Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ДЗЕНБУДДИЗМ

от санскр. дхиана – сосредоточение; кит. чань, япон. дзэн) – одна из школ махаянистского буддизма, проповедующая "мгновенное просветление". Согласно буддийской традиции, З.-б. основан Бодхидхармой, инд. монахом, прибывшим в Китай в 520 н.э. В последний период династии Тан (9–10 вв. н.э.) Зен стал господств. формой буддизма в Китае и достиг расцвета в 12 в. В этот период Зен проникает в Японию и с 16–17 вв. оказывает большое влияние на философию, религию, иск-во и языки япон. народа. В основе "пути Зен" лежит представление о единой реальности, в к-рой "растворяются" и субъект и объект и по сравнению с к-рой понятия субъекта и объекта, времени и движения, добра и зла условны и относительны. Эта единая реальность, в конце концов, оказывается тождественной индивидуальному сознанию. На протяжении всей истории З.-б. соперничал с буддийскими школами, третировал конфуцианство как учение, погрязшее в искусств. понятиях, противостоял материалистич. традиции в кит. философии (Ван Чун, Фань Чжэнь) и науч. познанию мира. З.-б., так же как даосизм, буддизм, йога, ставит своей целью достижение "просветления", "состояния свободы". Характерной чертой всех этих учений являются интуитивизм и иррационализм. Отказ от понятийного мышления роднит З.-б. с мадхъямикой, осн. пунктом к-рой было учение об относительности, условности понятий, и с йогой, поскольку одной из задач йогич. тренировки является подавление дискурсивного, словесного знания. Отличие З.-б. от других школ буддизма и йоги заключается, прежде всего, в методе достижения "просветления". Согласно З.-б., состояние "свободы" достигается не путем длительной тренировки и "накопления заслуг", не путем "подавления" всех ощущений, восприятий и мыслей, а "непосредственно", путем "мгновенного просветления" (сатори). При этом З.-б. исходит из учения Бодхидхармы о том, что природа Будды и каждого человека – одна, и что поэтому состояние Будды, т.е. "просветление", надо открыть в себе, а не искать в канонич. книгах. Причем "просветление" представляется как нечто совершенно естественное, как "истинная природа" человека, открытие к-рой может произойти каждый момент. Вместе с тем с 12 в. в З.-б. развивается новое направление, применяющее особую систему тренировки (школа ринзай) в противоположность прежнему направлению (школе сото). Один из крупнейших представителей Зен в начале 18 в. разработал сложную систему тренировки, состоящую из шести ступеней и длящуюся 30 лет. З.-б., так же как и даосизм, проповедует "естественную жизнь". "Как рыба плавает в воде, не думая о воде, как птица летает в воздухе, не зная ничего о воздухе", так и зен-буддист живет, "не поднимая волн, когда нет ветра", и не думая ни о чем, кроме и сверх самой жизни. В одной из поэм Зен говорится: "Ничего нет равного тому, чтобы носить одежду и есть пищу. Вне этого нет ни Будд, ни Патриархов". В то же время в качестве подготовки к "просветлению" зен-буддисты предлагают неподвижное сидение в течение нескольких часов, при этом не менее, чем йоги, уделяют внимание правильной позе и правильному дыханию. З.-б. отрицает реальность Будды, реальность самой религии, необходимость религ. обрядов. В то же время весьма важное место в нем занимают различные церемонии и ритуалы. Церемонии зен-буддистов посвящены реализации догмы о том, что "каждый человек есть Будда". Каждое действие человека (хождение, сидение, лежание, стояние) выполняется в храме как реализация существа Будды. Учение З.-б. с его интуитивизмом и иррационализмом становится предметом особого внимания совр. бурж. философии, особенно таких ее направлений, как экзистенциализм, семантика и фрейдизм. Начиная с 40-х гг. 20 в. модернизированный З.-б. получает широкое распространение в Европе и особенно в США. В наст, время центр З.-б. находится в Японии. Лит.: Humphreys Сh., Zen Buddhism, L., 1957; Suzuki D. T., An introduction to Zen Buddhism, L., 1957; его же, Essays in Zen Buddhism, [v. 1–3], L., 1958; его же, Manual of Zen Buddhism, N. Y., 1960; Suzuki D. T. and Frоmm E., Zen Buddhism and psychoanalysis, L, 1960; Вlоfeld J., The Zen teaching of Huang Po on the transmission of mind, L., 1958; Fung Vu-Lan, A history of Chinese philosophy, N. Y., 1958; Fujisawa Chikao, Zen and Shinto, N. Y., 1959; Linssen R., Essais sur le bouddhisme en g?n?ral et sur le Zen en particulier, P., 1960.

  1. дзенбуддизмдзен от санскр. Будда просветлнный медитативная школа в Китае Японии и других юговосточных странах в которой основное внимание уделяется умиротворению сознания с целью д...Большая энциклопедия по психиатрии
  2. дзенбуддизмдив.i дзен....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  3. дзенбуддизмдзенбуддизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  4. дзенбуддизмодно из направлений буддизма наибольшее распространение получившее в Японии. Возник в Китае в вв. н.э. Сущность его состоит в том что он призывает видеть действительност...Евразийская мудрость от А до Я
  5. дзенбуддизмНачальная форма Дзенбуддизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  6. дзенбуддизмдзенбуддизм дзенбуддизм а...Орфографический словарь
  7. дзенбуддизмu мu Р.u дзенбуддизма...Орфографический словарь русского языка
  8. дзенбуддизмдзенбуддизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  9. дзенбуддизмОрфографическая запись слова дзенбуддизм Ударение в слове дзенбуддизм Деление слова на слоги перенос слова дзенбуддиз Фонетическая транскрипция слова дзенбуддизм [дзинбд...Полный фонетический разбор слов
  10. дзенбуддизмдзенбуддизм а...Русский орфографический словарь
  11. дзенбуддизмсм.u дзэн...Русско-китайский словарь
  12. дзенбуддизмДЗЕНБУДДИЗМ у ч.Течя в буддизм що виникла у Кита в VI ст. рунтуться на тому що з божеством можна поднатися в земному житт виявити його у власному дус.Засновником дзенбуд...Словник української мови у 20 томах
  13. дзенбуддизмУдарение в слове дзенбуддизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове дзенбуддизм...Ударение и правописание
  14. дзенбуддизм[dzenbuddyzm]...Українсько-польський словник
  15. дзенбуддизмсамостоятельное направление япон. буддизма появившееся в в. Основу дзэнбуддизма составляют представление о единстве Будды и всех существ учение о естественном пути разви...Философский энциклопедический словарь