Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ВАЙШЕШИКА

от санскр. вишеша – особенный, отличный) – одна из систем др.-инд. философии. Первым систематич. изложением философии В. является Вайшешика-сутра, к-рая приписывается Канаде. Окончат. редакция сутр относится ко времени не позднее 1 в. н.э. Второй по времени работой, представляющей собой комментарий Вайшешика-сутры, является "Падартха-дхарма-санграха" Прашастапады, на к-рую, в свою очередь, имеются комментарии более позднего времени – "Вьйомавати" Вьйомашекхары, "Ньяякандали" Шридхары, "Киранавали" Удаяны и "Лилавати" Шриватсы. Кроме комментариев Прашастапады, имеются др. работы, комментирующие сутры Канады, напр. соч. Джаянараяны "Виврити" (17 в.). Из всех систем инд. философии В. была наиболее тесно связана с естеств.-науч. представлениями древних индийцев. Космологич. теория В. являлась дальнейшей разработкой обычного в инд. философии понимания мира, как составленного из физич. элементов – земли, воды, света, воздуха; ее атомистич. теория была дальнейшим развитием материалистич. теории о том, что все явления и предметы действительности, включая ум и сознание, являются продуктами материальных первичных атомов. Их учение об атомах основывается на теории бесконечно малых, развитой математикой Древней Индии. По учению В., все существующее включается в 6 категорий: субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее. Комментаторы сутр добавили 7-ю категорию – отрицание, или небытие. Осн. категорией в системе В. является субстанция, к-рая выражает сущность вещи. Субстанции обладают качествами, определяющими свойства и характер вещи. Канада насчитывает 17, а Прашастапада – 24 качества субстанций. Субстанции обладают действиями. В противоположность качеству, являющемуся постоянным свойством субстанции, действие – преходящее свойство субстанции, и составляет ее динамич. характеристику. Субстанции, качества и действия существуют в зависимости друг от друга и связаны определ. отношениями, к-рые выражены такими категориями, как общее, особенное и присущее. Эти категории существуют реально и объективно. Субстанции, обладающие качествами и действиями, или движениями, составляют объективный мир. Сутры насчитывают 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум; первые 4 из этих субстанций являются материальными атомистич. и производящими субстанциями. Сочетание атомов этих субстанций и образует физич. мир. Атом (ану – от санскр. ан – дышать, звучать, означает отдельный, особый, индивидуальный, тонкий, мельчайший) в учении В. – вечная, неизменная, протяженная, материальная частица, являющаяся пределом деления материальных тел. Атом неделим, имеет сферич. форму, не изменяется во времени, не может быть ни создан, ни разрушен. Соответственно 4 материальным субстанциям имеется 4 рода атомов, различающихся качествами. Атомы земли имеют запах, цвет, вкус, осязаемость, тяжесть; атомы воздуха – осязаемость, атомы воды – цвет, вкус, осязаемость, тяжесть, и атомы света – цвет и осязаемость. Атомы по своей природе пассивны и их движение зависит от внешнего толчка. Объяснение первонач. движения атомов у Канады носит спиритуалистич. характер. Первичное движение атомы получают от невидимой силы – адришты. Получившие движение атомы соединяются друг с другом. Обязат. условием и средством соединения атомов является эфир. Первичное соединение двух атомов образует диаду, в свою очередь, диады, вступая в соединения между собой, образуют более сложное соединение – триаду, состоящую из трех диад. Чувственно воспринимаемый мир существует и взаимодействует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма), управляющим порядком Вселенной и обусловливающим правильное поведение человека в жизни. Выполнение этих правил позволяет человеку добиться высокого места в жизни. Но это место непостоянно, т.к. даже мировая душа – Брахма не обладает постоянным наслаждением. Следовательно, и для человека не может быть постоянного спокойствия. Человек должен непрерывно совершенствоваться, стремясь достичь истинного знания. Материальный мир не вечен, он создается и разрушается. Процесс мирового созидания и разрушения, т.е. соединение и разъединение атомов, происходит по определ., вечно повторяющимся циклам. Соединением атомов управляет мировая душа – Брахма, специально созданная богом. Но бог не является создателем Вселенной, он только управляет ею. В сутрах Канады бог вообще не упоминается. Согласно Прашастападе, процесс создания и разрушения Вселенной не имеет ни начала, ни конца. По желанию верховного правителя или бога индивидуальные души, существующие в мировом эфире наравне с атомами и обладающие принципом адришты, приводят в движение атомы воздуха. Атомы воздуха, соединяясь в диады и триады, порождают физич. вещество – воздух. Подобным же образом образуются вода, земля, свет. Затем из атомов земли и света создается яйцо, в к-ром бог создает Брахма и Вселенную. Дальнейшее создание вещей физич. мира и живых существ вплоть до богов производится Брахмой из сочетаний атомов земли, воды, света и воздуха. При этом вечные субстанции, такие, как время, пространство, эфир, атомы, не могут быть созданы, т.к. они существуют вечно. Созданная т.о. Вселенная является одним из бесчисл. миров. По прошествии ста лет, по исчислению Брахма, он покидает свое тело и у Махешвары (верховного властителя) появляется желание вновь пересоздать все созданное. С появлением этого желания прекращается действие адришты всех душ. Наступает распад материальных тел до первичных атомов, к-рые снова остаются покоящимися и изолированными до следующего созидания. Теория познания В. во многом сходна с теорией познания ньяя. Предметом познания, по учению В., является объективно существующий мир. Имеется 4 рода действит., т.