Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ЕРЕСЬ

греч. ед. ч. ???????, от ????? – хватаю, постигаю, избираю, убеждаю). У антич. писателей термин "Е." означал "свобода выбора", "учение", "школа". В ранней патристике (Тертуллиан, Климент Александрийский) слово "Е." применялось по отношению к людям, следующим свободному разуму в определении и толковании христ. понятий. В период Вселенских соборов церковь пригала слову "Е." значение термина, обозначающего учения, отступившие от догматики, выработанной соборами, и подлежащие в качестве таковых осуждению и проклятию. Исходя из своих ненаучных, внеисторич., идеалистич. представлений, христ. богословы во всех вновь появлявшихся Е. видели лишь возобновление и трансформацию еретич. учений периода Вселенских соборов и, т. о., подводили новые явления религ.-обществ. протеста под старые формулы анафематетствования и под традиц. "нормы" расправ. Характеристика социального содержания и особенностей религ. формы еретич. движений и учений может быть только конкретно-исторической: Е. в период складывания христианства существенно отличались от Е. в условиях господства христианства в Поздней Римской и Ранневизантийской империях, а эти последние, в свою очередь, существенно отличались от ересей в Зап. и Вост. Европе в течение средних веков. Но и в пределах одной и той же историч. и географич. локализации различные ?. служили формами выражения различных классовых и идейных интересов. Т.о., общим для Е. в христианских церквах Запада и Востока, появлявшихся на разных этапах историч. развития, является то, что их существование и неистребимость выражали в религ. форме (и непосредственно в религ.-церк. жизни) факт классовой структуры общества и непримиримой борьбы обществ, классов. Именно поэтому наличие Е. и, с др. стороны, преследование их составляют своего рода внутр. закон исторического развития церкви, начиная с первых веков ее существования. Особенно большой размах Е. приобретают в эпоху Реформации в качестве формы революц. оппозиции против феодализма. Для классовой борьбы в капиталистическом обществе религиозная форма в целом нехарактерна. От Е. следует отличать течения в той или иной религии, к-рые, расходясь между собой по второстепенным богословско-догматическим, церк.-организац. или же "тактическим" вопросам, остаются в осн. русле ортодоксально-церк. мировоззрения. Обычно эти течения выражают интересы тех или иных кругов внутри господств. класса, те или иные их разногласия. В конечном счете, все течения господств. церкви объединялись для совместной борьбы против еретич. движений. А. Клибанов. Москва. Ереси в период складывания х р и с т и а н с т в а. Е. 1–2 вв. н. э. коренным образом отличаются от более поздних Е. тем, что в эту пору еще не существовало сложившейся христ. церкви и, следовательно, не могло быть групп и идейных движений, направленных против официально господств. вероучения. Е. 1–2 вв. – это группировки, возникавшие в процессе формирования христианства и позднее осужденные как "отклонившиеся". Уже древнейший памятник христ. лит-ры – "Откровение Иоанна" – упоминает ряд сект внутри христианства 1 в.: николаиты, последователи Иезавели, и др. Последователи Е. 2 в. – по преимуществу представители нар. масс, их учение – протест против усиления в христианстве тенденций к образованию "богатой церкви", таковы эбиониты (от др.-евр. "эбион" – бедняк) и особенно монтанисты, проповедовавшие скорое наступление царства небесного на земле и выступавшие против монархич. епископата. В Е. 2 в. отразились аристократич. тенденции, проявившиеся (как, напр., в гностицизме) в резком противопоставлении "духовных" людей "плотским", обреченным на гибель. Идейными корнями ранних Е. являются иудаизм и особенно иудейское сектантство (напр., эссены, повлиявшие на эбионитов), неоплатонизм (учение Филона Александрийского), сочетавшийся у гностиков с отвержением Ветхого завета, идеология раннехрист. откровений, отвергнутая в "посланиях Павла" и евангелиях. В конце 2 в. в связи с формированием церк. организации епископ Лионский Ириней написал книгу "Против ересей". В 3 в., в период сплочения церк. организации и гонений на христианство, богословско-филос. разногласия отходят на задний план и центр. место занимают организац. споры, прежде всего по вопросу об отношении церкви к отпавшим во время гонений лицам. Демократич. элементы христианства (Е. новациан, родственная монтанистам) настаивали на полном отвержении от церкви "отпавших", тогда как имущие круги были склонны терпимо относиться к тем, кто временно отрекался от Христа, опасаясь лишиться богатства или положения в обществе. Одновременно в 3 в. зарождаются Е. (монархиане, савеллиане и др.), предвещавшие христологич. и тринитарные споры последующих веков. Ереси в Поздней Римской и Ранневизантийской империях (4–7 вв.). В начале 4 в. христианство было признано официальной религией Римской империи, и с этого момента можно говорить о появлении Е. в собственном смысле слова. В союзе с государств. властью церковь получает материальную силу для преследования еретиков (ссылка, лишение государств. должностей, конфискация имущества, казнь). В 527 был издан указ против еретиков, к к-рым причислялись также иудеи и язычники, предписывающий им в трехмесячный срок принять официальное вероучение. Е. 4–7 вв. иногда тесно смыкались с нар. движениями (донатизм, близкий к движению восставших в Африке циркумцеллионов); чаще в них пассивный