Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ПАТРИСТИКА

от лат. patres – отцы, подразумевается "церкви") – термин, обозначающий учения первых христ. теологов, т.н. отцов церкви. Возникнув во 2 в. н.э., П. формировалась в борьбе против гностицизма и традиц. языч. мировоззрения, находясь в сложном взаимодействии с позднеантич. идеализмом, в частности с неоплатонизмом. Со 2-й пол. 5 в. до 7–8 вв. П. выступает уже как философия раннефеод. общества, переходя в схоластику. Периодизация и классификация п а т р и с т и ч . л и т - р ы. Дофилософский (по традиц. терминологии – "апостольский") период христ. лит-ры кончается ок. сер. 2 в. С этого времени открывается эпоха т.н. апологетов – писателей-полемистов, защищавших христианство в обстановке репрессий властей и нападок философов. Движение апологетов создало обильную лит-ру с преобладанием риторич. пропаганды у его латинских представителей: Минуций Феликс (2–3 вв.), Тертуллиан, Арнобий (ум. ок. 326), позднее Лактанций (ок. 250–325), и филос. умозрения – у греческих: Юстин (казнен ок. 166), Афинагор (ум. ок. 177) и особенно философы александрийской школы – Климент Александрийский, Ориген, Дионисий (р. в конце 2 в. – ум. 264/265). Переход христианства на права гос. религии в 4 в. и первая попытка его догматич. конституирования в 325 (Никейский собор) приводит к тому, что полемически фрагментарное философствование апологетов сменяется работой над целостной систематизацией догмы, опирающейся на филос. спекуляцию. Начинается расцвет П., достигающий кульминации в деятельности кружка "каппадокийцев" – Василий Великий (ок. 330–379), Григорий Богослов (ок. 329–390) и особенно Григорий Нисский (ок. 335–394) на Востоке и Августин на Западе, и завершающийся со смертью последнего (430). Заключит. период, характеризующийся окостенением догмы, угасанием спекулятивной диалектики и энциклопедич. кодифицированием наук под эгидой теологии [Леонтий (ок. 475–543) на Востоке, Боэций на Западе], заканчивается с появлением трудов Иоанна Дамаскина и Иоанна Скота Эриугены, закладывающих основы вост. и зап. схоластики. Географич. деление "отцов церкви" на западных (Италия, романизированная Европа и Сев. Африка), писавших на лат. яз., и восточных (Греция, Ближний Восток и Египет), писавших по-гречески, не всегда можно последовательно провести (так, Тертуллиан, представитель лат. апологетики, свои ранние произв. писал по-гречески); однако этот классификац. принцип оправдан заметным уклоном греч. "отцов церкви" (от александрийских апологетов до автора Ареопагитик) к онтологич. спекуляции, а латинских – к моралистич. психологизму и субъективизму. Характерно, что Запад не проявил филос. интереса к полемике по тринитарному вопросу (истолкование догмата о троичности божества), а Восток – к пелагианским спорам (см. Пелагий) о соотношении воли и благодати. Это различие коренится в антич. культурных традициях Греции и Рима. Отношение П. к античной к у л ь т у р е. Первостепенной проблемой для П. с самого начала стало выяснение отношения к языческой культурной, в частности философской, традиции. На первом этапе речь шла о выборе между условным приятием и полным отрицанием антич. философии. Оба возможных решения намечены уже в Посланиях Павла. Апологетич. лит-ра полна контрастов (пиетет перед эллинской образованностью у большинства греч. представителей П., яростные нападки на нее у Татиана, Тертуллиана и Арнобия). Однако эти противоречия не следует переоценивать: самые "либеральные" и интеллектуалистически ориентированные писатели (вроде Оригена) резко отделяли себя от антич. философии признанием авторитета откровения, самые ярые ниспровергатели антич. культуры в содержании своей критики исходили из кинич. традиции опрощения, апелляции к природе и здравому смыслу и т.