Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ЛЮТЕР МАРТИН

(10 ноября 1483 – 18 февр. 1546) – деятель бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма. Род. в г. Эйслебене в Саксонии. В 1501 поступил в Эрфуртский ун-т, в 1505 получил степень магистра свободных иск-в. В Эрфуртском ун-те Л. был связан с кружками гуманистов, к-рые вели энергичную борьбу против столпов схоластич. теологии, но не примкнул к ним. В то время как радикальные гуманисты видели пути развития нем. культуры в распространении светского образования, Л. стремился к реформе теологии, оставаясь на ее почве. Пытаясь найти основы новой христианской догматики, он изучал различные направления схоластич. теологии, в частности ср.-век. мистику. Начав читать лекции в Виттенбергском ун-те, в 1512 он получил степень д-ра богословия. Осн. положения нового вероучения Л. высказал в предназначенных для диспута 95 тезисах против индульгенций, прибитых им 31 окт. 1517 к дверям виттенбергской церкви. Л. выступал против догматов и претензий католич. церкви, утверждал, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и богом. Человек, по Л., достигает "спасения души" ("оправдания") только при помощи "веры", к-рая даруется ему непосредственно богом. Л. отвергал претензии духовенства на господствующее положение в мире. Вместе с тем объявив "веру" христианина единств. средством его общения с богом, Л. настаивал на том, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, светское гос-во и его учреждения занимают важное место в христианской религии. В соответствии с этим должен быть отвергнут авторитет папских декретов и посланий ("священное предание") и восстановлен авторитет "священного писания". Но, выдвинув против католич. вероучения положение о непосредств. общении наделенного "верой" христианина с богом, Л. решительно отрицал при этом значение человеч. воли и разума. Общения с богом человек, согласно лютеровскому учению, достигает путем полного "смирения" и "сокрушения сердца": человек должен осознать свою полную ничтожность перед спасающей его милостью божией. Поэтому Л. не полностью отвергал роль духовенства, считал его необходимым для того, чтобы наставлять людей в смирении перед богом. В первых произведениях Л. оставалось неясным, следует ли из его учения, что сама светская жизнь и мирской порядок должны быть преобразованы, поскольку они призваны играть важную роль в деле религ. "оправдания". Л. не уточнял своих взглядов по вопросам социальных отношений, что придавало его учению весьма широкий характер, т.к., не выходя по существу за рамки бюргерской ереси, оно, по словам Энгельса, не исключало "...ни одного более радикального направления..." (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 365). В обстановке усиления классовой борьбы крестьянства и гор. низов идеи Л. были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиц. и революц. слоев населения и положили начало широкому обществ. движению, направленному против католич. церкви. Л. отказался явиться на церк. суд в Рим, а на лейпцигском диспуте с папистом Экком в 1519 открыто признал, что во многом следует учению сожженного на костре великого чешского реформатора Яна Гуса. В 1520 Л. публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году Л. напечатал свой трактат "К христианскому дворянству немецкой нации" ("An den christlichen Adel deutscher Nation: von des christlichen Standes Besserung"), осн. мысль к-рого заключается в том, что нац.-политич. задача немцев – освободиться от папского засилья – решается тем, что дело служения богу должно рассматриваться не как дело одного духовенства, а как функция всей жизни христиан, их мирских учреждений и светской власти. Эта идея, объявляющая священной всю мирскую жизнь христиан, получила выражение в его учении о "всеобщем священстве". Но этот сравнительно радикальный период в деятельности Л. продолжается недолго. Реформац. движение вышло за те границы, к-рые желал поставить ей Л. В обстановке обострившейся в 1520–21 классовой борьбы, когда выявилось революц. понимание Реформации нар. низами, когда на политич. арену выступил вождь крестьянско-плебейского лагеря Т. Мюнцер, Л. выдвинул на первый план консервативные основы своего учения и стал отдаляться от нар. движения. Уже в трактате 1520 "О свободе христианина" ("Tractatus de libertate christiana") он разъяснял, что "христианскую свободу" следует понимать только в смысле духовной свободы, из чего следует, что телесная несвобода вполне совместима с христ. свободой. Учение Л. было осуждено императорским эдиктом в Вормсе весной 1521. С 1522 Л. стал резко выступать против революц. действий нар. масс. В трактате 1523 "О светской власти" ("Von weltlicher Obrigkeit") Л. в сформулированной им теории "божественного" и "естественного" права указал, что светская власть, опираясь на естеств. право, обязана охранять существующий светский порядок силой меча и что именно этой своей функцией она создает основу для христ. благочестия, т.