Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ГОРЬКИЙ МАКСИМ

(псевдоним А л е к с е я М а к с и м о в и ч а П е ш к о в а) [16 (28) марта 1868 – 18 июня 1936] – великий русский писатель, основоположник лит-ры социалистического реализма. Замечательный художник слова, Г. в то же время был литературоведом, публицистом, мыслителем, внесшим свой вклад в развитие марксистско-ленинской эстетики, этики и философии культуры. Художеств. творчество Г. отличается огромной филос. насыщенностью. Нек-рые его произведения посвящены философской проблематике (поэмы "Девушка и Смерть", 1892, изд. 1917, "Человек", 1904, рассказ "Читатель", 1898, и др.); изображение идеологич. борьбы эпохи, филос. дискуссий, эволюции различных мировоззрений составляет одну из наиболее существенных сторон романа "Жизнь Клима Самгина" (1927–36). В статьях (а также в письмах) Г. органически сочетаются философские, эстетические, социально-этические, политические и историко- литературные проблемы. В годы юности Г. знакомился с произведениями русских революц. демократов (Чернышевского, Добролюбова, Писарева), народников (Лаврова, Михайловского). К этому времени относится и первое знакомство Г. с марксистской научной лит-рой (Маркс, Энгельс, Плеханов). Критически относясь к народничеству, как и к "легальному марксизму" (Струве и др.), Г., однако, не сразу утвердился на позициях науч. социализма. Это произошло на рубеже 19 и 20 вв., в период развертывания революц. движения в России, когда Г. сблизился с социал-демократич. партией и солидаризировался с направлением ленинской "Искры". Уже в 90-х гг. в поле зрения Г. была античная философия, классич. нем. философия 19 в., философия франц. Просвещения, совр. течения бурж. мысли. То посредством "художественной полемики", то в статьях и письмах Г. вел борьбу против провозвестника империалистич. Философии – Ницше, атаковал входившие в моду "евангелие индивидуализма" Штирнера, "космический пессимизм" Шопенгауэра и Э. Гартмана, "исторический пессимизм" Шпенглера и его последователей, иррационализм прагматистов, Бергсона, Лебона и др. Утверждая безграничные возможности человеч. разума, Г. восставал против проявлений агностицизма, скепсиса, субъективного идеализма. Столь же энергично Г. с начала 20 в. выступал против реакционеров богоискателей (Мережковского, Бердяева, Розанова и др.), пытавшихся возрождать религ. идеализм, мистику. Вместе с тем в развитии Г. были моменты, когда он отклонялся от этих осн. позиций. После поражения революции, в 1907–09 он сблизился с группой Богданова, испытал нек-рое влияние его "эмпириомонизма", что сказалось, напр., на нек-рых теоретич. формулировках и оценках отд. писателей в курсе лекций по рус. лит-ре, читанном Г. в "каприйской школе". Серьезной ошибкой Г. в эти годы было увлечение так наз. богостроительством, к-рое наложило печать на "Исповедь" (1908), культ "Человека" принимает здесь религ. окраску; народ становится "богом" новой религии и в то же время "богостроителем". Суровая критика, к-рой Ленин подверг богостроительство как утонченную, "обновленную" религию, враждебную делу пролетариата, способствовала преодолению этих заблуждений Г. Большие политич. ошибки, допущенные Г. в 1917–18, отразились и на его филос. суждениях этого времени, содержащихся в нек-рых статьях и письмах. Советы Ленина, само дальнейшее развитие революции помогли Г. активно включиться в строительство социалистич. культуры, преодолеть ошибки и стать строителем и певцом советского строя и социалистич. культуры. Складывавшиеся десятилетиями эстетич. воззрения Г. нашли наиболее полное выражение в период 1926–1936, когда Г. – теоретик непосредственно выступал как мудрый наставник советских писателей. Издавна Г. утверждал идею народности передового искусства (от статьи "Разрушение личности" [1909] до доклада на 1-м съезде советских писателей 1934 и статей 30-х гг.), величайшее значение труда в развитии эстетич. чувства и