Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ПСИХЕЯ

от греч. ???? – душа, жизнь) – в греч. мифологии олицетворение жизни. П. изображалась в виде девушки. В различных вариантах миф о П. известен у мн. народов. Со времен Апулея ("Золотой осел") тема любви П. и Эрота (Амура), широко использовалась в мировой лит-ре. Корни мифов о П. уходят в глубокую древность. По первобытным представлениям, нек-рое лично-социальное начало (связанное с именем сосредоточение социальных и трудовых обязанностей) проходит цикл превращений: рождение – посвящение – смерть – рождение и т.д. Будучи важнейшим звеном цикла, рождение связывалось с участием женщины, которая возвращает лично-социальное начало из мира теней в мир живых (см., напр., Л. Леви-Брюль, Первобытное мышление, М., 1930, с. 204–44). Трактовка личного имени как комплекса социальных и трудовых обязанностей несла в зародыше представления о метемпсихозе (переселении душ), воспоминании (обряды посвящения) и др. идеи, использованные впоследствии философией. Появление мифа о П. следует, вероятно, отнести к периоду ослабления т.н. "партиципации", когда коллективные представления подкреплялись внешними аналогиями – мифами (см. тамже, с. 307 и след.). Отталкиваясь от проблематики мифа и используя не только греч. мифологию, начинающая философия понимает под П. совокупность разнородных по происхождению представлений: стороны исходных противоположностей, особый тип причинных связей, управляющее личное начало и т.п. Вместе с тем исходная общность проблематики сохраняется весьма долго. В ранней философии П. – жизненное, а не познающее начало, она понимается в широком биологич. смысле. Эпихарм, напр., говорит: "курица не родит цыплят, а высиживает яйца, создавая этим способом психею" (Diog. L.III 16, Diels9). Положение категории П. в конкретных системах во многом определялось переориентацией философии с проблем возникновения (милетская школа) на проблемы бытия (элейская школа, Гераклит). При этом диалектич. мотивы мифа (первичное единство – раздор – соединение разделенного с помощью Эрота в супружескую пару) были переработаны в более абстрактную схему: первичное единство – выделение противоположностей (сухое – влажное, теплое – холодное) – соединение противоположностей через влагу, метеорологич. явления (см. F. M. Cornford, Principium sapientiae, Camb., 1952, p. 189 и далее). Осмысляясь в пределах этой схемы, П. конкретизируется в понятие животворящего семени, а позднее в руководящее, регулирующее поведение человека начало. Условием существования (или происхождения) П. оказывается влага, туман, воздух в функции Эрота. Уже орфики рассматривали П. как нечто "вдуваемое ветрами" (Arist., De an. 410 b) во все сущее, в т.ч. и в ночь – начало всего (Aristoph. 693). Близкая картина обнаруживается в кн. Бытия в событиях первого дня творения (Gen. I–II, 3), когда Земля не имела формы и пустоты, тьма лежала над поверхностью бездны, и дух (ветер) носился над водами. Преобразуя космогонию с ее характерным, идущим от мифа пониманием времени "генеалогическим древом" (Гесиод, орфики, кн. Бытия), Гераклит вводил вместо генеалогич. древа цикл вечных превращений (рождений – смертей), в к-рый включена и П.: "смертью психей рождается вода, смертью воды рождается земля, от земли же вода рождается, и от воды – психея" (В 36, Diels9). П. у Гераклита приобретает ряд дополнит. качеств: ей присущ "возрастающий логос" (В 115), что сообщает П. необычайную "глубину": "Каким бы путем не идти, границ психеи не найдешь: так глубок ее логос" (В 45). В зависимости от понимания логоса П. получает различные значения – от "души", познающей мир по объективным законам, до начала, к-рое направляет поведение и деятельность живых существ (см., напр., В 117, – где действия пьяного объяснены так: "душа его влажна", т. е. душа перерождается в воду). Начиная с Демокрита в проблематику П. вводятся структурно-генетич. элементы: П. у Демокрита состоит из атомов, у Платона – из трех видов вечных сущностей, у Аристотеля П. образует особый для растений, животных и человека тип причинных связей. В религ.