е. для божеств. порядка. Таким образом, феод. власть князей объявлена была Л. официальной опорой Реформации. Во время Крестьянской войны Л. на основании этой теории двух порядков требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния. В полемич. трактате 1525 против Эразма Роттердамского "О рабской воле" (De servo arbitrio) Л. сформулировал свою "теорию" абсолютного предопределения, согласно к-рой человеч. воля и знания не играют никакой роли и не имеют никакого значения. Человеч. воля, пишет Л., подобна вьючному животному: она пассивно повинуется тому, кто овладевает ею, богу или дьяволу. Эта реакц. концепция представляла собой шаг назад по отношению к его идеям начала 20-х гг. о том, что божественное откровение возвещается расцветом языков и наук. Став на реакц. позиции в области социально-политич., Л. порвал с традициями прогрессивной мысли. Эта эволюция Л. отражала развитие того консервативного слоя бюргерства, идеологом к-рого был Л. Реабилитация мирской жизни в лютеровском вероучении, сочетавшаяся с отрицанием всякого положит. значения воли и разума человека, означала не изменение существующих отношений, а лишь их освящение божеств. авторитетом. "... Лютер победил рабство по набожности только тем, – писал К. Маркс, – что поставил на его место рабство по у б е ж д е н и ю. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422–23). В историю нем. обществ. мысли Л. вошел и как деятель культуры, как реформатор образования, языка, музыки и т.д. Правда, Л. всегда подчеркивал свою отчужденность от идей гуманизма и от светской культуры вообще. Однако он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах своей борьбы с папистами стремился использовать нар. культуру и многое сделал для ее развития. В этом отношении Л., вопреки его религ. догматизму, оставался сыном эпохи Возрождения. Поэтому Ф. Энгельс причислил Л. к выдающимся людям этой эпохи. Важнейшим вкладом Л. в нем. культуру было утверждение им в нем. переводе Библии норм общенем. нац. языка. Составленный Л. "хорал" на основе 46-го псалма сделался, по словам Энгельса, "Марсельезой XVI в.". Этим же духом проникнут ряд духовно-лит. произведений Л., особенно составленные им религ. песни, в к-рых он сумел широко использовать формы и элементы мелодий песен мейстерзингеров, нар. песен и светской лирики. Характерной чертой лютеровской реформации является сочетание абстрактного радикализма с религ. освящением действительности. Историч. значение ее заключалось в том, что она дала толчок мощному подъему обществ. движения, в ходе к-рого на арену выступили различные направления, истолковывавшие реформационные идеи в бурж.-радикальном и революц. духе. Соч.: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abtl. 1–4, Weimar, 1882–1957 (Abtl. 1, Bd 1–58; Abtl. 2, Bd 1–6; Abtl. 3, Bd 1–10; Abtl. 4, Bd 1–11; Inhalts?bersicht zu Abtl. 1–4). Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, в кн.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; Бецольд Ф. фон, История реформации в Германии, пер. с нем., т. 1–2, СПБ, 1900; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, М., 1947; его же, Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны, М., 1962; Diem ?., Luthers Lehre von den zwei Reichen, M?nch., 1938; Hinrichs K., L. und M?ntzer, В., 1952; Stern L., M. L. und Philipp Melanchthon – ihre ideologische Herkunft und geschichtliche Leistung, [Halle – Wittenberg, 1954 ]; Bornkamm H., L. im Spiegel der deutschen Geistesgeschichte, Hdlb., 1955; Gerstenkоrn H. R., [" ] Weltlich Regiment... [" ]. Die Staatstheoretischen Auffassungen Martin Luthers..., Bonn, 1956; Fife R. H., The revolt of M. L., N. Y., 1957; Вlayney I. W., The age of L. The spirit of Renaissance-humanism and the Reformation, N. Y., [1957 ]; Granz F. E., An essay on the development of Luther´s thought on justice, law and society, Camb., 1959. M. Смирин. Москва.

