Философия науки и техники

НУАРЕ ЛЮДВИГ

1827-1897) – немецкий писатель, представитель философского монизма, который, рассматривал способность человека делать орудие как существенное его отличие от животного. В своих основных работах «Происхождение языка» (1877) и «Орудие и его значение в историческом развитии вещества» (1880) Нуаре обосновывает идею о том, что только с появлением орудий труда начинается подлинная история человечества. В орудиях труда человек воплощает принцип творчества. Создание и применение орудий – главные источники развития человеческого сознания. В орудиях труда человек «проектирует» собственные органы, сначала действуя инстинктивно, а затем осознанно. Между субъектом и объектом свое особое место занимают орудия труда. Эта мысль Нуаре совпадает с положением Маркса о машинах как органах человеческого мозга. Позже мозг человека, обретая функцию опережающего реагирования, начинает умозрительно опережать практику, проявляя себя как творческая сила, т.е. развивается вместе с орудиями труда. В ходе орудийной деятельности рука претерпевает существенные изменения, благодаря которым она не просто приобретает универсальность, но и становится мощным фактором развития человека, выступая в качестве особого орудия («орудия орудий»), или «органа внешнего мозга», и становятся фактором развития разума. Синхронно им развиваются глаза, зрение, функционирование всего человеческого организма, и в первую очередь мозга. Всякое объективное познание состоит из двух актов: движения, направляющегося от субъекта и определяемого волей, и объективного сопротивления, т.е. того сопротивления, которое объект оказывает этому движению. Выступая против точки зрения, согласно которой человеку изначально приписывается дар абстрагирования, благодаря которому он оказался в состоянии к опережающему мышлению, Нуаре пишет: «Мышление лишь позднее достигает того, что уже значительно раньше было развито благодаря работе, благодаря деятельности», т.е. сначала было дело, а не слово.