-мистич., этич. концепциях П. – "души" (у поздних орфиков, в пифагореизме, особенно у Платона) первобытный взгляд на П. – вечное лично-социальное начало – преобразуется в дуализм П. и тела. Этот дуализм уже в орфизме (Cratyl. 400 В–С) связывается с этико-нравств. нормами: Дике докладывает Зевсу о делах людей в целях поощрения или наказания их душ. Тем самым П. включалась в иерархию религ. представлений, становилась объектом дисциплинарной практики верховного божества. Сама эта практика понималась начиная с Ферекида (по др. свидетельствам, с раннего орфизма) как переселение душ в целях их поощрения или наказания; с др. стороны, у пифагорейцев, затем у Платона оживляется древнейший мотив, т.н. "воспоминание", на к-ром основаны в первобытных обществах акты посвящения. У Платона "воспоминание" положено в основу этики, эстетики и гносеологии. Обладая врожденными мерами истинного и прекрасного, П. использует внешний мир лишь как повод для воспоминания (Symp., Phaedr., Phaed., Tim., Theact., R. P., Menon). Наряду с П. – личным началом, Платон вводил универсальные начала: добрую и злую мировые души, к-рые математически упорядочивают (добрая) мир чувственных вещей и нарушают (злая) этот порядок; П. выступает как вечное семя жизни. Учение Платона о П. имеет параллели в более поздних филос. учениях и в христианстве. Фрагменты: Маковельский ?., Досократики, ч. 1–3, Каз., 1914–19; его же, Софисты, вып. 1–2, Баку, 1940–41; Материалисты древней Греции, М., 1955. Лит.: ?омсон Дж., Исследования по истории древне-греч. общества, т. 2 – Первые философы, М., 1959; Allan D. J., The philosophy of Aristotle, Oxf., 1952; Claghorn G., Aristotle´s criticism of Plato´s "Timaeus", Hague, 1954; Winspear A. D., The genesis of Plato´s thought, N. Y., 1956. M. Петров. Ростов н/Д.

  1. психеяв древнегреческой мифологии олицетворение человеческой души. Согласно К.Г. Юнгу совокупность всех процессов психических. Частью ее является душа ограниченный функциона...Словарь практического психолога
  2. психеядушаУ Гомера души умерших в Подземном царстве выглядят как живые люди и только под влиянием орфизма возобладало мнение что души бесплотны и отличны от материального тела....Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. психеягреч.u лат.u psyche душа в греческой и римской мифологии воплощение человеческой души в образе бабочки или же девушки с крыльями бабочки. Римский писатель Апулей в сказк...Античный мир. Словарь-справочник
  4. психеяВ греческой мифологии олицетворение человеческой души изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота Амура распространенный сюжет в литературе изобрази...Астрономический словарь
  5. психеяв др.греч. мифологии олицетворение человеч. души изображалась в виде молодой девушки с крыльями бабочки....Атеистический словарь
  6. психеяв др.греч. мифологии олицетворение человеч. души изображалась в виде молодой девушки с крыльями бабочки....Атеистический словарь II
  7. психеяв древнегреческой мифологии олицетворение человеческой души. Согласно К.Г. Юнгу совокупность всех процессов психических. Частью ее является душа ограниченный функциона...Большая психологическая энциклопедия
  8. психеяПСИХЕЯ в др.греч. мифологии олицетворение человеческой души изображалась обычно в образе бабочки или девушки. Миф о любви П. и Эрота Амура сюжет в литре Апулей Ж. Лафонт...Большая советская энциклопедия
  9. психеяв древнегреческой мифологии олицетворение человеческой души изображалась обычно в образе бабочки или девушки. Миф о любви П. и Эрота Амура сюжет в литературе Апулей Ж. Л...Большая Советская энциклопедия II
  10. психеяимя собств. сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  11. психеявласна назва мен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  12. психеяв греческой мифологии олицетворение человеческой душиизображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота Амура распространенный сюжет в литературе изобразите...Большой энциклопедический словарь II
  13. психеяПСИХЕЯ в греческой мифологии олицетворение человеческой души изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота Амура распространенный сюжет в литературе и...Большой энциклопедический словарь III