д. (Тертуллиан), в ее оформлении – из риторич. норм (Татиан, Тертуллиан). Культурный нигилизм вскоре оказывается несовместимым с универсалистскими притязаниями христианства, и вопрос об отношении к антич. традиции к концу периода апологетов ставится уже иначе: какое место принадлежит эллинской образованности в процессе "спасения" человечества? На заре апологетики Юстин пытается интерпретировать греч. культуру как культуру богоискательства, а христианство – как завершение развития этой культуры. Более сложной является концепция Климента Александрийского: греч. образованность должна была послужить предварит. ступенью в процессе воспитания человечества богом. Взгляд на "эллинство" как на замкнутый и пройденный этап в развитии человечества формулируется у Аристида (2 в.) и детализируется у эпигона апологетов Епифания Кипрского (4 в.). Своей вершины патристич. осмысление истории достигает у Августина ("О граде божием"). Третья фаза в постановке проблемы языч. культурной традиции – вопрос об отборе "пригодного" для новой мировой идеологии из сокровищницы греко-римской образованности. В продолжение периода апологетов и эпохи расцвета П. происходит столкновение конкурирующих программ этого отбора. Различные группы церковных и "еретич." мыслителей в своей борьбе апеллируют к различным течениям антич. философии. Так, Тертуллиан в интересах полемики против гностич. спекуляции обрушивается на платонизм, перипатетизм и древнюю Стою, в то же время отстаивая стоич. сенсуализм и особенно практич. морализм в духе Сенеки. Антитринитаристы (Павел Самосатский, Арий) опирались на аристотелевскую логику и математич. метод Эвклида, боровшиеся с ними приверженцы Никейского символа веры – на неоплатонич. диалектику. Из отд. филос. учений античности идеализм Платона импонировал большинству деятелей П., особенно греческой, однако широкое восприятие идеалистич. диалектики Платона исторически ограничено периодом каппадокийского кружка и Августина и затем наблюдается только в "Ареопагитиках" и связанной с ними традиции (Максим Исповедник и т.п.). У Аристотеля была взята концепция бога как первой причины и цели мира, а также теологически отпрепарированный логич. метод, к-рый к концу П. окончательно вытесняет приемы платонизма. Сложными были взаимоотношения П. и неоплатонизма. Неоплатонич. учение при всем его трансцендентализме, мистицизме и аскетизме было слишком насыщено пантеизмом, чтобы его ассимиляция могла стать безболезненной. Из неоплатонич. кругов выходили виднейшие критики христианства (Порфирий) и борцы против него (император Юлиан). В то же время пути П. и неоплатонизма пролегали слишком близко для того, чтобы вновь и вновь не предпринимались попытки христианизации неоплатонизма (Григорий Нисский, "Ареопагитики"). Стоицизм с его этикой, критикой несообразностей традиц. языч. религии и просветит. космополитизмом импонировал преим. апологетам; Тертуллиан нашел возможным принять даже стоич. учение о материи ("вещественности", corporalitas) как субстанции всего сущего, включая человеч. душу и даже бога. Спиритуалистич. тенденциям "классической" П. 4–5 вв. стоицизм в целом уже не соответствовал; впрочем антионтологич.; моралистич. направленность поздней Стои сохраняется в лат. П. и переходит в зап. схоластику. Влияние кинизма также достигло своей кульминации в эпоху апологетов (нигилистич. ниспровержение культуры и цивилизации у Тертуллиана и особенно Арнобия), но продуктивным было только усвоение П. тезиса кинич. этики о необходимости "безразличия" человека к внешнему миру. Материалистич. направления и материалистич. элементы антич. философии встречали со стороны деятелей П. резко враждебное отношение. Полемика шла по линии критики антителеологизма Демокрита и Эпикура, их учения о мире как продукте "случайного" сочетания атомов и о материи как несозданной субстанции. При этом как раз наиболее "либеральные", обладавшие наибольшим филос. кругозором деятели П. наиболее остро ощущали непримиримость своего мировоззрения с материализмом (Климент Александрийский, Дионисий) и особенно последовательно ориентировались на спиритуализм (Ориген, Григорий Нисский). Основные проблемы патристич. ф и л о с о ф и и. Фактором, резко отделяющим П. от свободного философского исследования, каким его знала античная философия, является идея откровения. Уже в 1-м послании Павла к коринфянам содержится мысль о том, что откровение упраздняет "мудрость мира сего"; в наиболее парадоксальных формулировках это противопоставление фидеизма интеллектуализму высказано