Философская Энциклопедия (в 5 томах)

АТЕИЗМ

греч. ????? – безбожник, от ? – отрицательная приставка и ???? – бог) – последовательно материалистич. воззрение, отвергающее религию, т.е. веру в сверхъестественное (в существование богов, духов, оккультных сил, загробного мира и бессмертия души). В различные эпохи границы понятия "А." изменялись: в антич. мире А. считалось отрицание богов народных верований, в средние века христиане часто называли атеистами язычников, как не знавших или отрицавших "истинного бога". Атеистами нередко называли и тех, кто отвергал антропоморфич. христ. представление о боге, хотя и признавал его существование. В сер. 19 в. наиболее реакц. церковники считали атеистами даже Канта и Гегеля. А. следует отличать от др. форм критики религии, к-рые в определ. условиях могут вести к ?., соприкасаться с ним или служить прикрытием для него. А. отличают от религ. индифферентизма, антиклерикализма, религ. скептицизма (сомнений в отд. догмах религ. веры), религ. вольнодумства (свободного толкования всех религ. догм). От А. необходимо отличать также деизм и пантеизм, к-рые часто бывают глубоко связаны с А. Признавая бога лишь как творца Вселенной, как мировой разум, проявляющийся в ней, деизм представляет собой отрицание осн. догматов религии. Маркс писал, что деизм у материалистов "есть не более, как удобный и легкий способ отделаться от религии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). У англ. материалистов 17 в., у рус. мыслителя Радищева деизм – преддверие к А. или даже прикрытие его. Пантеизм как отрицание личного бога, как идея о тождественности бога и природы может быть замаскированным А. или ступенью подхода к А. Фейербах метко охарактеризовал пантеизм как отрицание теологии на почве самой теологии. Энгельс писал, что Мюнцер в христианской форме проповедовал пантеизм, соприкасавшийся с А. (см. тамже, т. 7, с. 370). Пантеизм Бруно, Спинозы, Толанда привел их к А. Однако не всякий пантеизм ведет к А. Материалистич. пантеизм (бог есть все, напр. бог – природа) ведет к ?., идеалистич. пантеизм (все есть бог, напр. "солнце – глаз бога") – к религии. А. проявляется в практич. и теоретич. деятельности. Историч. развитие А. представляет собой закономерное явление и происходит в тесной связи с наукой, развитием материального производства, политической жизнью и философией. Буржуазные историки обычно игнорируют социально-экономич. основы развития ?., его зависимость от хода классовой борьбы. Маркс и Энгельс вскрыли осн. закономерности развития А. как борьбы науки против религии, рассматривая его в тесной связи с ходом развития всего общества. А. обычно выражает интересы передовых обществ. классов, борющихся с религией. Развивая воззрения Маркса и Энгельса, создавших науч. теорию преодоления религии, Ленин обогатил науку яркими характеристиками представителей атеистич. лит-ры, дал критику предшествовавшего марксизму ?., выдвинул задачу создать труд по истории религии "с обзором материалов по истории атеизма и п о с в я з и церкви с буржуазией" (Соч., 4 изд., т. 36, с. 523). Одним из важнейших вопросов в изучении истории атеизма Ленин считал исследование связи антирелиг. борьбы мыслителей прошлого с выступлениями нар. масс против церкви. В каждую историч. эпоху А. опирается на достижения науч. знаний. Развитие А. всегда шло параллельно с развитием материализма в философии. Чем более последователен материализм, тем более надежную основу представляет он для А. Наивный материализм был идейной основой борьбы против религии в странах Древнего Востока и в антич. обществах Древней Греции и Рима. Метафизич. материализм, развивавшийся в европ. странах в 16–18 вв., нередко выступал в силу своей ограниченности в связи не с ?., а с деизмом. Филос. основой пролет. марксистского А. является диалектич. материализм. Философия отд. экзистенциалистов (Сартр, Камю, Хейдеггер) не является атеистической, т.к., отрицая существующие религ. системы, эти философы не отрицают веры. Антинауч. попытки превратить А. в религию или создать "религию без бога" (Луначарский), "атеистическую религию" (Уотон), "религию без спиритуализма" (Браун), "атеистический мистицизм" (Маутнер) и т.д. основаны на неправильном понимании сущности религии, к-рая невозможна без веры в сверхъестественное, полностью отрицаемой А. Составными частями А. являются философская, естеств.-научная и историческая критика религии. Филос. критика религии опровергает богословские "доказательства" бытия бога: космологич., телеологич., онтологич. и др. (см. Бог). Естеств.-науч. критика религии разъясняет вопросы происхождения солнечной системы, возникновения жизни на Земле, происхождения человека, сущности психич. деятельности и т.д., опровергая тем самым религ. учения о сотворенности богом всего существующего, о душе и загробной жизни. Историч. критика религии показывает происхождение и развитие религ. верований и религ. организаций. Возникновению религии предшествовал в истории человечества длительный безрелиг. период. Зародыши А. отразились в нек-рых богоборческих мифах. Борьба военной знати против жрецов внутри рабовладельч. класса на Древнем Востоке содержала антирелиг. тенденции. В шумерской повести о страданиях невинного праведника (см. S. N. Kramer, From the tablets of Sumer..., 1956) поставлен вопрос, к-рый и впоследствии занимал видное место в развитии атеистич. мысли: почему праведники (бедняки) страдают, а грешники (богатые) блаженствуют? В 22 в. до н.