Философия науки и техники

ФУКО МИШЕЛЬ

1926-1984) – французский философ, структуралист, историк культуры и науки. Окончил Высшую нормальную школу. В 1950-1951 гг. был членом Французской коммунистической партии. Преподавал в университетах Парижа, Лилля, Венсенна, работал во французских культурных представительствах за рубежом. Создал первую во Франции кафедру психоанализа. Умер в1984 г. от СПИДа. В 1986 г. была создана Ассоциация «Центр Мишеля Фуко» для изучения и публикации его творческого наследия. Создатель концепции «археологии знания», автор работ «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» (1966) и «Археология знания» (1969). Утверждал, что «археология наук» не исследует возникновение и смену тех или иных научных или философских понятий,концепций или теорий, а изучает те правила и нормы научного языка (научной речи или научного дискурса), система которых является предпосылкой и детерминирующим фактором образования некоторых существенных для данной эпохинаучных дисциплин. Ввел понятие «дискурс» (от англ., фран. – речь, беседа), который сегодня обозначают речь или текст, имеющие научное или философское содержание, при этом обязательно подразумевается их обращенность к слушателю или читателю. Это понятие означает признание того, что наш познавательныйаппарат имеет социальную природу, но не в смысле родового достояния человека или что он сформировался в процессе взаимодействия людей, а в том, что его значение социально обусловлено. Он выбирает три области знания: 1) знанияживых существ; 2) знание законов языка; 3) знание экономических факторов. Его исследование направлено на описание того, что есть общего в различных сосуществующих областях знания. Он отказывается от ссылок на субъект познания,пытаясь исследовать научные дискурсы не с точки зрения говорящих индивидов и не с точки зрения формальных структур того, что они говорят, а с точки зрения правил, которые коренятся в самом существовании такого дискурса. В работе«Слова и вещи» Фуко вводит понятие «эпистемы», которое характеризует типичное для определенной эпохи «эпистемологическое поле», в котором происходит формирование знания. Эпистемы он определяет как «основополагающие кодылюбой культуры, управляющие ее языком, ее схемами восприятия, ее обменами,ее формами выражения и воспроизведения, ее ценностями, иерархией ее практик». Фуко подчеркивает, что в культуре в данный момент всегда имеется лишь одна эпистема, определяющая условия возможности любого знания, проявляется ли оно в теории или незримо присутствует в практике. Понятие эпистемы вызывает ассоциацию с понятием парадигма, введенным Т. Куном. Но «эпистема» – понятие более широкое, оно характеризует не принимаемые учеными данного периода основные идеи той или иной науки и существующие в ней принципы научного объяснения и теории, а самые общие правила и предпосылки научного познания, одинаково действующие в разных областях знания и культуры. В исследуемых им трех областях знания (о языке, о живых организмах и об экономических отношениях в обществе) он находит соответствие с тремя эпистемами, действовавшими соответственно в эпоху Возрождения, в классический период науки и в современную эпоху. Поскольку в самом общем виде проблема познания есть проблема соотношения слов и вещей, можно сказать, что три эпистемы различаются между собой именно пониманием этого соотношения. По его мнению, в эпоху Возрождения научный дискурс подчинялся принципу сходства слов и вещей. В классический период в нем господствовал принцип репрезентации, согласно которому знак (слово) непосредственно представляет вещь в пространстве мышления. Здесь категория сходства уступает место категориям тождества и различия, определяющим порядок вещей и мыслей. В современную эпоху основное отношение слов к вещам усложняется еще больше, порядок сменяется историей как основной идеей знания. Факторами же, определяющими связь слов и вещей, выступают труд, жизнь и язык. Соответственно этому возникает политическая экономия, биология и филология. Речь идет не о естественной истории, а прежде всего об историческом бытии человека. Именно оно становится посредствующим звеном между словами и вещами в различных формах дискурса. При этом сама история понимается, во-первых, как эмпирическая наука о происшедших событиях и, во-вторых, как коренной способ бытия, предписывающий судьбу всем эмпирическим существам и нам самим. В таком ее понимании история, говорит Фуко, стала «неминуемой для человеческой мысли». Применительно к выбранным областям знания это выглядит следующим образом. Наука о живых организмах (биология), занимавшаяся ранее распределением организмов по клеткам классификационной таблицы, сменяется наукой о жизни как процессе, протекающем во времени, имеющем начало и конец. Учение о богатстве, его распределение и обмене (экономика) превращается в анализ процесса человеческого труда, создающего стоимость товаров (политэкономия). Наконец, всеобщая грамматика уступает место филологии как науке о языке в его историческом развитии и функционировании. Для эпистемы XIX-XX вв., отмечает Фуко, характерно то, что все концентрируется вокруг проблемы человека. Если раньше человек понимался как природное существо, его природа выступала как вечная и неизменная, то в XIX веке обратили пристальное внимание на конечность человеческого существования. Гуманитарные науки возникли тогда, когда в западной культуре появился человек. Особенностью гуманитарных наук является не анализ различных сторон бытия человека, а то, как человек представляет их себе.