социальный протест переплетается с этнич. рознью и стремлением к политич. независимости окраин империи (особенно монофизитство). Наиболее значит. Е. этого времени – арианство, несторианство, монофизитство (см. Монофизиты), монофелитство (см. Монофелиты) – возникли на почве христологич. и тринитарных споров. Еретики выступали против офиц. догмата христ. церкви о троичности божества и о богочеловечности Христа. Согласно официальному христ. учению, залогом грядущего спасения человека были смерть и воскресение Христа, якобы соединяющего в себе божеств. и человеч. природу. Еретики же, представляя Христа как подчиненное божество (как это было у ариан), видя в нем только человеческую (несториане) или только божественную (монофизиты) природу, по сути дела ставили под сомнение этот осн. догмат христ. богословия. Идейные предпосылки этих Е. коренились в антич. рационализме, не мирившемся с мистич. концепциями относительно единства троицы или единства божеств. и человеч. природы в одном лице. С 4 в. в Рим. империи распространяются Е., основанные на дуалистич. мировоззрении (преим. манихейство), к-рые приобретают особое значение в последующие века. Ереси в Византии. С развитием феодальных отношений Е. принимают преимущественно форму дуалистич. учений, резко противопоставляющих "испорченный" земной мир, созданный не богом, а злым началом, духовному слиянию с божеством. Социальные корни этой идеологии – протест народных масс (прежде всего, крестьянства) против эксплуатации. Осн. дуалистич. Е. в Византии – павликианство, а также богомильство, распространенное преим. в зап. областях империи, – своими идейными истоками восходили к манихейству. Первоначально они были связаны с активным социальным протестом, но с 11–12 вв. в них все более заметными становятся черты пассивного созерцательства, мистицизма. Богомильство 14 в. подчас сближается с ?. исихастов. С 11 в. в Византии появляются Е., выросшие на городской почве и опиравшиеся на рационалистич. мировоззрение (учение Иоанна Итала, Сотириха и др.). А. Каждан. Москва. Ереси в Зап. Европе в средние в е к а. Большое распространение Е. в Зап. Европе получили в период формирования феодализма, когда папство и возглавляемая им церковь, окончательно отделившаяся с 11 в. от византийской церкви, сделались важнейшим орудием утверждения феод. строя. Е., выражавшие в религ. форме антифеод. оппозицию, были направлены прежде всего против офиц. церкви, против папства. Эту прямую связь Е. с антифеод. оппозицией подчеркивал Энгельс. "... Все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все революционные – социальные и политические – доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси. Для того чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Идейными источниками этих Е. были нек-рые раннехрист. тексты, в к-рых получили отражение демократич. настроения периода возникновения христианства, а также еретич. течения первых веков христианства, гл. обр. гностицизм, манихейство, арианство и др. Др. идеологич. источником ср.-век. Е. были филос. учения ряда мыслителей, проникнутые духом свободомыслия и служившие вызовом слепому авторитету церкви. Такими ср.-век. мыслителями-вольнодумцами, оказавшими влияние на развитие еретич. движений, были Иоанн Скот Эриугена, Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Жильбер Порретанский, Амори Шартрский, Сигер Брабантский, западные аверроисты, Мейстер Экхарт, Иоганн Таулер, Джон Болл, Джон Уиклиф, Ян Гус и др. По своему богословскому содержанию наиболее значит. ср.-век. Е. были направлены против основ христ. догматики, в частности против христологич. и тринитарного учения церкви, против христ. идеи о всеобщей греховности и церк. учения о предопределении. Почти все Е. разоблачали вместе с тем разврат и алчность духовенства и отражали возмущение масс обогащением церкви и беззастенчивой эксплуатации народа феодалами. В 9 в. офиц. церковь во франкском гос-ве ополчилась против Пасхазия Радберта за отрицание им учения церкви о "евхаристии" (таинстве причащения); другое еретич. течение было представлено монахом Готшальком, выступившим в это же время с учением об абс. предопределении душ человеческих к "спасению" в раю или к адской погибели. Первое течение отражало рационалистич. тенденции, проникавшие в богословие, второе было скрытым отрицанием "единоспасающей" роли церкви. Социальными корнями ср.-век. Е. явилось развитие в Зап. Европе антифеод. элементов, особенно усилившихся с ростом городов, торговли, с обострением социальных противоречий, с ростом борьбы крест. масс. Однако в этой борьбе часть крестьянства идеализировала дофеод. прошлое и искала его освящения в религ. воззрениях, противостоящих или расходившихся с офиц. учением церкви. Поэтому в нек-рых Е. ср.-век. Европы, поскольку они выступали в защиту пережитков патриархально-родовых отношений, получили отражение попытки "отгородиться от исторического развития..." (там же), хотя и в этом случае проповедь бедности и резкая критика церк. пышности и богатства духовенства способствовали росту сознания масс. К этой группе Е. принадлежит прежде всего Е. швейцарских вальденсов. Осн. группу составляли "бюргерские" Е., идеология к-рых являлась отражением социального протеста новых обществ. сил, выражавших "оппозицию феодализму со стороны переросших его рамки городов" (там же). Такими были Е. альбигойцев, катаров и патаренов, получивших в 11–13 вв. широкое распространение в городах Юж. Франции и Сев. Италии. Несмотря на различные социальные условия, в к-рых развивались эти Е., и неодинаковую социальную среду, в к-рой они распространялись, общей для них была их антицерк. направленность. Антицерк. требования сплетались с прямым отрицанием феод. порядков (требование отмены десятины), религ. идеи о равенстве всех перед богом – с открытыми выступлениями против духовных и светских феодалов. Еретики отрицали не только церк. культ, требуя фактически ликвидации католич. церкви, отказа от храмов, икон, мощей, обрядов, молитв, но отвергали и важнейшие догматы католицизма и осн. "таинства" (крещение, евхаристию, покаяние и т.