у Тертуллиана. Последоват. проведение этих взглядов сделало бы невозможным существование П. как сферы идеалистич. филос. спекуляции. Однако сама церковь, канонизировав текст Нового завета как средоточие откровения, была вынуждена потребностью в филос. оформлении своего учения поощрять спекуляцию, далеко отходящую от буквы "Писания" (достаточно сказать, что текст Никейского символа веры содержит спец. термины позднеантич. идеализма, чуждые лексике Нового завета, на что с неодобрением указывали традиционалисты). Ориген в поисках свободы для своих интеллектуалистич. устремлений выдвинул важный для антицерк. мистики всех времен тезис о примате неписаного "вечного евангелия" над "Писанием". Такие взгляды были для церкви неприемлемыми; более терпимо она относилась к вольной мистико-аллегорич. интерпретации "Писания" (Григорий Нисский, "Ареопагитики"). Расцвет относительно мало связанной "откровением" филос. спекуляции во 2–5 вв. скоро заканчивается и приводит к канонизации наряду с "Писанием" столь же авторитарного "предания". Онтологич. проблемы разрабатывались преим. греч. П. Среди них особый интерес вызывала теологич. проблема (проблема бога). Осн. идеи патристич. теологии: монотеизм (против языч. политеизма и гностич. дуализма), супранатурализм и креационизм – сверхъестеств. природа и трансцендентность бога, его абс. свобода и абс. власть над созданным им из ничего миром (против исконного языч. пантеизма, философски оформленного в стоицизме и неоплатонизме), абс. благость и справедливость (против мифологич. образов греко-рим. традиц. богов и гностич. образа несовершенного демиурга). Когда в эпоху после Никейского собора эти представления о боге стабилизируются и их защита становится неактуальной, в эзотерич. кругах ученых мистиков происходит дальнейшее углубление идеи потусторонности бога, пользующееся неоплатонич. методами и приводящее к т.н. апофатической (отрицательной) теологии: бог не имеет атрибутов и не поддается определению, ибо он находится за пределами бытия и качественности. Апофатизм впервые выступает еще у Филона, затем у неоплатоников и предвосхитившего их Оригена, развивается Григорием Нисским и достигает апогея в "Ареопагитиках". Отношение церкви к апофатизму было двойственным: ей импонировала иррационализация идеи бога, но в своем развитии апофатизм грозил подорвать представление о личном боге как носителе воли и промысла [как это было в ср. века и новое время у апофатиков Экхарта, Беме, Шеффлера (Ангелуса Силезиуса) и др.]; неслучайно "Ареопагитики" пользовались огромной популярностью в антифеод. еретич. кругах средневековья (в частности, на Руси). Деперсонализируя божество, апофатизм открывал дорогу натуралистически-пантеистич. его истолкованию. В то же время церковь не могла окончательно осудить апофатизм, ибо нуждалась в нем для построения своей "правоверной" мистики. Христ. теология разделяет пропастью бога и человека, заполнить эту пропасть призвана христология. Для обоснования своего авторитета как земной реализации небесного царства благодати, и притом реализации единственной, церковь нуждалась в учении об абс. адекватности воплощения бога в человеке, о полной реальности этого "вочеловечения", о совершенной исключительности и неповторимости богочеловечества Христа и, наконец, об осуществлении этого воплощения не "снизу", волевым усилием добродетельного человека, достигающего божеств. высоты (как учил Павел Самосатскийи др.), и не посредством натуралистически-непроизвольной "эманации" божеств. начала (такие выводы можно было сделать из учения Оригена и арианства), а путем нисхождения божества (кеносис). С самого начала церкви пришлось столкнуться с двоякой опасностью. С одной стороны, гностич. спиритуализм не мог принять идею о материальной реальности божеств. воплощения и содержавшейся в ней частичной реабилитации чувств. мира (между тем церковь как раз в этой частичной реабилитации и нуждалась, если она хотела освящать гос-во, собственность и всю жизнь своей паствы вплоть до брака и т.