э. в Древнем Египте появилась "Песнь арфиста", выражавшая неверие в загробную жизнь. В папирусе "Спор Гора с Сетом" бог солнца Ра насмешливо говорит Осирису, объявившему себя создателем всей растительности: "Если бы тебя и не бывало и если бы ты и не рождался, ячмень и полба все равно были бы" (М. Э. Матье, Древнеегипетские мифы, М.–Л., 1956, с. 111). В Библии упоминается об А. в Палестине во времена царя Давида (Псал. IX, 25, XIII, 1), а в библейской книге "Екклезиаст" отрицаются бессмертие души и загробный мир. В Древней Индии задолго до др.-греч. мыслителей, выступавших против религии, жили выдающиеся атеисты, чьи соч. были уничтожены; ряд их изречений сохранился путем устной передачи от одного поколения к другому. Мудрец Брихаспати и его ученики отвергали существование богов, бессмертие души и загробный мир, отмечали противоречия в брахманских догмах и высмеивали культ, отвергая всякие жертвоприношения. Ученик Брихаспати – Дхишан – подверг критике веды, называя их созданием лицемерных и алчных мошенников. Взгляды Дхишана назывались "настика" – учением безбожников. Упанишады называют в качестве одного из выдающихся атеистов Уддаланку. Об А. упоминается также и в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна". Особенно большое развитие А. получил у материалистов-чарваков, отрицавших бытие сверхъестеств. существ, бессмертие души, загробный мир, божеств, откровение и провидение. В Древнем Китае в 7–6 вв. до н.э. Фань Вань-цзы, Шэнь Сюй и др. критиковали веру в "небесного владыку", учили, что счастье людей зависит от них самих. Хань Фэй (ок. 280–233 до н.э.) утверждал, что существование богов и демонов не может быть доказано. Материалист Ван Чун (27–104) критиковал конфуцианскую веру "в волю неба", отрицал бессмертие души. Чжун Чан-туй (179–219) выступал против мистиков, к-рые "одурачивают простых людей". Фань Чжэнь (450–519) боролся с буддизмом, написал трактат "Об уничтожимости духа" ("Шэнь ме Лунь"), в к-ром отрицал бессмертие души. В истории антич. А. обществ. мысль шла от теогонии к космогонии (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл), от мифологии к фольклору (Ксенофан), от "божественной" морали к человеч. нравственности (софисты), от "божественного откровения" к естеств. происхождению религии (Продик, Эвгемер), от анимизма к атомизму (Демокрит, Эпикур). Все эти проблемы нашли свое выражение в энциклопедии антич. ?., поэме Лукреция "О природе вещей" и в антирелиг. сатире Лукиана, названного Энгельсом "Вольтером классической древности". Секст-Эмпирик упоминал 5 наиболее известных атеистов: Протагора Косского, Эвгемера Критского, Протагора из Абдеры, Диагора Мелосского, Феодора Киренейского. Феодор Киренейский (320–280 до н.э.) был известен как "человек, который не знает ни богов, ни царей". Его ученик Эвгемер учил, что боги – это обожествл. цари или законодатели. Для истории А. большое значение имеют учение Гераклита, отвергавшего сотворение мира богами и божеств. провидение, учение Ксенофана о том, что люди создали богов по образу и подобию своему, высказывания Крития, провозгласившего в соч. "Сизиф", что вера в богов – изобретение хитрых государственных мужей в целях воспитания народа в послушании. Ленин в "Философских тетрадях" (1947, с. 249) отметил слова Гегеля, указывающего на атеистич. характер учения Демокрита и Эпикура об атомах: "Атомистика вообще противопоставляет себя представлению о сотворении мира и сохранении мира силою чуждого существа. Естествознание впервые чувствует себя в атомистике освобожденным от необходимости указать основание существования мира". Маркс писал, что Эпикур был подлинным радикальным просветителем древности, открыто нападал на антич. религию, и от него пошел А. римлян. У Марциана указано: "ныне убедительно доказывают, что представление о небе и существовании богов нелепо"; Ювенал писал: "глупостью считается мысль и вызывает смех, что в храмах во время жертвоприношения присутствуют боги". В эпоху феодализма А. у всех народов имел своих борцов. Известны мн. атеисты арабского Востока, атеистич. тенденции имели нек-рые христ. ср.-век. ереси. С 13 в. Зап. Европе было известно атеистич. соч. "О трех обманщиках" ("De tribus impostoribus", 1598). В 16–17 вв. работы Коперника, Бруно, Галилея и др. нанесли сильный удар но религ. мировоззрению. Церковники прибегали к жестоким мерам в борьбе с А. В 1600 они сожгли в Риме Бруно, в 1619 в Тулузе был сожжен Л. Ванини за пропаганду А. В эпоху Возрождения Помпонацци критиковал учение о бессмертии души, Сервет – догмат троицы. Кампанелла в кн. "Побежденный атеизм" (Т. Campanella, Atheismus triumphatus, 1636) дал сводку атеистич. аргументов своего времени. В течение двух веков духовенство с ужасом произносило имя Спинозы как величайшего атеиста. В 17 в. англ. материалисты Гоббс, Толанд, Локк, выражая идеи передовой буржуазии, внесли свой вклад в критику христианства. На пороге 18 в. Бейль "возвестил появление а т е и с т и ч е с к о г о о б щ е с т в а " (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 141). В 1714 в Магдебурге (Германия) в одной из церквей была обнаружена анонимная рукопись, отрицавшая бога, сотворение мира и бессмертие души (см. G. Stiehler, Ein vergessener deutscher Atheist vom Beginn des 18. Jahrhunderts, в журн. "Dtsch. ?. Philosoph.", 1955, Jg. 3, No 5). В 20-х гг. 18 в. франц. сельский священник Мелье написал "Завещание", в к-ром "имел мужество и добросовестность отречься от религ. заблуждений" (из декрета Конвента 17 нояб. 1793). А. особенно широко распространился в период подготовки франц. бурж. революции 1789. Франц. материализм 18 в. был решительно враждебен религии. Разоблачение несовместимости религии со здравым смыслом, с наукой, гневное выступление против обманов и шантажа духовенства сочетались у Гольбаха, Нежона, Дидро, Гельвеция, Ламетри, Марешаля и др. с беспощадным разоблачением деспотов. В книгах "Система природы...", "Здравый смысл", "Карманное богословие...", "Разоблаченное христианство...", "Галлерея святых..." и т.