Философия. Словарь по обществознанию

ДОБРО И ЗЛО

базовые единицы морального сознания и категории этики, которые, строго говоря, нельзя определить в рамках самого «практического разума». Д. и 3. как «нравственное» и «безнравственное» — основная бинарная оппозиция нравственности. «Делай добро и избегай зла» — вот моральная максима, рассчитанная на индивида, обладающего автономией воли. Зрелое моральное сознание не дает списка «добрых» и «злых» поступков; что такое Д. и 3., индивид должен решать сам. Вместе с тем в рамках философских систем и религиозных доктрин всегда существовали попытки определить «общую природу» Д. и 3. Одна из самых ранних попыток выявления природы Д. и 3. была осуществлена в ранних религиозных системах Востока — зороастризме, митраизме, манихействе. Д. и 3. в этих системах имеют субстанциональную природу, это два самостоятельных равноправных начала мира. 3., воплощенное в образе Аримана, отождествлялось с силами разрушения, Д. (Ормузд) — с творческой, созидательной силой. Борьба этих двух начал определяет развитие мира. Д. и 3. в данном случае онтологизируются, это сверхчеловеческие силы, составляющие дуальную основу мира. В античной философии присутствуют и дополняют друг друга различные подходы к пониманию Д. и 3. Один подход, восходящий к досократикам, предполагает понимание Д. как согласия с космическим порядком, с целым; 3. — отступление от мирового порядка. Так, Анаксимандр конечность, временность земного существования рассматривал как наказание за вину обособления от целого. Сходная позиция присутствует в восточных религиозно- философских системах. В одном из направлений китайской философии, даосизме, Д. есть согласие с Дао — мировым путем; 3. — отход от него. В конфуцианстве Д. — сохранение мирового порядка в природе и социальной жизни, установленного Небом. В индийской философии Д. — единение Брахмана и Атмана, абсолютное единство всеобщего и индивидуального. Философская система Платона дает основания говорить о возникновении более дифференцированного подхода к проблеме Д. и 3. Абсолютное Благо, верховный принцип существования внутренне раздельного, законченного, неподвижного мира идей и материя как косное, неструктурированное начало составляют пространство проявления Д. и 3., их онтологические основания. Собственно же Д. и 3. есть характеристики человеческого поведения, осуществляемого в согласии с этими принципами бытия. Д., согласно этой теории, доступно не всем — лишь мудрецам, способным выявить эти запредельные основы мироустройства, созерцать с помощью ума мир идей. Более узкое понятие — понятие добродетели; оно не выходит за рамки оценки человеком собственного места в социальном целом, границ своей «меры», своей социальной и профессиональной ниши. В рамках такого подхода 3. проявляет себя в эгоизме, противопоставленности интересам социального целого, в нарушении границ меры. Три «отрицательные» формы государства в социальной концепции Аристотеля (тирания, олигархия, демократия) и есть проявление 3. как обособленности, партикуляризма стоящих у власти по отношению ко всему обществу. Д. и справедливость в данном подходе почти неразличимы. Идея Д. как социальной и душевной гармонии присутствует и в более поздних социально-философских и этических концепциях. Д. окончательно сближается с социальной справедливостью в социальных утопиях (Бабеф, Мелье, Мабли, Морелли, Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.). Происходит своеобразная «деиндивидуализа- ция» понятий «Д.» и «3.». Д. и 3. выступают в качестве оценок не столько отдельного человека, сколько общества в целом. Незыблемые онтологические осровы различения Д. и 3. превращаются в меняющиеся характеристики социальной жизни. Сужение онтологической основы концепций Д. и 3., сочетание социологизма с интеллектуализмом приводят к субъективизму в понимании Д. и 3., к этическому конвенционализму, определению Д. и 3. в зависимости от социальной позиции и исторических условий. Представители другой точки зрения видят онтологическую основу различения Д. и 3. в степени соответствия поведения человека собственной природе. Такой «индивидуалистический натурализм» (сведение Д. к индивидуальной пользе) был характерен для французских материалистов XVIII в. Концепцией, ко!орая пыталась объединить обе версии, социологическую и натуралистическую, понимания Д. и 3., был утилитаризм И. Бентама, вводивший иерархию уровней пользы. В этической концепции И. Канта понимание Д. и 3. было отделено от онтологии и гносеологии. Кант постулировал их «безоснов-ность», априорность в сфере «практического разума» — сфере индивидуальных выборов и решений. Одновременно Кант выдвинул требование всеобщности критериев Д. и 3., их применимости к каждому без исключения и вне всяких условий; исключил «степени» Д. Христианское понимание Д. и 3. предполагает, что 3. не существует как особое бытие, есть лишь злые существа (злые духи и злые люди). Бог есть Д., а 3. — это разрыв с Богом, т. е, акт свободы. Человеческая природа оторвана вследствие первородного греха от прямой связи с Богом; искушение 3. есть испытание, которое человек должен пройти, чтобы окрепнуть в своей преданности Богу. Свобода — это и путь отхода от Бога, и путь возвращения к нему; свобода опосредует как Д., так и 3. в жизни человека. Попытки превратить критерии Д. и 3. в «относительные», меняющиеся, избирательные оценки человеческого поведения разрушают оппозицию Д. и 3., основную «размерность» человеческой жизни.

