Философская Энциклопедия (в 5 томах)

КАССИРЕР ЭРНСТ

(28 июля 1874 – 13 апр. 1945) – нем. философ-идеалист, неокантианец. В 1906 – приват-доцент в Берлине, в 1919–33 – проф. в Гамбурге. С 1933 К. был в эмиграции; сначала был проф. в Оксфорде, затем – в ун-тах Упсалы и Гетеборга, с 1941 по 1945 преподавал в Иельском и Колумбийском ун-тах в США. К. вслед за Когеном и Наторпом не только полностью устраняет "вещь в себе", но и отрицает чувственность как предшествующий мышлению источник познания (см. "Philosophie der symbolischen Formen", В., 1925, ?l 2, S. 40). Рассудок, по К., в процессе познания творчески порождает из себя мир, к-рый толкуется как творение не индивидуального сознания, а "сознания вообще". Тем самым субъективно-идеалистич. теория превращается в объективный идеализм. Исследуя образование понятий в математике и естествознании, К. пытался доказать, что категорией, определяющей движение совр. теоретич. мысли, является категория "отношения", а не "вещи", "субстанции". В основе же всех отношений, по К., лежат идеальные отношения "чистой мысли", с к-рыми имеет дело математика. Факт – не "данное", но лишь проблема, "заданное". Сохраняя идеалистич. сторону кантовского метода, К. превращает первоначальную концепцию, односторонне ориентированную на математику и естествознание, в "философию символических форм" ("Philosophie der symbolischen Formen", ?l 1–3, В., 1923–29). К. исходит из того, что категории предметного сознания должны иметь силу везде, где вообще из хаоса впечатлений формируется космос, "картина мира" (см. указ соч., Тl 2, 1925, S. 34). Формы такого "понимания мира" К. видел в языке, мифе и религии, иск-ве и историч. рассмотрении. Эти формы не являются отражением существующего, а представляют собой автономные творения духа, в к-рых человек впервые созидает свой мир. К. характеризует этот мир как "символический" (см. тамже, Тl 1, 1923, S. 9). Язык, по К., есть простейшая ступень систематизации, опредмечивания. Мифологию и религию К. рассматривал как бессознательную, но регулируемую правилами объективацию чувств. Религию в ее более высоких формах К. определяет как символич. "выражение наших высших нравственных идеалов" ("Was ist der Mensch?", В., 1960, S. 120). Искусство, по К., в отличие от науки, есть "оформление" бытия посредством чувств. форм. Искусство определяется "как изначальное проявление нашей внутренней жизни" (там же, S. 215). Но при этом оно не есть просто выражение внутренней жизни художника, а открывает нам "сверхиндиви-дуальное бытие". С помощью этой теории К. хотел дать охватывающее "теоретико-критическое обоснование" всей культуры. В результате задачей философии оказалась рефлексия творч. духа относительно своей собств. деятельности. В философии истории стремление открыть закономерности историч. процесса отвергается К. как "натуралистическое" и фаталистическое. Согласно К., все историч. явления, все продукты культурного творчества обязаны своим существованием исключительно "актам концентрации и объективации идей и представлений" (там же, S. 234). Эта "объективация" осаждается и принимает прочную и постоянную форму в памятниках, документах и т.д., в том, что мы называем традицией. Она имеет для нас, по мнению К., лишь "символическое бытие". Итог философии символич. форм К. подвел в своем предпоследнем произведении "Опыт о человеке" ("An essay on man", 1945). В этой книге К. рассматривает свое учение как филос. антропологию. Человек – это не "социальное животное" и не "разумное животное", а "животное символическое", существо, строящее себе мир в символич. формах. По своим социально-политич. воззрениям К. остался сторонником либеральной буржуазии. К. защищал бурж. демократию ("Die Idee der republikanischen Verfassung" – "Идея республиканской конституции", 1929) и осуждал фашизм. Его последнее произведение "Миф государства" ("Vom Mythus des Staates", 1949, на англ. яз. 1946) можно рассматривать даже как попытку полемики с фашизмом, к-рая, однако, не вскрывала его сущности. Соч.: Leibniz´ System in seinen wissenschaftlichen Grundlagen, Marburg, 1902; Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit, Bd 1–4, В., 1906–57; Freiheit und Form. Studien zur deutschen Geistesgeschichte, В., 1916; Zur Einstein´ schen Relativit?tstheorie, В., 1921; Kants Leben und Lehre, В., 1921; Idee und Gestalt. Goethe, Schiller, H?lderlin, Kleist, [2 Aufl. ], В., 1924; Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance, Lpz.–В., 1927; Die Philosophie der Aufkl?rung, T?bingen, 1932; Determinismus und Indeterminismus in der modernen Physik, G?teborg, 1937; E. Descartes, Stockh., 1939; Naturalistische und humanistische Begr?ndung der Kulturphilosophie, G?teborg, 1939; Die Philosophie im XVII. und XVIII. Jahrhundert, P., 1939; An essay ond man. An introduction to a philosophy of human culture, New Haven–L., [1945 ]; в рус. пер.: Теория относительности Эйнштейна, П., 1922. Лит.: The philosophy of Ernst Cassirer, Evanston (III.), 1949 (The library of living philosophers, v. 6, ed. by P. ?. Schlipp); Leander F., Estetik och kunskapsteori, G?teborg, 1950; Hamburg С. H., Symbol and reality, Hague, 1956. Г. Пепперле. ГДР. В. Лекторский. Москва.