художеств. творчества, оплодотворяющую роль фольклора. Особую силу и своеобразие рус. лит-ры, к-рую он считал самой демократич. и свободолюбивой в мире, Г. усматривал в ее глубокой народности. Он призывал советских писателей сознательно и последовательно нести на службу народу свое иск-во, насыщать его передовыми идеями эпохи, создавать лит-ру, проникнутую большевистской идейностью и непрерывно связанную с героич. борьбой народа за социализм. В своих размышлениях о социалистическом реализме Г. подчеркивал особо действенный характер советского иск-ва, присущий ему пафос преобразования жизни, устремления в будущее, пафос раскрепощенного труда, к-рый в социалистич. обществе обретает свою творч. природу и ведет к расцвету культуры. Гл. задачу советского писателя Г. видел в изображении формирующегося нового человека. Отстаивая огромное значение художеств. наследия прошлого для социалистич. реализма, Г. в то же время стремился раскрывать новаторство и отличие социалистич. реализма от реализма прошлого. Гл. направлением в лит-ре конца 18 – нач. 20 вв. Г, считал именно критич. реализм. Вместе с тем Г. энергично подчеркивал ценность "активного" романтизма, к-рый противопоставлялся им романтизму "пассивному"; он защищал правомерность героико-романтич. начала в иск-ве социалистич. реализма. Принципы реалистич. эстетики Г. развивал в борьбе с декадентством и натурализмом. Рассматривая художеств. творчество как "человековедение", Г. всегда выступал против "разобществления" человека и антигуманизма – симптомов упадочного иск-ва. Г. утверждалась неразрывная связь эстетики и этики. Всесторонняя критика индивидуализма, развенчание либерально-филантропич., "пассивного" гуманизма, христианского псевдогуманизма, религ. морали – такова основная этич. проблематика, разрешавшаяся писателем. Г. развивал идеи активного революц. гуманизма, борьбы за освобождение человечества от цепей всякой эксплуатации, за построение коммунистич. общества. Глубокими и значительными являются положения Г., относящиеся к области философии культуры. Г. опровергал клеветнические утверждения реакц. бурж. философов (Ренана, Ницше, участников сборника "Вехи" и др.) о мнимой враждебности нар. масс по отношению к культуре. В своих трудах Г. показал величайшую роль нар. масс в творчестве культуры, в создании великих образов, ставших источником бессмертных произведений иск-ва. Критикуя вульгарно-социологич. взгляды, он доказывал, что роль буржуазии в создании духовных ценностей нередко преувеличивается, что капитализм, по существу, враждебен культурному творчеству, что созидание подлинной культуры, имеющей непреходящее, общечеловеч. значение, невозможно в отрыве от народа, что духовные богатства народа-творца способны наиболее полно раскрыться в условиях социалистич. общества. Соч.: Собр. соч. в 30 томах, М., 1949–1955; История: русской литературы, М., 1939 (Архив А. М. Горького, т. 1); Несобранные литературно-критические статьи, М., 1941; Повести, воспоминания, публицистика, статьи о литературе, М., 1951 (Архив А. М. Горького, т. 3); В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы, М., 1958. Лит.: Балика Д., Горький над страницами философских книг, "Новый мир", 1938, август; Пиксанов Н. К., Горький учится, в его кн.: О классиках, ? , [1933]; его же, Горький и наука, М.–Л., 1948, Михайловский Б. В., А. М. Горький и философия культуры, "Уч. зап. МГУ", 1946, вып. 110. Тр. кафедры рус. лит-ры, кн. 1; Михайловский Б. В. и Белкина Н. П., Борьба Горького с империалистической реакцией и упадочной культурой Запада, в кн.: Горьковские чтения, М.–Л., 1949; Балухатый С. Д., А. М. Горький и культура, "Вестн. АН СССР", 1938, No 2–3; Ермилов В. В., О гуманизме Горького, М., 1941; Мясников А. С., Горький, М., 1953; Бялик Б. ?., ?. Горький – критик, в кн.: История русской критики, т. 2, М.–Л., 1958; Воробьев В. ?., ?. ?. Горький о специфике литературы и проблеме типического, Львов, 1958. Б. Михайловский. Москва.

