Философия науки и техники

СОКРАТИКИ

) – философские школы, основанные учениками Сократа в начале IV в. до н.э. Каждая школа развивала отдельные стороны сократовского учения, но одновременно обращались к идеям элеатов, софистов, к восточным учениям, что искажало целостное представление об учении Сократа. К сократическим относятся Киническая, Киренская, Мегарская и Элидо-эретрийская школы. Киническая школа – основана Антисфеном (самым ярким киником является Диоген Синопский). Название школы связано со словом«пес», которым называли киников их современники. Как и Сократ, киники обращались к проблеме общих понятий, их роли в познании ив жизни человека. Однако, в отличие от Сократа, киники пришли к выводу, что общее не существует ни ввещах, ни в человеческих поступках. Восприятию, учили они, доступны только отдельные вещи, теоретическое познание с помощью понятий невозможно (существуют отдельные реальные лошади, а слово «лошадь» – лишь общее имя). Вцентре внимания киников находятся этические вопросы. Счастье не может заключаться ни в наслаждении, ни в озабоченности государственными проблемами. Главное – личная добродетель, доблесть, которую можно пробудить, освободившись от условностей, пут общественного мнения. Идеал автаркии (автономноети,самодостаточности). Сократ призывал к самостоятельности мысли, а киники – к самостоятельности поведения, к уникальности поступка (согласно преданию, Диоген даже умер по собственной воле в 90 лет, задержав дыхание). Представители Киренской школы (Аристипп, Антипатр, Гегесий) помимо сократовских идей испытали влияние софистов, а также восточной мудрости, что привело к появлению в их философии элементов иррационализма. Подлинной реальностьюобладают лишь единичные ощущения – единственный источник знания и счастья. Индивидуальные ощущения несравнимы друг с другом. Киренаики – сторонники эвдемонизма, учения, видящего смысл жизни в счастье, которое понимается имикак, мгновенное наслаждение. Поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше покончить счеты с жизнью (Гегесий). Вместе с тем киренаики провозглашали необходимость самообладания. Человек долженбыть господином своего удовольствия, уметь управлять им; самообладание –необходимое условие счастья. Представители Мегарской школы (Евклид, Евбулид) считают, что истинно существует только общее. Эта школа объединила идеи Сократа с учением элеатов, придав ему этическую окраску. Диалектика как искусство разоблачения ложных идей методом «от противного» предохраняет человека от заблуждений и ведет его к счастью.

  1. сократикисократики сократики ов ед. тик а филос ....Орфографический словарь
  2. сократикиОрфографическая запись слова сократики Ударение в слове сократики Деление слова на слоги перенос слова сократики Фонетическая транскрипция слова сократики [сагратк] Хара...Полный фонетический разбор слов
  3. сократикисократики ов ед. ч. тик а филос .em...Русский орфографический словарь
  4. сократикиотдельные философы либо целые школы в античной философии опиравшиеся на учение Сократа. В своих воззрениях С. отличались как друг от друга так и от самого Сократа. Наряду...Словарь античности
  5. сократикиСОКРАТИКИ Ученики и друзья Сократа. Объяснение иностранных слов вошедших в употребление в русский язык с означением их корней. Михельсон А.Д....Словарь иностранных слов русского языка
  6. сократикиУдарение в слове сократикиУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове сократики...Ударение и правописание
  7. сократикиСОКРАТИКИ см. Греческая философия.em dd Философский энциклопедический словарь....Философская энциклопедия