д. Гольбах выступил против религии. Он считал, что религия – это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие. Ленин охарактеризовал франц. атеистич. лит-ру как бойкую, живую, талантливую, остроумную, открыто нападающую на господств. поповщину и рекомендовал переводить и издавать ее, хотя и указывал на ее недостатки и ограниченность (см. Соч., 4 изд., т. 33, с. 204). Бурж. А. 16–18 вв. связан с классовой борьбой нарождающейся буржуазии против феодализма. Гл. недостатком домарксистского А. является неумение вскрыть социальные корни религии и показать пути ее преодоления. Дидро писал: "Вообще мы но знаем, как у какого-нибудь народа возникают предрассудки, и еще менее знаем мы, как они исчезают" (Собр. соч., т. 2, М.–Л., 1935, с. 133). Гольбах сомневался, можно ли извлечь целый народ из бездны суеверия, т.е. из среды невежества и безумия, и склонить к абсолютному атеизму. Франц. атеисты 18 в. только в просвещении видели средство освобождения от религии. "Такой взгляд, – писал Ленин, – недостаточно глубоко, не материалистически, а идеалистически объясняет корни религии" (Соч., 4 изд., т. 15, с. 374). Фейербах, как представитель демократической нем. буржуазии, накануне революции 1848–49 в критике религии пошел дальше франц. материалистов 18 в. Его историч. заслуга – исследование гносеологич. корней религии, ее связи с идеализмом. В. И. Ленин высоко оценил борьбу "с величайшими бессмыслицами теизма, которую так успешно провел Фейербах" (там же, т. 14, с. 164). Маркс и Энгельс вскрыли ограниченность атеизма Фейербаха, к-рый видел движущую силу развития общества в религ. сознании, проповедовал антропотеизм ("человекобожие"), т.е. пытался заменить старые формы религии подновленной "религией человечества", религией всеобъемлющей любви к человеч. роду. После Фейербаха вульгарный материализм Бюхнера, Фохта, Молешотта был основой для А. радикальной мелкобурж. нем. интеллигенции. Большую роль в истории А. сыграла теория эволюции Дарвина, к-рый материалистически объяснил происхождение растит. и животных видов, опроверг библейские вымыслы об их сотворении богом. Дарвин раскрыл тайну происхождения человека, подорвав тем самым религ. веру в то, что бог создал человека по своему образу и подобию. Открыв законы развития органич. природы, Дарвин лишил всякого основания телеологич. доказательство бытия бога. Борьба Геккеля и др. естествоиспытателей за дарвинизм способствовала распространению А. В 1906 для борьбы с господств. религиями Геккель основал "Союз монистов". С конца 19 в. в различных странах возникают бурж. атеистич. союзы, к-рые издают журналы и альманахи, созывают конгрессы (последний – в Париже в 1957). Не имея четкой филос. программы, бурж. атеисты называют себя "рационалистами", "свободомыслящими", "секуляризаторами" и т.д. Будучи сторонниками идеалистич. понимания обществ. явлений, бурж. атеисты ищут корни религии в сознании, ограничивают борьбу с религией абстрактно-просветит. проповедью, не связывают ее с борьбой за уничтожение социальных корней религии и преувеличивают роль религии и церкви в жизни общества. В этом отношении характерен девиз амер. "свободомыслящих": "Самое большое зло в мире – Ватикан". В 1925 образовался "Интернационал пролетарских свободо- мыслящих", к-рый в 1936 объединился с "Интернациональным союзом свободо-мыслящих", возникшим еще в 1880 в Брюсселе. В сентябре 1959 состоялся Международный конгресс Мирового объединения "свободомыслящих". В России А. также имеет большую историю, неразрывно связанную с развитием демократич. культуры и освободит. борьбой народа. Стихийно-материалистич. мировоззрение нар. масс складывалось в борьбе с религ. суевериями и имело глубокие корни в трудовой деятельности народа. Рус. фольклор необычайно богат антиклерикальными песнями, сказками и пословицами. Известны сатирич. повести, высмеивающие духовенство и культ. А. и антиклерикализм в России вырастали из социальных условий жизни народа, из его борьбы с крепостниками в рясах (антицерк. выступления во время восстаний Разина и Пугачева, борьба монастырских крестьян со своими эксплуататорами). В 1-й пол. 18 в. Татищев и Кантемир выступали против духовенства, тормозившего просвещение народа. Ломоносов заложил естеств.