п.). Нек-рые еретики (напр., катары) не ограничивались религ. проповедью. Последователи этих Е. заявляли, что весь материальный мир есть порождение дьявола – "мир зла", к-рому они противопоставляли духовный мир как "мир добра". Из этих дуалистич. воззрений, воспринятых под влиянием проникшего на Запад богомильства, они делали выводы об отказе от признания государств. установлений – воен. службы, присяги и т.п. Одновременно с "бюргерской" Е. в ряде стран распространялись и Е., выражавшие в мистико-религ. форме революц. традиции нар. масс, что особенно характерно для таких периодов, когда открытое движение оппозиц. сил было невозможно. Таковы были мистич. течения 12–13 вв. (амальрикане, иоахимиты, братья свободного духа, ортлибарии и др.), гл. идеей к-рых была вера в скорое пришествие "святого духа" – третьего лица троицы, что должно было, по их учению, положить начало новой мировой эпохе полной духовной свободы. Эти идеи являлись религ. выражением стремления нар. масс к освобождению от эксплуатации. Несмотря на обычную религ. форму, нек-рые из этих ?. обнаруживают значит. долю свободомыслия. Так, у отд. групп катаров и ортлибариев встречается идея о вечности и несотворенности материального мира. Амальрикане исповедовали крайние формы пантеизма и утверждали, что человек, как и весь мир вообще, тождествен по своей природе с богом; поэтому они отрицали загробный мир, называя адом жизнь вне их секты, а раем – просветленное состояние члена секты. Эти мистич. идеи о непосредств. приближении верующего к богу вели к отрицанию значения церкви, ее "единоспасающей" силы, ее роли посредника между землей и небом. Как правило, религ. проповедь дополнялась и антиклерик. обличениями, что еще сильнее подрывало авторитет господств. церкви. Поэтому уже с 12 в., когда за еретич. движениями пошли массы, Е. стали рассматриваться как политич. выступления против господств, класса и их подавляли с беспощадной жестокостью (преследования арнольдистов и иоахимитов, сожжение амальрикан и т.д.). Для борьбы с Е. церковь объединилась со светской властью, создала инквизицию; в нач. 13 в., с целью отвлечения масс от классовой борьбы, папство организовало т. н. "нищенствующие" монашеские ордена францисканцев и доминиканцев. Высоко поднялась волна еретич. движений в 14–15 вв., когда усилилось развитие товарно-денежных отношений, началось разложение феодализма и формирование централизов. государств, что вызвало значит. обострение социальных противоречий. На этой почве широко распространяются крестьянско-плебейские Е. в Сев. Италии в начале 14 в. – апостольские братья, в Англии во 2-й пол. 14 в. – лолларды, в Чехии в нач. 15 в. – табориты и др. Эти Е. почти всегда сочетались с открытым революц. выступлением масс и были наиболее развитой формой их антифеод. протеста. Религ. лозунги, примененные к реальной жизни, приобретали действенный социально-политич. характер, и призывы к религ. реформам переплетались с требованиями революц. преобразований. Последователи этих Е. провозглашали равенство всех людей и отмену сословных привилегий (лолларды, табориты), требовали отмены частной собственности (апостольские братья, дольчинисты), отмены суда, войн, гос-ва (лолларды и др.). Особенно резко ср.-век. Е; выступали против папства, церк. богатств и пышности культа. Еретики требовали "дешевой церкви" и отказывались признавать особую благодать, якобы отличающую духовенство от всех мирян. Эти идеи Е. были восприняты религ. реформаторами – Уиклифом, Гусом и Лютером, к-рые создали на их основе новые филос.-религ. концепции, получившие свое выражение в идеологии Реформации. Наиболее же радикальные Е. (лоллардов, таборитов и др.) развились в течения, слившиеся с борьбой революц. масс в 15–16 вв. (см. Анабаптисты, Мюнцер), и по существу утратили свой религ. характер. Б. Рамм. Ленинград. Е р е с и в Р о с с и и. Возникновение еретич. движений в России относится к концу 13– нач. 14 вв., когда сказались первые результаты восстановления производит. сил после монг. завоевания: развитие с. х-ва, городов, ремесла, торговли. С сер. 13 в. по стране прокатываются волны нац.-освободит. нар. восстаний. Наиболее ярким памятником антицерк. протеста этого времени является "Слово о лживых учителях", написанное в период между 1274 и 1312. В этом анонимном сочинении под "лживыми учителями" понимается духовенство, к-рое изобличается в корыстолюбии, прислужничестве власть имущим, тунеядстве и укрывательстве "слова божия" от народа. В противовес церк. иерархии, автор "Слова о лживых учителях" выдвигает требование права на учение веры для мирян и для рядового клира – чтецов и певчих: Первой открытой Е. в России были стригольники, выражавшие интересы демократич. кругов посада. Очагом Е. стригольников были Псков и Новгород, где они появились около середины 14 в. Стригольники протестовали против корыстолюбия и невежества духовенства, отрицали ряд церк. таинств, требовали права религ. проповеди для мирян. Нек-рые из них отрицали церковное учение о воскресении мертвых. В 1375 феод.