  14. психеяПСИХЕЯ в греческой мифологии олицетворение человеческой души изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота Амура распространенный сюжет в литературе ...Большой Энциклопедический словарь V
  15. психеяж.i мф.i Втлення душ дихання людини у вигляд метелика. Кохана бога кохання Ерота якй подарували безсмертя....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  16. психеяПсихе в греч. миф. олицетв. души дыхания. П. отожд. с тем или иным жизнен. существом с отдельн. функц. живого организма и его частями. Дыхание человека сближ. с дуновени...Древний мир. Энциклопедический словарь
  17. психеяПсихе в греч. миф. олицетв. души дыхания. П. отожд. с тем или иным жизнен. существом с отдельн. функц. живого организма и его частями. Дыхание человека сближ. с дуновени...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  18. психеяПСИХЕЯ или мешочница Psychidae.Весной на старых стенах и возле пыльных тропинок можно увидеть много интересного нужно лишь уметь смотреть. Маленькие пучочки былинок вдруг...Жизнь насекомых (1911)
  19. психеяв греческой мифологии олицетворение человеческой души. Изображалась бабочкой летящей птицей или девушкой. После долгих странствий и поисков Психея находит своего возлюбле...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. психеяПсихея в мифах древних греков олицетворение души дыхания. Психея представлялась в виде бабочки летящей птицы или девушки. После долгих странствий и поисков Психея находи...Исторический словарь
  21. психеяПСИХЕЯ и ж. psych f. ampLT psyche душа. устар. Внутренний мир дух душаem. БАС. Толпа в смысле массы народной есть прямая хранительница народного духа непосредственный ист...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  22. психеядевушка любимая Эротом изображалась иногда в виде бабочки. О ней сложился такой рассказ показывающий как человеческая душа возвышается над несчастьями. Психея была младше...Краткий словарь античности
  23. психеяАМУР и ПСИХЕЯ лат. Amor et Psyche герои новеллысказки Л.Апулея входящей в его Метаморфозы II в. н.э. Образы А. и П. представляют сложный сплав античных представлений об ...Литературные герои
  24. психеяолицетворение человеческой души изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота Амура распространенный сюжет в литературе изобразительном искусстве. Эд...Мифы Древней Греции, словарь-справочник
  25. психеякорень ПСИХ суффикс Е окончание Я Основа слова ПСИХЕВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПСИХ Е Я Слово Психея содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  26. психеяНачальная форма Психея единственное число женский род именительный падеж одушевленное...Морфологический разбор существительных
  27. психеяПсихея ж. Возлюбленная бога любви Эрота которой по древнегреческой мифологии было даровано бессмертие. Употр. как символ человеческой души изображавшейся древними гре...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  28. психеяПсихея Психея и мифол....Орфографический словарь
  29. психеяпсихея психея и бабочка...Орфографический словарь
  30. психеяu жu Р.u Д.u Пр.u Психеи мифол. астероид бабочка душа...Орфографический словарь русского языка
  31. психеяОрфографическая запись слова психея Ударение в слове Психея Деление слова на слоги перенос слова психея Фонетическая транскрипция слова психея [псхэа] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  32. психеяпсихея и бабочкаem Синонимы астероид бабочка душа...Русский орфографический словарь
  33. психеяПсихея и мифол.em Синонимы астероид бабочка душа...Русский орфографический словарь
  34. психеяпсихея и бабочкаСинонимы астероид бабочка душа...Русское словесное ударение
  35. психеягреч. лат.em psyche душа в греч. мифологии олицетворение человеческой души изображалась в виде бабочки или девушки. Любовь П. и Эрота Амура постоянный сюжет мирового ис...Сексологическая энциклопедия
  36. психеягреч.em psyche лат. psyche душа. . В греч. мифологии супруга Эрота в сказке Апулея Амур и Психея содержащейся в его романе Метаморфозы прекрасная царская дочь которая п...Словарь античности