-науч. основы рус. ?., боролся против мракобесия, критиковал религ. обряды. Во 2-й пол. 18 в. просветители Д. Аничков, Батурин, Десницкий, Козельский и др. выступали против догматов православной церкви. Аничков защитил докторскую диссертацию о происхождении религии, по содержанию примыкавшую к А. и, по свидетельству нек-рых современников, сожженную на Красной площади. В соч. Фонвизина ("Послание к слугам...") и др. поэтов и писателей 18 в. также были антирелиг. мотивы. В конце 18 в. появилось ходившее по рукам анонимное соч. "Зерцало безбожия", критиковавшее богословские попытки доказать бытие бога. В нач. 19 в. существовала большая подпольная рукописная лит-ра дворянских писателей атеистич. и деистич. направления. Радищев положил начало разоблачению союза между самодержавием и церковью. Последователи Радищева продолжали его критику православия. Атеисты-декабристы Барятинский, Якушкин, Борисов, Раевский и др. связывали критику религии с борьбой против самодержавия. Раевский писал: И вера, щит царей стальной, Узда для черни суеверной, Перед помазанной главой Смиряет разум дерзновенный. ("Певец в темнице"). Пушкин, Лермонтов, Полежаев, Дельвиг выражали идеи А. в художеств. лит-ре. Вопросы А. разрабатывали также петрашевцы (речь Толя о происхождении религии, антирелиг. выступления Петрашевского, Ханыкова). В истории домарксистского А. в России важнейший этап – борьба рус. революц. демократов Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева против религии. Белинский в письме к Герцену 26 янв. 1845 писал, что в "словах б о г и р е л и г и я " он видит "тьму, мрак, цепи и кнут". Большое значение имеет атеистич. наследие Огарева и Герцена. Последний пытался создать первые анти-религ. брошюры для народа ("Разговоры с детьми", "Опыт бесед с молодыми людьми"). Чернышевский говорил о себе, что он принадлежит к той школе филос. мышления, к-рая называется А. Вместе с Добролюбовым он разрабатывал теоретич. основы А. разночинцев. Писарев приближался к пониманию реакц. роли религии, в ряде произведений пропагандировал естествознание как острое оружие борьбы против религии. Некрасов, Салтыков-Щедрин пропагандировали антиклерикализм и А. в художеств. лит-ре, Сеченов, Мечников, Тимирязев – в естествознании, Перов и нек-рые др. передвижники – в изобразит. иск-ве. На Украине выдающуюся роль в борьбе против религии сыграло творчество Шевченко, Франко, Леси Украинки, в Грузии – И. Чавчавадзе, в Азербайджане – Ахундова, в Армении – Налбандяна и др. Возникновение марксистского А. явилось величайшей революцией в истории борьбы науки против религии. "Только философский материализм Маркса, – писал Ленин, – указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы" (Соч., 4 изд., т. 19, с. 8). Превосходство пролет. науч. А. над всеми формами домарксистского А. вытекает из того, что марксизм распространил материализм на область обществ. явлений. В работе "К критике гегелевской философии права" (1844) Маркс сформулировал и обосновал осн. принципы науч. пролет. А. Маркс указал, что: 1) религию, этот превратный мир, порождает само общество, потому что оно само – превратный мир. 2) Религия есть опиум народа. 3) Власть религии в совр. бурж. гос-ве есть не что иное, как религия власти. 4) Упразднение религии как иллюзии счастья народа есть требование его действит. счастья. 5) Борьба против религии есть борьба против того мира, фантастич. отражением к-рого является религия. Критика неба превращается в критику земли, критика религии – в критику права, критика теологии – в критику политики. Маркс и Энгельс обосновали политику пролет. партии по отношению к религии, осветили проблемы, отношения пролетарского государства и церкви, разработали способы борьбы с религией. Энгельс, решительно выступая против оппортунистич. извращения политики рабочей партии в отношении к религии, в то же время требовал умения терпеливо работать над делом, ведущим к отмиранию религии, а не бросаться в авантюры политич. войны с нею. В замечаниях на "Программу бланкистских эмигрантов Коммуны" он ставил в вину бланкистам неумение понять, что только классовая борьба рабочих масс в состоянии освободить трудящихся от гнета религии. Ленин, развивая принципы Маркса и Энгельса, указывал, что бог есть прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека внешней природой и классовым гнетом, идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. Религия есть один из видов духовного гнета нар. масс, задавленных нуждой, вечной работой на других. Религия – род духовной сивухи, в к-рой рабы капитала топят свой человеч. образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человеч. жизнь. Все совр. религии и церкви, все и всякие религ. организации в капиталистич. обществе являются органами бурж. реакции, служащими защите эксплуатации и одурманиванию трудящихся. Религия не может быть частным делом по отношению к пролет. партии, к-рая ведет против религии идейную борьбу, подчиняя ее задачам классовой борьбы. Раскрывая преемственность и отличие между домарксистским и пролетарским ?., Ленин писал в ст. "Об отношении рабочей партии к религии": "Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов 18 века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук... Он говорит: надо у м е т ь бороться с религией, а для этого надо м а т е р и а л и с т и ч е с к и объяснить источник веры и религии у масс" (там же, т. 15, с. 374). Диалектич. материализм как филос. основа марксистского А. наиболее последователен в своей критике религии. Марксизм впервые раскрыл "тайны" возникновения, развития и исчезновения религии, дал подлинно научное объяснение социальных корней религ. верований, их реакц. сущности и путей преодоления. Ленин писал, что изречение Маркса "религия есть опиум народа" является краеугольным камнем всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии (см. тамже, с. 371). В ст. "Социализм и религия" Ленин писал, что совр. пролетариат становится на сторону социализма, к-рый привлекает науку к борьбе с религ. туманом и освобождает трудящихся от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает их для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь. Ленин разрабатывал теорию пролетарского А. в борьбе против ревизионистов, к-рые фальсифицировали взгляды Маркса и Энгельса на религию, "повторяли тысячу раз сказанные поповские пошлости против философского материализма" (там же, с. 19), стараясь сделать религию "частным делом" но по отношению к гос-ву, а по отношению к партии рабочего класса. Ленин вел борьбу с утонч. религ.