Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ЭККЕРСБЕРГ

, Кристофер Вильгельм (Eckersberg, Christopher Wilhelm) 1783, полуостров Ютландия — 1853, Копенгаген. Датский живописец. Учился с 1803 в Академии художеств в Копенгагене у Абильгора. После получения большой золотой медали (1809) совершил как стипендиат поездки в Париж (1811— 1813), где занимался у Давида, а затем в Италию (1813—1816). С 1817 профессор Академии художеств Копенгагена. Писал портреты, пейзажи, полотна на исторические и мифологические сюжеты. Ранние пейзажи итальянского периода (Тибр около Понте Ротто; Вид сквозь арки Колизея, оба — Копенгаген, Гос. музей искусств) исполнены в манере академической пейзажной живописи XIX в. Художник стремился к передаче единства планов и глубины панорамного вида, объемы средневековых церквей в пейзаже Авентинских холмов и римских городских построек не теряют своей пластической определенности в тонкой световоздушной дымке.Пластически весомо выглядят древние камни Колизея, обретающие красновато-коричневый цвет в ярком освещении (Интерьер Колизея, Копенгаген, Гос. музей искусств). В Италии был исполнен и портрет друга художника Б. Торвальдсена (1814, Копенгаген, дворец Шарлоттенборг, повторения — Стокгольм, Нац. музей; Копенгаген, Новая карлсбергская глиптотека). Полотно написано в манере неоклассицистического портрета рубежа XVIII—XIX вв. Скульптор изображен на фоне своего известного рельефа Въезд Александра Македонского в Вавилон, являющегося как бы лейтмотивом образа. Нейтральный серо-голубой фон, четкий абрис фигуры, вещественно переданные аксессуары свидетельствуют о влиянии Ж. Л. Давида. В подобной манере исполнены и портреты Госпожа Шмидт (1814, Копенгаген, частное собрание), Семейство Натансон (1818, Копенгаген, Гос. музей искусств), Девушка из семьи Марсман (1820, Дания, частное собрание). В поздние годы Эккерсберг вновь обращается к пейзажу, пишет преимущественно марины. В картинах Русский линейный корабль на рейде (1828), Морской пейзаж с парусником (1831—1832), Корвет "Галатея" в бурю (1839, все — Копенгаген, Гос. музей искусств) стремление к воспроизведению световоздушной среды морского побережья свидетельствует о тонком живописном даровании художника, его поисках, близких европейскому романтическому "пейзажу настроения".
Лит.: Johansen P. Den danske malerkunsts bader Christopher Wilhelm Eckersberg. Kobenhavn; Flensborg, 1925; To nationale malere: Christen Kobke, Jorn Rulow, Christopher Eckersberg. Odense, 1945; C. W. Eckersberg i Rom. 1813—1816 / Red. Duveke Helsted. Kobenhavn, 1983; La Brie Sloan Th. Neoclassical and Romantic Painting in Denmark, 1734—1848. Evanston, Illinois, 1972; Willoch S. Tegningen av C. W. Eckersberg i det norske Nasional-galeri, utrykt artikel. Kobenhavn, 1983.
Е. Федотова

  1. эккерсбергEckersberg Кристоффер Вильхельм датскийживописец. Портреты пейзажи жанровые композиции отмечены остротойжизненных наблюдений Девушка из семьи Марсман ....Большой энциклопедический словарь II
  2. эккерсбергЭККЕРСБЕРГ Eckersberg Кристоффер Вильхельм датский живописец. Портреты пейзажи жанровые композиции отмечены остротой жизненных наблюдений Девушка из семьи Марсман ....Современный энциклопедический словарь