Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ЖЕНЬ

кит. – гуманность, гуманизм, человеколюбие) 1) Одна из осн. этич. категорий конфуцианства. У Конфуция и Мэн-цзы Ж. выступает как проявление в человеч. отношениях принципа ли, к-рый отражает совокупность обществ. отношений, политич. и экономич. порядок в обществе. "На то, что противоречит ли – не смотри, того, что противоречит ему – не слушай, того, что противоречит ему – не говори, того, что противоречит ему – не делай" ("Луньюй", XII, 1). Без Ж. ли недействительно: "Если человек не обладает жэнь, то что толку в ли? Если человек не обладает жэнь, то что толку в музыке?" ("Луньюй", III, 3). В идее Ж. получила отражение классовая сущность рабовладельч. и феод. общества Китая с его иерархией, отношениями господства и подчинения. Подлинная гуманность предполагает самоотречение во имя соблюдения ли, во имя обществ. интересов. Гуманность правителя, по Конфуцию, состоит в том, чтобы осуществлять разумную и мудрую политику, направленную на соблюдение ли. Как общий этич. принцип Ж. конкретизируется в более частных принципах: долге, справедливости, рассматриваемых как основа управления государством и умиротворения подданных. Согласно конфуцианству, для каждого человека отведено справедливое место в обществе, и он должен добросовестно исполнять свои обязанности. Принцип Ж. регулирует не только отношения внутри гос-ва, но и внутри семьи, к-рая рассматривается конфуцианством как основа, "корень" гос-ва. Гуманный человек, согласно конфуцианству, должен обладать многими положит. качествами: мудростью ("Не будучи мудрым, как можно быть гуманным", "Луньюй", V, 18), храбростью, верностью, честностью и прямолинейностью. В отношениях между собой благородные должны проявлять взаимодоверие, взаимопомощь. С эволюцией конфуцианства изменялось также и содержание категории Ж. Так, в 19 в. Тань Сы-тун в соч. "Учение о гуманности" ("Жэнь сюэ", 1898, последнее изд. 1958) вкладывает в понятие Ж. буржуазно-демократич. содержание. В то же время Ж. выступает у него и как космологич. принцип. Являясь одной из осн. этич. категорий конфуцианства, Ж. получило в различные периоды кит. общества различное истолкование. Гуманистич. идея, содержащаяся в Ж., позволила многим мыслителям трактовать категорию Ж. именно с этой стороны, что дает основание рассматривать ее как осн. понятие кит. гуманизма. Э. Баталов. Москва. 2) Ж. – основное понятие кит. гуманизма. По своему прямому лексическому значению оно соответствует лат. humanitas (человеческое начало, человечность), но осмысливалось оно в разное историческое время по-разному. Гл. вехами в истории его осмысления были те эпохи китайской истории, когда тема гуманизма вставала перед китайским обществом с повелительной силой. Первой такой эпохой, еще в условиях рабовладельч. строя, было время 5–3 вв. до н. э. В эти века в жизни кит. общества, разделенного тогда на ряд отд. гос-в, стала все с возрастающей силой проявляться исторически прогрессивная тенденция к объединению страны в одном большом государстве. Эта тенденция, естественно, была сопряжена с критикой системы управления, практиковавшейся тогда в кит. гос-вах, с критикой стремления их правителей к захвату власти над страной путем войн: это время так и вошло в историю как "чшаньго" – период "воюющих царств". Именно в такой обстановке, в противовес политике насилий и захватов, и была выставлена концепция Ж. Ее глашатаями были Конфуций и Мэн-цзы, ставшие позднее двумя основателями того направления обществ. мысли, к-рое в Европе назвали "конфуцианством". Понятие Ж. существовало в кит. обществе и до Конфуция. Оно понималось тогда как то свойство природы человека, которое обусловливает само существование человеческого общества как упорядоченного коллектива. Порядок этот мыслился тогда в категориях т. н. "пяти отношений" – между родителями и детьми, мужем и женой, старшими братьями и младшими, "друзьями", т.е. членами разных семей, правителем и управляемыми; иначе говоря, – в категориях, характерных для патриархального строя времен родоплеменных союзов. Обязанности, вытекающие из этих отношений, воспринимались как ли – нормы человеческого общежития, нормы обычного права. Ж. (человеческое) в этом осмыслении понималось как присущее самой человеческой природе стремление следовать таким нормам. Конфуций (551–479) не отверг эту концепцию Ж., но внес в нее совершенно новое: он выставил положение, что существо Ж. (человеческого начала) – в "искреннем сочувствии" другим, т.