Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО

Galilei), Галилео (15 февр. 1564 – 8 янв. 1642) – итал. ученый, один из основоположников экспериментально-математич. естествознания и механистич. материализма. Род. в Пизе в обедневшей дворянской семье. С 1581 учился в Пизанском ун-те, преподавал математику в Пизанском (с 1589) и Падуанском (1592–1610) университетах. В соч. "Звездный вестник" ("Sidereus Nuncius", Venetiis, 1610) Г. изложил результаты своих астрономич. наблюдений и выступил как убежденный сторонник теории Коперника; это соч. принесло Г. европ. известность и положило начало его ожесточ. полемике со схоластами, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую картину мира. После выхода в свет "Диалога о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой" ("Dialogo dei due massimi sistemi del mondo tolemaico e copernicano", 1632; рус. пер. 1948) Г. был привлечен к суду инквизиции (1633) и обвинен в коперникианстве. Под угрозой запрещения науч. деятельности, сожжения неопубликованных трудов и пыток Г. был вынужден "отречься" от теории Коперника. Это отречение носило чисто формальный характер. В 1638 друзья и последователи Г. издали в Голландии его произведение "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки" ("Discorsi е dimostrazioni matematiche intorno a due nuove scienze...", рус. пер., Соч., т. 1, 1934), излагающее основы механики (динамики), учения о сопротивлении материалов и представлявшее собой уничтожающий удар по схоластизиров. физике Аристотеля. Скончался Г. в Арчетри, близ Флоренции. Значение Г. в истории философии и его влияние на развитие материалистич. мировоззрения определяются, во-первых, его естеств.-науч. открытиями: доказа-тельством бесконечности Вселенной, физич. однородности земли и неба (к-рыми Г. развил идеи Коперника, Николая Кузанского, Бруно), установлением законов механич. движения тел, подводившими к пониманию объективных законов природы, освобождению от антропоморфизма и телеологии. Не теология, а природа является, по Г., источником знания: "Ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы" (письмо к Кастелли от 21.XII.1613; изложено Н. А. Любимовым, в кн.: "История физики", ч. 3, СПБ, 1896, с. 22). Филос. значение открытий Г. в области астрономии и механики состояло в том, что они способствовали решению важнейших проблем теории познания – проблем познаваемости мира и соотношения чувства и рациональных моментов в процессе познания. Значение Г. в развитии материализма определяется также ф и л о с . - м е т о д о л о г и ч. и д е я м и. Подобно большинству передовых деятелей науки и философии Возрождения, Г. стоял на исторически прогрессивной для того времени т. зр. двойственной истины и стремился отграничить науку от религии, чтобы обеспечить свободное развитие науч. мышления. В своих письмах Г. часто цитировал популярный среди ученых 17 в. афоризм: "В намерения духа святого входит научить нас тому, как взойти на небо, но отнюдь не тому, как ходит само небо". Такая позиция приводила Г. к плодотворному выводу о возможности безграничного познания природы как по широте охвата человеч. мыслью различных явлений космоса, так и по глубине и степени точности познания истины ("Диалог о двух главнейших системах мира"). Эта гносеологич. установка привела Г. к утверждению нового, антисхоластич. метода познания. Г. резко отрицательно относился к опиравшейся на Аристотеля схоластич. логике. При разработке новой методологии Г. выдвигал прежде всего значение опыта, на к-рое указывали и многие мыслители до Г. Однако, в отличие от них, Г. имел в виду не простое наблюдение природы, а планомерно поставленный эксперимент, посредством к-рого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них. Путь такого экспериментального исследования природы – путь выявления ее наиболее простых элементов, был назван Г. р е з о л ю т и в н ы м методом, к-рый, в сущности, есть метод анализа, расчленения природы. Резолютивный, или аналитич., метод исследования Г. подводил к действит. объяснению многих явлений природы, блестящим доказательством чего является открытие им ряда законов механики. При этом Г. руководствовался не только аналитич., но и к о м п о з и т и в н ы м, т.е. синтетич., методом, к-рый, посредством цепи дедукций, проверяет истинность выдвинутых в процессе анализа гипотетич. предположений. Только совместное применение резолютивного и композитивного методов способно, по Г., привести ученого к открытию новых истин. Дедукция же отнюдь не является схоластич. силлогистикой, а представляет собой путь математич. исчисления явлений природы. Поняв, какое громадное значение при изучении природы имеет количеств. анализ, Г. установил связь опытно-индуктивных и абстрактно-дедуктивных исследований природы. В понимании природы Г. выступал как механистич. материалист и рассматривал материю как реальную субстанцию вещей, обладающую совершенно определенной структурой. Для объяснения последней Г. воскрешал антич. атомизм (одновременно выступая против наивного понимания чувств. достоверности), сводя все чувств. качества к механич. движению частиц вещества. Все вкусы, запахи, цвета и т.