п.); так возник докетизм – учение об иллюзорной телесности Христа. С другой стороны, евангельский рассказ, подчеркивающий человеческие черты Иисуса как праведного учителя, естественно, вел к представлению о том, что Иисус был только лучшим из людей, удостоившимся "усыновления" богом, причем теоретически этого усыновления может добиться для себя любой человек, к-рый достигнет такой же высоты в своем нравств. само-совершенствовании (отголоски стоич. учения о том, что мудрец волевым усилием делает себя равным богам; концепция Иисуса-человека в виде т.н. "эбионитизма" существовала с незапамятных времен, была спекулятивно оформлена в кругах феодотиан и сторонников Павла Самосатского и получила широкое распространение благодаря арианству). Отрицание обожествления человеч. природы в Христе шло в разрез с притязанием церкви на "освящение" человеч. жизни; учение о том, что это обожествление было свободно достигнуто человеч. волей, уничтожало необходимость в таком освящении. Вопрос о соотношении двух "природ" в личности Христа был обусловлен и стремлением обосновать совместимость божеств. и человеческого, земного и небесного, что привело к мариологии – учению о том, что дева Мария, представляющая средоточие освященного человечества, явилась родительницей богочеловека Христа во всей полноте его божеств. и человеч. природ (по Иоанну Дамаскину, "имя "богородица" содержит в себе всю тайну вочеловечения"). П. должна была решить и тринитарную проблему – вопрос о соотношении ипостасей отца, сына и св. духа. Субординационизм, т.е. объявление ипостасей духа и, главное, сына низшими и подчиненными, был неприемлем, ибо ставил под сомнение полноценность и адекватность воплощения бога и позволял интерпретировать порождение ипостасей как безлично-естеств. процесс эманации. Отстаивание парадоксальных положений о триединстве божества и о двух природах Христа в эпоху расцвета П. базировалось на довольно утонченном диалектич. антиномизме, к-рый, однако, вскоре был вытеснен доктринерским фидеизмом. Та же постановка вопроса (если мир и человечество не могут быть оправданы и освящены, то церковь с ее учением и таинствами не нужна, ибо бессильна; если мир и человечество чисты и могут сами достичь святости или обладают ей, церковь не нужна, ибо излишня) определяет суть патристич. антропологии (учения о человеке) и космологии. Человек осквернен "первородным грехом", и его "плоть и кровь", его телесная природа – бесконечный источник скверны. С др. стороны, в полемике с пессимизмом гностиков (учивших, что плоть – создание несовершенного демиурга) и спиритуализмом неоплатоников (учивших, что плоть, как всякая материя, не обладает сущностной реальностью) церковь неустанно настаивает на спасении и даже обожествлении человеч. тела (этот мотив особенно силен у Иринея: "Плоть не лишена причастия силы божией", "Христос пришел оживотворить плоть"). В соматологии – учении о теле – соприкасались христология, дававшая прообраз апофеоза человеч. тела в культе Христа, и антропология, обещавшая такой же апофеоз во плоти для всех, кто его "удостоится": "Сын божий сделался тем же, чем и мы, дабы сделать нас тем, что есть он". В этих идеях еще живет отголосок плебейско-вещественной эсхатологии раннего христианства, чуждый аристократич. спиритуализму мыслителей типа Григория Нисского. Наиболее четкое и законченное выражение вост. онтологич. антропология нашла в соч. Немесия Эмесского (жил ок. 400) "О природе человека", где интерес к "плоти" выражается в широкой рецепции ходовых анатомич. и физиологич. учений античности, превращающих этот труд в своеобразный компендиум. Однако доминирующим в патристич. антропологии был тезис о бессмертии души, без к-рого немыслима христ. идея окончат. раскрытия моральной судьбы человека в потусторонней жизни. Понимание бессмертия души было ориентировано на традицию антич. идеализма, но пифагорейско-платоновское представление о предсуществовании человеч. душ оказалось несовместимым с христ. креационизмом (оно было окончательно осуждено церковью в 553). То же относится к идее переселения душ (метемпсихозе), диссонирующей с христ. абсолютизацией моральной значимости единичной и неповторимой человеч. жизни. Космос в понимании П. также есть "тварь" и потому стоит бесконечно ниже своего "творца"; материя была