Философия науки и техники

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

от лат. предмет) – 1) в широком смысле слова – это фрагмент реальности (материальной или идеальной), на которую направлена активность субъекта, т.е. все то, на что направлен познавательный процесс исследователя, в качестве которых выступают идеализированные объекты, своеобразные аналоги предметов и явлений реального мира; 2) в узком смысле слова – это то, что изучает данная наука или научная дисциплина. Различают разные типы научных объектов: чувственные объекты, эмпирические объекты, теоретическиеобъекты. Понятие «объект познания» отличается от понятия «объективная реальность». Если объективная реальность – это все явления, существующие вне и независимо от сознания, то объект познания – это только то явление объективнойреальности, на которое направлена активность субъекта. В качестве объекта познания может также выступать субъективная реальность. Как человек является субстратом субъекта познания, так и реальный мир, действительность – это необъект, а предмет познания. Объект познания – это тот аспект действительности, реальности, предмета, который включен в познавательную деятельность, на который направлена активность субъекта познания (дерево – предмет познания, аего биологические или лесотехнические, экологические или эстетические, валеологические или геометрические, физические или химические и т.д. свойства – это объект познания биолога или лесоведа, эколога или художника, валеолога или архитектора, физика или химика и т.д.). Все объекты познания могут быть подразделены по разным основаниям на естественные (природа) и искусственные (техника), на природные и социальные, на вещественные и энергетические, на земные и внеземные, на натурные и гуманитарные и пр.