Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ

[30 июля 1803 (по др. данным, 1804) – 27 февр. 1869 ] – русский философ, писатель, популяризатор науч. знаний, муз. критик. Обучался в Моск. университетском благородном пансионе (1816–1821). С 1823 – на гос. службе. В 1826 переселился в Петербург. С 1846 – пом. директора Публичной б-ки и директор Румянцевского музея. В 1823–1826, находясь во главе "любомудров", О. представлял в кружке консервативную социально-политич. линию. Порицая невежество и суетность высшего света, призывая человечество жить трудовой жизнью и достичь "золотого века" ("Разговор двух приятелей", "Моск. телеграф", 1825, ч. 2, No 5; "Разговор двух покойников", там же, ч. 1, No 3, см. отрывки из неопубл. романа "Алциндор и Мария", в кн.: Сакулин П. Н., Из истории рус. идеализма.... т. 1, ч. 1, М., 1913, с. 214–19; "Два дня в жизни земного шара", 1825, напеч. под псевд. Каллидор в "Моск. вестн.", 1828, ч. 10, и др.), О. тем не менее считал естеств. и вечным социальное и экономич. неравенство, выдвигал утопию идиллич. крепостничества, где умный и добрый барин опекает благодарных крестьян. Поэтому неудивительно, что по получении известий о декабрьском восстании 1825 в Петербурге, О. распустил кружок. В философии под влиянием, в частности, лекций Давыдова и М. Павлова О. стал сторонником нем. идеализма, гл. обр. Шеллинга (периода натурфилософии и "Системы трансцендентального идеализма") и Окена. Критикуя материализм, пропагандируя идеи Канта, Фихте, Шеллинга ("Секта идеалистико-элеатическая", в сб. "Мнемозина", ч. 4, М., 1825), рассматривая философию ("любомудрие") как науку, преодолевающую ограниченность опытного знания и придающую ему связанность и единство, О. утверждал идею тождества идеального и реального на основе идеального – "абсолюта", или бога (см. "Афоризмы...", в сб. "Мнемозина", ч. 2, с. 82). Предметы внешнего мира, по О., есть лишь некая эманация всеобщего, осуществляющаяся по "экспансивной" силе; посредством силы "интенсивной" они восходят к всеобщему, что можно понимать также и как познание предмета (см. изложение неопубликов. соч. "Гномы XIX столетия" и "Сущее или существующее", в указ. кн. Сакулина, т. 1, ч. 1, с. 145–48). Восходя по ступеням к познанию абсолюта через познание вещей, человек движется к истине через ее ограниченное постижение, т.е. через заблуждение – "ложь и истина суть две стороны: ...м ы с л и , и л и п о з н а н и я" (там же, с. 147). В области эстетики О. в эти годы также стоял на позициях объективного идеализма: он критиковал классицистич. теорию подражания ("Вестник Европы", 1823, апр., No 7, с. 224, прим.; "Мнемозина", ч. 1, с. 62–67, ч. 4, с. 161–62) и формулировал эстетич. концепцию (в неопубл. "Опыте теории изящных искусств...", отрывки см. вуказ. соч. Сакулина), сознательно основываемую на философии Шеллинга. По этой концепции искусство развивается параллельно с развитием духа, поскольку "основание красоты не в Природе, но в духе человеческом,... в акте духа, созерцающего самого себя в предмете" (цит. по кн.: Сакулин П. Н., Из истории рус. идеализма..., т. 1, ч. 1, с. 162). Анализируя виды искусства, как формы опредмечивания духа, О. впадал в плоский шеллингианский аналогизм (музыка – род, живопись – вид, поэзия – сущность и т.д.). Однако О. стремился преодолеть цельно-филос. понимание иск-ва, характерное для нем. классич. и рус. эстетики (Надеждин, ранний И. Киреевский и др.). По мнению О., единая "теория изящного" едва ли возможна; нужно довольствоваться интуитивным восприятием единичного, отд. произведений иск-ва. Свое прежнее представление о соотношении родов иск-ва О. как бы перевертывает: теперь высшим родом признается не поэзия, в к-рой "дух делается тождественным с предметом", а музыка, освобождающая дух от материальности. Тем не менее художественные взгляды О., поскольку они были направлены против известного схематизма философской эстетики, содержали в себе и много ценного: акцент на относительность идеи прекрасного; внимание к внутренней (в частности, психологической) природе эстетического чувства, стремление дифференцировать общее понятие о господствующем в искусстве "духе времени" и пр. Идеалистич. воззрения О. периода "любомудрия" имели двойств. значение: реакционное, поскольку О. противостоял материализму, отвлекал рус. мысль от развития опытных наук, и прогрессивное, поскольку он подвергал критике метафизику, разрабатывал диалектику (идеи развития, историзма, единства противоположностей), стремясь диалектически обработать различные области философии, гл. обр. эстетику. З. А. Каменский. Москва В 30–40-е гг. О. остро ощущает недостаточность "философии тождества" Шеллинга; однако, стремясь преодолеть ее, он отходит от принципа единства бытия и мышления. На первый план выдвигается теперь интуитивно-цельное, религ. знание; опорой философии признается "внутреннее чувство", независимое от внешнего опыта (см. "Рус. ночи", [М. ], 1913, с. 315). Тем самым О. в известной мере самостоятельно проделывал тот путь, к-рым шел Шеллинг от "философии тождества" к "философии откровения" (это, кстати, подтвердилось во время их личной встречи в 1842); оба резко восставали против "гегелизма", к-рый, по выражению О., "приводит многих к бездне отрицания и никого не удовлетворяет", и противополагали ему теософию, ища при этом поддержки у Сен-Мартена, Ф. Баадера и др. мистиков (см. запись этой беседы в кн.: П. Н. Сакулин, Из истории рус. идеализма..., т. 1, ч. 1, с. 385–87). Являясь в России 30–40-х гг. одним из самых последоват. критиков бурж. идеологии, О. резко нападал на классич. школу в политич. экономии (критика Адама Смита, Рикардо в "Рус. ночах", "Ночь пятая"), на теорию "пользы" И. Бентама (новелла "Город без имени", 1839), на учение Мальтуса о несоответствии роста народонаселения росту материальных благ (новелла "Последнее самоубийство", 1844). Одновременно О. показывал теневые стороны капиталистич. цивилизации; критиковал систему бурж.-демократич. учреждений, предоставляющую гл. выгоды имущим; писал о "возмутительном рабстве негров и беспощадном самоуправстве южных американских плантаторов..." ("Рус. ночи", с. 353). Собств. положит. идеал О. был расплывчат и сводился к идее гармонич. развития человечества. В ряде произведений О., прежде всего в "Эпилоге" к "Рус. ночам", довольно отчетливо прозвучали славянофильские ноты, что вызвало возражения В. Г. Белинского (см. Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 316 и сл.). Однако и в "Рус. ночах" – итоговом цикле О. – его взгляды не приобрели характера законченности и систематичности. Это создавало предпосылки для дальнейшей эволюции О.: в конце 50–60-х гг. он отдает предпочтение "опытному наблюдению", исключающему все авторитеты, "кроме авторитета фактов" (см. "Рус. архив", 1874, кн. 1, с. 334, 335), противопоставляет свои позиции славянофильской доктрине и т.д. Филос. и науч. интересы О. определяли и его беллетристич. творчество. О. создал в рус. лит-ре особый тип повести, "предметом" к-рой является "...не участь одного человека, но участь общего всему человечеству ощущения" (Предисловие к "Рус. ночам", 1913, с. 26), в к-рой персонаж обрисован постольку, поскольку он представляет определенное мировоззрение, науч. взгляд или метод мышления. Плодотворной была и деятельность О. как редактора и критика. В 1836–37 он помогал Пушкину в редактировании "Современника", в 1839–48 участвовал в "Отечественных записках", в 1843–48 вместе с А. П. Заблоцким-Десятковским издавал книжки для крестьян "Сельское чтение". С именем О. связана проницат. оценка мн. явлений рус. иск-ва: творчества Грибоедова, Пушкина, Гоголя (см., напр., отзыв О. о "Вечерах на хуторе близ Диканьки", в кн.: "Литературоведение. Труды кафедры рус. лит-ры Львовск. гос. ун-та, 1958, вып. 2, с. 72), Островского и др. Особенно значительна деятельность О. как муз. критика, первого истолкователя творчества Глинки. Ю. Манн. Москва. Соч.: Соч., СПБ, ч, 1–3, 1844; Романтич. повести, вступ. ст. О. Цехновицера, Л., 1929; "Текущая хроника и особые происшествия". Дневник... 1859–1869, в кн.: Лит. наследство, [т. ] 22–24, М., 1935; Избр. пед. соч., вступ. ст. В. Я. Струминского, М., 1955; Муз.-лит. наследие, вступ. ст. Г. Б. Бернандта, М., 1956; Повести и рассказы, вступ. ст. Е. Ю. Хин, М., 1959. Лит.: Сумцов Н. Ф., Князь В. Ф. О., X., 1884; Котляревский ?. ?., Князь В. Ф. О., в его кн.: Старинные портреты, СПБ, 1907, с. 133–53; Замотин И. И., Романтизм двадцатых годов XIX столетия в рус. лит-ре, 2 изд., т. 2, СПБ, 1913; Гиппиус В., Узкий путь. Князь В. Ф. О. и романтизм, "Рус. мысль", 1914, кн. 12, с. 1–26; История рус. лит-ры, т. 6, М.–Л., 1953, с. 533–42; Заборова Р. Б., Неизд. статьи В. Ф. О. о Пушкине, в кн.: Пушкин. Исслед. и мат-лы, т. 1, М.–Л., 1956, с. 313–42; Галактионов ?., Никандров П., История рус философии, М., 1961, с. 155–58, 160.

