Философия науки и техники

РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ

особый вид вновь полученного знания. Цельреализуется в результате, но результат богаче «реализованной цели», потому что могут быть получены те результаты, которые не представлены, не спрогнозированы, не спроектированы, не заданы в цели. Результат можно подразделить на«продукт» и «отход», где продукт – это реализованная, достигнутая цель, а отход– это дополнительные, побочные позитивные или негативные результаты познания. Часто «отход» или непредвиденный результат является более ценным, чем запланированный. С результатом познания обычно связывают истину и выстраивают учение об истине в рамках гносеологии. Мы склонны для первичного уровня результата использовать понятие «знание». Знание поляризуется на истинное и ложное. Истинное знание поляризуется на вероятностное и достоверное. Вероятностное – это проблематичное и гипотетическое. В итоге формируются основные блоки продуктов познания: ложное знание, проблема (проблематичноезнание), гипотеза (гипотетическое знание), теория (достоверное знание). Отсюда и задачи развертывания учения о продуктах познания: учение о ложном знании(заблуждения, ошибки, ложь), учение о проблеме, учение о гипотезе, учение о теории и др. В аспекте истинностного рассмотрения продуктов познания важна поляризация подходов с диалектическим осознанием единства: объективное и субъективное в истине, абсолютное и относительное в истине, абстрактное и конкретное в истине. Общий принцип достаточно прост с позиций диалектического метода: единство объективности и субъективности, абсолютности и относительности, абстрактности и конкретности в истине. Иначе говоря, не может быть объективной и субъективной, абстрактной и конкретной, абсолютной и относительной истины. В каждой истине содержится два аспекта.