Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ИБН РУШД

Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед ибн Мухаммед [латинизированное – А в е р р о э с (Averro?s)] (1126–98) – араб. мыслитель, развивавший материалистич. стороны учения Аристотеля и положивший начало аверроизму. Род. в Кордове (Испания), служил кадием (судьей) в Севилье и Кордове, был придворным врачом эмиров Юсуфа и аль-Мансура. За свободомыслие подвергался преследованиям, находился в изгнании, умер в Марокко. Большинство филос. произведений И. Р. представляет собой комментарии к трудам Аристотеля (свободный комментарий, где авторский и комментаторский тексты не разделялись; средний, в к-ром цитировался и комментировался каждый параграф текста; большой комментарий, сохраняющий структуру авторского текста, четко отделенного от комментария. Этот последний тип комментария стал впоследствии традиционным). Важное значение в истории философии имело написанное на араб. яз. соч. И. Р. "Опровержение опровержения" ("Тахафут аль-тахафут"; в рус. пер. фрагменты в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв., М., 1961; нем. пер. в кн.: Horten M., Die Hauptlehren des Averroes nach seiner Schrift. Die Widerlegung des Gazali, 1913; англ. пер. – The incoherence of the incoherence, transl, by S. van den Bergh, v. 1–2, L., 1954), направленное против сочинения мистика и реакционера аль-Газали "Опровержение философов". В противоположность религ. учению о сотворении мира богом, И. Р. твердо стоял на той т. зр., что первоматерия (materia prima) несотворима и не может исчезнуть. Признавая бытие бога, И. Р. считал, что оно не предшествует бытию материи, а "совечно" ему и что функция божества – превратить потенциальные, внутренне присущие первоматерии формы в действительные. В этом смысле И. Р. и утверждал, что "творения" нет. Движение столь же вечно и неуничтожимо, как первоматерия. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует и доступно измерению только благодаря движению. Движение – возникновение, изменение и разрушение – содержится как возможность в материи. В природе царит строгая необходимость, и утверждения мутакаллимов о постоянном вмешательстве бога в дела мира несостоятельны. В таком истолковании бог превращался у И. Р. как бы в "первый двигатель", в сердце космич. организма; бог сам действует по необходимости, а не предписывает ее. Эта концепция представляет собой материалистич. обработку учения Аристотеля, хотя она и сочеталась у И. Р. (как и у нек-рых др. араб. философов) с элементами неоплатонизма и вост. религ. традицией: между богом и реальными вещами мира находится ряд промежуточных инстанций (одушевленные небесные тела и т.п.). В учении о "едином интеллекте" И. Р. выступал как объективный идеалист, но индивидуальную душу он интерпретировал материалистически. Индивидуальная душа тесно связана с телом; бессмертие души – химера, загробная жизнь – фикция. Бессмертен не отдельный человек, а человеч. род в целом. Бессмертен всеобщий разум как воплощение преемств. связи духовной жизни всех человеч. поколений, как сверхиндивидуальный интеллект, посредством к-рого человечество в любой момент созерцает абс. истину, но безусловно смертен индивидуальный человеч. разум. Для этого последнего совершенно необходима чувственная ступень познания, из данных к-рой интеллект извлекает знание общего. Вступив в явное противоречие с ортодоксальной мусульм. догматикой, И. Р. выдвинул теорию, оправдывающую расхождение филос. и религ. выводов и высвобождающую науку из-под религ.-церк. гнета. В дальнейшем из этой концепции развилась т.н. теория двойственной истины. Однако у самого И. Р., в отличие от его последователей – зап.-европ. аверроистов, учение о двойств. истине еще не получило законченного вида, и в его концепции упор сделан не на противоречие между истинами религии и философии, а на различение рациональной религии, до к-рой доходят путем естеств. познания избранные люди, образованная верхушка общества, и аллегорически-образной религии, к-рую следует внушать народу. И. Р. утверждал, что к совершенству ведет не аскетизм и не мистич. экстаз, а науч.-филос. познание. Опережая свою эпоху, он ратовал за построение справедливого общества, восставал против превращения женщин в рабынь, требовал равноправия женщин и их участия в гос. делах. Соч. И. Р. дали много материала для развития в Зап. Европе антицерк., атеистич. и материалистич. мысли, выражавшей интересы антифеод. слоев общества. Зап.-европ. аверроизм был открыто оппозиционен по отношению к идеологии и догматике католич. церкви – оплоту феод. строя. Помимо филос. работ, И. Р. оставил соч. по вопросам медицины. Зап. Европа познакомилась с И. Р. благодаря Михаилу Скоту в 1-й пол. 13 в. Соч.: Opera, Venetia, 1550–52; Die Metaphysik des Averroes, nach dem Arabischen ?bers, und erl?ut. v. M. Horten, Halle/S., 1912. Лит.: ?енан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; История философии, т. 1, [М.], 1940 (по Указат. имен); История философии, т. 1, М., 1957 (по Имен, указат.); ?рахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957 (по Имен, указат.); Воеr. T. J. de, Die Wiederspr?che der Philosophie nach al-Gazzali und ihr Ausgleich durch Ibn Ro?d, Stras., 1894; Gauthier L., La th?orie d´Ibn Rochd..., P., 1909; eго жe, Ibn Rochd, P., 1948; Bouyges P. M., Notes sur les philosophes arabes connus des latin au moyen ?ge. V–Inventaire des textes arabes d´Averro?s, Beyrouth, 1922 (M?langes de l´Universit? Saint-Joseph, t. 8, (asc. 1); Allard M., Le rationalisme d´Averro?s d´apr?s une ?tude sur la cr?ation, "Bull. d´?tudes orientales", v. 14, 1952–54, Damas, [1955]; Aль-Аккад, Аббас Махмуд, Ибн Рошд, Каир, 1957. Подробную библиографию соч. И. Р.см. в ст. Averro? B"Bnciclopedia filosofica", v. 1, Venezia – Roma, 1957. А. Богоутдинов. Душанбе. О. Трахтенберг. Москва.