е. в признании другого таким же человеком, и в активном сопереживании с этим другим всего того, что с ним происходит. Это был первый призыв к тому, чтобы во всяком человеке видеть человека. К этому Конфуций прежде всего призывал правителей. Мэн-цзы (372–289) пошел дальше. Ему принадлежит формула: "жэнь (человеческое начало) это – человек; соединяя их вместе, скажем: Путь"; т.е. человеческое в человеке – начало не инертное, но действенное, оно – "путь человека". Мэн-цзы при этом добавил к Ж. еще "и" – принцип "должного", так же, по его мысли, свойственного человеческой природе. Соединенную концепцию "человеческого" и "должного", представленную главным образом в весьма конкретных категориях "человеколюбия" и "справедливости", Мэн-цзы выставил как путь к созданию процветающего гос-ва, могущего силой своего примера привлечь на свою сторону все население страны и тем самым мирным путем, без войны, объединить всю страну. Такую концепцию он противопоставил принципу "выгоды" – ведущему принципу правителей того времени, видящих путь к созданию своего государства только в войне. Такова была первая концепция китайского гуманизма. Второй знаменательный этап в истории гуманистических идей в Китае начался в 8 в. н.э., в момент серьезного перелома в общественной жизни и мысли феодального тогда Китая. Перелом этот был связан с огромным развитием городов, как центров производства и торговли, просвещения и культуры; связан с ростом городских сословий, с появлением влиятельного слоя интеллигенции. В этой среде и зародился новый гуманизм как протест против сковывающего живую творческую мысль идеологического догматизма средневекового конфуцианства, приспособившегося к политике правящего класса; против догматизма и его неизбежной и обязательной спутницы – схоластики. Глашатаем нового гуманизма был Хань Юй (768–824). Концепция Хань Юя выражена в словах: "Человеческое (жэнь) это – любовь ко всем; осуществлять человеческое и притом так, как нужно, это – чувство должного в человеке (и); следовать такой стезе это – путь человеческий (дао)". Из этой формулы видно, что Хань Юй принял концепцию "человеческого и должного", провозглашенную в древности Мэн-цзы, но предложил понимать "человеческое" как "любовь ко всем", имея в виду действенную природу ("путь человеческий") этого начала. Эту концепцию Хань Юй противопоставил не только догматизму и схоластике конфуцианства своего времени, но и буддийской идее "нирваны", как отрицания мира, и даосской идее "недеяния", как отказа от всякого вмешательства человеческой воли в жизнь. Такое возвышение самодовлеющей ценности человеч. личности, призыв к деятельному, творческому вторжению в жизнь соединились с огромным обществ. подъемом. Перемен в существе политического строя под влиянием этих идей не произошло, но активность народных масс в такой обстановке возросла и под воздействием давления со стороны народа, ряда восстаний, главное, что препятствовало развитию страны, – абсолютистский строй, сосредоточивший контроль над всей экономич. жизнью страны, над всем обществом в руках центральной власти, рухнул. В этой обстановке и расцвела замечательная литература и иск-во, публицистика и философия. Последующие мыслители этой великой эпохи перестройки жизни и общественного сознания в Китае высоко вознесли идею "человеческого". Чэн Мин-дао (1032–1085) провозгласил, что "жэнь" это – "путь жизни" (шэнь дао) вообще. Чжу Си (1130–1200) придал "человеческому началу" значение всеобщей творческой силы (ци), действующей и в природе, и в обществе: в мире природы она порождает "все вещи" (вань-у), т.е. направляет жизнь всех предметов и явлений; в мире человека она порождает закон (ли) общественной жизни, в ближайшем осмыслении – нравственный закон, управляющий жизнью общества. Т.