создана и будет разрушена. С др. стороны, в противовес гностич. и манихейскому пессимизму в П. защищается мир как благое и прекрасное творение бога, полное целесообразности. Ведущие мотивы патристич. космологии: креационизм, телеологизм, положение об универсальной гармонии и аккомодации, строгая логич. и иерархич. система космоса, эстетич. оправдание мира. Наиболее ярко эти идеи выражены в "Шестодневе" Василия Великого, на Западе переработанном Амвросием Медиоланским (ок. 339–397), у Григория Нисского и у Августина. "Ареопагитики" дают эстетически переживаемую картину мира как иерархии света (своеобразное отражение становления церк. субординации). Моралистико-психологич. проблемы (бог и человек не как онтологич. объекты, а как субъекты воли) разрабатывались преим. на Западе. Там церковь обосновывала свою необходимость для "спасения" человечества не умозрит. тезисами о соотношении "двух естеств" в Христе, но учением об изначальной ущербности человеч. воли, к-рая не может найти себя и обрести цельность без вмешательства "благодати"; спасение "даруется" человеку, а не "заслуживается" им. Этот тезис защищал Августин против богословов Пелагия и Юлиана. Однако для позднейшего католицизма учение Августина оказалось неприемлемым, так как открывало возможность индивидуалистич. понимания спасения и не оставляла места для таких "заслуг", как исполнение церк. предписаний. Юридич. культура Древнего Рима в сочетании с политикой рим. церкви породила не привившееся на Востоке учение о "крестной жертве" Христа как юридич. операции, в процессе к-рой в возмещение за грехи людей было внесено "удовлетворение", намного превышавшее "долг", в результате чего образовалась сумма благодати, предоставленная в распоряжение церкви. Моралистич. интерес к личной психологии породил "Исповедь" Августина, моралистич. интерес к истории – его же "О граде божием". Переход к феод. способу произ-ва и оформление осн. догм церк. ортодоксии знаменуют конец патристич. периода христ. религ. философии. Осн. проблемы зап. и вост. П. наследуются католич. и православной схоластикой; так, христологические споры Востока непосредственно продолжаются в иконоборческих (8–9 вв.) и паламитских (14 в.) спорах; в католической теологии августиновско-пелагинская проблема воли и благодати остается актуальной не только на протяжении схоластического периода, но и позднее (антилютеранская полемика, янсенизм и иезуиты в 17 в.). Источники: Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 1–77–, Vindobonae–Lipsiae, 1867–1961–; Migne J.-P., PG, v. 1–166; его же, PL, v. 1–221. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, М., 1955; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 1–4, СПБ, 1907–18; Гарнак ?., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, [1911]; Спасский A. A., История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1 – Тринитарный вопрос, 2 изд., Сергиев Посад, 1914; St?сkl ?., Geschichte der christlichen Philosophie zur Zeit der Kirchenv?ter, Mainz, 1891; Tixeront J., Histoire des dogmes, v. 1–3, P., 1906–12; Corbi?re Ch., Le christianisme et la fin de la philosophie antique, P., 1921; Gilson E., B?hner Ph., Die Geschichte der patristischen Philosophie, Paderborn, 1936; ?llspermann G. L., Attitude of the early Christian Latin writers toward pagan literature and learning, Wash., 1949; Reallexikon f?r Antike und Christentum, hrsg. von Th. Klauser [u. a.], Bd 1–6–, Stuttg., 1950–64–; Quasten J., Patrology, v.l–3, Utrecht – Brux., 1950–60; Schneider K., Geistesgeschichte des antiken Christentums, Bd 1–2, M?nch., 1954; Spanneut M., Sto?cisme des P?res de l´?glise, P., 1957; Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur in Byzantinischen Reich, M?nch., 1959; Altaner В., Patrologie, 6 Aufl., Freiburg– Basel–W., 1960; Dempf ?., Der Platonismus des Eusebius, Victorinus und Pseudo-Dionysius, M?nch., 1962; Studia Patristica (Papers presented to the International conferences on patristic studies, Oxf., 1955–1959), ed. by K. Aland and F. L. Cross, v. 1–6, В., 1957–1962 (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Bd 63–64, 78–81). C. Aвepинцев, В. Соколов. Москва.