  1. фуко мишельФранцузский философ историк идей постструктуралистского направления. Считается самым видным и оригинальным современным мыслителем Франции. Его научные интересы сосредоточ...100 великих мыслителей
  2. фуко мишельFoucault Michel главная фигура в серьезных французских философских дебатах о разуме языке знании и власти. На его творчество повлияли Маркс Фрейд и Ницше. Хотя Фуко иног...Большой толковый социологический словарь
  3. фуко мишельфранцузский философ историк идей постструктуралистского направления. Окончил Высшую нормальную школу. Преподавал в различных университетах во Франции и за границей. С г....Великие философы
  4. фуко мишельфранцузский философ и историк. Наибольшее значение для социологии имела его работа Надзор и наказание посвященная анализу механизмов власти в западных обществах. Описыва...История западной социологии
  5. фуко мишельфр. философ социолог культуролог историк гуманит. науки один из осн. представителей структурализма и постструктурализма. Выходец из семьи потомственных врачей Ф. получил ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  6. фуко мишельFoucault Michel франц. философ историк культуры и науки представитель структурализма. Ф. стремился выявить происх. и тем самым случайный характер тех представлений и дей...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  7. фуко (мишель)французский философ Пуатье Париж преподавал в Коллеж де Франс с г. В г. выходит в свет его История безумия в классический период безумие и безрассудство где он анали...Новый философский словарь
  8. фуко мишельфранцузский философ социолог политолог историк культуры и науки один из наиболее ярких представителей постструктурализма и постмодернизма. Автор оригинальной концепции ев...Политологический словарь-справочник
  9. фуко мишельФУКО МИШЕЛЬ Foucault Michel Французский философ. Родился в Пуатье окончил Высшую Педагогическую школу Scole Nomale и Сорбонну. В г. назначен профессором кафедры истории...Политология. Словарь.
  10. фуко мишельфранцузский философ Пуатье Париж преподавал в Коллеж де Франс с г. В г. выходит в свет его История безумия в классический период безумие и безрассудство где он анали...Сверхкраткий философский словарь
  11. фуко мишельFOUCAULT Michel До избрания в г. в члены Коллеж де Франс и заведующим кафедрой истории систем мысли Фуко много лет провел вне Франции работая ассистентом в Упсальском у...Социологический словарь
  12. фуко мишельфранцузский философструктуралист специалист в истории идей последователь Ж.Батайя. Описал социальную историю западного общества как нескончаемую игру по перераспределению...Философия политики - словарь персоналий
  13. фуко, мишельФУКО МИШЕЛЬFoucault Michel французский философ и историк культуры книги которого о безумии социальных науках медицине тюрьмах и сексуальности сделали его одним из самых ...Энциклопедия Кольера II