  1. добро и злоэтич. категории для выражения положит или отриц. оценки обществ явлений а также поступков отд. людей. Представления о Д. и . исторически изменчивы и в клас. обве имеют кл...Атеистический словарь
  2. добро и злоэтич. категории для выражения положит или отриц. оценки обществ явлений а также поступков отд. людей. Представления о Д. и . исторически изменчивы и в клас. обве имеют кл...Атеистический словарь II
  3. добро и злоДОБРО И ЗЛО нормативнооценочные категории морального сознания в предельно обобщнной форме обозначающие с одной стороны должное и нравственноположительное благо а с другой...Большая советская энциклопедия
  4. добро и злонормативнооценочные категории морального сознания в предельно обобщнной форме обозначающие с одной стороны должное и нравственноположительное благо а с другой нравственн...Большая Советская энциклопедия II
  5. добро и злоДОБРО И ЗЛО наиболее общие понятия морального сознания категории этики характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности....Большой энциклопедический словарь III
  6. добро и злоДОБРО И ЗЛО наиболее общие понятия морального сознания категории этики характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности....Большой Энциклопедический словарь V
  7. добро и злокатегории этики выражающие нравственно положительную и нравственноотрицательную сторону в суждениях действиях поступках человека. Наиболее общие представления людей содер...Евразийская мудрость от А до Я
  8. добро и злонаиболее общие понятия морального сознания категории этики обозначающие должное и нравственноположительное благо нравственноотрицательное и предосудительное в поступках м...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. добро и злопонятия категориально выражающие одну из наиболее фундаментальных философских проблем. Ее рассмотрение как правило выходит за пределы собственно этических концепций приоб...Новая философская энциклопедия
  10. добро и злоДОБРО И ЗЛО категории этики и понятия морального сознания в предельно общей форме показывающие разграничение нравственного и безнравственного должного и предосудительног...Новейший философский словарь
  11. добро и злоДОБРО И ЗЛОКогда в Поднебесной узнали что красота это красота появилось и уродство. Когда узнали что добро это добро появилось и зло. Лаоцзы Количество добра в природе ...Сводная энциклопедия афоризмов
  12. добро и злонаиболее общие понятия морального сознания разграничивающие нравственное и безнравственное универсальная этическая характеристика всякой человеческой деятельности и отнош...Словарь по биомедицинской этике
  13. добро и злокатегории этики и понятия морального сознания показывающие в предельно общей форме разграничение нравственного и безнравственного должного и предосудительного в мотивации...Словарь-справочник по философии
  14. добро и злонормативнооценочные категории морального сознания в предельно обобщнной форме обозначающие с одной стороны должное и нравственноположительное благо а с другой нравственно...Советский философский словарь
  15. добро и злоДОБРО И ЗЛО наиболее общие понятия морального сознания категории этики обозначающие должное и нравственноположительное благо нравственноотрицательное и предосудительное в...Современная энциклопедия
  16. добро и злоДОБРО И ЗЛО наиболее общие понятия морального сознания категории этики характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности....Современный энциклопедический словарь
  17. добро и злоосновополагающие моральноэтические понятия категории в которых выражается нравственная оценка поведения людей отдельного человека или социальных групп а также общественн...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  18. добро и злоценностнонормативные категории в предельно общей форме обозначающие с одной стороны должное и положительное благо с другой отрицательное и предосудительное в поступках и...Философия права, словарь-минимум
  19. добро и злокатегории античной и средневековой философии в которых дается отрицательная или положительная оценка поступков действий мотивов деятельности людей и богов. Первые философ...Философия, практическое руководство
  20. добро и злоДОБРО И ЗЛО нормативнооценочные категории морального сознания в предельно обобщнной форме обозначающие с одной стороны должное и нравственноположительное благо а с другой...Философская энциклопедия
  21. добро и злоосн. категории этики употребляемые при нравств. оценках отд. явлений поступков побудит мотивов деятельности людей и т.д. Добро этич. категория обозначающая совокупность ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  22. добро и злоэти понятия имеют не только этический но и онтологический смысл. Религиозная трактовка Д. и З. уже содержала в себе определенную онтологию. Как правило всеобщность относи...Философские категории
  23. добро и злокатегории этики. Добро это осн. моральная ценность нравственная ценность сама по себе. Добро не является добром по отношению к чемунибудь ошибка эвдемонизма оно не есть в...Философский энциклопедический словарь II
  24. добро и злоДОБРО И ЗЛО наиболее общие понятия морального сознания категории этики характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности....Энциклопедический словарь естествознания
  25. добро и злоДобро и зло нормативнооценочные категории морального сознания в предельно обобщенной форме обозначающие с одной стороны должное и нравственноположительное благо а с друго...Энциклопедия культурологии
  26. добро и злоДОБРО И ЗЛОПротивопоставление Д. и з. играет важную роль в дуалистических мифахem где каждый из персонажей и символов относится либо к положительному ряду как носитель до...Энциклопедия мифологии