  37. психеяСупруга Амура...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  38. психеяПСИХЕЯ греч. от psyche душа дух. мифологическая красивая молодая девушка на которой женился Амур и которая причисляется к богам олицетворение человеческой души. астеро...Словарь иностранных слов русского языка
  39. психеяв древнегреческой мифологии олицетворение человеческой души изображалась в виде молодой девушки с крыльями бабочки....Словарь исторических терминов
  40. психеяП. златокрылой наперсник милой Богданович Городок . О ней Апулей Метаморфозы XI Душенька Богдановича....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  41. психеяпсихея душа Словарь русских синонимов. психея сущ. колво синонимов астероид бабочка внутренний мир дух душа Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы асте...Словарь синонимов II
  42. психеяпсихея душа...Словарь синонимов
  43. психеяПСИХЕЯ ж.У давньогрецькй мфолог уособлення душi яке зображували у виглядi метелика або вродливо дiвчини з крилами метелика....Словник української мови у 20 томах
  44. психеяв др.греч. мифологии супруга Эрота душа см. тж ПСИХЕЯЖИЗНЬ ПУТАНИЦАПСИХЕЯ Вкруг белеющей Психеи скульптуры Те же фикусы торчат Те же грустные лакеи Тот же гам и тот же ч...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  45. психеяПСИХЕЯ в др.греч. мифологии супруга Эрота душа см. тж ПСИХЕЯЖИЗНЬ ПУТАНИЦАПСИХЕЯ Вкруг белеющей Психеи скульптуры Те же фикусы торчат Те же грустные лакеи Тот же гам и т...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  46. психеяПСИХЕЯ в греческой мифологии олицетворение человеческой души. Изображалась бабочкой летящей птицей или девушкой. После долгих странствий и поисков Психея находит своего в...Современная энциклопедия
  47. психеяПСИХЕЯ в греческой мифологии олицетворение человеческой души изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота Амура распространенный сюжет в литературе и...Современный энциклопедический словарь
  48. психеямиф.em красавицапринцесса жена Амура бога любви собств.em душа дух чувственное желание Ср.em Душенькаem. Ср.em Не Ахиллесов гнев и не осаду ТроиГде боги спорили и где д...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  49. психеяПсихеяstrong ми. красавицапринцесса жена Амура бога любви собств. душа духъ чувственное желане. Ср.em Душенькаem. Ср.em Не Ахиллесовъ гнвъ и не осаду ТроиГд боги спорили...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  50. психеяПСИХЕЯ ж. Возлюбленная бога любви Эрота которой по древнегреческой мифологии было даровано бессмертие. Употр. как символ человеческой души изображавшейся древними гре...Толковый словарь русского языка
  51. психеяж. мф. Втлення душ дихання людини у вигляд метелика. Кохана бога кохання Ерота якй подарували безсмертя....Толковый словарь украинского языка
  52. психеяУдарение в слове ПсихеяУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове Психея...Ударение и правописание
  53. психеяПСИХЕЯ от греч. душа жизнь в греч. мифологии олицетворение жизни. П. изображалась в виде девушки. В различных вариантах миф о П. известен у мн. народов. Со времен Апул...Философская энциклопедия
  54. психеяПеся Психея Сепия Сип Спех Хип Псих Ипс Пес Пие Пех...Электронный словарь анаграмм русского языка
  55. психеяПсихея в греческой мифологии олицетворение человеческой души которую любит Эрот. Представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки то ее преследова...Энциклопедический словарь
  56. психеяПСИХЕЯ в греческой мифологии олицетворение человеческой души изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота Амура распространенный сюжет в литературе ...Энциклопедический словарь естествознания
  57. психеяв греческой мифологии олицетворение человеческой души которую любит Эрот. Представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки то ее преследовал Эрот то...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  58. психеяПсихеяPsyche т. е. душа. Девушка любимая Эротом изображающаяся иногда в виде бабочки. О ней сложился следующий рассказ показывающий как человеческая душа возвышается над...Энциклопедия мифологии