Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ПЕЙН ТОМАС

(29 янв. 1737 – 8 июня 1809) – англо-амер. революц. демократ, активный участник франц. бурж. революции и войны за независимость сев.-амер. колоний против Великобритании, крупнейший представитель радикального крыла амер. бурж. философии, антирелиг. мыслитель. Род. в Англии в семье ремесленника. В 1774 с рекомендательным письмом, полученным в Лондоне от Франклина, уехал в Америку, где работал в филадельфийском журнале "Pennsylvania Magazine". Изданный им (анонимно) в 1776 политич. памфлет "Здравый смысл" ("Common sense"), содержавший критику англ. монархии и призыв к непримиримой борьбе за освобождение Америки от колониальной зависимости, сыграл огромную роль в идеологич. подготовке нац.-освободит. войны. В течение одного месяца вышли издания памфлета тиражом 120 тысяч – популярность совершенно необычайная для того времени. В годы освободит. войны П. служил в армии генерала Грина и в это время опубликовал серию из 16 боевых памфлетов под общим названием "Американский кризис" ("The American crisis"), способствовавших развитию нац. самосознания и укреплению боевого духа армии, к-рая вела тяжелую, справедливую войну. По окончании войны П. вернулся на родину, где вступил в активную идейно-политич. борьбу против англ. реакционеров, стремившихся опорочить начавшуюся франц. бурж. революцию и призывавших к ее подавлению. В 1791 в Лондоне вышла из печати первая часть политич. трактата П. "Права человека" ("The rights of man"), посвященного им первому президенту США Дж. Вашингтону. Трактат заключал в себе резкую отповедь Берку, его памфлету, враждебному франц. революции, и яркую апологию бурж.-революц. политич. принципов. Для социологич. взглядов П. характерно четкое различение общества и гос-ва, а также естеств. и гражд. (основанных на общественном договоре) прав, в числе к-рых право частной собственности. Признавая политич. равноправие всех граждан и принцип народоправия ("суверенности народа"), П. вместе с тем идеализировал бурж. демократию. Он осуждал захватнич. войны и верил, что со временем война исчезнет как средство разрушения споров между гос-вами, но оправдывал справедливую борьбу народов за независимость. П. смело боролся против колониального гнета и, один из первых в США, выступил против рабства негров. Первый тираж книги П. в Англии был сожжен, а сам он, находясь уже в то время в революц. Франции, где был встречен с триумфом, заочно осужден. Во Франции П. включился в активную революц. деятельность. Будучи выдвинут в четырех департаментах кандидатом в Конвент, он был избран в 1792 депутатом от Кале и принял участие в разработке проекта конституции франц. республики. Однако П., неверно оценивший политич. обстановку и примкнувший к жирондистам, в период якобинского господства был подвергнут тюремному заключению и провел 10 месяцев в Люксембургской тюрьме. Выйдя из тюрьмы после гибели Робеспьера, он остался верен своим революц. убеждениям и решительно выступал против термидорианской реакции. В годы пребывания во Франции П. создал свое осн. филос. произведение (вторая часть написана в люксембургской тюрьме) – воинственный антирелиг. трактат "Век разума" ("The age of reason", pt 1–2, P.–N. Y.–L., 1794–95). Трактат П. призывал к "... революции в системе религии" (см. вкн.: Избр. соч., М., 1959, с. 248), решительно противопоставляя силу разума религ. заблуждениям, знание – вере. "Все национальные церковные учреждения, – пишет П., – будь то еврейские, христианские или турецкие представляются мне не чем иным, как человеческим изобретением, предназначенным для того, чтобы запугивать и порабощать человечество, монополизировать власть и доходы" (там же, с. 247). П. не был атеистом, признавал бога и бессмертие души, однако, в отличие от англ. деистов, его деизм не являлся мягкой и удобной формой преодоления религии, а имел непримиримый, боевой характер, близкий по духу к франц. материализму. Он отвергал достоверность мифов "Священного писания", уподобляя их измышлениям Гомера и басням Эзопа и противопоставляя им подлинные истины, подобные изложенным в геометрии Эвклида. Подвергнув обстоятельной критике книги Ветхого и Нового завета, П. приходил к обоснованному выводу, что все их содержание "обман и подделка" (см. тамже, с. 380). Он доказывал не только полную несовместимость библейских россказней с требованиями разума, но и с требованиями морали. "Итак, – заключал П. свой анализ, – я прошел через всю Библию, как человек с топором проходит лес, валя деревья. Вот они лежат..." (там же, с. 347). Филос. позиция самого П. – непоследовательный метафизич. материализм. Допуская божеств. первопричину, он твердо уверен в объективной реальности материального мира и в