о., концепция Ж. прошла три этапа. Сначала она имела в виду главным образом "путь управления", призывая правителей видеть в каждом человеке именно человека прежде всего и жить общей с ним жизнью. Затем эта концепция была возведена в закон "любви ко всем" при признании самодовлеющей природы человеческой личности. Эта концепция привела в конечном счете к провозглашению "человеческого начала" как высшей творческой силы всей жизни вообще – и общества, и природы. В этой последней концепции проявилось представление о природе как сфере, органически связанной с человеком и его деятельностью. Последующие учения феодального Китая не пошли дальше этой концепции, выбирая из нее те элементы, которые в силу обществ, требований своего момента оказывались наиболее применимыми. По-разному звучала и сама тема гуманизма. Были времена, когда она и совсем отходила на задний план. Известное оживление этой темы отмечается в 17–18 вв. – в эпоху, по своему историческому содержанию близкую той, к-рая носит на Западе назв. эпохи Просвещения. Новый этап истории гуманистич. мысли в Китае наступил в наше время – после вступления кит. народа на путь социализма. Концепция гуманизма в этом случае соединила в себе наиболее эффективные идеи прежних концепций с идеями подлинно народной демократии, осуществляемой в условиях социалистического общественного строя. Появилось и новое слово: "жэньдаочжуи", заменившее старое "жэнь". Это новое слово и по смыслу и даже формально-лексически соответствует общеевропейскому "гуманизм" и составлено по образцу последнего ("жэньдао" – humanitas, "чжуи" – суффикс, соответствующий европейскому "изм"). Следует добавить, что идеи кит. гуманизма разрабатывались также конфуцианской мыслью в Корее и особенно в Японии. Из корейских мыслителей должен быть особо отмечен И (Ли) Тхве-ге (16 в.), из японских – Ито Дзинсай (17 в.). Последнему принадлежит наиболее разработанная концепция жэнь, отвечающая требованиям эпохи Просвещения, в которой проходила его жизнь. Я. Конрад. Москва. Лит.: "Мэн-цзы". Китайский философ Мэн-цзы, пер. [с кит.] П. С. Попова, СПБ, 1904; "Лунь юй". Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, пер. [с кит.] П. С. Попова, СПБ, 1910; Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.–Л., 1947; Конрад Н. И., Начало китайского гуманизма, "Сов. востоковедение", 1957, No 3; Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959; Го Mо-жо, Бронзовый век, М., 1959; ХоуВай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1–5, Пекин, 1957–60; ?ын Ю-лань, Относительно идей Конфуция о "жэнь", "Чжэсюэ яньцзю", 1961, No 5; ?еnker Е. V., Soziale Moral in China und Japan, M?nch. – Lpz., 1914; Dawson M. M., The ethics of Confucius. The sayings of the master and his disciples upon the conduct of the superior man, N. Y.-L., 1915; Wing-tait-chan, The evolution of the concept of Yen, "Philos. East and West", 1955, [v.] 4, No 4, January.

  1. женьж.i дал.i Те що зжате....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  2. женькит. означает человечность гуманность человеколюбие милосердие доброта. Одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной китайской культуры совмещающ...Евразийская мудрость от А до Я
  3. жень]. Гуманность человечность милосердие доброта. Одна из основополагающих категорий кит. философии и традиц. духовной культуры совмещающая три гл. смысловых аспекта мораль...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  4. женьЖЕНЬ [кит. человек] филос. основная китайская конфуцианская добродетель любовь к человеку доброта благожелательность к ближнему верность и справедливость. Категория ж. ...Словарь иностранных слов русского языка
  5. женьосновная китайская конфуцианская добродетель...Словарь трудностей кроссвордов
  6. женьчеловечность гуманность в китайской философии означает любовь и жалость к людям совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу а так...Тематический философский словарь
  7. женьЖЕНЬ ж. литовское гейнис стремянки лазиво снасть для лаженья борти добычи меда....Толковый словарь живого великорусского языка
  8. женьж. дал. Те що зжате....Толковый словарь украинского языка
  9. женьтермин философии древнего Китая обозначавший человеческое начало человечность в человеке. Она понималась как соблюдение норм человеческого общежития составляющих основу п...Философия, практическое руководство
  10. женьстремянки ремни для лазания при добыче меда Даль. По мнению Буги РФВ родственно лит. genys лазиво наряду с geinys лтш. dzenis dzeinis то же М. Э. но ei возм. здесь ...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  11. женьжень стремянки ремни для лазания при добыче меда Даль. По мнению Буги РФВ родственно лит. genys лазиво наряду с geinys лтш. dzenis dzeinis то же М. Э. но ei возм. з...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)