-филос. учениями, с толстовством, с богостроительством и богоискательством. В распространении пролет. А. большую роль сыграли Лафарг ("Религия и капитал", рус. пер., 1937), Бебель ("Христианство и социализм", 1874, рус. пер., 1959), Г. В. Плеханов (три статьи о религии – "О так называемых религиозных исканиях в России"). В результате Октябрьской революции и построения социализма социальные корни религии в СССР были подорваны. СССР стал первой в мире страной массового ?., где право пропаганды А. закреплено в Конституции СССР. "В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами" (Конституция СССР, ст. 124). Программа партии, принятая VIII съездом РКП (б) в 1919, призывает организовывать широкую научно-просветит. и антирелиг. пропаганду, заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующих. "РКП руководствуется убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков" ("КПСС в резолюциях...", ч. 1,7 изд., 1954, с. 420). В августе 1921 пленум ЦК РКП (б) рассмотрел вопрос о нарушениях 13-го параграфа партийной программы и о правильной постановке антирелиг. пропаганды. XII съезд РКП (б) вынес пост. "О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды". В июле 1929 ЦК ВКП (б) вынес пост. "О совершенно нетерпимом искажении партийной линии в области борьбы с религией". XVI съезд ВКП (б) (1930) указал, что "партия должна закрепить и развить значительные успехи, достигнутые в деле освобождения масс от реакционного влияния религии" (там же, ч. 3, с. 19). В 1925 было создано добровольное об-во "Союз воинствующих безбожников СССР", к-рое вело широкую пропаганду А. В 1922–41 выходила газ. "Безбожник", в 1925–41 – журн. "Безбожник", в 1926–41 – журн. "Антирелигиозник", в 1922–30 – журн. "Атеист", в 1931–журн. "Воинствующий атеизм". В 1929 только изд-во "Безбожник" опубликовало 34 млн. листов-оттисков антирелиг. лит-ры. В сент. 1944 ЦК ВКП (б) принял пост. "Об организации научно-просветительной пропаганды", 10 нояб. 1954 ЦК КПСС вынес пост. "Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения", призывая воспитывать сов. людей в духе науч. мировоззрения, вести идейную борьбу с религией как антинауч. идеологией. В 1959 основан новый атеистич. журнал "Наука и религия". В период развернутого строительства коммунизма развитие науки, техники, активное участие широких нар. масс в обществ.-политич. жизни страны, коммунистич. воспитание трудящихся, развертывание культурно-просветит. работы, систематич. пропаганда науч. знаний, разоблачающих вред религии, способствуют развитию А. в СССР. Ведется работа по научно-атеистич. воспитанию масс, осуществляемая средствами лекционной пропаганды, печати, кино, радио, телевидения и др. "Народное просвещение, распространение научных знаний, изучение законов природы не оставляют места для веры в бога" (Беседа Н. С. Хрущева с главой амер. газетно-издат. треста В. Р. Херстом, "Правда", 29 нояб. 1957). Строительство социализма в странах нар. демократии, имеющих замечат. антирелиг. традиции, распространение просвещения способствуют отходу трудящихся от религии. В бурж. странах заметный упадок влияния церкви на нар. массы происходит по мере того, как трудящиеся организованно, планомерно и сознательно выступают против господства капитала. Папа римский Пий XI заявил, что великая трагедия 19 в. – потеря церковью рабочего класса. Амер. исследователь "психологии религии" Дж. Б. Пратт в своей лекции "Почему религии умирают?" (J. B. Pratt, Why religions die?, 1940) провозгласил, что "история – кладбище не только мертвых царей, но и мертвых богов", и признал, что религия переживает общий кризис и упадок. Освобождение трудящихся от религии – непреодолимое движение современности, к-рое связано со строительством коммунистич. общества. "Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собою и с природой" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 86). Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, М., 1955; Ленин В. И., О религии, М., 1954; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957; Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей, [т.] 1–7, М., 1950–59–; Ежегодник Музея истории религии и атеизма, сб. 1–3, М.–Л., 1957–59; Материализм и религия. Сб. статей, М., 1958; Плеханов Г. В., О религии и церкви. Избр. произв., М., 1957; Скворцов-Степанов И. И., Избр. атеистические произв., М., 1959; Mayтнер Ф., Атеизм в эпоху Великой французской революции, пер. с нем., Л.–М., 1924; Лукачевский ?., Очерки по истории атеизма, "Антирелигиозник", 1929, No 10–12, 1930, No 1–4; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., Рязань, 1930; Ле-Дантек Ф., Атеизм, М., 1930; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М., 1959; Drachmann А. В., Atheism in pagan antiquity, L., 1922; Bury J. В., A history of freedom of thought, 2 ed., L.–N. Y., 1952; Robertson J. ?., ? history of the free thought, ancient and modern..., v. 1–2, 4 ed., L., 1936; Courtney J. E., Freethinkers of the nineteenth century, L., 1920; Mauthner Fr., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 1–4, Stuttgart – В., 1922–23 (см. такжесерию книг "Научно-атеистическая библиотека" АН СССР). М. Шахнович. Ленинград.