  1. патристикаот лат. patres отцы подразумевается отцы церкви термин обозначающий совокупность теологич. филос. и политикосоциологич. доктрин христ. писателей вв. Во вв. П. выполня...Атеистический словарь
  2. патристикаот лат. patres отцы подразумевается отцы церкви термин обозначающий совокупность теологич. филос. и политикосоциологич. доктрин христ. писателей вв. Во вв. П. выполня...Атеистический словарь II
  3. патристикаПАТРИСТИКА от греч. pater лат. pater отец термин обозначающий совокупность теологич. филос. и политикосоциологич. доктрин христ. мыслителей вв. т. н. отцов церкви. iП. ...Большая советская энциклопедия
  4. патристикаот греч. patr лат. pater отец термин обозначающий совокупность теологических философских и политикосоциологических доктрин христианских мыслителей вв. так называемых от...Большая Советская энциклопедия II
  5. патристикаж. patristica f Итальянорусский словарь. Синонимы наследие патрология...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. патристикасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  7. патристикамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  8. патристикаот греч. pater лат. pater отец термин обозначающийсовокупность теологических философских и политикосоциологических доктринхристианских мыслителей вв. т. н. отцов церк...Большой энциклопедический словарь II
  9. патристикаПАТРИСТИКА от греч. pater лат. pater отец термин обозначающий совокупность теологических философских и политикосоциологических доктрин христианских мыслителей вв. т. ...Большой Энциклопедический словарь V
  10. патристикаи ж.i Сукупнсть теологчних флософських полтикосоцальних доктрин християнських мислителв ст....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  11. патристикасовокупность учений христ. церкви вв. в первую очередь отцов церквиem отсюда назв. Во вв. в период гонений христиан со стороны рим. властей П. харризуется защитой х...Древний мир. Энциклопедический словарь
  12. патристикасовокупность учений христ. церкви вв. в первую очередь отцов церкви отсюда назв. Во вв. в период гонений христиан со стороны рим. властей П. харризуется защитой хри...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  13. патристикаот лат. pater отец комплекс теол. и филос. учений христ. мыслителей Отцов Церкви IIVIII вв. Ранняя П. IIIII вв. учение апологетов крые адресовали свои писания совр. им...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  14. патристикалат. patres отцы направление философскотеологической мысли вв. связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантикоаксиологические источники оформ...История философии
  15. патристикаПАТРИСТИКАstrongлат. patres отцы направление философскотеологической мысли вв. связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантикоаксиологичес...История философии II
  16. патристикаот лат. pater отец термин обозначающий наследие христианской мысли заключенное в работах свв. Учителей и Отцов Церкви трудившихся с III по VIII вв. Впрочем и на Западе и ...Краткий религиозно-философский словарь
  17. патристикасочинения римских и византийских богословов первой пол. вв. почитавшихся как Отцы Церкви от лат. pater отец. В их произведениях упорядочивалась христианская догматика и...Литература и язык. Современная энциклопедия
  18. патристикасочинения римских и византийских богословов первой пол. вв. почитавшихся как Отцы Церкви от лат. pater отец. В их произведениях упорядочивалась христианская догматика и...Литературная энциклопедия
  19. патристикаПАТРИСТИКА от греч. patr лат. pater отец совокупность сочинений отцов церкви грекоримских философовбогословов IIVIII вв. Главным содержанием П. было обоснование церковн...Литературный энциклопедический словарь
  20. патристикаи ж.em Христианская догматическая философия изложенная в произведениях церковных деятелей и писателей вв.[От лат. pater отец] наследие патрология...Малый академический словарь
  21. патристикаНачальная форма Патристика единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. патристикаПАТРИСТИКА лат. patres отцы направление философскотеологической мысли вв. связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантикоаксиологические и...Новейший философский словарь
  23. патристикалат. patres отцы направление философскотеологической мысли вв. связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантикоаксиологические источники оф...Новейший философский словарь II
  24. патристикапатристика ж. Произведения христианских мыслителей в которых изложены основы христианского богослужения и христианской философии. Раздел богословия занимающийся изучени...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. патристикапатристика патристика и...Орфографический словарь
  26. патристикаu ж наследие патрология...Орфографический словарь русского языка