непреложности царящих в нем вечных физич. законов, не допускающих никаких чудес. П. глубоко убежден в безграничной способности человеч. разума к объективному познанию существующих вещей: "Человек не может создать эти принципы (существования вещей. – Ред.); он может только открыть их" (там же, с. 269). В 1802 П. вернулся в США. Его политич. радикализм и особенно антирелиг. деятельность вызвали недоброжелательное к нему отношение и даже преследования со стороны правящих кругов амер. буржуазии. Соч.: The writings, v. 1–4, ?. ?., 1894–96; The complete writings, ed. Ph. S. Foner, v. [1–2], N. Y., [1945]. Лит.: История философии, т. 2, [M.], 1941, раздел 5; Баскин М. П., Философия амер. просвещения, М., 1955; Воронов В. В., Социологич., социально-политич. и филос. взгляды Т. П., в кн.: Труды кафедры обществ. наук [Пермский гос. медицинский ин-т], вып. 1, т. 2, Пермь, 1959; его же, Прогрессивные тенденции социологич. воззрений Т. П., "ФН" (НДВШ), 1959, No 3; его же, Т. П. – враг войны и колониализма, "ВИМК", 1960, No 3; Гончаров Л. Н., Общественно-политич. идеи Т. П., Фрунзе, 1959; Громаков Б. С., Политич. и правовые взгляды Т. П., М., 1960; Гольдберг ?. ?., Критика религии Т. П., в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, [т.] 4, М.–Л., 1960; его же, Свободомыслие и атеизм в США. XVIII – XIX вв., М.–Л., 1965, гл. 4; Сабиров Х. Ф., Амер. просветители и их совр. фальсификаторы, в сб.: Критика совр. бурж. философии и социологии, М., 1961; его же, Социальная философия амер. просветителей и ее значение в coвp. идеологич. борьбе в США, М., 1961. (автореф. дисс); Паррингтон В. Л., Основные течения амер. мысли, т. 1, М., 1962; Conway M. D., The life oi Th. Paine, v. 1–2, N. Y., 1892; Fay В., L´esprit r?volutionnaire en France et aux ?tats-Unis ? la fin du XVIII si?cle, P., 1925; Best M. ?., Th. Paine, prophet and martyr of democracy, ?. ?., [1927]; Morais H. M., Deism in eighteenth century America, N. Y., 1934; Pearson H., T. Paine, friend of mankind, N. Y.–L., 1937; Woodward W. ?., T. Paine, N. Y., 1945; Aldridge A. O., Man of reason. The life of Th. Paine, Phil. – N. Y., [1959]; Aptheker H., The American revolution, N. Y., 1960; Fennessy R. R., Burke, Paine and the rights of man, The Hague, 1963. Б. Быховский. Москва.

  1. пейн томасидеолог англоамер. Просвещения участник франц. и амер. бурж. революций в. представитель бурж. свободомыслия. Обосновывая неотъемлемое прано народа па ниспровержение тира...Атеистический словарь
  2. пейн томасидеолог англоамер. Просвещения участник франц. и амер. бурж. революций в. представитель бурж. свободомыслия. Обосновывая неотъемлемое прано народа па ниспровержение тира...Атеистический словарь II
  3. пейн томасанглийский публицист и политический деятель буржуазнодемократического направления член Конвента....Биографический словарь Франции
  4. пейн томасПейнstrong Paine Томас . Тетфорд Великобритания . НьюЙорк США общественный и политический деятель США и Великобритании представитель революционного крыла просветительства...Большая Советская энциклопедия II
  5. пейн, томасамериканский политический деятель и публицист....Даты рождения и смерти известных людей
  6. пейн томасБританський памфлетист та мжнародний революцонер. Народившись у Норфолку в Квекерськй см Пейн за його власними словами отримав надзвичайно хорошу моральну освту та деспот...Енциклопедія політичної думки
  7. пейн томасПЕЙН Paine Томас американский политический деятель писательпублицист просветительдемократ. Трактаты Права человека т. Век разума т. памфлеты под общим назв. Американ...Литературный энциклопедический словарь
  8. пейн томасПейн Томас Paine Thomas англ писатель и политолог. В г. уволен с должности акцизного чиновника за призыв требовать повышения зарплаты. С рекомендательным письмом Бенджа...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  9. пейн томасПейн Томас Paine Пейн Пэн Томас Paine Thomas strong Американский публицист просветитель радикального направления политический деятель Великобритании и США. Родился янв...Сводная энциклопедия афоризмов
  10. пейн томас. Тетфорд Великобритания . НьюЙорк англоамер. политич. мыслитель философпросветитель революц. демократ представитель радикального крыла амер. Просвещения. Активный участн...Советский философский словарь
  11. пейн, томасПейн Томас Тетфорд амер. флософ полтичний дяч публцист. Один з представникв Амер. просвтництва. Народився в Англ у родин квакерв. Прибув до Пн. Америки у р. брав уча...Філософський енциклопедичний словник
  12. пейн, томасПЕЙН ТОМАСPaine Thomas англоамериканский революционер и публицист родился в Тетфорде Великобритания января . Прибыл в Америку в при поддержке Бенджамина Франклина кото...Энциклопедия Кольера II