  1. атеизмотрицаниеstrong религияstrong атеизм непризнание идеи Бога.атеист.безбожие. безбожник. безбожный.безверие.неверие. неверующий.поповщина.антирелигиозный.поговорки годит...Идеографический словарь русского языка
  2. атеизмАТЕИЗМ НЕВЕРИЕ см.также БОГ ВЕРА РЕЛИГИЯ Безбожие основная из великих религий мира. Амброз Бирс Безбожники это верующие которые не желают быть ими. Станислав Ежи Лец ...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  3. атеизмот греч. а отриц. частица и theos бог букв. безбожие система взглядов отвергающих религ. представления веру в бога в бессмертие души в воскресение из мертвых и т. п. и...Атеистический словарь
  4. атеизмот греч. а отриц. частица и theos бог букв. безбожие система взглядов отвергающих религ. представления веру в бога в бессмертие души в воскресение из мертвых и т. п. ...Атеистический словарь II
  5. атеизмАТЕИЗМ франц. atheisme от греч. а отрицат. частица и theos бог букв. безбожие отрицание существования бога к.л. сверхъестеств. существ и сил и связанное с этим отрицани...Большая советская энциклопедия
  6. атеизмфранц. atheisme от греч. а отрицательная частица и theos бог буквально безбожие отрицание существования бога какихлибо сверхъестественных существ и сил и связанное с э...Большая Советская энциклопедия II
  7. атеизмм. ateismo Итальянорусский словарь. Синонимы афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. атеизматеизмGottesleugnungСинонимы афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. атеизматеизмAtheismus mСинонимы афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. атеизматеизм м Atheismus m тк. sg неизм.Синонимы афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. атеизммAtheismus m тк. sg неизм. афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. атеизмм.atesmo m...Большой русско-испанский словарь
  13. атеизмсущ. муж. рода только ед. ч.атезм уem...Большой русско-украинский словарь
  14. атеизмм. athisme m...Большой русско-французский словарь
  15. атеизмот греч. atheos безбожный англ. atheism нем. Atheismus. Отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии. См. РАЦИОНАЛИЗМ МАТЕРИАЛИЗМ ....Большой толковый социологический словарь II
  16. атеизмм.athisme m афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. атеизмфранц. atheisme от греч. atheos безбожный историческиразнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа иутверждение самоценности бытия мира и человека. Н...Большой энциклопедический словарь II
  18. атеизмАТЕИЗМ франц. atheisme от греч. atheos безбожный исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и че...Большой Энциклопедический словарь V
  19. атеизмбезбожие отриц. существов. бога мировозрение отвергающее веру в богов вообще или веру в общепризн. богов. В антич. эпоху А. проявл. в различ. формах. Ксенофан выступал на...Древний мир. Энциклопедический словарь
  20. атеизмбезбожие отриц. существов. бога мировозрение отвергающее веру в богов вообще или веру в общепризн. богов. В антич. эпоху А. проявл. в различ. формах. Ксенофан выступал на...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  21. атеизмбукв.отрицание теизма переводимое как безбожие наиболее радикальная и последовательная форма свободомыслия проявляющаяся в сознательном и безоговорочном неприятии любой м...Евразийская мудрость от А до Я
  22. атеизмфранцузское atheisme от греческого atheos безбожный исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. атеизмАТЕИЗМ а м. athisme m. н. лат. atheismus. Система философских и научных взглядов и убеждений отрицающих существование бога отвергающих всю совокупность религиозных предст...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  24. атеизмВ традиц. понимании истормчески и мировоззренчески разнообразные взгляды и концепции отрицающие существование Бога сверхъестеств. сил и существ религию вообще. А. не след...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  25. атеизмот греч. atheos безбожный. В традиционном понимании ментальномировоззренческая установка программно альтернативная теизму т.е. основанная на отрицании наличия трансценде...История философии
  26. атеизмАТЕИЗМ от греч. atheos безбожный. В традиционном понимании ментальномировоззренческая установка программно альтернативная теизму т.е. основанная на отрицании наличия т...История философии II
  27. атеизматеизм....Киргизско-русский словарь
  28. атеизмот греч. atheos безбожный неверие в бытие Божие вера в несуществование Бога или богов отрицание Его бытия и возможности Богопознания. Атеизм настаивал все что говорят о Б...Краткий религиозно-философский словарь
  29. атеизмбезбожие отрицание бога и иных сверхъестественных сил опирающееся на объективные научные знания. Атеист человек придерживающийся атеистических взглядов. Атеистическая пр...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  30. атеизма м.em Отрицание существования бога отказ от религиозных верований безбожие.[От греч. не без и о бог] афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Малый академический словарь
  31. атеизмприставка А корень ТЕ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова АТЕИЗМВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный А ...Морфемный разбор слова по составу
  32. атеизмНачальная форма Атеизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  33. атеизмatheism греч. atheos не бог отрицание существования любого бога или сверхъестественного существа. А. не следует смешивать с агностицизмом согласно крому существование бо...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  34. атеизмАТЕИЗМ греч. а отрицание и theos Бог буквально безбожие философскоматериалистическое учение. А. с одной стороны постулирует несостоятельность всякой религии как фанта...Новейший философский словарь
  35. атеизмгреч. а отрицание и theos Бог буквально безбожие философскоматериалистическое учение. А. с одной стороны постулирует несостоятельность всякой религии как фантастическ...Новейший философский словарь II