-церк. и светские власти Новгорода казнили руководителей стригольнич. движения. Однако движение продолжало существовать еще в 1-й трети 15 в., а последние упоминания о деятельности стригольников относятся к 1490. Одновременно со стригольниками в Твери выступил епископ Федор Добрый с учением о том, что земной рай погиб и что рай следует понимать духовно. В конце 14 в. другой тверской епископ Евфимий Вислень предстал перед церк. собором за непризнание "святой апостольской церкви". В 80-х гг. 14 в. в Ростове Великом с проповедью антитринитаризма и иконоборчества выступал еретик Маркиан, изгнанный властями из города после публичного диспута с ростовским епископом Иаковом. Выступления вольнодумцев 14 в. кладут начало истории рус. рационалистич. мысли, с позиций к-рой были подвергнуты критике церковь и религ. доктрина православия. Рост городов, дальнейшее развитие ремесла и торговли, постепенное складывание предпосылок бурж. экономич. связей, образование централизов. гос-ва – такова основа все более широкого развития еретич. движений в России и теоретич. углубления начал рационалистич. критики ср.-век. норм мысли и морали. Вслед за требованиями "дешевой церкви" и демократизации церк. устройства, вслед за критикой церк. учения о таинствах наибольшее значение в еретич. движениях приобретают нападки на осн. доктрину христианства – триединого бога. Начатые Маркианом в Ростове Великом, эти нападки в сер. 15 в. вызвали т. н. псковские споры об аллилуйя. Во 2-й пол. антитринитарные выступления охватили Тверь, Псков, Новгород, Москву. Рус. еретиков-антитринитариев и иконоборцев воинствующие церковники 15 в. прозвали "жидовствующими". Для движения жидовствующих характерна не только рационалистич. критика тринитарного и христологич. учения церкви, но и выработка начал гуманистич. мысли – утверждения человека, идеи приятия земной жизни, равенства народов и вер. После нек-рого спада волны еретич. движения в нач. 16 в., она вновь высоко поднялась в сер. 16 в., выразившись в ересях Матвея Башкина и Феодосия Косого. Феодосий Косой провозгласил лозунг социального и нац. равенства, утверждал возможность для человека стать своим собственным "спасителем" и "искупителем". В его проповеди есть намеки на требование общности имуществ. Феодосию Косому принадлежат материалистич. догадки об извечности мира в духе философии др.-греч. материалистов. В противовес развивавшимся элементам рационалистич., материалистич. и гуманистич. мысли в учениях рус. вольнодумцев 14–16 вв., феод.-церк. лагерь пытался обосновать свои религ. доктрины. Усилия в этом направлении делались уже в 14 в. Епифаном Премудрым, а в 15 в. Иосифом Волоцким. В сер. 16 в. Зиновий Отенский излагал космологич. и онтологич. доказательства бытия бога, а Ермолай-Еразм выступил в духе философии ср.-век. реализма, пытаясь представить схему Вселенной в виде иерархич. бесконечности троичных комплексов, увенчиваемой троицей как универсалией высшего порядка. Е. в России долгое время являлись важной формой антифеод. борьбы. А. Клибанов. Москва. Лит.: Общая литература – Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, М., 1952; Ленин В. И., Письмо к Горькому, Соч., 4 изд., т. 35. Раннехристианские Е.: Иванцо в-Платонов А. М., Ереси и расколы первых трех веков христианства, ч. 1, М., 1877; Ранович А. В., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. ?., Происхождение христианства, М., 1960; Наrnack ?., Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd 1–3, T?bingen, 1909–10; Весk H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959; Ангелов Д., Богомили, С., 1961. Западно-европейские Е. эпохи средневековья: Сидорова Н. ?., Народные еретические движения во Франции в XI-XII вв., в сб.: Средние века, вып. 4, М., 1953 (и в кн. того же автора: Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953); Бортник ?. ?., Еретические движения в Италии в первой половине XIII в., там же, вып. 10, М., 1957; Гаусрат ?., Средневековые реформаторы, пер. с нем., т. 1–2, СПБ, 1900; Токко Ф., Религиозные ордена и ересь, в кн.: Флорентийские чтения, [т. 1], М., 1914; Hahn С. U., Geschichte der Ketzer im Mittelalter, Bd 1–3, Stuttg.,1845–50; D?llinger J. V., Beitr?ge zur Sektengeschichte des Mittelalters, Tl 1–2, M?nch., 1890; Grundmann H., Religi?se Bewegungen im Mittelalter, В., 1935; Manselli R., Studi sulle eresie del secolo XII, Roma, 1953; Borst ?., Die Katharer, Stuttg., 1953; Betts R. [и др.], Movimenti religiosi popolari ed eresie del Medioevo, в кн.: Storia del Medioevo, v. 3, Firenze, [1955] (Relazioni del X Congreeso Internat, di sci. stor.); Aegerter E., Les h?r?sies du moyen ?ge, P., 1939; В?ttner ?h. und Werner ?., Circumcellionen und Adamiten. Zwei Formen mittelalterischer Haeresie, В., 1959; Erbst?sser M. und Werner E., Ideologische Probleme des mittelalterlichen Plebejertums. Die freigeistige H?resie und ihre sozialen Wurzeln, В., 1960. Е. в России: Казакова ?. ?., Лурье Я. С, Антифеодальные еретические движения на Руси в XIV – нач. XVI в., М.–Л., 1955; Зимин ?. ?., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца 15 – нач. 16 в., М.–Л., 1960; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой пол. XVI вв., М., 1960.