  1. одоевский владимир федоровичрус. писатель критик философидеалист. В с гг. О. вслед за Шеллингом усматривает в боге тождество идеального и реального. В е гг. видит в религии интуитив.цельное знание т...Атеистический словарь
  2. одоевский владимир федоровичрус. писатель критик философидеалист. В с гг. О. вслед за Шеллингом усматривает в боге тождество идеального и реального. В е гг. видит в религии интуитив.цельное знание т...Атеистический словарь II
  3. одоевский владимир фёдоровичРусский писатель философ музыкальный и литературный критик издатель журнала для крестьянства Сельское чтение. Перу В. Одоевского принадлежат роман Русские ночи сатирическ...Афоризмы русских писателей
  4. одоевский владимир федоровичОдоевскийstrong Владимир Федорович [. Москва . там же] русский писатель философ педагог музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование...Большая Советская энциклопедия II
  5. одоевский владимир федоровичОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович или князь русский писатель музыкальный критик один из зачинателей русского классического музыковедения. Председатель Общества любомудрия. ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. одоевский, владимир фёдоровичВладимир Фдорович или князь русский писатель музыкальный критик один из основоположников русского классического музыковедения. Председатель Общества любомудрия. Сборн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. одоевский владимир федоровичОДОЕВСКИЙstrong Владимир Федорович [ ] князь рус. писатель один из близких друзей Л. Имя Л. привлекло внимание О. с появлением стих. Смерть поэта с крым его познакомил ...Лермонтовская энциклопедия
  8. одоевский владимир фёдоровичОДОЕВСКИЙ Владимир Фдорович по др. данным князь русский писатель философ муз. и литературный критик популяризатор науч. знаний изд. журн. для крестьян Сельское чтение ....Литературный энциклопедический словарь
  9. одоевский, владимир фёдоровичили писатель и общественный деятель педагог музыкальный критик философ. Председатель Общества любомудрия. С помощник директора Имп. публичной библиотеки и директор Ру...Педагогический терминологический словарь
  10. одоевский владимир фёдоровичкнязь [. по др. данным . или . по др. данным Москва . там же] писатель и обществ. деятель педагог муз. критик и философ. Последний потомок древнего княжеского рода Рю...Российская педагогическая энциклопедия
  11. одоевский владимир федорович. Москва . Москва философ писатель литературный и музыкальный критик. Принадлежал к обедневшей ветви рода Рюриковичей. В гг. О. учился в Московском университетском благо...Русская философия
  12. одоевский владимир фёдоровичОдоевский Владимир Фдорович или князь писатель философ музыкант и литературный критик популяризатор научных знаний. Двоюродный брат А. И. Одоевского. С жил в Петербург...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  13. одоевский владимир федорович. . русский писатель философ педагог музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном п...Святая Русь - энциклопедический словарь
  14. одоевский владимир федоровичОдоевский Владимир Федорович видный писатель первой половины XIX в. автор философских статей сатирических произведений. Создатель жанра философской фантастической новел...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  15. одоевский владимир федоровичОдоевский Владимир Федорович июля М. февр. там же писатель музыковед и философПсевдонимыi Аристu Б. В. и к. О.u Бн И.u Безгласныйu Безгласный В.u В. и О.u В. Ф. О.u...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  16. одоевский, владимир федоровичОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ русский философ писатель литературный и музыкальный критик. Родился июля в Москве. Принадлежал к ветви рода Рюриковичей. В окончил Московс...Энциклопедия Кольера II
  17. одоевский владимир федоровичрус. литератор эссеист философ литературный и музыкальный критик. Эстетические воззрения О. сформировавшиеся под влиянием Шеллинга тесно связаны с его общефилософскими и ...Эстетика