  36. атеизматеизм м. Система взглядов и убеждений отрицающая существование Бога и отвергающая всякую религию....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  37. атеизмдоктрина или установка отрицающая всякое представление о живом Боге о Боге как личности. В этом смысле деизм отрицающий всякое представление о Боге также является атеизмо...Новый философский словарь
  38. атеизматеизм атеизм а...Орфографический словарь
  39. атеизмu м афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Орфографический словарь русского языка
  40. атеизмф.п. ист. атеизм...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  41. атеизматеизм....Осетинско-русский словарь
  42. атеизмгр. неверие неверие в бытие Бога отрицание его существования проявление враждебного отношения к религии вообще отсутствие благочестия как религиозного начала. Атеизм ст...Основы духовной культуры
  43. атеизмгреч. отрицание Бога безбожие система взглядов отвергающая религиозные представления веру в Бога в бессмертие души воскресение из мертвых и т.д. Как система взглядов ат...Отечественная история в терминах и понятиях
  44. атеизматеизм атеизмы атеизма атеизмов атеизму атеизмам атеизм атеизмы атеизмом атеизмами атеизме атеизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  45. атеизмОрфографическая запись слова атеизм Ударение в слове атеизм Деление слова на слоги перенос слова атеизм Фонетическая транскрипция слова атеизм [тиизм] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  46. атеизмгреч. безбожие система взглядов отвергающих религиозные представления веру в Бога в бессмертие души в воскресение мертвых и т.д. и религию в целом. В течении семи десят...Православный энциклопедический словарь
  47. атеизмРазнообразные формы отрицания религиозных представлений и культов утверждение самоценности бытия мира и человека.Источник Религиозный словарь Синонимы афеизм безбожие без...Религиозные термины
  48. атеизматезм р. му безврство....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  49. атеизмсистема взглядов отвергающих веру в Бога богов и в сверхъестественные силы. А. не сводится к отрицанию веры в сверхъестественное. А. представляет собой закономерный проду...Российская социологическая энциклопедия
  50. атеизмот греч. безбожный нечестивый позиция отвергающая веру в существование Бога или богов. В античную эпоху понятие А. было более широким чем в поздние времена и предполаг...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  51. атеизматеизм аСинонимы афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Русский орфографический словарь
  52. атеизмatesme eo ateismo...Русский-африкаанс словарь
  53. атеизмМ мн. нет ateizm allahszlq....Русско-азербайджанский словарь
  54. атеизмм.atheism infidelity...Русско-английский психологический словарь
  55. атеизматеизм м.iatheism...Русско-английский словарь
  56. атеизматеизм atheism атеист м. atheist атеистический atheistic....Русско-английский словарь II
  57. атеизмatheism...Русско-английский словарь политической терминологии
  58. атеизмN...Русско-армянский словарь
  59. атеизмАтэзм...Русско-белорусский словарь
  60. атеизматэзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  61. атеизматеи Синонимы афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Русско-ивритский словарь
  62. атеизматеизм днсздк ылыми негзге сйене отырып дайды бекерге шыару лшылы етуден безу воинствующий атеизм жауынгер атеизм...Русско-казахский словарь
  63. атеизматеизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  64. атеизматеизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  65. атеизмм. атеизм кудайдын бар экенин илимий негиздерге сйнп тануу жана динге ишенб кудайсыздык....Русско-киргизский словарь
  66. атеизмwshnlnСинонимы афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Русско-китайский словарь
  67. атеизмateisms...Русско-латышский словарь
  68. атеизмм. Atheismus m....Русско-немецкий словарь
  69. атеизмAtheisme...Русско-нидерландский словарь
  70. атеизматеизмм ....Русско-новогреческий словарь
  71. атеизмateisme афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Русско-норвежский словарь
  72. атеизммatesmo m афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Русско-португальский словарь
  73. атеизмАтеизмukafiri ед.em kutoamini Mungu...Русско-суахили словарь
  74. атеизматеизм бедин дариг атеизм...Русско-таджикский словарь
  75. атеизмateizmtanrtanmazlk tanrtanmazlk ateizm афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Русско-турецкий словарь
  76. атеизмmemateismi jumalankieltmys атеист...Русско-финский словарь
  77. атеизмateismus bezvrectv...Русско-чешский словарь
  78. атеизмсущ.муж.син. безбожие безверие ант. религиозность вера атеизм турсрлх турра ненменнй...Русско-чувашский словарь
  79. атеизм.strong ateism...Русско-шведский словарь
  80. атеизмAteism...Русско-шведский словарь II
  81. атеизм.strong usu ja jumala eitamine.strong usuvastasus...Русско-эстонский словарь
  82. атеизматеизм [тэ\]Синонимы афеизм безбожие безверие невериеАнтонимы вера религиозность...Русское словесное ударение
  83. атеизмдоктрина или установка отрицающая всякое представление о живом Боге о Боге как личности. В этом смысле деизм отрицающий всякое представление о Боге также является атеизмо...Сверхкраткий философский словарь
  84. атеизмАтеизм Религия Атеизм strong Возлюби ближнего своего это значит прежде всего Оставь ближнего своего в покое! и как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими труд...Сводная энциклопедия афоризмов
  85. атеизмот греч.em atheos отрицание бога безбожие отрицание существования бога мировоззрение отвергающее веру в богов вообще или веру в общепризнанных богов. В античную эпоху А....Словарь античности
  86. атеизмверарелигиозностьСинонимы афеизм безбожие безверие неверие Антонимы вера религиозность...Словарь антонимов
  87. атеизмАТЕИЗМ греч. от а отриц. част. и Theos Бог. Безбожие отрицание существования Бога. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АТЕИЗМ [фр. ...Словарь иностранных слов русского языка