  1. ересьинакомыслиеstrong быть в религияstrong ересь отклонение от церковных догматов.еретик.вероотступник.богохульство. богохульник.святоатство. святоатец. святоатствовать.св...Идеографический словарь русского языка
  2. ересьгреч. hairesis первоначально отбор позже учение школа религ. секта религ. учения отклоняющиеся от офиц. доктрины церкви в вопросах догматики культа организации. При фе...Атеистический словарь II
  3. ересьУчение первых христиан иудеи называли Назорейской ересью Деян . Слово Е. греч. хайресис Деян в Синод. пер. учение не имело негативного оттенка оно означало религ. пар...Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. ересьересь греч. отделение Деян. Деян. Деян. Пет. Гал. ложное учение которое выдается за истинное. Ересь не постороннее учение она всегда внутренний враг. Саддукеи учен...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. ересьот греч. слова отделение разделение секта Деян. Пет. Тит. по учению Православной церкви состоит в том когда люди к учению веры примешивают мнения противные Божествен...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. ересьгреч. hairesis особое вероучение ложное с позиций господствующего вероучение религиозная форма общественного протеста. Ессейская ересь в иудаизме стала например одной из ...Большая энциклопедия по психиатрии
  7. ересьж. рел. eresia разг. вздор assurdita eresia что за ересь! che sciocchezza scempiaggine! Итальянорусский словарь. Синонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бред...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. ересьж Ketzerei f разг. чепухаem Unsinn m нести ересь Unsinn reden абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм ер...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. ересьересьHresieСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунда на постном масле еру...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. ересьересь ж . Ketzerei f c . разг. чепуха Unsinn m нести ересь Unsinn redenСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дре...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. ересьж Ketzerei f разг. чепухаem Unsinn m нести ересь Unsinn reden абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм ер...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. ересьересьHresieСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунда на постном масле еру...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. ересьересь ж . Ketzerei f c . разг. чепуха Unsinn m нести ересь Unsinn redenСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дре...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. ересьнести ересьплести ересьпонести ересьСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ер...Большой русско-английский фразеологический словарь
  15. ересьж. hereja fвпасть в еuресь cometer una hereja прост.em вздорem absurdidad f городиuть еuресь decir disparates disparatar vi...Большой русско-испанский словарь
  16. ересьж. hereja fвпасть в еuресь cometer una hereja прост.em вздорem absurdidad f городиuть еuресь decir disparates disparatar vi...Большой русско-испанский словарь
  17. ересьсущ. жен. рода. у верующих отклонение от норм и догм господствующей религии. перен. нечто противоречащее общепринятым правилам нормамресь . иконоборческая ересь iконобор...Большой русско-украинский словарь
  18. ересьж. рел. hrsie f впасть в ересь tomber . dans lhrsie чепухаem разг. adsurdit f что за ересь ты несшь илиem городишь quelles absurdits tu racontes...Большой русско-французский словарь
  19. ересьж. рел. hrsie f впасть в ересь tomber . dans lhrsie чепухаem разг. adsurdit f что за ересь ты несшь илиem городишь quelles absurdits tu racontes...Большой русско-французский словарь
  20. ересьПо ереси.strong Кар.em От озлобления со зла. СРГК .Синонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм ерети...Большой словарь русских поговорок
  21. ересьПо ереси.strong Кар.em От озлобления со зла. СРГК .Синонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм ерети...Большой словарь русских поговорок
  22. ересьж. рел. hrsie f впасть в ересь tomber . dans lhrsie чепухаem разг. adsurdit f что за ересь ты несешь илиem городишь quelles absurdits tu racontes абсурд ахинея безлепиц...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  23. ересьв поздней античности учение вероотступников христ. обособл. групп во время схизм греч. раскол отделение от гл. церкви без изменения основополагающих принципов и догм в у...Древний мир. Энциклопедический словарь
  24. ересьв поздней античности учение вероотступников христ. обособл. групп во время схизм греч. раскол отделение от гл. церкви без изменения основополагающих принципов и догм в у...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  25. ересьЕРЕСЬ и ж. lhrsie нем. Hresie ampLTгр. hairesis секта. strong. Вероучение отклоняющееся от догматов господствующей религии.em . перен. Отступление от общепринятых правил...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  26. ересьЕлена Павловна белорусский российский психолог специалист в области общей возрастной и педагогической психологии. Канд. психологических наук доцент. Ученица К.Н. Корни...История психологии в лицах
  27. ересьЕлена Павловна белорусский российский психолог специалист в области общей возрастной и педагогической психологии. Канд. психологических наук доцент. Ученица К.Н. Корни...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  28. ересьот греч. hairesis особое вероучение религиозные течения в христианстве отклоняющиеся от официальной церковной доктрины. Например ересь стригольников....История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  29. ересьгреч. hairesis предпочтение или выбор в первоначальном смысле это ошибка в вопросах веры обнаружившаяся в чьемлибо мнении или учении появившемся внутри Церкви в строгом с...Краткий религиозно-философский словарь
  30. ересьЕресь haeresis eos f...Латинский словарь
  31. ересьи ж.em Религиозное течение противоречащее церковным догматам господствующей религии отступающее от нее.Впасть в ересь.em Может слыхали есть такие раскольники называемые...Малый академический словарь
