Философия науки и техники

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Древнегреческий философ Анаксагор видел главное отличие человека от животных во владении человеком своими руками. Аристотель, объясняя это, писал: руки обретают свой статус благодаря разуму, что делает человека еще и политическим животным. Арабский мыслитель Ибн Хальдун в книге «Мукадцима», рассматривая природу человека, утверждал, что, благодаря разуму, труду и науке он обрел «человеческие способности». При этом основным орудием человека, кроме мозга, выступают его руки как орудия труда. Древнеримский врач Гален в своем классическом труде «О частях человеческого тела» определяет роль рук в развитии человека. В философии техники в рассмотрении исторических процессов преобразования человека как работника сложились две концепции: 1)«орудийная» концепция Л. Нуаре; 2) «трудовая» концепция Ф. Энгельса. «Орудийная» концепция формирования человека разработана в трудах «Происхождение языка» (1877) и «Орудие и его значение в историческом развитии вещества» (1880) немецкого писателя, представителя философского монизма Людвига Нуаре, который, обосновывает идею о том, что только с появлением орудий труда начинается подлинная история человечества. В орудиях труда человек «проектирует» собственные органы, сначала действуя инстинктивно, а затем осознанно. Позже мозг человека, обретая функцию опережающего реагирования, начинает умозрительно опережать практику, проявляя себя, как творческая сила, т.е. развивается вместе с орудиями труда. В ходе орудийной деятельности рука претерпевает существенные изменения, благодаря которым она не просто приобретает универсальность, но и становится мощным фактором развития человека, выступая в качестве особого орудия («орудия орудий»), или «органа внешнего мозга», и становятся фактором развития разума. Синхронно им развиваются глаза, зрение, функционирование всего человеческого организма, и в первую очередь мозга«Трудовая» теория антропосоциогенеза развита Фридрихом Энгельсом, который в 1876 г. опубликовал работу под названием «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где значительно расширил представления о роли труда в жизни человека. Он доказал, что три великих приобретения сыграли решающую роль в развитии человека: 1) прямая походка, открывшая человеку больший простор для обозрения; передние конечности, которые можно было использовать совершенно по другому назначению; 2) эволюция гортани, столь важного органа для произнесения звуков и сообщения сигналов сородичам; 3) качественное преобразование органа мышления – мозга, органов чувств. Он говорит и о наличии фактора обратного влияния этих приобретений, которые дополнили биологическую эволюцию человекоподобных обезьян. Социальные последствия этой биологической эволюции, превращения обезьяны в человека, автор находит в трансформации охотничества в земледелие, обретении оседлости, навыков в преобразовании природы, среды обитания. Человек, таким образом, не ограничивается пассивным непреднамеренным влиянием на природу, он изменяет природу активно, сознательно приспосабливая ее к своим нуждам. И этим он обязан труду.