Теологический энциклопедический словарь