  27. патристикапатристика менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  28. патристикалат. отцы учение богословская дисциплина освещающая жизни и деятельность отцов церкви их учения. Иногда эту научную дисциплину называют патрология. Наука эта зародилась...Основы духовной культуры
  29. патристика.Патристика часть фонда национальной библиотеки содержащая отечественные и зарубежные документы посвященные данной стране. Источникstrong МОДЕЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОДЕКС ...Официальная терминология
  30. патристикапатристика патристики патристики патристик патристике патристикам патристику патристики патристикой патристикою патристиками патристике патристиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  31. патристикаОрфографическая запись слова патристика Ударение в слове патристика Деление слова на слоги перенос слова патристика Фонетическая транскрипция слова патристика [пдристк] ...Полный фонетический разбор слов
  32. патристикаПатристика ки ц...Правописний словник Голоскевича
  33. патристикатермин обозначающий совокупность теологических и философских доктрин сформулированных крупнейшими христианскими мыслителями отцами церкви в период со по в....Религиоведческий словарь
  34. патристикапатристика....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  35. патристикаот лат. pater отец богословская наука занимающаяся изучением соч. святых Отцов Церкви и систематическим изложением содержащегося в них учения. Кроме вселенских учителей...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  36. патристикапатристика иСинонимы наследие патрология...Русский орфографический словарь
  37. патристикаЖ patristika IIVIII srlrd xristian doqmatik flsfsi....Русско-азербайджанский словарь
  38. патристикапатристика ж. церк. лит. patristic studies pl....Русско-английский словарь II
  39. патристикаПатрыстыка...Русско-белорусский словарь
  40. патристикафилос.i патрыстыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  41. патристикапатристика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  42. патристикапатристикаСинонимы наследие патрология...Русское словесное ударение
  43. патристикаот лат.em patres отцы изучение истории христианства литература литургии сочинения догмы до времени Григория I на Западе и Иоанна Дамаскина ум. ок. на Востоке. П. возни...Словарь античности
  44. патристикаПАТРИСТИКА [lt гр. pater patros отец] произведения отцов церкви IIVIII вв. в которых изложены основы христианского богословия и философии. Словарь иностранных слов. Ком...Словарь иностранных слов русского языка
  45. патристикатермин обозначающий совокупность теологических философских и политикосоциологических доктрин христианских писателей II VIII вв. Во IIIII вв. П. выполняла в основном аполо...Словарь исторических терминов
  46. патристикаот греч. pater лат. pater отец термин обозначающий совокупность теологических философских и политикосоциологических доктрин христианских мыслителей IIVIII вв. т.н. отцо...Словарь по истории психологии
  47. патристикапатристика наследие Словарь русских синонимов. патристика сущ. колво синонимов наследие патрология Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы наследие патрология...Словарь синонимов II
  48. патристикапатристика наследие...Словарь синонимов
  49. патристикаот греч. pater лат. pater отец ряд теологических философских и политикосоциологических доктрин христианских мыслителей II VIII вв. в христианской традиции известных как ...Словарь-справочник по философии
  50. патристикапатристика ж. лат. батько напрям християнсько догматично флософ ст. представлений творами отцв церкви. Книжка де вмщено так твори....Словник іншомовних слів
  51. патристикапатристика [вд лат. pater patris батько] вчення перших християнських теологв т. зв. отцв церкви як в ст. заклали основи церковно догматики теолог флософ християнства....Словник іншомовних слів Мельничука
  52. патри́стикаПАТРИСТИКА и ж. Напрям деалстично християнсько догматично флософ IIVIII ст. представлений творами так званих отцв церкви розм. Книжка в якй вмщено так твори. Ффф! подув...Словник української мови в 11 томах
  53. патристикаПАТРИСТИКА и ж.Сукупнсть теологчних флософських та полтикосоцологчних доктрин християнських мислителв флософ IIVII ст. н. е. так званих отцв церкви.Е. Жильсон був не згод...Словник української мови у 20 томах
  54. патристикаот лат. pater отец совокупность учений христ. церкви вв. в первую очередь отцов церкви отсюда назв. Во вв. в период гонений христиан со стороны рим. властей П. характ...Советская историческая энциклопедия
  55. патристикалат. pater род. падеж patris отец термин обозначающий совокупность теологич. филос. и политикосоциологич. доктрин христ. мыслителей вв. т. н. отцов церкви. П. возникла в...Советский философский словарь