  1. ибн рушдИбн Рошд АбулВалид Мухаммед ибн Ахмед латинизир. Аверроэс араб. философ. Большинство филос. соч. И. Р. представляют собой комментарий к трудам Аристотеля. Вслед за Арист...Атеистический словарь
  2. ибн рушдИбн Рошд АбулВалид Мухаммед ибн Ахмед латинизир. Аверроэс араб. философ. Большинство филос. соч. И. Р. представляют собой комментарий к трудам Аристотеля. Вслед за Арист...Атеистический словарь II
  3. ибн рушдИБН РУШД Ибн Рошд АбульВалид Мухаммед ибп Ахмед латинизированное Аверроэс Кордова Марракеш Марокко арабский философ и врач последний извидных представителей вост. арис...Большая советская энциклопедия
  4. ибн рушдИБН РУШД Ибн Рошд латинизир. Аверроэс арабский философ и врач представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко был судьей и придворным врачом. В трактат...Большой Энциклопедический словарь V
  5. ибн рушдИбн Рошд латинизированное Аверроэс Averroes арабский философ и врач представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко был судьей и придворным врачом. Ра...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. ибн рушдИбн Рушд Ибн Рошд латинизированное Аверроэс гг. арабский философ и врач представитель арабского аристотелизма школы Аристотеля. Жил в Андалусии и Марокко был судьй и пр...Исторический словарь
  7. ибн рушдараб. философ представитель вост. аристотелизма. Жил в Андалузии и Марокко был врачем и судьей при дворе Альмохадов. Незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  8. ибн рушдарабский врач философ и психолог основатель направления в средневековой философии аверроизм...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  9. ибн рушдИБН РУШДstrong или Ибн Рошд латинизированная транскрипция Аверроэс Averroes Абу альВалид Мухаммед ибн Ахмед арабский философ государственный деятель Кордовского халифа...История философии II
  10. ибн рушдИБН РУШД или Ибн Рошд латинизированная транскрипция Аверроэс АбулВалид Мухаммед ибн Ахмед арабский философ средневековья живший в Испании в период Кордовского халифата...Новейший философский словарь
  11. ибн рушдарабский философ латинизированное Аверроэс....Словарь античности
  12. ибн рушдИбн Pошд АбульВалид Мухаммед ибн Ахмед [латинизированной Аверроэс Averroes] Кордова Марракеш Мароккоараб. философ представитель вост. аристотелизма. Жил в Андалусии и М...Советский философский словарь
  13. ибн рушдИБН РУШД Ибн Рошд латинизированное Аверроэс Averroes арабский философ и врач представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко был судьей и придворным в...Современная энциклопедия
  14. ибн рушдИБН РУШД Ибн Рошд латинизир . Аверроэс арабский философ и врач представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко был судьей и придворным врачом. В трактат...Современный энциклопедический словарь
  15. ибн рушдИбн Рошдлатинизир. Аверроэс араб философ врач правовед. Родился в Кордове жил в Андалусии и Марокко. Занимал должность судьи кади в Севилье с г. и в Кордове с г. Пред...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  16. ибн рушдИБН РУШД АбулВалид Мухаммед ибн Ахмед латинизир. Аверроэс Averroes араб. философ ученый медик виднейший представитель восточного перипатетизма. Был разносторонне образ...Философская энциклопедия
  17. ибн рушдсм. Аверроэс....Философский энциклопедический словарь
  18. ибн рушдИБН РУШД или Ибн Рошд латинизированная транскрипция Аверроэс Averroes Абу альВалид Мухаммед ибн Ахмед арабский философ государственный деятель Кордовского халифата вра...Энциклопедия История философии
  19. ибн рушдИБН РУШДили Аверроэс испаноарабский философ и врач родился в Кордове Испания в знатной семье. Будучи исключительно талантливым и разносторонним человеком Ибн Рушд занима...Энциклопедия Кольера II