Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ГУНСУНЬ ЛУН

р. ок. 325 – ум. ок. 250 до н.э.) – древнекитайский философ-софист. В "Книге истории Ханьской династии" ("Хань шу") в разделе "Литература" ("И вэнь чжи") указано, что он написал книгу в 14 главах, из к-рых до наст. времени дошло только 6 под общим названием "Гунсунь Лун-цзы". В главе "Баймалунь" ("О белой лошади") Г. Л. доказывал, что понятия ("идеи") не связаны с чувств. вещами; они независимы и существуют отдельно, "сами по себе", как "скрытое" бытие. Чувств. вещи не связаны с "идеями" и являются формами, материалом чистого бытия. Соединение идеи и чувств. вещи есть "вещь-идея", обнаруживающая себя в явлении. Такая идея не есть ни вещь, ни свойство вещи. Так, напр., "белизна" белой лошади есть "вещь-идея", но "белизна" еще до соединения с телом лошади существовала отдельно. "Лошадь" как форма "белой лошади" также есть "вещь-идея", но до соединения с белым цветом тоже существовала отдельно. На этом основании Г. Л. выдвигал положение о том, что "белая лошадь не есть лошадь". В главе "Цзянь бай лунь" ("О твердости и белизне") на основе такого же анализа Г. Л. доказывал отдельное от камня существование твердости и белизны. Г. Л. настаивал на абс. обособленности ощущений, считал, что чувств. восприятия (слух, зрение, осязание и т. д.) могут иметь только изолированное существование. Согласно Г. Л., глазами нельзя нащупать твердость, можно только увидеть белизну; рукой нельзя нащупать белизну, можно нащупать только твердость. Поэтому в первом случае нет твердости, а во втором – белизны. Таким образом, осязание и зрение существуют отдельно, не проникая друг в друга и не взаимодействуя. В логике Г. Л. исправлял концепцию школы Хуэй Ши, к-рая утверждала единство и тождество и отрицала "отдельность и различие", критиковал релятивизм Чжуан-цзы в понимании истинного и ложного. В противоположность их взглядам в главе "Тун бянь лунь" ("Объяснение о переменах") Г. Л. выдвинул положение о том, что следует "правильным" исправлять "неправильное" и посредством "неправильного" всесторонне исследовать "правильность". Однако абсолютизируя "отдельность и различие", Г. Л. все же не смог понять диалектич. единства особенного и общего и в конце концов пришел к выводу об абсолютном обособлении понятий и вещей. В софизмах Г. Л. обнаруживается противоречивость движения, бесконечность времени и пространства. Так, он утверждал, что "летящая стрела не находится ни в движении, ни в покое", "если каждый день отнимать половину от палки длиною в одно чи, [то этот процесс] нельзя закончить и через 10 тысяч поколений" (Чжуан-цзы, раздел 33). Софистика Г. Л., отрицавшая идею развития путем противоречий, отвечала интересам реакционных политич. сил Древнего Китая. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 65; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 192–220; ?о Мо-жо, Ши пипан шу ("Десять критических статей"), Пекин, 1956, с. 272–80; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (Общая история идеологий Китая), т. 1, Пекин, 1957, с. 440–71; Ян Юн-го, История древне-китайской идеологии, [пер. с кит.], М., 1957, с. 311–373. Ван Дянь-цзи. Китай.

  1. гунсунь лунвв. до н. э. древнекитайский философ диалектик и софист представитель т. н. школы имн минцзя исследовавшей взаимоотношения между именем т. е. понятием и реальностью. В пр...Большая Советская энциклопедия II
  2. гунсунь лунвв. до н. э. древнекитайский философ диалектик исофист представитель т. н. школы имен минцзя. Выдвинул ряд парадоксовнапоминающих апории Зенона....Большой энциклопедический словарь II
  3. гунсунь лунГУНСУНЬ ЛУН вв. до н. э. древнекитайский философ диалектик и софист представитель т. н. школы имен минцзя. Выдвинул ряд парадоксов напоминающих апории Зенона....Большой Энциклопедический словарь V
  4. гунсунь лунвв. до н.э. др.кит. философ из т.н. школы Минцзяem школа именem занимавш. исследованием логич. категорий. Учение Г. Л. изложено в кн. Гунсунь Лунцзыem. Философу приписыв...Древний мир. Энциклопедический словарь
  5. гунсунь лунвв. до н.э. др.кит. философ из т.н. школы Минцзя школа имен занимавш. исследованием логич. категорий. Учение Г. Л. изложено в кн. Гунсунь Лунцзы. Философу приписыв. апо...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  6. гунсунь лунДревнекит. филос. трактат из шести глав пять из крых принадлежат Гунсунь Луну вв. до н.э. ведущему представителю школы имен мин цзя. Гл. составляет введение написанно...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  7. гунсунь лунГУНСУНЬ ЛУН вв . до н. э. древнекитайский философ диалектик и софист представитель т. н. школы имен минцзя. Выдвинул ряд парадоксов напоминающих апории Зенона....Современный энциклопедический словарь
  8. гунсунь лунГУНСУНЬ ЛУН р. ок. ум. ок. до н.э. древнекитайский философсофист. В Книге истории Ханьской династии Хань шу в разделе Литература И вэнь чжи указано что он написал кни...Философская энциклопедия
  9. гунсунь лунГУНСУНЬ ЛУНГунсунь Лунцзы Цзыбин середина в. до н.э. середина в. до н.э. ведущий представитель школы имен мин цзя и традиции бянь эристики диалектики софистики. Родилс...Энциклопедия Кольера II