е. истинного, познания: восприятие, вывод, память и интуитивное познание. При помощи восприятия познаются сложные субстанции (земля, вода, воздух и свет), качества, действия и физич. мир или общность. Вечные невоспринимаемые субстанции – эфир, пространство, время, ум, душа, а также атомы и диады, познаются посредством логич. вывода. Имеется также 4 рода недействит., т.е. ложного, познания: сомнение, недоразумение, неопредел. знание и сновидение. Существенно отличаясь от др.-греч. атомистики, система В. является оригинальным филос. атомистич. учением. Лит.: Мюллер ?., Шесть систем индийской философии, пер. с англ., М., 1901; ?адхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1–2, М., 1956–57; Чаттерджи С. и Датта Д., Древняя индийская философия, пер. с англ., М., 1954; The Vaice?ika aphorisms of Kan?da, transi. by ?. ?. Gough, Benares – L., 1873; Keith А. В., Indian logic and atomism; an exposition of the Ny?ya and Vai?e?ika systems, Oxf., 1921; Ui H., The Vai?e?ika philosophy according to the Da?apad?rtha-??stra. Chinese text with introd., transl., and notes by H. Ui, ed. by E. W. Thomas, L., 1917; Faddegon В., The Vai?e? ika-system, described with the help of the oldest texts, Amst, 1918; Mabilleau L., Histoire de la philosophie atomistique, P., 1895; Colebrooke H. T, Essays on the religion and philosophy of the Hindus, new ed., L. -Edinb., 1858; Deussen P., Allgemeine Geschichte der Philosophie mit besonderer Ber?cksichtigung der Religionen, Bd 1, Abt. 1-3, 3-4 Aufl, Lpz., 1919-20; Stcherbatsko? Th., Buddhist logic, v. 1, Leningrad, 1932; Mishra U., Conception of matter according to Ny?ya-Vai?e?ika, Allahabad, 1936; Сhatterji J. Ch., The Hindu realism being an introduction to the metaphysics of the Ny?ya-Vai?e?ika system of philosophy, Allahabad, 1912; The Vai?e?ika s? tras of Kan?da with the commentary of camkara Mi?ra, transl. by Nanda Lal Sinha, Allahabad, 1910-11. E. Гостеева. Москва.

  1. вайшешикаот санскр. вишеша особенный отличный одна из шести ортодоксальных индуистских систем древнеиндийской философии. По традиции основоположником В. считается Канада которому...Большая Советская энциклопедия II
  2. вайшешикаодна из ортодоксальных признающих авторитет вед системиндийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивалареальное существование категорий наряду с в...Большой энциклопедический словарь II
  3. вайшешикаВАЙШЕШИКА одна из ортодоксальных признающих авторитет вед систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категори...Большой энциклопедический словарь III
  4. вайшешикаВАЙШЕШИКА одна из ортодоксальных признающих авторитет вед систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категор...Большой Энциклопедический словарь V
  5. вайшешикаи ж.i Одна з шкл давньондйсько флософ вчення яко пройшло складну еволюцю вд дуалзму до деалзму....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  6. вайшешикаодна из ортодоксальных признающих авторитет вед систем древнеиндийской философии. Основателем считается Канада после века до нашей эры. В полемике с буддизмом отстаивал...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. вайшешикаот вишеша т. е. философия различий одна из ортодоксальных даршан близко связанная с нъяей. В литре школы древние Вайшешикасутры имеют меньшее значение сравнительно с тру...Индуизм
  8. вайшешикаСанскр. от вишеша различие особенность древнеиндийская философская школа признающая авторитет Вед но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе ...Религиозные термины
  9. вайшешикавайшешика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  10. вайшешикавайшешика сущ. колво синонимов школа Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы школа...Словарь синонимов II
  11. вайшешикаВАЙШЕШИКА и ж. ст.Школа давньондйсько флософ яка визнавала авторитет Вед але розвивала сво доктрини на незалежних засадах.Вайшешика вдома свом ученням про атоми систему ...Словник української мови у 20 томах
  12. вайшешикасанскр. от вишеша различие особенность др.инд. филос. школа признающая авторитет Вед но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к нъяе с крой образова...Советский философский словарь
  13. вайшешикаВАЙШЕШИКА одна из ортодоксальных признающих авторитет вед систем древнеиндийской философии. Основателем считается Канада после века до нашей эры. В полемике с буддизмом...Современная энциклопедия
  14. вайшешикаВАЙШЕШИКА одна из ортодоксальных признающих авторитет вед систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категори...Современный энциклопедический словарь
  15. вайшешикадревнеиндийская философская школа признающая авторитет Вед. Основателем считается Канада. Близка к учению ньяя с которой позже образовала единую школу. Важная сторона уче...Тематический философский словарь
  16. вайшешикаи ж. Одна з шкл давньондйсько флософ вчення яко пройшло складну еволюцю вд дуалзму до деалзму....Толковый словарь украинского языка
  17. вайшешикаВАЙШЕШИКА санскр. от вишеша различие особенностьem др.инд. филос.em школа признающая авторитет Вед но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к нъяе ...Философская энциклопедия
  18. вайшешикасанскр. вишеша особенность система древнеинд. философии. Первое ее систематическое изложение Вайшешикасутра дано Канадой вв. до н. э. Значительное развитие В. получила...Философский энциклопедический словарь
  19. вайшешикаВАЙШЕШИКА одна из ортодоксальных признающих авторитет вед систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категор...Энциклопедический словарь естествознания