  32. ересьи ж.em Религиозное течение противоречащее церковным догматам господствующей религии отступающее от нее.Впасть в ересь.em Может слыхали есть такие раскольники называемые...Малый академический словарь
  33. ереськорень ЕРЕСЬ нулевое окончаниеОснова слова ЕРЕСЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЕРЕСЬ Слово Ересь содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  34. ересьНачальная форма Ересь винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  35. ересьНачальная форма Ересь винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  36. ересьересь . ж. Религиозное учение противоречащее церковным догматам. . ж. Отступление от господствующих или общепринятых взглядов норм правил заблуждение. перен. разг. Вздо...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  37. ересьЕреси heresy греч. hairesis особое вероучение в христианстве течения отклоняющиеся от офиц. церк. доктрины и считающиеся ложными. В Средние века офиц. церковь призывала ...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  38. ересьересь ересь и...Орфографический словарь
  39. ересьu жu Р.u Д.u Пр.u ереси мн.u ереси Р.u ересей абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда е...Орфографический словарь русского языка
  40. ересьu жu Р.u Д.u Пр.u ереси мн.u ереси Р.u ересей абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда е...Орфографический словарь русского языка
  41. ересьгр. разделение секта сознательное и преднамеренное отклонение от догмата веры. По учению Православной Церкви не допускается примешивание собственного некомпетентного мн...Основы духовной культуры
  42. ересьРелигиозное учение отступающее от точного церковного вероучения. Ереси сопровождали христианство на всем протяжении его истории. В борьбе с ересями православное вероучени...Основы православной культуры
  43. ересьгреч. особое вероучение течение отклоняющееся от догматов официальной церкви выступающее за ее преобразование. На Руси появилась с XII в. как обвинение духовенства в из...Отечественная история в терминах и понятиях
  44. ересьот греч. hairesis особое вероучение в христианстве течения отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в с...Политическая наука - Словарь-справочник
  45. ересьересь ереси ереси ересей ереси ересям ересь ереси ересью ересями ереси ересях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  46. ересьересь ереси ереси ересей ереси ересям ересь ереси ересью ересями ереси ересях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  47. ересьЕресьот греч. слова отделение разделение секта Деян. Пет. Тит. по учению Православной церкви состоит в том когда люди к учению веры примешивают мнения противные Боже...Полная популярная библейская энциклопедия
  48. ересьОрфографическая запись слова ересь Ударение в слове ересь Деление слова на слоги перенос слова ересь Фонетическая транскрипция слова ересь [эрис] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  49. ересьОрфографическая запись слова ересь Ударение в слове ересь Деление слова на слоги перенос слова ересь Фонетическая транскрипция слова ересь [эрис] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  50. ересьгреч. выбор лжеучение противоречащее учению Православной Церкви.Синонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень...Православный энциклопедический словарь
  51. ересьгреч. выбор лжеучение противоречащее учению Православной Церкви.Синонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень...Православный энциклопедический словарь
  52. ересьЕресь греч. отбор школа учение религиозные направления отступающие от официальной церковной доктрины и вызывающие осуждение отлучение и репрессии со стороны церкви. Чащ...Религиозные термины
  53. ересьресь р. си стар. гереся. Совратиться в ересь пристати до реси....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  54. ересьресь р. си стар. гереся. Совратиться в ересь пристати до реси....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  55. ересьГородить нести ересь.hПровадити нести не знать що казнащо городити верзти правити нсентницю нсентниц дурницю дурниц рябо кобили шаро кшки сон розказувати нодem лпити харк...Російсько-український словник сталих виразів
  56. ересьот греческого hairеsis особое вероучение течения в христианстве отклонявшиеся от официальной церковной доктрины. В Древней Руси бытовали с в. известны новгородскопсковс...Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
  57. ересьЕРЕСЬ христ. вероучение противоречащее осн. канонич. учению. Примечательно что слово использовалось в греч. классич. философии как обозначение филос. учения и получило н...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  58. ересьересь иСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунда на постном масле ерундис...Русский орфографический словарь
  59. ересьересь иСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунда на постном масле ерундис...Русский орфографический словарь
  60. ересьЖ . bdt kfr . cfngiyat hdyan....Русско-азербайджанский словарь
  61. ересьЖ . bdt kfr . cfngiyat hdyan....Русско-азербайджанский словарь
  62. ересьж.herecy schism...Русско-английский психологический словарь
  63. ересьересь ж.i. церк. iheresy тж. перен.i впасть в ересь fall into heresy . разг. iвздорi nonsense rot что за ересь! what nonsense!...Русско-английский словарь
  64. ересьересь ж. церк. heresy heterodoxy впасть в ересь fall into heresy перен. разг. чушь rubbish rot что за ересь! what nonsense!...Русско-английский словарь II
  65. ересьheresy церк....Русско-английский словарь политической терминологии
  66. ересьN...Русско-армянский словарь
  67. ересьЕрась...Русско-белорусский словарь
  68. ересьЕрась...Русско-белорусский словарь
  69. ересьпрям. перен.i ерась жен.i...Русско-белорусский словарь II
  70. ересьпрям. перен.i ерась жен.i...Русско-белорусский словарь II
  71. ересьСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунда на постном масле ерундистика за...Русско-ивритский словарь
  72. ересьСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунда на постном масле ерундистика за...Русско-ивритский словарь
