Философская Энциклопедия (в 5 томах)

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

от лат. imperativus – повелительный) – термин, введенный Кантом и обозначающий основное понятие его этики. Понимая под императивами предписания воли, Кант разделял их на два вида – гипотетические и категорические. Гипотетич. императивы относятся к волевым действиям, сопровождающим процесс труда или повседневные житейские дела. Руководствуясь ими, человек не ставит перед собой вопроса о нравств. цели своих действий, а лишь решает вопрос о выборе средств соответственно уже заданной цели. Врач и отравитель могут быть одинаково искусны, хотя первый преследует нравств., а второй безнравств. цель. В отличие от гипотетич. императива, К. и. – осн. закон, определяющий нравств. сторону действий человека. К. и. имеет две формулировки. В "Критике практического разума" Кант формулирует К. и. следующим образом: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства" (Кант И., Критика практического разума, СПБ, 1897, с. 38). Другую формулировку Кант дает в "Основоположении к метафизике нравов" (М., 1912): "Действуй так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но и всегда в то же время и как к цели" (указ. соч., с. 55). Согласно Канту, К. и. является всеобщим общеобязательным законом; содержащимся в практич. разуме. Им должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, богатства и т.д. Нравст. человек обязан ему следовать, не взирая на обстоятельства, видя в этом свой высший долг. Всеобщность К. и., независимость его велений от религии, провозглашение равенства всех перед моральным законом резко отличали нравств. закон Канта от основоположений феод. христ. морали, господствовавшей в ту эпоху в Германии. Рассматривая человека не как средство, а как цель, объявляя равенство всех перед моральным законом, К. и. Канта заключал в себе антифеод. тенденции. Но с другой стороны, К. и. был противопоставлен этич. идеям Руссо и франц. материалистов. В то время как идеологи революц. буржуазии 18 в. видели высшую цель в достижении всеобщего счастья и призывали к борьбе за достижение этой цели, Кант считал счастье недостижимым. Стремление к счастью, сделанное всеобщим принципом, породило бы, по его мнению, не гармонию обществ. интересов, а раздор и противоречия. Поэтому К. и. не требует от личности активной борьбы против произвола и несправедливости. Целью, по Канту, является лишь создание соответствующего К. и. умонастроения. Это определяет формализм и бессодержательность осн. закона кантовской этики. Кант отвлекался от различий между моралью различных эпох и классов, обосновывая общее моральное сознание, присущее в одинаковой степени всем людям, классам и народам. Указывая на влияние франц. революции на кантовскую философию и этику, Маркс и Энгельс вместе с тем отметили, что Кант превратил "...материально мотивированные определения воли французской буржуазии в ч и с т ы е самоопределения "с в о б о д н о й в о л и", воли в себе и для себя, человеческой воли, и сделал из нее таким образом чисто идеологические определения понятий и моральные постулаты" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 184). Представители послекантовской бурж. этики неоднократно использовали понятие о К. и. для обоснования своих теорий нравственности. Критикуя учение Канта с позиций субъективизма, Фихте дал новую формулировку К. и. "Выполняй всякий раз твое назначение" (S?mtliche Werke, Bd 4, В., 1845, S. 151). В соответствии с этим К. и. каждый человек определен к выполнению только ему предназначенной задачи, существуя для исполнения определ. конечной цели. Абстрактный, нормативный характер кантовской морали был подвергнут критике Гегелем, к-рый называл К.и. "пустым формализмом", "долгом ради долга"; "вечным, долженствованием" и т.д. (см. Соч., т. 7, М.–Л., 1934, с. 153–55; т. 11, M. – Л., 1935, с. 444–48). Фейербах, воюя против формализма кантовского К. и., заявлял, что единств. К. и. является стремление к счастью и удовлетворению насущных потребностей (см. Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 465–73). В то время как представители нем. классич. философии критиковали К. и. за формализм, абстрактность, ригоризм, эти черты кантовского основоположения расценивались положительно и получали особое развитие в этич. учениях неокантианства. Ригоризм и неукоснительность морали Канта были использованы для оправдания нравств. и политич. оппортунизма. Неокантианцы пытались опереться на учение о К. и. в борьбе против марксистско-ленинской теории, к-рая учит, что в обществе, основанном на классовом антагонизме, не может быть всеобщей, пригодной для всех классов нравственности. Требования К. и. рассматриваются неокантианцами как общечеловеческие, а этика, основанная на этом принципе, как всеобщая теория нравственности. Неокантианцы-ревизионисты М. Адлер, Э. Бернштейн, Л. Вольтман и др. использовали учение о К. и. для обоснования теории "этического социализма". Противопоставляя свои взгляды на общество марксистско-ленинскому учению, этич. социалисты рассматривали социализм как К. и. человеч. рода. Они отвергали необходимость пролетарской революции и доказывали, что к социализму можно прийти только путем нравств. самоусовершенствования, в результате к-рого все люди, как эксплуататоры, так и эксплуатируемые, будут руководствоваться К. и. Нек-рые совр. бурж. философы, напр. представители т. н. натуралистич. этики, используют К. и., истолковывая его в духе своих учений. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 184; Ленин В. И., Задачи Союзов молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; Марксизм и этика, 2 изд., [К. ], 1925; Кант И., Критика практического разума, пер. с [нем. ], М., 1912; его же, Основоположение к метафизике нравов, пер. [о нем. ], М., 1912; Фейербах Л., О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955; Асмус В. Ф., Философия Иммануила Канта, М., 1957; Fichte I. G., Das system der Sittenlehre nach den Principien der Wissenschaftslehre, в его кн.: S?mtliche Werke, Bd 4, В., 1845; Volkelt J., Kan?s kategorischer Imperativ und die Gegenwart, W., 1875; Deussen P., Der kategorische Imperativ, 2 Aufl., Kiel, 1903; Messer ?., Kants Ethik, Lpz., 1904; Buchenau ?., Kants Lehre vom kategorischen Imperativ, Lpz., 1913 (Wissen und Forschen, Bd 1); Marcus E., Der kategorische Imperativ, 2 Aufl., M?nch., 1921; Cohen H., System der Philosophie, Tl 2 – Ethik des reinen Willens, 3 Aufl., В., 1921; Cassirer E., Kants Leben und Lehre, В., 1921. А. Хайкин. Тамбов.