п. являются результатом субъективных впечатлений чувств и исчезают с устранением воспринимающего субъекта ("Пробирщик ..." – "Il Saggiatore..."). Это учение Г. стало в 17–18 вв. общим местом механистич. материализма, неспособного к диалентико-историч. пониманию природы и человека. Механицизм Г. привел к допущению идеи создания богом солнца и всех планет. Бог сообщил им определенный порядок, к-рый в дальнейшем остается неизменным, а природа живет по своим собственным законам. Эта мысль предвосхищает возникший вскоре деизм. Проявлением метафизич. ограниченности воззрений Г. следует также считать и его убеждение в том, что математич. законосообразность, посредством к-рой исправляется чувств. картина явлений и познается истинное содержание веществ. мира, имеет доопытный и внеопытный характер. Метафизич. характер философско-методологич. идей Г. был исторически обусловлен и не помешал им, как и вообще метафизич. методу, сыграть прогресс. роль в общем ходе развития естествознания и философии 17–18 вв. (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 21). Прогрессивный характер мировоззрения Г. получил отражение и в лит. форме созданных им трудов. Г. писал преимущественно на родном, итал., а не на лат. языке. Отказавшись от свойств. схоластике собирания и пересказа сведений, почерпнутых гл. обр. в соч. антич. авторов и "отцов церкви", Г. положил в основу науки самостоят. наблюдение и анализ явлений природы. Эклектич. эрудиция схоластики уступила у Г. место живой и образной речи человека, как бы впервые всматривающегося в мир. Соч.: Le opere..., prima edizione completa, t. 1–15 e uno supplemente, Firenze, 1842–56; Le opere..., Edizione nationale, Publ. A. Favaro [и др.], v. 1–20, Firenze, 1929–1939; Беседы и математические доказательства..., Соч., т. 1, [М.–Л., 1934]; Послание к Франческо Инголи [1624], пер. [с итал.], в кн.: Галилео Галилей. 1564–1642, М.–Л., 1943, с. 142–83; Диалог о двух главнейших системах мира... [пер. с англ.], М.–Л., 1948. Лит.: Галилео Галилей. 1564–1642, М.–Л., 1943 (Сборник, посвящ. 300-летней годовщине со дня смерти Галилео Галилея, под ред. акад. А. М. Деборина); Выгодский М. Я., Галилей и инквизиция, ч. 1, М.–Л., 1934; Ольшки Л., История научной литературы на новых языках, пер. с нем., т. 3., М.–Л., 1933; Васильев С. Ф., Мировоззрение Галилея, в его кн.: Из истории научных мировоззрений. Сб. статей, М.–Л., 1935, с. 55–67; Вавилов С. И., Галилей, в кн.: Большая Советская Энциклопедия, 2 изд., т. 10, М., [1952], с. 125–30; Саrli A. ed Favaro ?., Bibliografia galileiana (1568–1895), Roma, 1896; Rossi G., La continuit? filosofica dal Galilei al Kant, Catania, 1901; Wieser F., Galilei als Philosoph, Basel, 1919 (Diss.); Wohlwill E., Galilei und sein Kampf f?r die Copernicanische Lehre, Bd 1–2, Hamb.–Lpz., 1909–26; Banfi A., Galileo Galilei, Mil., 1949. В. Соколов. Москва.

  1. галилей галилеоитал. ученый один из основоположников экспериментальноматематич. метода в естествознании. Сделал ряд важных науч. открытий в области механики и астрономии имевших большое...Атеистический словарь
  2. галилей галилеоитал. ученый один из основоположников экспериментальноматематич. метода в естествознании. Сделал ряд важных науч. открытий в области механики и астрономии имевших большое...Атеистический словарь II
  3. галилей галилеоГалилейstrong Galilei Галилео . Пиза . Арчетри близ Флоренции итальянский физик механик и астроном один из основателей естествознания поэт филолог и критик.Г. принадлежа...Большая Советская энциклопедия II
  4. галилей галилеоГалилей Галилео итальянский учный один из основателей точного естествознания. Сын В. Галилеи. Боролся против схоластики считал основой познания опыт. Заложил основы совр...Большой Энциклопедический словарь V
  5. галилей, галилеоитальянский учный и поэт....Даты рождения и смерти известных людей
  6. галилей, галилеоGalilei Галилео итальянский ученый один из основателей точного естествознания. Заложил основы современной механики высказал идею об относительности движения открыл зак...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. галилей галилеоГалилей Галилео гг. итальянский учный один из основателей точного естествознания. В г. первым сделал существенные астрономические наблюдения с помощью построенного им ...Исторический словарь
  8. галилей галилеоВеликий астроном и физик времен итальянского ренессанса внесший огромный вклад в развитие материалистического понимания. В ответ на его работы по развитию телескопа и дем...Исторический справочник русского марксиста
  9. галилей галилеоитал. физик и астроном один из основоположников опытного естествознания и классической науки в целом чл. Академии Деи Линчеи . Род. в г.Пиза. Нач. образование получил в м...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  10. галилей галилео. Пиза . Арчетри близ Флоренции итал. физик астроном математик и мыслитель один из основателей совр. экспериментальнотеоретич. естествознания заложивший основы классич. ...Советский философский словарь
  11. галилей галилеоитальянский ученый один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики считал основой познания опыт. Построил телескоп с кратным увеличением и открыл го...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  12. галилей галилеоодин из основоположников классической механики и утверждения нового мировоззрения которого называют первым ученым Нового времени. Родился в Пизе в семье небогатого дворян...Философия науки и техники
  13. галилей галилеоитал. физик астроном и мыслитель. Г. критиковал слепое преклонение перед авторитетом Аристотеля догматическую схоластику и первым начал систематически применять научный э...Философский энциклопедический словарь
  14. галилей, галилеоГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕОGalilei Galileo итальянский физик механик и астроном один из основателей естествознания Нового времени. Родился февраля в Пизе в семье принадлежавшей к ...Энциклопедия Кольера II