  1. лютер мартинВеликий немецкий реформатор родился в ноябре г. в Эйслебене главном городе тогдашнего графства Мансфельд в Саксонии. Родители его были бедные крестьяне из деревни Мера т...100 великих пророков и вероучителей
  2. лютер мартиноснователь лютеранской церкви вождь религиозной реформации XVI века. Реформация представляла собой социальное движение охватившее мелкую городскую буржуазию и широкие кру...1000+ биографических данных - словарь
  3. лютер мартинодин из вождей Реформации основоположник лютеранства. Призывал к борьбе против папства и католич. иерархии его тезисов стали сигналом начала реформ. движения . Возглавил...Атеистический словарь
  4. лютер мартинодин из вождей Реформации основоположник лютеранства. Призывал к борьбе против папства и католич. иерархии его тезисов стали сигналом начала реформ. движения . Возглавил...Атеистический словарь II
  5. лютер мартинЛютерstrong Luther Мартин . Эйслебен Саксония . там же глава бюргерской Реформации в Германии основатель немецкого протестантизма лютеранства. Родился в семье бывшего ру...Большая Советская энциклопедия II
  6. лютер, мартиннемецкий религиозный реформатор. основатель лютеранства....Даты рождения и смерти известных людей
  7. лютер, мартинLuther Мартин деятель Реформации в Германии начало которой положило его выступление в Виттенберге с тезисами отвергавшими основные догматы католицизма. Основатель лю...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. лютер мартинЛютер Мартин гг.Ч деятель Реформации в Германии начало которой положило его выступление г. в Виттенберге с тезисами отвергавшими основные догматы католицизма. Основате...Исторический словарь
  9. лютер мартинрелигиозный реформатор Германии основатель лютеранской церкви. Вел борьбу против католицизма и власти римского папы. Началом его религиознореформаторской деятельности счи...Исторический справочник русского марксиста
  10. лютер мартиннем. мыслитель и обществ. деятель творец бюргерской Реформации в Германии начало крой положило его выступление в Виттенберге с тезисами против индульгенций отвергавшими...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  11. лютер мартинЛЮТЕР Luther Мартин деятель Реформации в Германии. Перевод Библии на нем. яз. Послание о переводе . Публицистич. соч. Басни шпрухи евангелич. песни хорал Господь наш и...Литературный энциклопедический словарь
  12. лютер (мартин)немецкий теолог и протестантский реформатор Эйслебен Тюрингия там же . Выходец из простой крестьянской семьи. Образование получил в Эрфуртском университете . В г. маг...Новый философский словарь
  13. лютер мартинЛютер Мартин Luther Martin ок. нем. теолог виднейший деятель протест. Реформации в Европе. Учился в Эрфуртском унте потом примкнул к монахамавгустинцам. Став священнико...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  14. лютер мартинЛЮТЕР МАРТИН Luther Martin Немецкий религиозный реформатор. В области политики Лютера интересовали отношения церкви и государства он внес ряд новых идей в затянувшуюся п...Политология. Словарь.
  15. лютер мартин. Эйслебен . там же похоронен в Виттенберге глава бюргерской Реформации в Германии основатель нем. протестантизма лютеранства. Окончил Эрфуртский унт . С читал лекции в...Российская педагогическая энциклопедия
  16. лютер мартиннемецкий теолог и протестантский реформатор Эйслебен Тюрингия там же . Выходец из простой крестьянской семьи. Образование получил в Эрфуртском университете . В г. маг...Сверхкраткий философский словарь
  17. лютер мартинЛютер Мартин Luther Лютер Luther Мартин strong Немецкий религиозный деятель периода Реформации. Являлся зачинщиком Реформации начало которой положило его выступление в ...Сводная энциклопедия афоризмов
  18. лютер мартиннемецкий монахавгустинец теолог и профессор Виттенбергского университета. Его выступление против общепринятых тогда религиозных доктрин и обрядов положило начало протеста...Словарь религий, обрядов и верований
  19. лютер мартинмонахавгустинец глава Реформации в Германии основатель немецкого протестантизма лютеранства отвергавший идею о том что церковь и духовенство являются необходимыми посредн...Словарь-справочник по философии
  20. лютер мартин. Эйслебен Саксония . там же нем. мыслитель и обществ. деятель глава бюргерской Реформации в Германии основатель нем. протестантизма лютеранства один из создателей общене...Советский философский словарь
  21. лютер мартинизначально эрфуртский студент в году решает посвятить себя делу Католической Церкви и постригается в августинский орден. тезисов опубликованных в году в знак протеста ...Философия политики - словарь персоналий
  22. лютер мартинвидный деятель Реформации основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии вв. Лютеровский перевод Библии сыграл важную роль в форм...Философский энциклопедический словарь
  23. лютер, мартинЛютер Мартин Ейслебен Саксоня нм. релгйний мислитель реформатор деолог Реформац ляйвнщ один з творцв загальнонм. лтературно мови. Вивчав класичну лтературу флософю...Філософський енциклопедичний словник
  24. лютер, мартинЛЮТЕР МАРТИНLuther Martin немецкий религиозный деятель зачинатель движения Реформации. Родился ноября в городе Эйслебен в Тюрингии. Его отец Ганс Лютер выходец из крес...Энциклопедия Кольера II