  88. атеизмбезбожие воззрение отвергающее всякие религиозные верования. Существовал еще в рабовладельческом обществе составная часть коммунистического мировоззрения и ряда других по...Словарь исторических терминов
  89. атеизмот греч. atheos безбожный. В традиционном понимании ментальномировоззренческая установка программно альтернативная теизму т.е. основанная на отрицании наличия трансцен...Словарь постмодернизма
  90. атеизмАТЕИЗМ аfontе исм а м.iН.лат. atheismus lt гр. непоср. и через укр. атеизм.Роды Идолопоклонничества и Аfontеисма ltна полеi безбожияgt. Кн. сист. . Самое естество собою...Словарь русского языка XVIII в
  91. атеизматеизм безбожие безверие неверие афеизм Словарь русских синонимов. атеизм неверие безверие безбожие афеизм устар. Словарь синонимов русского языка. Практический справочни...Словарь синонимов II
  92. атеизматеизм безбожие безверие неверие афеизм...Словарь синонимов
  93. атеизмсистема взглядов отрицающих веру в сверхъестественное отрицание всякой религии...Словарь-справочник по философии
  94. атеизмот греч. a отрицат. приставка и teos бог система взглядов отрицающих всякую религию и ее осн. идеи существование бога бессмертие души потусторонний мир а также др. пре...Советская историческая энциклопедия
  95. атеизмфранц. Atheismeбезбожие система филос. и науч. взглядов и убеждений отрицающая существование бога к.л. сверхъестеств. сил существ религию вообще. Содержание понятия А. из...Советский философский словарь
  96. атеизмАТЕИЗМ французское atheisme от греческого atheos безбожный исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия ...Современная энциклопедия
  97. атеизмАТЕИЗМ франц . atheisme от греч. atheos безбожный исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и че...Современный энциклопедический словарь
  98. атеизмAtheism. Греч слово atheos безбожник встречается в НЗ лишь один раз Еф и обозначает людей лишенных истинного Бога. Таково величайшее несчастье язычников ср. Рим . Ни в С...Теологический энциклопедический словарь
  99. атеизмАТЕИЗМ м. греч. неверие безверие безбожие неверование в бытие Бога. Атеист м. атеистка ж. атей м. атейка ж. безбожник. Атеистский атеистический к нему относящийся....Толковый словарь живого великорусского языка
  100. атеизматеизм [фр. atheisme lt гр. atheon безбожие] система научноматериалистических воззрений отвергающая всю совокупность религиозных представлений а. раскрывает сущность рел...Толковый словарь иностранных слов
  101. атеизмАТЕИЗМ [тэ] ам. Совокупность положений отвергающих веру в Бога всверхъестественные силы и вообще всякую религию. II прил. атеистическийая oое....Толковый словарь Ожегова
  102. атеизмАТЕИЗМ атеизма мн. нет м. от греч. a без и theos бог. Безбожие отрицание существования бога....Толковый словарь русского языка II
  103. атеизматеизм атеизм тэ а м. Совокупность положений отвергающих веру в Бога в сверхъестественные силы и вообще всякую религию.прил. атеистический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  104. атеизмАТЕИЗМ [тэ] ам. Совокупность положений отвергающих веру в Бога в сверхъестественные силы и вообще всякую религию. прилагательное атеистический ая ое....Толковый словарь русского языка
  105. атеизмУдарение в слове атеизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове атеизм...Ударение и правописание
  106. атеизмRzeczownik атеизм m ateizm m...Универсальный русско-польский словарь
  107. атеизммировоззренческая позиция состоящая в отрицании существования Бога. Атеизм противостоит религии и религиозному мировоззрению....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  108. атеизмучение о несуществовании Бога отрицание религии....Философия политики
  109. атеизмАТЕИЗМ греч. atheos отрицание бога а отрицательная приставка theos бог безбожие мировоззрение отвергающее религию т.е. веру в существование сверхъестественного мира б...Философская энциклопедия
  110. атеизмот греч. a отрицательная приставка и theos бог дословно безбожие мировоззрение отрицающее существование бога сверхъестественного уровння бытия и религию как социальный...Философские категории
  111. атеизмот франц. atheisme безбожие lt от греч. a отрицание и theos бог философскоматериалистическое учение и мировоззрение основанное на научных знаниях. Отказ от любых рели...Философские термины
  112. атеизмот греч. atheos безбожный отречение от Бога отрицание Бога атеизм либо в принципе отрицает существование того что подразумевается под словом Бог радикальный атеизм либо о...Философский энциклопедический словарь II
  113. атеизматеизм атеизмы атеизма атеизмов атеизму атеизмам атеизм атеизмы атеизмом атеизмами атеизме атеизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синони...Формы слова
  114. атеизмформа отрицания религиозных представлений и культа утверждение самоценности бытия мира и человека....Экономическая география. Словарь терминов
  115. атеизмТеизм Там Темза Таз Маз Зима Зам Заем Атм Атеизм Амт Тим Замет Затем Зет Изм Мат Мета Метиз Миаз Тема Теза...Электронный словарь анаграмм русского языка
  116. атеизмАтеизм от греческого слова т. е. безбожный означает отрицание существования Бога или мнение что наше представление о Боге как о высшем существе или как о нравственном п...Энциклопедический словарь
  117. атеизмот греческого слова т. е. безбожный означает отрицание существования Бога или мнение что наше представление о Боге как о высшем существе или как о нравственном порядке ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  118. атеизмАТЕИЗМ от греч. atheos безбожный. В традиционном понимании ментальномировоззренческая установка программно альтернативная теизму т.е. основанная на отрицании наличия т...Энциклопедия История философии
  119. атеизмАтеизм фр.em atheisme греч.em atheos безбожие система взглядов отрицающих веру в сверхъестественное духов богов загробную жизнь а также отрицание всякой религии. dd Бо...Энциклопедия культурологии
  120. атеизмот греч. atheos безбожный англ. atheism нем. Atheismus. Отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии. см. РАЦИОНАЛИЗМ МАТЕРИАЛИЗМ. Antinazi.Энцикло...Энциклопедия социологии