  1. категорический императивКатегорический императив Из труда Основы метафизики нравов немецкого философа Иммануила Канта . Он понимает под этим императивом абсолютное полное подчинение человека зак...Словарь крылатых слов и выражений
  2. категорический императивсм. И. Кант....Большая психологическая энциклопедия
  3. категорический императивот лат. imperativus повелительный термин введенный немецким философом И. Кантом и обозначающий основной закон или правило его этики. Имеет две формулировки . поступай то...Большая Советская энциклопедия II
  4. категорический императивКАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ см. И. Кант....Большой психологический словарь
  5. категорический императивcategorial imperative см. Кант Гипотетический императив....Большой толковый социологический словарь
  6. категорический императивцентральное понятие этики И. Канта безусловноеобщеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требуетпоступать всегда в соответствии с принципом который в любое...Большой энциклопедический словарь II
  7. категорический императивКАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ центральное понятие этики И. Канта безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии ...Большой энциклопедический словарь III
  8. категорический императивКАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ центральное понятие этики И. Канта безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии...Большой Энциклопедический словарь V
  9. категорический императивтермин введенный И. Кантом в Критике практического разума и обозначающий основной закон его этики....Глоссарий философских терминов
  10. категорический императивсмотри Императив....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. категорический императивлат. imperativus повелительный базовое понятие этики Канта фиксирующее общезначимое нравственное предписание имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. К...История философии
  12. категорический императивКАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВstrongлат. imperativus повелительный базовое понятие этики Канта фиксирующее общезначимое нравственное предписание имеющее силу безусловного при...История философии II
  13. категорический императивв этике Канта всеобщий повелевающий принцип выраженный следующей формулой поступай согласно только такой максиме т.е. общему нравственному правилу или принципу руководств...Краткий религиозно-философский словарь
  14. категорический императивКАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ лат. imperative повелительный базовое понятие этики Канта фиксирующее общезначимое нравственное предписание имеющее силу безусловного принципа ...Новейший философский словарь
  15. категорический императивcategorical imperative...Русско-английский психологический словарь
  16. категорический императивcategorical imperative вчт....Русско-английский словарь по электронике
  17. категорический императивКАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ В философии Канта безусловное требование или закон разума выражаемый в формуле du kannst du sollst ты можешь следовательно должен сделать. Объяс...Словарь иностранных слов русского языка
  18. категорический императивбезусловное повеление категория этики Канта несущая основную нормативную нагрузку нравственный закон который гласит Поступай только согласно такой максиме руководствуясь ...Словарь по биомедицинской этике
  19. категорический императивосн. категория этики Канта сформулированный им нравственный закон крый гласит поступай только согласно такой максиме правилу руководствуясь крой ты в то же время можешь п...Словарь по этике
  20. категорический императивцентральная категория этики И.Канта при помощи которой раскрывается сущность нравственного закона который содержит в себе абсолютную необходимость. Существует только оди...Словарь-справочник по философии
  21. категорический императивот лат. imperativus повелительный термин введнный Кантом в Критике практического разума и обозначающийв отличие от условного гипотетич. императиваосновной закон его этик...Советский философский словарь
  22. категорический императивКАТЕГОРИЧЕСКИЙ Императив смотри Императив....Современная энциклопедия
  23. категорический императивКАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ центральное понятие этики И. Канта безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии ...Современный энциклопедический словарь
  24. категорический императивот повелительный центральное понятие этики Канта выражающее содержание нравственного закона в форме безусловного и априорного повеления практического разума. Категорическ...Тематический философский словарь
  25. категорический императивkategorischer Imperativ нем. Центральное понятие практической философии Канта. Выражает существо морального закона. В отличие от гипотетических императивов выражающих тр...Термины кантовской философии
  26. категорический императивКАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ от лат.em imperativus повелительныйem термин введнный Кантом в Критике практического разума и обозначающийв отличие от условного гипотетич. имп...Философская энциклопедия
  27. категорический императивсм. Императив....Философский энциклопедический словарь
  28. категорический императивКатегорический императив по терминологии Канта нравственный долг в безусловноповелительной форме. См. Кант....Энциклопедический словарь
  29. категорический императивКАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ центральное понятие этики И. Канта безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии...Энциклопедический словарь естествознания
  30. категорический императивпо терминологии Канта нравственный долг в безусловноповелительной форме. См. Кант....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  31. категорический императивКАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ лат. imperativus повелительный базовое понятие этики Канта фиксирующее общезначимое нравственное предписание имеющее силу безусловного принципа...Энциклопедия История философии