  73. ересь. рел. кпр дннен азанды дн бзарлы стемдк еткен днге арсылыы бар дни лм. перен. чепуха сандыра бос сз нести ересь сандыратау...Русско-казахский словарь
  74. ереськпрлк...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  75. ереськпрлк дннен безгендк...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  76. ересьж. . рел. ересь стмдк кылып турган динге каршы келген диний окуу . перен. разг. чепуха тантыроо сандырак что за ересь он нест! ал эмне деп тантырап жатат!...Русско-киргизский словарь
  77. ересьж. . рел. ересь стмдк кылып турган динге каршы келген диний окуу . перен. разг. чепуха тантыроо сандырак что за ересь он нест! ал эмне деп тантырап жатат!...Русско-киргизский словарь
  78. ересьрел. yjio xishu чушьem hshubdoСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунд...Русско-китайский словарь
  79. ересьрел. yjio xishu чушьem hshubdoСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунд...Русско-китайский словарь
  80. ересьDadalet rafazlq...Русско-крымскотатарский словарь
  81. ересьDadalet rafazlq...Русско-крымскотатарский словарь
  82. ересьдадалет рафазылыкъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  83. ересьдадалет рафазылыкъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  84. ересьecerba ecerbas ecerba aplambas muba mubas aplamba blas...Русско-латышский словарь
  85. ересьecerba ecerbas ecerba aplambas muba mubas aplamba blas...Русско-латышский словарь
  86. ересьТэрс зэл...Русско-монгольский словарь
  87. ересьж. Ketzerei f....Русско-немецкий словарь
  88. ересьересьж . рел. . чепуха разг ....Русско-новогреческий словарь
  89. ересьheresi kjetteri vranglre vrangtro абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунда на пос...Русско-норвежский словарь
  90. ересьж релu heresia fu рзгu чепухаem absurdo mu disparate m абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество...Русско-португальский словарь
  91. ересьересь бидъат бидъаткор...Русско-таджикский словарь
  92. ересьересь бидъат бидъаткор...Русско-таджикский словарь
  93. ересьж .дин.кферлек. ересь .кч.сйл.кфер буш сз тпсез фикер...Русско-татарский словарь
  94. ересьж .дин.кферлек. ересь .кч.сйл.кфер буш сз тпсез фикер...Русско-татарский словарь
  95. ересьsama ж разг. чушьem sama абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунда на постном ма...Русско-турецкий словарь
  96. ересьsama ж разг. чушьem sama абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунда на постном ма...Русско-турецкий словарь
  97. ересьfemusk harhaoppi harhausko...Русско-финский словарь
  98. ересьblud bludastv herese hereze hloupost kacstv...Русско-чешский словарь
  99. ересь.strong ktteri...Русско-шведский словарь
  100. ересь.strong ktteri...Русско-шведский словарь
  101. ересьKtteri...Русско-шведский словарь II
  102. ересь.strong jaburdus.strong jama ketserlus...Русско-эстонский словарь
  103. ересьересь иСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунда на постном масле ерундис...Русское словесное ударение
  104. ересьересь иСинонимы абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ерунда ерунда на постном масле ерундис...Русское словесное ударение
  105. ересьгреч.em hairesis особое вероучение в поздней античности учение вероотступников христианских обособленных групп во время схизм греч.em раскол отделение от гл. церкви без ...Словарь античности
  106. ересьОтступническое вероучение...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  107. ересьЕРЕСЬ греч. airesis мнение от aireo определять доказывать. Сознательное и преднамеренное уклонение от какогонибудь догмата христианской веры и как следствие этого выдел...Словарь иностранных слов русского языка
  108. ересьрелигиозные учения отклоняющиеся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики культа и организации. Наибольшего развития достигли в средние века. Принимали форму н...Словарь исторических терминов
  109. ересьОппозиционное или враждебное сектантское религиозное течение в эпоху средневековья ложное с точки зрения господствующей христианской религии и церкви являвшейся оплотом ф...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  110. ересьотклонение от предписанных религией взглядов....Словарь понятий и терминов по истории
  111. ересьересь см. вера заблуждение...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  112. ересьи ж.iТолкование догматов веры не совпадающее с принятым церковью отступление отклонение от основных положений православия.От презвитерского небрежения уже много нашего ро...Словарь русского языка XVIII в
  113. ересьересьСм. вера заблуждение....Словарь синонимов II
  114. ересьересь См. вера заблуждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. ересь вера заблуждение катарство абсурд гал...Словарь синонимов II
  115. ересьересь вера заблуждение катарство абсурд галиматья лжеучение вздор ерунда нескладица несуразица ерундистика бредятина глупость неортодоксальность бред околесная бредни чеп...Словарь синонимов
  116. ересьтяжкое преступление представлявшее собой отклонение от официальной доктрины церкви в вопросах догматики культа церковной организации....Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
  117. ересьсущ. греч.em брать избирать лжеучение. Деян. . абсурд ахинея безлепица белиберда бред бредни бредятина вздор галиматья глупость дичь дребедень еретизм еретичество ...Словарь церковнославянского языка
  118. ересьотклонение в вопросах религ. доктрины от ортодоксии. В сознании приверженцев любой Е. она оценивается как истинная ортодоксия а ортодоксия как Е. так что сам по себе прин...Советский философский словарь
  119. ересьособое вероучение отклонение от официального вероучения в какойлибо религии оппозиционное или враждебное ему. Первые христианские ереси иудейское христианство гностицизм ...Тематический философский словарь
  120. ересьHeresy. Греч hairesis может означать выбор как напр. в Лев Септ. где мирная жертва по выбору в синод пер. по усердию подразумевает добровольное жертвоприношение особо...Теологический энциклопедический словарь