  1. горький максимпсевдоним Пешкова Алексея Максимовича великий рус. писатель крупнейший представитель пролетарского искусства В. И. Ленин родоначальник литры социалист. реализма атеист. ...Атеистический словарь
  2. горький максимпсевдоним Пешкова Алексея Максимовича великий рус. писатель крупнейший представитель пролетарского искусства В. И. Ленин родоначальник литры социалист. реализма атеист....Атеистический словарь II
  3. горький максимнастоящее имя и фамилия Пешков Алексей Максимович Русский писатель публицист общественный деятель. Автор романов Фома Гордеев Мать Дело Артамоновых Жизнь Клима Самгина мн...Афоризмы русских писателей
  4. горький максимГорький Максим литературное имя известного писателя Алексея Максимовича Пешкова. Родился в НижнемНовгороде марта г. По своему происхождению Горький отнюдь не принадлеж...Биографический словарь
  5. горький, максимпсевдоним знаменитого писателя Алексея Максимовича Пешкова см.Брокгауз Горький Максимнаст. фам. Пешков Алексей Максим. известный беллетрист р. марта в Нижн. Новгороде ...Большая биографическая энциклопедия
  6. горький максимГорький strongМаксим псевдоним настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков [. Нижний Новгород ныне г. Горький . Горки под Москвой] русский советский писатель основ...Большая Советская энциклопедия II
  7. горький максимПск.em Пулемт. ПОС ....Большой словарь русских поговорок
  8. горький максимГОРЬКИЙ Максим наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков русский писатель публицист. Большой резонанс имел сборник Очерки и рассказы т. где носителями новой свободно...Большой Энциклопедический словарь V
  9. горький максимГОРЬКИЙstrong Максим псевд. наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешковem рус. сов. писатель основоположник литры социалистич. реализма. Был активным пропагандистом творч...Лермонтовская энциклопедия
  10. горький максимГОРЬКИЙ Максим наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков русский советский писатель родоначальник советской литературы общественный деятель. Участник революц. движения ...Литературный энциклопедический словарь
  11. горький максимМ. Горький и Н. И. Бухарин.Горький Максим настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков Нижний Новгород Горки под Москвой писатель и общественный деятель литератур...Москва (энциклопедия)
  12. горький максимГОРЬКИЙ МАКСИМ наст. фам. и имя Пешков Ал. Макс. писатель деятель культуры. Одна из крупнейших фигур в отечеств. и мировой литре в. Из нижегородских мещан. Детство про...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  13. горький максимГорький Максим настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков писатель общественный деятель. Впервые приехал в Петербург в . Был восторженно встречен петербургской ли...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  14. горький максимГорький Максим Горький Максим наст. имя Пешков Алексей Максимович strong Русский писатель. Афоризмы цитаты Горький Максим биографияstrong На дне В карете прошлого ...Сводная энциклопедия афоризмов
  15. горький максимнастоящие фамилия и имя Пешков Алексей Максимович марта Нижний Новгород июня Горки под Москвой. Отец столяркраснодеревщик мать из мещан. Проучился года. С началас...Словарь Политические деятели России, 1917 г.
  16. горький максимГОРЬКИЙ Максим ГОuРЬКИЙ Максим[справж. Пшков Олексй Максимович .III Нижнй Новгород тепер Горький .VI Горки пд Москвою похований у Москв на Краснй площ] рос. рад. пись...Українська літературна енциклопедія
  17. горький максимпсевдонм Олекся Максимовича Пшкова рос.em письменник публцист вважаться основоположником лтератури соцалстичного реалзму перш твори оповдання повст переважно з життя дек...Універсальний словник-енциклопедія
  18. горький максимпсевдонм Олекся Максимовича Пшкова рос. письменник публцист вважаться основоположником лтератури соцалстичного реалзму перш твори оповдання повст переважно з життя декл...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  19. горький максимнаст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков рус. писатель публицист. Рано потеряв отца начал тяжкую жизнь в людях служил мальчиком при магазине посудником на параходе уч...Энциклопедический словарь псевдонимов
  20. горький максимпсевдоним знаменитого писателя Алексея Максимовича Пешкова см....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. горький, максимГОРЬКИЙ МАКСИМнаст. имя Алексей Максимович Пешков русский писатель. Родился марта в Нижнем Новгороде. В девятилетнем возрасте осиротел и решающее влияние оказала на н...Энциклопедия Кольера II
  22. горький максимпсевдоним Пешкова Алексея Максимовича рус. советский писатель родоначальник советской литры литературный критик и публицист инициатор создания и первый председатель Со...Эстетика