  1. кассирер эрнстнем. философидеалист неокантианец. Исследовал религию в рамках философии символич. форм культуры автономных творений духа в крых человек созидает символич. мир. К ним пр...Атеистический словарь II
  2. кассирер эрнстCassirer нем. философ представитель марбургской школы неокантианства. Вначале занимался философскими проблемами математики и естествознания в е гг. создает философскую ...Большая психологическая энциклопедия
  3. кассирер эрнстКассирерstrong Cassirer Эрнст . Бреславль ныне Вроцлав . Принстон НьюЙорк немецкий философидеалист представитель Марбургской школы неокантианства. Профессор и ректор Г...Большая Советская энциклопедия II
  4. кассирер эрнстКАССИРЕР ЭРНСТ Cassirer нем. философ представитель марбургской школы неокантианства. Вначале занимался философскими проблемами математики и естествознания в е гг. созда...Большой психологический словарь
  5. кассирер эрнстнемецкий философ. В центре его научного творчества проблемы философии лингвистики мифологического мышления искусства философии истории и политики. Кассирер одним из перв...Именной словарь-справочник политических деятелей
  6. кассирер эрнстнем. философ ученик Г.Когена и П.Наторпа представитель Марбургской школы неокантианства. В гг. защитил докт. дис. в гг. проф. Берлинского и Гамбургского унтов. С г. в...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  7. кассирер (эрнст)немецкий философ Бреслау НьюЙорк . Был профессором в Гамбурге. После прихода Гитлера к власти в г. уехал в Швецию затем в г. в США. Один из представителей неокантиан...Новый философский словарь
  8. кассирер эрнстнемецкий ученый обществовед. В центре его научного творчества проблемы философии лингвистики мифологического мышления искусства философии истории и политики. Кассирер од...Политическая наука - Словарь-справочник
  9. кассирер эрнстнемецкий философ представитель неокантианства. С г. в Великобритании с г. в Швеции с г. в США Йельский и Колумбийский университеты. В центре научного творчества пр...Политологический словарь-справочник
  10. кассирер, эрнстКассирер Эрнст немецкий ученый обществовед. В центре его научного творчества проблемы философии лингвистики мифологического мышления искусства философии истории и полит...Политология. Словарь.
  11. кассирер эрнстнемецкий философ Бреслау НьюЙорк . Был профессором в Гамбурге. После прихода Гитлера к власти в г. уехал в Швецию затем в г. в США. Один из представителей неокантиан...Сверхкраткий философский словарь
  12. кассирер эрнст. Бреславль ныне Вроцлав Польша . Принстон НьюДжерси нем. философидеалист представитель марбургской школы неокантианства. Проф. и ректор Гамбургского унта. С в эмиграц...Советский философский словарь
  13. кассирер эрнстрод. июля Бреслау ум. апр. НьюЙорк нем. философ. С по профессор в Гамбурге с в НьюЙорке принадлежал к марбургской школе занимался исследованием истории философ...Философский энциклопедический словарь
  14. кассирер, эрнстКАССИРЕР ЭРНСТCassirer Ernst немецкий философ и историк. Родился в Бреслау в Германии ныне Вроцлав Польша июля . Получив начальное образование в родном городе в поступ...Энциклопедия Кольера II
  15. кассирер, эрнстCassirer немецкий философ идеалист представитель марбургской школы неокантианства. Родился июля в Бреслау Силезия в семье состоятельного торговцаеврея. Учился в универ...Энциклопедия Третьего рейха