  121. ересьпо [] учение отклоняющееся от официальной доктрины в вопросах догматики культа организации. Слово произошло от глагола который первоначально имел смысл взять рукой а зат...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  122. ересьЕресь. Еретикъstrong Отщепенство. Отступникъ. Ср.em Про еретиковъem въ писани сказано и тати и разбойницы и волхвы и человкоубйцы и всяке друге гршники внидутъ въ царство...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  123. ересьЕРЕСЬ ж. вообще различие в мнениях веры раскол или отщепенство отступничество. У нас называют староверством последованье во всем православным догматам при употреблении ст...Толковый словарь живого великорусского языка
  124. ересьересь [lt гр. hairesis особое вероучение] вероучение отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии ереси характерны гл. сбр. для средних веков...Толковый словарь иностранных слов
  125. ересьЕРЕСЬ и ж. . В христианстве вероучение отклонившееся отгосподствующих религиозных догматов. Впасть в е. . перен. Нечтопротиворечащее общепринятому мнению пониманию. . Неч...Толковый словарь Ожегова
  126. ересьЕРЕСЬ ереси мн. ереси ересей ж. греч. hairesis. . Религиозное учение противоречащее церковным догматам церк. Впасть в ересь. . перен. Отступление от общепринятых взглядов...Толковый словарь русского языка II
  127. ересьересь ересь и ж. В христианстве вероучение отклонившееся от господствующих религиозных догматов. Впасть в е. перен. Нечто противоречащее общепринятому мнению пониманию. Н...Толковый словарь русского языка II
  128. ересьЕРЕСЬ и ж. . В христианстве вероучение отклонившееся от господствующих религиозных догматов. Впасть в ересь . перен. Нечто противоречащее общепринятому мнению пониманию. ...Толковый словарь русского языка
  129. ересьЕРЕСЬ и ж. . В христианстве вероучение отклонившееся от господствующих религиозных догматов. Впасть в ересь . перен. Нечто противоречащее общепринятому мнению пониманию. ...Толковый словарь русского языка
  130. ересьУдарение в слове ересьУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове ересь...Ударение и правописание
  131. ересьУдарение в слове ересьУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове ересь...Ударение и правописание
  132. ересьRzeczownik ересь f herezja f Potoczny nonsens m Potoczny bzdura f...Универсальный русско-польский словарь
  133. ересьRzeczownik ересь f herezja f Potoczny nonsens m Potoczny bzdura f...Универсальный русско-польский словарь
  134. ересьособое вероучение различные отклонения от официального догматического вероучения какойлибо религии оппозиционные или враждебные ей. В общекультурном смысле все то что н...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  135. ересьЕРЕСЬ от греч.em особое вероучениеem отклонение в вопросах религ.em доктрины от ортодоксии. В сознании приверженцев любой Е. она оценивается как истинная ортодоксия а о...Философская энциклопедия
  136. ересьгреч. особое вероучение различные отклонения от официального вероучения в области догматики и культа враждебные ему. Первые христ. ереси возникли еще в период Рим. импе...Философский энциклопедический словарь
  137. ересьересь ереси ереси ересей ереси ересям ересь ереси ересью ересями ереси ересях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы абсурд ахинея безле...Формы слова
  138. ересьересь ереси ереси ересей ереси ересям ересь ереси ересью ересями ереси ересях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы абсурд ахинея безле...Формы слова
  139. ересьЕрь Ересь Есь...Электронный словарь анаграмм русского языка
  140. ересьот греческого hairеsis особое вероучение течения в христианстве отклонявшиеся от официальной церковной доктрины. В Древней Руси бытовали с в. известны новгородскопсковс...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  141. ересьЕРЕСЬгреч. hairesis выбор мнение расходящееся с учением церкви в более широком смысле убеждения отклоняющиеся от общепринятых.В Новом Завете и у ранних отцов церкви этот...Энциклопедия Кольера II
  142. ересьот греч. hairesis выбор англ. heresy нем. Ketzerei. . Религиозное учение отклоняющееся от официальной доктрины церкви в области догматики культа организации. В христиан...Энциклопедия социологии
  143. ересьересьstrongСтарославянское ересь.Греческое airesis выбор секта.Приблизительное время появления в древнерусском языке конец XII в.Слово ересь как и многие другие слова ...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  144. ересьересьstrongСтарославянское ересь.Греческое airesis выбор секта.Приблизительное время появления в древнерусском языке конец XII в.Слово ересь как и многие другие слова ...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  145. ересьЕресьstrong. Заимств. из ст.сл. яз. где ересьi lt греч. hairesisi секта lt выбор т. е. альтернативаi суф. производного от hairei избираю. Ересьi буквально выбранное как ...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  146. ересьI ересьI. ж. религиозное лжеучение ложь народн. ересть др.русск. ст.слав. ресь Супр. и др. Из греч. собств. выбор см. Фасмер Гр.сл. эт. и сл.II ересьII. м. вспыльчивый с...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  147. ересьЗаимств. из ст.сл. яз. где ересьem ampLT греч. hairesisem секта ampLT выбор т. е. альтернатива суф. производного от haireem избираю. Ересьem буквально выбранное как исти...Этимологический словарь русского языка
  148. ересьересь I ересьI. ж. религиозное лжеучение ложь народн. ересть др.русск. ст.слав. ресь Супр. и др. Из греч. собств. выбор см. Фасмер Гр.сл. эт. и сл.II ересьII. м. вспыл...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  149. ересьСтарославянское ересь.Греческое airesis выбор секта.Приблизительное время появления в древнерусском языке конец XII в.Слово ересь как и многие другие слова религиозной...Этимологический словарь русского языка Семенова
  150. ересьСтарославянское ересь.Греческое airesis выбор секта.Приблизительное время появления в древнерусском языке конец XII в.Слово ересь как и многие другие слова религиозной...Этимологический словарь русского языка Семенова