Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ЖИЛЬСОН ЭТЬЕН

(р. 13 июня 1884) – франц. бурж. философ, представитель неотомизма. Историк ср.-век. философии, академик (1946), проф. Коллеж де Франс и ун-тов Лилля, Страсбура, Парижа, Гарварда (США); директор Ин-та средних веков в Торонто (Канада). Осн. задачей философии считает возрождение схоластич. системы Фомы Аквинского как "философии будущего". Возрождение томизма Ж. видит гл. обр. в восстановлении утраченных ныне прав теологии. Вся тайна томизма, по Ж., заключается в достижении гармонии философии и религии, причем гармония эта "выступает как необходимое следствие требований самого разума" ("Le Thomisme. Introduction ? la philosophie de saint Thomas d´Aquin", P., 1942, p. 39). Ж. утверждает, что христ. откровение с его трансцендентными и непознаваемыми разумом истинами, с новым понятием "христианского" бога якобы вызвало революцию в метафизике и онтологии. Он рассматривает философию начиная с эпохи Возрождения как непрерывную цепь ошибок и заблуждений. В историко-филос. работах Ж. при помощи определ. интерпретации истории человеческой мысли стремится доказать, что единственным выходом из тупика, в к-рый зашла философия, является возвращение к позициям средневековья. В противоположность Маритену, Ж. отрицает как противоречие в самой своей основе определение томизма как "критического реализма" (см. "R?alisme thomiste et critique de la connaissance", P., 1947, p. 162–63, 181, 182), противопоставляя ему свою концепцию непосредств. очевидности реальности (идеалистически истолкованной) как предшествующей любому акту теоретич. познания. Ж. признает роль чувственного и рационального моментов в познании, но считает, что и тот и другой постигают лишь внешнюю поверхностную сторону исследуемых предметов, ибо сущность мироздания раскрывается лишь в "откровении", к-рое содержится в религии; философия достигает лишь относит. истины, абсолютную же истину дает религия. Соч.: La philosophie de Saint Bonaventure, P., 1924; Saint Thomas d´Aquin, P., 1925; Th?ologie et histoire de la spiritualit?, P., [1943]; La philosophie au moyen?ge, 2 ?d., P., 1944; L´esprit de la philosophie m?di?vale, P., 1948; Existentialisme chr?tien, P., [1948]; Christianisme et philosophie, P., 1949; Jean Duns Scot. Introduction ? ses positions fondamentales, P., 1952; Les m?tamorphoses de la Cit? de Dieu, [P.], 1953; Church speaks to the modern world, N. Y., 1954; Les id?es et les lettres, P., 1955; The unity of philosophical experience, Phil., 1955; History of christian philosophy in the Middle Ages, ?. ?., 1955; Peinture et r?alit?..., P., 1958; Introduction ? la philosophie chr?tienne, P., 1960; Le philosophe et la th?ologie, P., 1960. Лит.: Быховский Б. Э., Неотомизм – современная философия католицизма, в сб.: Наука и религия, М., 1957; его же, Неотомистская критериология, в сб.: Практика – критерий истины в науке, М., 1960; Ойзерман Т. И., Неотомизм – философия современной реакционной буржуазии, М., 1959; Mаritain J. [и др.], ?. Gilson, philosophe de la chr?tient?, [P., 1949]; Rоmeyer. В., Ou va l´?tre et l´essence de M. Gilson? Quelques constantes de la pens?e philosophique, P., 1952 (Archives de philosophie, v. 18, cahier, 2); S?rouya H., Le n?o-thomisme, в его кн.: Initiation ? la philosophie contemporaine, P., 1956; M?langes offerts ? Etienne Gilson de l´Acad?mie fran?aise, P., 1959; Van Riet G., Probl?mes d´?pist?mologie, Louvain – P., 1961; S?rant P., Les id?es. L´existentialisme de Jean-Paul Sartre et le thomisme d´Etienne Gilson, "La revue des deux mondes", 1960, No 20, p. 728–35; Dambruyant M., A propos d´une s?rie de livres catholiques de Gilson, "Cahiers du communisme", 1961, [No l], p. 229–45. T. Сахарова. Москва.

  1. жильсон этьенфранц. философнеотомист считал что филос. проблемы необходимо связывать с религ. таинствами т. к. только религ. вера ведет человеч. разум к высш. объекту познания богу. ...Атеистический словарь II
  2. жильсон этьенЭтьен Жильсон видный представитель неотомизма крупнейший в XX в. специалист по истории средневековой философии превосходный ее знаток и интерпретатор. С г. он издавал в...История философии. Книга четвёртая. Философия XX в.