  56. патристикаПАТРИСТИКА от греческого pater латинского pater отец термин обозначающий совокупность теологических философских и политикосоциологических доктрин христианских мыслителей...Современная энциклопедия
  57. патристикаПАТРИСТИКА от греч . pater лат. pater отец термин обозначающий совокупность теологических философских и политикосоциологических доктрин христианских мыслителей вв. т. ...Современный энциклопедический словарь
  58. патристикаот греч. отец совокупность философских учений христианских мыслителей IIХIII вв. отцов церкви принадлежность к которым определялась святостью жизни ортодоксальностью учен...Тематический философский словарь
  59. патристикапатристика [ гр. pater patros отец] произведения т. наз. отцов церкви вв. в которых изложены основы христианского богословия и философии....Толковый словарь иностранных слов
  60. патристикаПАТРИСТИКА патристики мн. нет ж. от греч. pater отец церк. лит. Изучение произведений т. наз. отцов церкви см. отец....Толковый словарь русского языка II
  61. патристикаПАТРИСТИКА ж. Произведения христианских мыслителей в которых изложены основы христианского богослужения и христианской философии. Раздел богословия занимающийся изучени...Толковый словарь русского языка
  62. патристикаи ж. Сукупнсть теологчних флософських полтикосоцальних доктрин християнських мислителв ст....Толковый словарь украинского языка
  63. патристикаУдарение в слове патристикаУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове патристика...Ударение и правописание
  64. патристика[patrystyka]...Українсько-польський словник
  65. патристикаТеологчна та флософська концепця отцв Церкви та н.em ранньохристиянських письменникв вдрзняться п. зх.em II ст.em Орен св.em Авустин п. сх.em IV ст.em бл.em Василй В...Універсальний словник-енциклопедія
  66. патристикатеологчна та флософська концепця отцв Церкви та н. ранньохристиянських письменникв вдрзняться п. зх. II ст. Орен св. Авустин п. сх. IV ст. бл. Василй Вел. Григорй з ...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  67. патристикатеология и философия отцов Церкви первоначальный этап средневековой христианской философии IIVIII вв. В патристике выделяют несколько периодов первый апологетический до...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  68. патристиканаправление средневековой философии разрабатывавшиеся святыми отцами церкви и заключавшееся в обосновании средствами философии догматов христианского вероучения учения о ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  69. патристикагреч. pater латинское pater отец термин обозначающий совокупность теологических философских и политикосоциологических доктрин христианских мыслителей IIVIII вв. т.н. о...Философия политики
  70. патристикаПАТРИСТИКА от греч. pater или лат. pater отец термин появившийся в в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. в. т.н. отцов церкви. К кон. в....Философская энциклопедия
  71. патристикаот лат. pater отец философия и теология отцов церкви т.е. духовнорелигиозных вождей христианства до в. см. также Учителя церкви. Обычно проводят следующее деление Апост...Философский энциклопедический словарь II
  72. патристикасовокупность философскотеологических учений христианских мыслителей вв. отцов церкви имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Первый пе...Философский энциклопедический словарь
  73. патристикаПАТРИСТИКА вд лат. pater батько отець теологчний та сторикофлософський термн що познача континуум вчень отцв церкви теологв флософв письменниквполемств у добу вд ст. ...Філософський енциклопедичний словник
  74. патристикапатристика патристики патристики патристик патристике патристикам патристику патристики патристикой патристикою патристиками патристике патристиках Источник Полная акцент...Формы слова
  75. патристикаТатка Тата Таска Таск Тарасик Тарас Тара Тапка Тапир Тапа Такт Такси Такса Таити Таиса Таис Таир Стрит Стрика Страта Стр Стирка Стик Статика Стат Старт Старка Старик Спир...Электронный словарь анаграмм русского языка
  76. патристикаПатристика от pater одна из богословских наук имеющая своим предметом изучение творений святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. В хр...Энциклопедический словарь
  77. патристикаот pater одна из богословских наук имеющая своим предметом изучение творений святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. В христианской ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  78. патристикаПАТРИСТИКА лат. patres отцы направление философскотеологической мысли вв. связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантикоаксиологические и...Энциклопедия История философии
  79. патристикаПатристика лат.em pater отец термин обозначающий совокупность теологических философских и политикосоциологических доктрин христианских мыслителей II VIII вв. так назы...Энциклопедия культурологии