Философская Энциклопедия (в 5 томах)

НИБУР, РЕЙНГОЛЬД

(р. 21 июня 1892) – американский протестантский теолог, представитель т.н. диалектич. теологии. В 1915–28 – пастор в Детройте, с 1928 – проф. теологии в федеральной теологич. семинарии (Нью-Йорк). В условиях экономич. кризиса 1929–33 и разочарования в либерализме возглавил переход большинства амер. протестантских теологов с позиций модернизма на позиции т.н. теологии кризиса. В знаменующей этот поворот кн. "Нравственный человек и безнравственное общество" ("Moral man and immoral society", ?. ?., 1932, new ed., ?. ?., 1963) H. объявляет надежды "социального евангелия" на приведение общества в соответствие с требованиями христ. морали и изживание зла иллюзорными и наивными. В последующих работах "Природа и судьба человека" ("The nature and destiny of man", v. 1–2, N. Y., 1941–43, new ed., v. 1–2, N. Y., 1964), "Вера и история" ("Faith and history", L., 1949), "Ирония американской истории" ("The irony of American history", N. Y., 1952) H. отрекается от всего бурж.-просветительного прогрессивного наследия, защиту к-рого называет опасным донкихотством, отказывается от идей социального прогресса, совершенствования человеческой личности и т.п., утверждая, что любые попытки построения справедливого обществ. порядка наталкиваются на якобы низменную, злую и эгоистичную ("греховную") сущность человека. Всякий альтруизм рассматривается им как лицемерие, за к-рым скрывается эгоизм личности, класса, нации, хитроумно выдающих свои эгоистич. интересы за всеобщие. Задача религии, по ?., состоит прежде всего в том, чтобы убедить человека, что "...корень империализма в империализме индивида и что социальные невзгоды в определенном смысле проистекают из испорченности личной души" ("Essays in applied Christianity", N. Y., 1959, p. 146), и вызвать у человека чувство вины перед богом. По мнению Н., "двусмысленность человеческой природы" заключается в том, что человек является одновременно и творением бога, созданным по его образу и подобию и получившим в силу этого способность к творчеству, и тварью, во всем и всегда ограниченным существом. В забвении последнего обстоятельства – суть первородного греха: человек, забывая о своем ничтожестве и пытаясь подчинить себе историю, к-рая, будучи сферой столкновения иррациональной свободной воли людей и воли бога, непознаваема и неподвластна человеку, всегда получает результаты, обратные желаемым. В этом и состоит "ирония истории". Отсюда Н. делает вывод: следует отказаться от всех попыток кардинальных социальных преобразований, от самой социологии как науки и ограничиться непосредств. практич. деятельностью, направленной на смягчение неразрешимых в принципе противоречий, помня, что "вся история есть компромисс". Соч.: Leaves from the Notebook of a Tamed Cynic, Chi.–N. Y., 1929; new ed., Hamden (Conn.), 1956; The children of Light and the children of Darkness, L., 1945. Лит.: Мельвиль Ю. К., Чанышев А. Н., Ирония истории, "ВФ", 1954, No 2; Hаrland G., The thought of R. Niebuhr, N. Y., 1960. А. Чанышев. Москва.

  1. нибур, рейнгольдамер. теолог один из крупнейших в совр. протестантизме. Кризис потрясший в кон. х гг. США привел Н. к отказу от традиций либеральной теологии с присущей ей верой в прогре...Атеистический словарь II
  2. нибур, рейнгольдАмериканский теолог Рейнгольд Нибур родился июня г. в штате Миссури. В г. в Йельском университете он защитил магистерскую диссертацию по теологии. И в том же году прер...История философии. Книга четвёртая. Философия XX в.
  3. нибур, рейнгольдНИБУР РЕЙНГОЛЬДNiebuhr Reinhold американский протестантский теолог родился июня в РайтСити шт. Миссури в семье протестантского пастора. Образование получил в Элмхерстс...Энциклопедия Кольера II