Философия науки и техники

ЛОГИКОЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАУКИ

сложился в античности в философской системе Аристотеля и впоследствии развит Галилеем. Его сущностью является абсолютизация теоретической науки и пренебрежение опытным, экспериментальным типом познания. Аристотель понимал науку как систему логически связанных, рационально обоснованных утверждений, где основным инструментом («органоном») научного познания является логика. Основным методом логико-эпистемологического подхода к анализу науки является рациональная дедукция, то есть познание в форме логических доказательств путем апелляции к реально удостоверяемым причинам и основаниям. Такой подход, представляющий собой синтез умопостигаемых знаний, связанных в целостную картину мира, продолжил Г. Галилей, доказывая, что опытные данные не являются исходным элементом познания и всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках: опыт всегда предваряется некоторыми теоретическими допущениями, а для его прогнозирования используются математические измерения и идеализация, как способы создания теоретических схем явлений. Поэтому основой науки, по Галилею, становится математика, а основой научного исследования – измерение (т.е. выявление количественных различий между объектами).